План по самообразованию
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество обучения, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного педагога– новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Язенок Юлии Викторовны
ФИО
на 2023-2024 учебный год
2023 г.
План самообразования
Тема: «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр и кинезеологических упражнений».
Цель: изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике, продуктивно влияющих на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Срок реализации: 1 год.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- развитие зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);
- формирование правильного взаимодействия рук и ног;
- формирование умения чувствовать своё тело и пространство вокруг;
Форма отчета по проделанной работы
- папки передвижки;
- консультации для родителей;
- семинары и конференции;
- курсы повышения квалификации;
- мастер-классы;
- конспекты занятий;
- сеть Интернет;
- общение с коллегами.
Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год по самообразованию на тему
«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр и кинезеологических упражнений»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования. (Интернет-ресурсы). Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах). | Повышение компетенции. | Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок и кинезиоупражнений для детей. | Видео-консультация «Речевые игры по дороге в детский сад». | Изучить опыт коллег по данной теме. Выявить наилучшие практики. |
Октябрь | Отбор наиболее эффективных способов речевого развития детей дошкольного возраста, использования нейропсихологических игр и кинезеологических упражнений в обучении дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. | Вызывать у детей интерес к нейропсихологическим приемам, кинезиологическим упражнениям. | Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). - Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. - Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями). - Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты). - «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. | Консультация для родителей: «Польза нейроигр для ребенка». | Консультация для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста» |
Ноябрь | Создание картотеки нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений. | Обогащение предметно-развивающей среды. Подбор комплекса нейропсихологических игр и кинезиоупражнений для детей. | Пополнить уголок нейропсихологических игр дидактическими играми: - Создание альбома «Нейро-сказки»; - Нейроигры «На лесной опушке», «Енотики»; - Создание картотеки пальчиковых игр; - Игры массажными мячиками Су-джок. | Видео-консультация «Интересные игры дома». Консультация «Что такое нейроигры?» | Консультирование педагогов по вопросу изготовления нейроигр и пособий из подручных материалов. |
Декабрь | Продолжать пополнять в группе уголок нейропсихологических игр необходимым материалом в течение года: дидактические игры; наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по нейропсихологическим играм и кинезиологии. | Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). | Пополнить уголок нейропсихологических игр дидактическими играми: - «Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков. - «Скажи и покажи нужной рукой». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. - «Повтори за мной». Ребенок смотрит на картинку и повторяет движения. | Папка-передвижка «Нейроигры это просто и весело». Мастер-класс «Нейроигры своими руками в домашних условиях». | Консультация для педагогов и родителей: «Нейроигры в коррекционной работе». |
Январь | Публикация методических материалов, статьи по обобщению педагогического опыта, методические рекомендации и дидактические материалы на сайтах для воспитателей детских садов. | Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом. | Знакомство детей с упражнениями, улучшающими контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). - «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. - «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. - «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: червяк дорогу сверху вниз. В огромном яблоке прогрыз. Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука. | Буклет «Зарядка для ума и тела». | Консультация «Применение нейроигр в образовательном процессе». |
Февраль | Продолжать пополнять в группе уголок нейропсихологических игр необходимым материалом в течение года: дидактические игры; наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по нейропсихологическим играм и кинезиологии. | Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). | - «Кулачок — ладошка». - «Кошка». - «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала. - Использование нейросказок «В лесу», «В гости бабушка звала» для речевого развития детей дошкольного возраста. | Консультация «Польза нейроигр для детей в речевом и познавательном развитии». | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Март | Изучение компьютерной программы для создания дидактических пособий по теме самообразования. Продолжать пополнять в группе уголок нейропсихологических игр необходимым материалом. | Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом. | Разработка дидактического альбома по кинезиоупражнениям, межполушарныедорожки, тетрадь «Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей». | Родительская гостиная «Хитрые вопросики». Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития дошкольников. | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Апрель | Размещение информации для родителей и педагогов на сайте воспитателя.Язенок Юлия Викторовна | сайт воспитателя детского сада | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) | Обеспечение открытости и общедоступности информации по исследуемой теме. Распространение опыта. | Применение нестандартных дидактических заданий и игр. Игры с Qr-кодом. Проведение занятий с использованием приемов нейропсихологических игр и кинезиологии. | Родительское собрание «Сенсорика и нейроигры с детьми». | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Май | Обобщение опыта по исследуемой работе. | Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования. | Показ НОД по познавательному развитию с использованием нейроигры. | Сбор фото и видео для ролика. Индивидуальные беседы-рекомендации на лето. | Презентация своего опыта работы педагогам дошкольного учреждения. |
Список использованных источников:
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор сост. О.А.Зажигина – Спб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 96 с.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
- Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка/ Е.Г. Молчанова. – Ростов н/д: Феникс, 2019. – 320 с.
