КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Памятка классному руководителю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка классному руководителю
1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.
Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.
1.2. Общение классного руководителя
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.
Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Б) Работа с классным коллективом
Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:
• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;
• беседы и дискуссии;
• тренинги общения с привлечением школьного психолога;
В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне
Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения
А) Индивидуальная работа классного руководителя.
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- проблемы, связанные с волевой сферой;
- невнимательность.
Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания и воли.
Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.
В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
В) Участие в общешкольных делах
Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.
1.4. Организация досуга
Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:
- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:
• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);
- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);
- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;
- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.
Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.
В) Участие в общешкольных и городских делах
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:
- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, городских мероприятиях;
- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.
2. Документация классного руководителя
2.1. Рабочий дневник
Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).
В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.
Во втором разделе - выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем - сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом - разместить информацию о проведении им досуга, на пятом - описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом - дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.
На каждом из этих листов следует записать:
- каким образом изучался ребенок;
- какие проблемы наиболее актуальны для него;
- способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.
В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:
1. Способы изучения коллектива класса.
2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.
3. Планы разрешения этих проблем.
2.2. Материалы исследования
Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).
3. Советы вразброс
3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:
- проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;
- проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;
- взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).
3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.
Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.
3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
3.4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге - сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:
- включать ребенка в значимую для него деятельность;
- демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;
- предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;
- учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).
Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.
Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:
«Детские годы - долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»
«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.
Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.
Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.
Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.
Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»
«Ты вспыльчив, - говорю я мальчику. - Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».
4. Памятка родителям
С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:
1. Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.
2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.
4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
5. Помнить, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.
6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.
Предварительный просмотр:
Положение XXX Юбилейного
Всероссийского конкурса для педагогов и обучающихся
«Я – классный руководитель»
Учредитель конкурса:
Всероссийский Информационно-Методический Центр им. М.В. Ломоносова
Сроки проведения: 15 сентября 2020 года – 17 октября 2020 года.
Результаты будут опубликованы на нашем сайте до 25 октября 2020 года.
Рассылка наградных документов до 05 ноября 2020 года.
Наш электронный ящик: lomonosov-centr@yandex.ru
Наш сайт: https://www.lomonosow.com/
Мероприятие проводится в соответствии с ч. 2 ст. 77 и п. 22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014).
1.Цели и задачи конкурса: | |
Повышение престижа учительской профессии, формирование положительного общественного мнения о современном учителе, публичное признание вклада учителей в становление подрастающего поколения. | |
Предоставить возможность педагогическим работникам демонстрировать результаты своего творческого труда коллегам всех регионов Российской Федерации, с целью распространения передового педагогического опыта. | |
Содействие формированию и развитию профессиональной компетентности педагогических работников, эффективному обмену опытом применения инновационных методик и технологий в образовательном процессе, популяризации и внедрению новых методов обучения. | |
Способствовать выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. | |
Выявление талантливых, творчески работающих учителей и обучающихся, их поддержка и поощрение. | |
2. Участники конкурса: | |
Учителя 1-4; 5-7; 8-9; 10-11 классов. | |
Воспитатели ДОУ | |
Преподаватели учреждений СПО, НПО | |
Педагоги дополнительного образования | |
Педагоги коррекционных образовательных учреждений | |
Воспитатели детских домов | |
Преподаватели ВУЗов | |
Педагогические работники иных категорий, администрация ОУ, методисты | |
Обучающиеся общеобразовательных учреждений любого типа и вида | |
Студенты учебных заведений начального, среднего профессионального образования, ВУЗов (индивидуально или коллективно). | |
3. Условия участия: | |
Для участия необходимо выбрать номинацию, ознакомиться с положением о конкурсе, скачать и заполнить регистрационную форму, оплатить участие. На электронный адрес lomonosov-centr@yandex.ru высылается регистрационная форма (Приложение 1) , конкурсный материал и копия квитанции(чека) об оплате. | |
4. Организационный сбор за участие в конкурсе: | |
Дипломы предоставляются участникам в следующих вариантах: | |
В регистрационной форме указать выбранную вами версию. | |
4.1. Разъяснения по оплате | |
Если участник конкурса представляет 2 работы в разных номинациях, то его организационный взнос составит 500 рублей (250+250) и он получит 2 электронных итоговых документа. Квитанция(чек) об оплате организационного взноса (копия) должна быть приложена к каждой конкурсной работе. | |
Если конкурсную работу выполняли 2 участника или более, в дипломе будут указаны все педагоги и организационный взнос составит 250 рублей; | |
Если индивидуальные дипломы нужны каждому участнику коллективной работы, то оплата осуществляется за каждого участника. | |
Все поступающие организационные взносы от участников идут на покрытие расходов на изготовление и пересылку дипломов, содержания сайта и прочее. Копия квитанции(чека) оплаты орг.взноса должна быть отправлена вместе с конкурсной работой и рег.формой. | |
5. Оплата производится: | |
По квитанции Сбербанка (Можно оплатить в любом банке), (высылаем по требованию, писать на lomonosov-centr@yandex.ru) | |
Кошелек QIWI: +7 913 404 12 02 | |
Яндекс Деньги: номер счета 410015620512987 | |
6.Награждение участников: | |
Оценка работ осуществляется жюри Конкурса | |
Градация оценок следующая:
| |
Решение жюри является окончательным и не обсуждается. | |
7.Номинации: | |
Номинации педагогического мастерства:
| |
Творческие номинации: Свободное направление работы, тема на усмотрение участника.
