Раздел I. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника

Дембирел Урана Дарыжыковна

1.1. Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом.

 Учитель-дефектолог в составе Центральной психолого-медико-педагогической комиссии регулярно участвует в комплексном психолого-медико-педагогическом обследовании детей и взрослых в возрасте от 0 до 23 лет. с целью выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков, речевых нарушений и определение причины неуспеваемости, определение  специальных условий для получения образования  По результатам обследования учитель-дефектолог в соответствии с индивидуальными возможностями определяет каждому ребенку оптимальную  образовательную программу.  Содержание отчетной и текущей документации ведется на оптимальном уровне. Мониторинг индивидуальных достижений обследуемых детей Центром не проводится.

Учителем-дефектологом в 2018-2019 учебном году на базе Центра проведены 18 коррекционных занятий, в 2020 году -25 индивидуальных занятий,  из них 5 занятий в дистанционной форме по коррекции дисграфии,  в 2021 г- 48 занятий, в 2022 году- 26 занятий по развитию познавательной деятельности и коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи детей дошкольного, младшего школьного возраста. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в обучении и воспитании показывают положительную динамику. У детей  повышается интерес и появляется мотив к обучению в школе.Разрабатываются индивидуальные  программы коррекционно-развивающего обучения, рекомендации педагогам по коррекции познавательной деятельности учащегося с ОВЗ.

 

За последние три года Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию прошли около 10 тыс. человек. Ежегодно наблюдается увеличение числа обратившихся в комиссию, нуждающихся в создании специальных условий получения образования.

                                                                                                      Общее количество детей и подростков, прошедших комплексное обследование в ЦПМПК с 2018 по 2022 год.

По данным отчетной документации наибольшую группу составляют дети, нуждающиеся в обучении по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (50%), далее - по общеобразовательной программе (20%), но нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и создании специальных условий получения обучения и т.д. Наименьшую группу составляют дети, нуждающиеся  по адаптированной образовательной программе для детей с расстройствами аутистического спектра и адаптированной образовательной программе для детей и нарушениями зрения (примерно 6%).

Также наблюдается увеличение числа выпускников 9 классов, нуждающихся в создании специальных условий при прохождении экзаменов. Следует отметить, что по итогам государственной итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования за последние три года, выпускники, проходившие государственную итоговую аттестацию в условиях, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития успешно сдают экзамены и получают документ о получении основного  и среднего общего образования.

Проводятся консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по волнующим вопросам. На каждый запрос родителей (состояние познавательной деятельности, поведение ребёнкад.) даются рекомендации и советы, предлагается помощь родителям в подборе  наглядного материала. На базе Центра  проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по запросу родителей.

 Учителем-дефектологом в 2018-2019 учебном году на базе Центра проведены 18 коррекционных занятий, в 2020 году -25 индивидуальных занятий,  из них 5 занятий в дистанциолнной форме по коррекции дисграфии,  в 2021 г- 48 занятий, в 2022 году- 26 занятий по развитию познавательной деятельности и коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи детей дошкольного, младшего школьного возраста. Курс занятий с каждым ребенком рассчитывается с учётом его возраста, а также в зависимости от вида и тяжести дефекта и среднем составляет до 20 занятий с длительностью 30- минут

Использует в коррекционной работе следующие методики:

1. "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" под общ.редакцией С.Г.Шевченко

2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи».

3. «Коррекция недостатков произношения отдельных звуков» Г.Н. Каше, Москва 1988 г;

4. Развивающее обучение «По дороге к азбуке», Программно-методическое пособие «Школа-2100» Т.Р. Кислова.

5. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». О.С. Гомзяк.

6. «Коррекция устной и письменной речи у младших школьников» Л.Н. Ефименкова.

7. "Как научить ребенка думать и говорить" Е.Д.Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н.Шаховская.

 

1. 2.Углубленное дефектологическое обследование обучающихся / воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта – проводится системно.  

  Диагностическая работа представлена индивидуальным дефектологическим обследованием ребенка с особыми образовательными потребностям в составе психолого-медико-педагогической комиссии. Обследование учитель-дефектолог организует с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Начинает процедуру обследования  со знакомства с документами (рабочие тетради, результаты параклинических исследований, характеристики на ребенка), оценку истории развития  (анамнез по документам и сведений от родителей), т.к. для учителя-дефектолога важными являются вопросы выявления периода возникновения нарушения, возможных причин, уточнение предшествующей социальной ситуации развития, наличие получения специализированной помощи ребенком.
 В своей работе учитель-дефектолог пользуется стандартизированным и сертифицированным диагностическим инструментарием, соответствующей возрастному развитию детей и их особенностям. Хорошо владеет методикой обучающего эксперимента, умеет предусматривать и предъявлять дозированную помощь ребенку по ходу выполнения заданий, проводит дифференциальную диагностику. Использует в диагностической работе пакеты диагностических средств для всех возрастных диапазонов детства- от рождения до 18 лет.Адаптирует диагностический материал на тувинском языке, использует свою программу, составленную для обследования и коррекции речи для детей с общим недоразвитием речи на тувинском языке.

Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога

1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

 2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
 Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
3. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
4.  Альбом для логопеда О.Б. Иншакова.
5.   Дидактический материал по обследованию речи детей Грибова О.Е., Бессонова Т.П.
7. 6. Адаптированные субтесты Назын-оол М.В.
«Школа назыны четпээн уругларнын харылзаалыг чугаа сайзыралынын программазы»,  2015 Дембирел У.Д.
По результатам обследования составляется Протокол дефектологического, логопедического  обследований. Также  по запросам  организаций  (Министерство здравоохранения, МСЭ, МВД и т.д.) составляет  дефектологическое, логопедическое  заключения по результатам обследования.
 

 

1.3. Проведение мониторинга выполнения программного материала. Наряду с первичной дигностикой учителем-дефектологом проводится динамическая диагностика для определения результативности образовательного процесса, усвоения учащимся образовательных программ (мониторинга выполнения программного материала) путем изучения прошлых и текущих оценок по результатам контрольных срезов, итоговых оценок за четверть, выполнения тестовых заданий и изучения документации, представленной образовательной организацией (Психолого-педагогическим консилиумом). 

 

Также ежегодно проводится мониторинг исполнения Перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальными сроками.

image