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
- Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля, Ксения Гончарова и др. – Ростов н/д.: Феникс, 2019. – 55 с.
- Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2012.-474с.
- Трясорукова Татьяна Петровна. РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 47, с.: ил. — (Экспресс-тренировка для мозга ребёнка).
- Чебыкина Наталия Николаевна Ч-34 Нейрологопедические прописи — М.: Издательство АСТ, 2021. — 78, с.: ил. — (Нейропрописи).
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Язенок Юлии Викторовны
ФИО
на 2022-2023 учебный год
2022 г.
План самообразования
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы»
Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, их познавательно-творческой активности;
- создать условия для развития абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, умения производить логические операции, способность «действовать в уме»);
- создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого дошкольника.
Срок реализации: 1 год.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- овладение теоретическими и практическими основами шахматной игры;
Форма отчета по проделанной работы
- папки передвижки;
- консультации для родителей;
- семинары и конференции;
- курсы повышения квалификации;
- мастер-классы;
- конспекты занятий;
- сеть Интернет;
- общение с коллегами.
Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год по самообразованию на тему
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Выступление на родительском собрании дошкольного учреждения - «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста». | Познакомить родителей с занятиями, представить спектр возможностей использования игры, определить вектор развития познавательных способностей. | Просмотр мультфильма «Гамбит», «Фиксики Шахматы». Повторить основные, правила игры и основные ходы. Названия шахматных фигур, историю возникновения игры в шахматы, её особенности. | Выступление на родительском собрании дошкольного учреждения «Понятия игры в шахматы»; «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста». | Консультация для педагогов: «История шахмат». |
Октябрь | Изучение литературы по теме (интернет-ресурсы). Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах). | Повышение компетенции. | Продолжать учить (повторить) основные правила игры в шахматы, основные ходы. Развивать интеллектуальные и математические способности. Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Изготовление буклетов «Шахматы в детском саду». Размещение консультации «Учимся, играя». | Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду». |
Ноябрь | Отбор наиболее эффективных способов обучения в шахматы дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. | Вызывать у детей интерес к игре в шахматы. развивать интеллектуальные способности дошкольника, его коммуникабельность в процессе обучения шахматной игре. | Пополнить уголок «Шахматы» дидактическими играми: «Шахматный кубик». «Прогуляйся по улице» (а, в, с ...), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры). Цель: продолжать учить находить место на шахматной доске для каждой фигуры. Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Индивидуальные беседы с родителями об игре в шахматы.