| |
Номинации, отражающие работу с воспитанниками:
| |
Номинации для обучающихся ВУЗов, учреждений НПО,СПО:
| |
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ КОНКУРСОВ МЫ ПРИНИМАЕМ РАБОТЫ «СВОБОДНОЙ НОМИНАЦИИ», ЕСЛИ ФОРМАТ ВАШЕЙ РАБОТЫ НЕ ОТРАЖЕН В ДАННОМ ПОЛОЖЕНИЕ. | |
Координатором и педагогам будут высланы сертификаты за подготовку обучающихся и воспитанников. Уважаемые участники!!! Все конкурсные материалы высылаются на электронный адрес: lomonosov-centr@yandex.ru |
Приложение 1. Регистрационная форма.
Заявка на участие в конкурсе
«Я – классный руководитель»
1 | ФИО педагога | |
2 | Должность | |
3 | Краткое наименование образовательного учреждения | |
4 | Адрес (край, область, город, село) | |
5 | Номинация | |
6 | Предмет | |
7 | Аудитория обучающихся | |
8 | Тема методической разработки | |
9 | Как Вы узнали о конкурсах ВИМЦ им. М.В. Ломоносова? | |
10 | Какой способ доставки оплачен: А – электронный (продублировать еще раз адрес электронной почты) В – ламинированный + электронный (указать почтовый адрес с индексом) | |
11 | Согласны ли Вы получать эл.рассылку от ВИМЦ им. М.В. Ломоносова | |
12 | Ваш номер телефона для связи |
Коллеги, дождитесь подтверждения получения работы. Вам ответят в течение 96 часов!
Регистрационная форма для обучающегося
Заявка на участие в конкурсе
«Я – классный руководитель»
1 | ФИО обучающегося | |
2 | Класс(курс, группа) | |
3 | Краткое наименование образовательного учреждения | |
4 | Адрес (край, область, город, село) | |
5 | Номинация | |
6 | Предмет | |
8 | Тема методической разработки | |
9 | Как Вы узнали о конкурсах ВИМЦ им. М.В. Ломоносова? | |
10 | Какой способ доставки оплачен: А – электронный (продублировать еще раз адрес электронной почты) В - электронный +ламинированная версия (указать почтовый адрес с индексом) | |
11 | Согласны ли Вы получать эл. рассылку от ВИМЦ им. М.В. Ломоносова | |
12 | Ваш номер телефона для связи |
Предварительный просмотр:
Тест школьной зрелости Керна - Йерасика
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
копирование фразы из письменных букв;
срисовывание точек;
опросник.
Тест “Рисунок человека”
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
Он ел суп.
Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание точек
Задание
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Тест Керна - Иерасека
Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания.
1. Рисование фигуры человека.
2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Инструкция к тесту.
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
А. Копирование фразы "Ей дан чай"
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную
письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.
1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
5 балл - каракули.
(нажмите на картинку чтобы увеличить)
Б. Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо
незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
5 баллов - каракули.
(нажмите на картинку чтобы увеличить)
В. Рисунок человека
Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.
2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.
3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".