| Мастер-класс. «Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы». Цель: познакомить педагогов с формами, методами и приёмами работы с детьми по данному направлению. |
Декабрь | Продолжать пополнять в группе уголок «Шахматы» необходимым материалом в течение года: дидактические игры для обучения игре в шахматы; наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по шахматам. | Прививать детям эстетическое восприятие через дидактические игры и наглядный материал. Формировать социально -коммуникативные умения, самостоятельность. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели. | Пополнить уголок «Шахматы» дидактическими играми: «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). Цель: продолжать учить находить место на шахматной доске для каждой фигуры. Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Знакомство с компьютерной программой: «Динозавры учат шахматы». | Изучение педагогами ДОО методической литературы по обучению воспитанников игре в шахматы |
Январь | Публикация методических материалов, в том числе конспекты занятий, статьи по обобщению педагогического опыта, методические рекомендации и дидактическиематериалы на сайтах для воспитателей детских садов. | Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом. | Шахматная «ТУ-ВИ» (турнир-викторина). Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Выставка детских рисунков на тему: «Шахматный вернисаж». | Консультация«Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста». |
Февраль | Участие воспитанников в турнирах, конкурсах, викторинах. | Привлекать детей к систематическим занятиям по шахматам. Содействовать интеллектуальному развитию детей, выявление юных талантов. | Чтение сказки «Как Незнайка заболел шахматной горячкой». Обеспечение участия воспитанников в конкурсных мероприятиях по шахматному образованию на Муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Выставка «Королевство шахматных фигур» (поделки родителей и детей). | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Март | Изучение компьютерной программы «Шахматная информатика». Продолжать пополнять в группе уголок «Шахматы» необходимым материалом. | Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом. | Разработка игры «Загадки из шахматной шкатулки». Цель: развивать у детей логическое мышление, память, внимание. Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Родительская гостиная «Хитрые вопросики». Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития старших дошкольников. | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Апрель | Размещение информации для родителей и педагогов на сайте воспитателя.Язенок Юлия Викторовна | сайт воспитателя детского сада | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) | Обеспечение открытости и общедоступности информации по исследуемой теме. Распространение опыта. | Применение нестандартных дидактических заданий и игр. ПК Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. | Памятка «Полезные советы для родителей». Индивидуальное просвещение родителей по актуальным вопросам при обучении игре в шахматы. | Знакомство с компьютерной программой: «Шахматная информатика». |
Май | Обобщение опыта по исследуемой работе. | Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования. | Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы. Шахматный турнир. | Сбор фото и видео для ролика «Поделись опытом». Презентация семейного опыта «Как мы поддержали своего ребенка в кругу семьи». | Презентация своего опыта работы педагогам дошкольного учреждения. |
Список литературы:
- Быкова Е.П. Шахматы для малышей. – Изд.2-е.– Ростов н/Д.: Феникс, 2008.–120с.
- Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2002. – 396 с.
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
- Губницкий С.Б. Новый полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков = Уникальный полный курс шахмат. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2011. – 703 с.
- Кайгородов Г.К. Азбука шахмат в стихах и рисунках. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2010. – 92 с.
- Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2015. – 128 с.
- Мария Фоминых «Шахматы для детей». Обучающая сказка в картинках. Издательство: «ПИТЕР». 2018
- Материалы Международной научно-практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования». Ханты-Мансийск, 2013г. Сост.: И.Г.Сухин, Г.В.Ковалёва; научный редактор И.Г.Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
- Муромцев А.Ю. Я – родитель шахматиста. Изд. 2-е. – Саратов6 саратовская областная академия шахмат, 2019. – 188 с.
- Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 2013г. В 3 частях. Часть III. Мин-во обр. и науки. – М.: «АР-Консалт», 2013г. – 139 с.
- И.Г. Сухин «Шахматы». Полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления. Москва. Издательство: АСТ, 2019 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Язенок Юлии Викторовны
ФИО
на 2021-2022 учебный год
2021 г.
План самообразования
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование инновационных методов обучения»
Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современных образовательных технологий. Изучение и применение современных образовательных технологий для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.
Задачи:
1) Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
2) повысить качество образования на основе внедрения инновационных технологий.
Срок реализации: 1 года.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- освоение педагогических технологий;
- повышение качества обучения через повышение качества занятий;
Проблема, над которой я работаю: «Инновационные технологии в обучении и воспитании».
Форма отчета по проделанной работы.
- папки передвижки;
- консультации для родителей;
- семинары и конференции;
- курсы повышения квалификации;
- мастер-классы;
- конспекты занятий;
- сеть Интернет;
- общение с коллегами.
Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год по самообразованию на тему
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование инновационных методов обучения»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | - Изучение литературы. - Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах). - Просмотр статей в сети интернета на тему: «Инновационные технологии в обучении и воспитании». | Составить подборку материалов по данной теме. | - Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. - Оформление картотеки: «Гимнастика для глаз». | Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Как заниматься с пользой?» | - Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений. - Консультация «Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов в ДОУ». |
Октябрь | Установить программу Microsoft Publisher для создания буклетов, памяток, календарей. Установить программу Movie Maker Видеоредактор. Для создания видеороликов с видео, фото, звуком. | Изучить возможности различных видео редакторов. Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений. Развивать инициативность, любознательность детей. | - Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. - Познакомить с компьютерной и мультимедийной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ. | - Использование информационно коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями. - Организовать консультации по проблемным вопросам. | Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Интерактивные технологии в дошкольном образовании». |
Ноябрь | Создание среды для реализации проекта. Вести работу с различными сайтами Интернет для обогащения знаний: - Instagram; - http://pedmir.ru/-электронный журнал “Педагогический мир»; - http://www.razvitierebenka.com/- «развитие ребенка”; - http://viki.rdf.ru/- детские презентации; И т.д. - продолжить работу со своим сайтом воспитателя - https://nsportal.ru/yazenok-yuliya-viktorovna | Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций. Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. | - «Беседа с детьми на тему: знакомимся с мультимедийным оборудованием в нашей группе». - Разработка конспектов занятий с использованием ИКТ. - Научить детей пользоваться интерактивной доской. - Создание адвент-календаря «Новый год». | - Консультация для родителей: «Использование ИКТ в повседневной работе воспитателя». - Привлечение к участию в различных конкурсах, в том числе применяя ИКТ. - Чек лист для родителей «Как просто жить с ребенком в мире и дружбе» | Консультация «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога». |
Декабрь | Поиск наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям. «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»). Проведение НОД по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием ИКТ (Интерактивная игра). | Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций. Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. | - Ведение адвент-календаря. - Создание презентации на тему: «Одежда в разное время года» и работа с ней в ходе НОД по ознакомлению детей с окружающим миром. (Интерактивная игра). - Создание поздравительного видео-ролика к «Новому году». | - Разработать мастер-класс (видео-мастер класс) для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка». - Родительское собрание с использованием мультимедийного оборудования (фотоотчёт о жизни детей в группе). | «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО». |
Январь | «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»). Проведение игр на прогулке с использованием инновационных и интерактивных техник. Разработка игры квиз (Викторина) по теме «Зима». https://myquiz.ru/ | Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ. Создать условия для закаливания, повышения физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе. | - Применение техники терренкур на прогулке. (Дозированная ходьба по определенному маршруту. Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности). - Квест - прогулки с преодолением несложных препятствий. | - Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома». - Консультация «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении». - Проведение онлайн - игры квиз (Викторина) по теме «Зима». https://myquiz.ru/ (Дети с родителями). - Беседа с родителями «Маршрут выходного дня» (предложить родителям провести с пользой выходной и погулять по городу рассматривая и поясняя местные достопримечательности). Через прогулку доступно изучение истории, культуры, географии родного края и др. | Консультация «Инновационный образовательный подход к обучению и играм на свежем воздухе». |
Февраль | «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»). Создание поздравительного ролика к 23 февраля. Проведение дидактических игр с использованием инновационных техник. | Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ. Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Создать условия для развития у дошкольников любознательности, стимулировать коммуникативную, познавательную и игровую активность. | - Игры с сенсорными коробочками. «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста». - Создание поздравительного видео-ролика к 23 февраля. | - Консультация «Сенсорное развитие детей в домашних условиях». - Чек лист для родителей «Развиваем мозг ребенка» | Консультация «Инновационная дидактическая игра дошкольника» |