5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
(нажмите на картинку чтобы увеличить)
Итоги:
Если общая сумма баллов:
1-6 - высокий уровень
7-11 - средний уровень
12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
План
воспитательной работы 2 «а» класса
(первое полугодие)
МБОУ «СОШ №2» с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна
на 2018-2019 учебный год
Иргит Владлена Владимировна
Мугур-Аксы
Цель воспитательной работы: развитие воспитательной системы школы, создающей условия для формирования ценностных ориентаций у обучающихся, необходимых для становления интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
Задачи:
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
⮚ содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
⮚ вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
⮚ создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении школой;
⮚ воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Основными ценностными категориями воспитательной системы школы являются:
Здоровье, Знания, Гражданственность, патриотизм, Отечество, Гармония, Культура, Красота, Дружба, Семья, Добро
Главные направления воспитательной работы:
- «Здоровый образ жизни» (физкультурно-оздоровительное направление).
- «Интеллект», «Профессиональное самоопределение» (интеллектуальное и личностно-профессиональное направление);
- «Мое Отечество», «Мы патриоты» (гражданско-патриотическое направление);
- «Культура, духовность, творчество» (духовно-нравственное и творческое направление);
- «Я и природа» (эколого-просветительское направление);
- «Я и семья» (работа с родителями);
- «Салгал» (социально-общественное направление, самоуправление учащихся);
- «Помоги подростку» (профилактика правонарушений среди несовершеннолетних).
План воспитательной работы МБОУ «СОШ №2» с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна
на 2018-2019 учебный год (первое полугодие)
Задачи | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Экология-туризм «Здравствуй, осень, золотая» Декада безопасности | Родной язык и литература | История, английский язык | Русский язык | |
Физкультурно-оздоровительное направление «Здоровый образ жизни» | ||||
Воспитание стремления вести здоровый образ жизни | 1.15-минутки, уроки здоровья и уроки безопасности Отв: кл.рук. 2.Туристический слет учащихся Сроки: вторая неделя Отв: Туроганизатор | 1.Диспансеризация школьников (по плану) Сроки: 1 неделя октября Отв: мед. сестра Отв.: Физ.организаторы | 1. Соревнование по баскетболу среди 8-11 классов Сроки: вторая половина ноября Отв.: физ.организаторы | 1. Веселый старт по рядам Сроки:24-25.12. Отв.: физ.организаторы 2. Уроки здоровья «Развиваем самостоятельность-умей сказать НЕТ!» для учащихся 8-11 классов Сроки: каждый вторник и четверг еженедельно Отв.: кл.рук-ли |
Интеллектуальное и личностно-профессиональное направление «Интеллект», «Профессиональное самоопределение» | ||||
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий для формирования мотивации учения | 1. Классные часы «Осень – чудная пора» Сроки:22.09. Отв: Кл.рук-ли | 1. Интеллектуальная игра «Самая , самая , самая» Сроки: 2-3 недели Отв.: МО уч.родного языка и литературы | 2. Конкурс стихов на англ.языке Сроки: в течение месяца Отв.: МО англ.языка и | 2. Участие КТД уч.русск.яз и литер. «Сказка да в ней намек, добрым молодцам урок» Сроки: в течение месяца Отв.: МО учит.русск.яз и литер и класс. Рук. |
Гражданско-патриотическое направление "Мы - патриоты" | ||||
Формировать у учащихся правовую культуру, гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков; воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны; | 1. Уроки памяти, посвященный добровольцам Тувинской Народной Республики, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны, с участием детей и родственников добровольцев; Сроки: 1 сентября Отв.: кл.рук-ли Отв: рук.ОБЖ, инспектор по ПП 3.Классные часы: «Безопасный путь домой», «Нарушение правил дорожного движения. Правовая ответственность несовершеннолетних» Сроки: 9-21.09. Отв: кл. рук.ОБЖ, инспектор по ПП | 1. День гражданской обороны. Урок подготовки детей действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций, посвященного 25-й годовщине создания МЧС России. Сроки: 04.10 Отв.: ЗДПОиВПв | 1.Литературная гостиная: «Вместе дружная семья» (стихи о семье) Сроки: 11.11. Отв: ЗДВР, кл.рук-ли. | 1.Урок гражданственности «Россия – моя родина» Сроки: 11.12. Отв: кл.рук |