Март | «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»). Создание поздравительного ролика к 8 марта. Съемка ролика с детьми по сказке. | Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению. | - Создание поздравительного видео-ролика к 8 марта. - «Показываем сказку». | Консультация «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника». | Консультацией «Сказкотерапия как средство речевого развития дошкольников». |
Апрель | «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»). Разработка игры квиз (Викторина) по теме «Весна». https://myquiz.ru/ Проведение досуга для детей с применением технологии - песочная терапия «Путешествие по песочной стране». | Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. | -Проведение НОД с применение технологии песочной анимации «Этот загадочный космос». - Наблюдение онлайн нашей планеты из космоса (онлайн трансляция c орбиты в реальном времени). https://www.miroworld.ru/mks-onlajn-translyatsiya-s-kosmosa/ - Проведение игр с применением методов песочной терапии «Путешествие по песочной стране». | - Проведение онлайн - игры квиз (Викторина) по теме «Весна». https://myquiz.ru/ (Дети с родителями). - Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками».- Видео мастер-класс «Чудеса на песке» | Консультация «Использования техники песочной терапии, игротерапии, в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ». |
Май | «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»). Размещение видео мастер-классов по лепке на страницах ДОУ в социальных сетях. Разработка Qr кодов к видео. Организовать видео-экскурсию к памятникам России, посвященным ВОВ. Оформление отчета. Презентация (видео-презентация) по проделанной работе. | Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению. Создать условия для формирования у воспитанников нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость. Подведение итогов. | - Создание мини-музея к памятной дате 9 Мая «День Победы». Сделать видеоролик экскурсию по мини-музею. - видео-экскурсия к памятникам России, посвященным ВОВ. | - Привлечение родителей в создании мини-музея в группе к 9 Мая. - Выступление на родительском собрание с отчетом о проделанной работе за учебный год. | - Консультация «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста». - Презентация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование инновационных методов обучения». |
Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствует изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Адвент-календарь — это новая технология, открывающая новые возможности. Эффективность и целесообразность использования данной технологии для развития познавательной активности дошкольников заключается в следующем:
Во-первых, адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО;
Во-вторых, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий;
В-третьих, тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды детской деятельности;
В-четвертых, носит характер комплексного воздействия. Развивает не только познавательную активность детей дошкольного возраста, но также способствует развитию у ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.
Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели.
Список используемых источников:
1.Соловьева, Л.А. Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста \ Справочник педагога - психолога. Детский сад.- 2011. –№ 10. 2.Никитенко, С.Г. Интернет для педагогов: ресурсы и технологии \Школьные технологии. – 2002. – № 2. 3.Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском сад Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. 4.Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008. 5.Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997. 6.Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. 7.Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с. 8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с. 9.Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5, стр. 283-285.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ∙ Конвенция о правах ребенка; ∙ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ∙ Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.) ∙ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы ∙ И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г. ∙ Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» ∙ Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004. ∙ Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г. ∙ Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир». ∙ Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г. ∙ Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009 ∙ Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада. ∙ Интернет-ресурсы: ∙ http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm ∙ http:// festival .1 september. ru / articles /520782/
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Язенок Юлии Викторовны
ФИО
на 2020-2021 учебный год
2020 г.
План самообразования
Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
- Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Срок реализации: 1 года.
Предполагаемый результат:
- развитие связной речи, обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации);
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение);
- развитие личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным, уважение к старшим и т. д.).
Проблема, над которой я работаю: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Форма отчета по проделанной работы.
- папки передвижки;
- консультации для родителей;
- семинары и конференции;
- курсы повышения квалификации;
- мастер-классы;
- конспекты занятий;
- сеть Интернет;
- общение с коллегами.
Перспективный план на 2020 – 2021 учебный год по самообразованию на тему
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | - Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы: - Изучение опыта педагогов ДОУ. - Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах). - Просмотр статей в сети интернета на тему: «Инновационные технологии в обучении и воспитании». - Разрабатывание плана. | Составить подборку материалов по данной теме. Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, артист, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются. | - Организация развивающей предметно-пространственной среды. - Беседа: «Что такое театр? - Чтение русских народных сказок. -Прослушивание аудиозаписи сказки ««Тараканище»». - Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам. - Показ кукольного театра «Репка». | - Опрос родителей на тему: «Любите ли вы театр?» - Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка. | Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме. |
Октябрь | Пополнение театрального уголка. Перспективный план работы с детьми. Работа над проектом «Русская изба» | Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений. Развивать инициативность, любознательность детей. | - Организация развивающей предметно-пространственной среды. - Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки». - Посещение театральных представлений. - Разучивание стихотворений к празднику осени. - Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т.д.). - - Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций». | - Консультация «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста». | Подготовить консультацию: Арт - методика «Театр на столе». |
Ноябрь | Вести работу с различными сайтами Интернет для обогащения знаний. Поделиться опытом работы с коллегами. Пополнение различными атрибутами театрального уголка. Работа над проектом «Русская изба» | Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. | - Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». - Просмотр презентации «Русский национальный костюм»; «Народные куклы». - Посещение с детьми уголка в ДОУ «Русская изба». - Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. - Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций». | - Помощь в организации развивающей среды по театрализованной деятельности. - Привлечение к участию в различных конкурсах. - Консультация «Кукольный театр своими руками». | Консультация. Семинар-практикум «Интеграция театральной деятельности в ДОУ». |
Декабрь | Поиск наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям. «Съёмочный процесс в ДОУ» (видео поздравление от группы с Новым годом) | Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. | - Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику. - Включение в режим дня игр на мимику с жестами. (Мы смеемся, мы грустим, мы удивляемся и т.д.). - Создание поздравительного видео-ролика к «Новому году». - Развлечение в группе «Карнавал». - Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций». | - Оформление папки – передвижки «Правила поведения родителей на детском празднике». - Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка». - Напомнить родителям дома повторять стихи и песни. | Консультация «Театр наш друг и помощник». |
Январь | Проведение в режимных моментах театрализованных игр с детьми. Работа над проектом «Русская изба». | Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ. Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками. | - Развлечение «Рождественские колядки». - Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой». - Включение в деятельность детей игр «Двигательных этюды». (Важный петушок, Котята «Руки-лапки», Собачки «Руки-лапки», Куклы и т.д.). - Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций». | - Консультация «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника». - Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома. - | Презентация «Педагог – артист». |
Февраль | Изготовление мнемотаблиц по сказкам. Создание поздравительного ролика к 23 февраля. Проведение дидактических игр по театрализованной деятельности. | Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ. Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Создать условия для развития у дошкольников любознательности, стимулировать коммуникативную, познавательную и игровую активность. | - Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций». - Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Узнай по контуру» и т. д.). - Магнитный театр «Репка», «Колобок». - Конструирование домика для животных. - Создание поздравительного видео-ролика к 23 февраля. | - Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста». - Напомнить родителям дома повторять стихи и песни. - Привлечение родителей к пошиву или изобретению своими руками костюмов, атрибутики для театрализованной деятельности. | Консультация «Основы театральной культуры для педагогов». |