Духовно-нравственное и творческое направление « Культура, духовность, творчество» | ||||
Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения в общении со сверстниками, в семье, общественных местах | 1.Школьная линейка "Здравствуй, школа!" Сроки: 01.09 Отв: Зам.дир. по ВР 2. Оформление классных уголков «Мой класс-мое лицо» Сроки: 1-2 недели Отв. кл-рук. | 1. Акция «Не смейте забывать учителей» (стенгазеты, фотоколлажи, поздравительные открытки) 2.Праздничный концерт, посвященный Дню учителя «С любовью к Вам, учителя!» Сроки: 05.10 Отв: музрук, ст. вожатый, актив школы 2.Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет Сроки: по согласованию Отв.: ЗДВР, психолог, кл.рук-ли. | 1. Неделя толерантности «Мир вокруг нас» Сроки: 3 неделя Отв.: психолог, ЗДВР, кл.рук-ли | 1. .«Новый год к нам в дверь стучится, всех порадовать стремится» Сроки: вторая половина декабря Отв: ЗДВР, музрук, ст. вож. и актив школы 2. Участие в интеллектуальных, художественных конкурсах среди 1-4, Сроки: вторая половина декабря Отв.: ЗДВР, МО учит.русск.яз |
Эколого-просветительское направление «Я и природа» | ||||
Воспитание экологической культуры | 1.Экологический десант «Каргы-чистые берега» Срок: 19.09 Отв: ЗДВР, кл.рук-ли 2.Акция «Зеленый наряд класса» Сроки: 3-4 неделя сентября Отв: кл.рук, рук. МО биохимии. | 1. Акция «Экология моими глазами» Сроки: 2-я неделя Отв.: кл.рук-ли | 1. Синичкин день. Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек) Участие в экологических конкурсах Сроки: в течение месяца Отв.: кл.рук-ли | 1. Участие в экологических конкурсах Сроки: в течение месяца Отв.: кл.рук-ли |
Работа с родителями «Я и семья» | ||||
Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации. Создавать условия для духовного общения детей и родителей. | 1. Организационные родительские собрания; консультации для родителей детей «группы риска»; привлечение родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий, походов, экскурсий. Сроки: с 14 по 15 сентября 2.Общешкольное родительское собрание «Итоги прошлого учебного года и задачи на новый учебный год I четверть Сроки: 28 сентября Отв: Директор, заместители директора и кл.рук-ли 2. Профориентационные работы, беседы и лекции Сроки: в течение месяца Отв.:кл.рук-ли, ЗДВР | 1.Посещение неблагополучных семей в рамках операции «Подросток» с целью проверки бытовых условий. Подворный обход домов Сроки: вторая неделя октября Отв: ЗДВР и актив род. комитета | 1.Работа совета отцов школы. Баскетбол среди отцов (участие) Сроки: 2 .11. Отв: Председатель совета отцов школы |
Сроки: 20.12 Отв.: адм.школы, кл.рук-ли
|
Социально-общественное направление (самоуправление учащихся) ДОО «Салгал» | ||||
Объединить усилия для добрых и полезных обществу дел, раскрыть и утвердить себя среди людей и для людей | 1. Выборы актива самоуправления Класса. Сроки:26-27.09 Отв: Ст.вож. |
Сроки: первая половина октября | 1. Рейд по проверке внешнего вида учащихся Срок: каждую неделю Отв.: старшая вожатая, ДОО «Лидер» |
« Лучший дневник». Сроки: 3 неделя Отв.: ДОО «Салгал», ст.вожатая 2. Проведение акций «Апельсин», «Сластена», «Копейка». Сроки: в течение декабря Отв.: ст.вожатая, ДОО «Лидер» |
Направление профилактика правонарушений и профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних «Шаг за шагом» | ||||
Профилактика правонарушений, безнадзорности среди подростков | 1. Формирование банка данных учащихся состоящих на ВШУ, ПДН, КДН, группы риска. Сроки: 1 неделя месяца Отв.: ЗДВР, инспектор по ПП, соц.педагог 2.Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детей группы риска. Участия в кожуунных акциях «Помоги собраться в школу!», «Всеобуч», «Внимание, дети!», «Защитим детей от насилия» Сроки: 1-2 неделя Отв.: психолог, соц.педагог, ЗДВР, кл.рук-ли | 1. Акция «Защитим детей от насилия» Сроки: 1-2 неделя Отв.: психолог, соц.педагог, ЗДВР, кл.рук-ли 2. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних Сроки: в течение месяца Отв.: ЗДВР, психолог, кл.рук-ли | 1. Классные часы и беседы по формированию правовой культуры, толерантного поведения. Сроки: 11-16 ноября Отв: Кл.рук. 2. Участие в неделе толерантности «Мир вокруг нас» Сроки: 3 неделя Отв.: психолог, кл.рук-ли, соц.пед., ЗДВР, инспектор по ПП | 1. Беседа «Опасность вредных привычек» Сроки: 1 неделя Отв.: психолог, кл.рук-ли, ЗДВР |