Март | Работа над проектом «Русская изба». Создание поздравительного ролика к 8 марта. . | Создать условия для развития актерских способностей детей, социализации и коммуникабельности. | - Создание поздравительного видео-ролика к 8 марта. - Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр. - Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашково», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов». - Театрализованные представления р.н. сказки «Теремок». | - Консультация «Как организовать досуг ребенка дома». - Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста». | Консультацией «Развивающая среда группы». |
Апрель | Игровая деятельность на прогулке и в группе, подвижные игры с элементами театрализации. | Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению. | - Чтение и пересказ Русской народной сказки «Кот, петух и лиса», Русской народной сказки «Лиса и заяц». - Подвижные игры с элементами театральной игры: «Лиса и зайцы», «Самолёты», «Воробушки». | - Консультация «Игры детей с игрушками -персонажами». - Консультация «Читаем детям». - Предложить родителям домашний совместный просмотр мультфильма «Лиса и заяц». | Консультация «Мультфильм как средство воспитания». |
Май | «Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Русская изба»). Видео поздравление от детей к празднику 9 Мая. Видео поздравление выпускников детского сада. Оформление отчета. Презентация (видео-презентация) по проделанной работе. | Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям русского народа. Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению. Подведение итогов. | - Снять видеоролик поздравление к празднику 9 мая (Заучивание, стихов, песен, танцев). - Снять видеоролик поздравление выпускникам детского сада. (Заучивание стихов. Пожелания – импровизация). - Разгадывание загадок о сказках. - Проведение досуга «Русские посиделки». | - «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей». - Выступление на родительском собрание с отчетом о проделанной работе за учебный год. | Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ». |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Язенок Юлии Викторовны
на 2018-2019 учебный год
2018 г.
Личная карта
ФИО педагога: Язенок Юлия Викторовна дата рождения: 07.02.1987
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):
Высшее. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 21.04.2018 г.
Специальность по диплому: педагог в сфере дошкольного образования (воспитатель). Реализация дошкольного образования в условия ФГОС ДО.
Занимаемая должность: воспитатель
Курсы повышения квалификации:
10.02.2018г. ООО «Высшая школа делового администрирования». «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
06.02.2019г. «Высшая школа делового администрирования». «Методика обучения детей игре в шахматы в рамках реализации ФГОС ДО»
План самообразования
Тема самообразования:
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».
Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего научные проблемы, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. организационно - ознакомительный | Изучение методической литературы | Сентябрь, ноябрь, декабрь | Изучение статей из журналов, интернет ресурсов, составление картотеки экспериментов. |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Октябрь. | Перспективное планирование экспериментальной деятельности. | |
Консультация для родителей. «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» Буклет «Проведение опытов с детьми дома» | Октябрь Декабрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | |
2. практический | Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. | С октября месяца. | Подготовка конспектов НОД |
Работа с родителями. | В течение года. | Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Уголка экспериментирования. | |
Памятка: «Что такое детское экспериментирование». Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Памятка «Как поддержать интерес детей к экспериментам». Консультация на тему: «Ребенок - исследователь в детском саду». | Январь
Февраль Март | ||
Посадка лука в группе. Проведение викторины «Что? Где? Когда?» По экспериментированию. | Апрель Май | По мере роста лука воспитанники наблюдают за ростом, ухаживают за посадками. | |
3. заключительный. | Вторая половина мая. | Выступление по теме самообразования на родительском собрании. Презентация для педагогов по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». |
Ожидаемые результаты.
К концу обучения у детей:
- Расширяется круг знаний об окружающем мире.
- Создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
- Желание улучшить образовательный процесс.
- Словарный запас выходит на более высокий уровень.
- У детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Учатся делать выводы, высказывать суждения.
- Формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Форма отчета по проделанной работе: Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 1 год
Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год
Форма работы с детьми
Дата | Кол-во | |
Сентябрь 2018 | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе. | 1 |
Посещение выставки «Наука на ладони». | 1 | |
Повторение правил безопасности в игровой форме. «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов». | 1 | |
Октябрь 2018 | «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности». | 1 |
«Приборы-помощники». Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, щипцы, микроскоп и т.д.) | 1 | |
Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Проведение опытов. | 1 | |
Ноябрь 2018 | «Шаг за шагом». Составление картотек опытов, экспериментов. | 1 |
Декабрь 2018 | Проведение опытов на занятиях и в свободное время. «Секретное письмо», «Пищевые красители», «Добыча крахмала из картофеля». | 1 |
Пополнение «копилки опытов и экспериментов». | 1 | |
Чтение «Рассказы-загадки о природе». | 1 | |
Январь 2019 | Опыты и эксперименты со снегом и льдом. | 1 |
Март 2019 | Проведение опытов в свободное время и на занятиях «Огород на окошке» (Наблюдение). | 1 |
Тематическое занятие «Вода в жизни человека». «Сказка о капельке». | 1 | |
Апрель 2019 | Экспериментирование «Космос в банке». | 1 |
Проведение опытов на занятиях и в свободное время. («Как веточки тополя, березы и осины весну встречали»). | 1 | |
Май 2019 | Проведение викторины «Что? Где? Когда?» По экспериментированию. | 1 |
Итого часов | 16 |
Форма работы с педагогами
Дата | Практические занятия | Кол-во |
Сентябрь 2018 | Разработка планов-конспектов занятий. | 1 |
Ноябрь 2018 | Подготовка консультации для педагогов. | 1 |
Январь 2019 | Консультация «Организация занятия –экспериментирования. Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования». | 1 |
Апрель 2019 | Консультация для педагогов: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | 1 |
Май 2019 | Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». | 1 |
Итого часов | 5 |
Форма работы с родителями
Дата | Кол-во | |
Сентябрь 2018 | Создание папки-передвижки, информационного стенда. | 1 |
Подбор материала для консультации для родителей. | 1 | |
Октябрь 2018 | Консультация «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» | 1 |
Предоставление рекомендаций, индивидуальных консультаций. | 1 | |
Ноябрь 2018 | Проведение родительского собрания. | 1 |
Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Уголка экспериментирования. | 1 | |
Декабрь 2018 | Буклет «Проведение опытов с детьми дома» | 1 |
Январь 2019 | Создание памятки: «Что такое детское экспериментирование». | 1 |
Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». | 1 | |
Февраль 2019 | Памятка «Как поддержать интерес детей к экспериментам» | 1 |
Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | 1 | |
Март 2019 | Создание папки-передвижки, информационного стенда. «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни» | 1 |
Консультация на тему: «Ребенок- исследователь в детском саду». | 1 | |
Апрель 2019 | Памятка на тему: «Научите ребенка любить природу». | 1 |
Май 2019 | Выступление на родительском собрание с отчетом о проделанной работе за учебный год. | 1 |
Фотовыставка «Юные исследователи». | 1 | |
Итого часов | 16 |
Самообразование:
Дата | Кол-во | |
Сентябрь 2018 | Подбор и изучение литературы по теме. | 1 |
Октябрь 2018 | Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для экспериментальной деятельности. | 1 |
Ноябрь 2018 | Наметить основные формы работы | 1 |
Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | 1 | |
Декабрь 2018 | Работа с родителями | 1 |
Обмен опытом с коллегами своего ДОУ: Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на интернет- сайтах. Просмотр статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ. | 1 | |
Январь 2019 | Разработка серии конспектов с элементами экспериментирования. Создать картотеку опытов и экспериментов, и игр с экспериментированием. | 1 |
Февраль 2019 | Сбор материалов для изготовления «Нано-Бокса» | 1 |
Март 2019 | Создать картотеку опытов и экспериментов, и игр с экспериментированием. | 1 |
Май 2019 | Работа с родителями | 1 |
Итого часов | 10 |
Вывод:
применение экспериментирования оказало влияние на:
- Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
- Знания детей о неживой природе.
Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- достаточность (соответствие возрасту);
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- доступность расположения.
Учебно-методическое обеспечение
Литература:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком
- Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
- Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2011 - «Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек» Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
- Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
- Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель.