Консультация для педагогов

Георгиева Елена Ивановна

Здесь консультации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ped_kon.docx18.39 КБ
Файл kon_dlya_ped_leto.docx57.56 КБ
Файл dlya_ped_initsiativa.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное развитию детей №34 "Крепыш" города МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей№34 «Крепыш» города Новочебоксарска

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального

интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

               

      Подготовила:

                                                                  воспитатель

Георгиева Елена Ивановна

г. Новочебоксарск

Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств- целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д., идентифицировать их (знать, что чувствовал или чувствует, контролировать, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромиссИзвестный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал:«психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественно развитии эмоциональной сферы».[2, 56] Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего что окружает, выводит эмоциональную сферу старшего дошкольника в ранг базовых основ личности её «центрального звена»[Л. С. Выготский]. Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимы, устойчивыми, внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепится в ней.

Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далёкое прошлое, человек невольно связывает детство с определёнными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий. Любимых игрушек. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций. Это убедительно показано в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца.

Существует замечательная работа Л. П. Стрелковой, в которой исследуется эмоциональность детей, воспитывающихся в детском доме. Там, например. Описаны эксперименты, которые показывают, что многие дети не различают записанных на фонограмме звуков смеха и плача, не могут определить, что есть что. Для них и смех, и плач звучит одинаково. Детдомовские дети обделённые, им действительно многого не хватает для того, чтобы правильно развиваться. Поэтому не удивительно. Что они чаще всего попадают в число имеющих проблемы эмоционального развития. Но очень часто можно ставить подобный «диагноз» детям из полных семей. Тихий спокойный ребёнок- это очень удобно. Приходит подрасковый возраст, и взрослые начинают хвататься за голову… Как, к примеру, показывает исследование института физиологии детей и подростков, страдающие эмоциональным дефицитом в дошкольном детстве, как правило, начинают вести раннюю половую жизнь. Это плохая, дурная, неправильная, но единственно возможная компенсация того, чего ребёнок был лишён в детстве. Человек устроен таким образом, что не выносит психологических «долгов». Если он в каком-то возрастном периоде чего-то не добрал, это обязательно аукнется в будущем, потребует компенсации.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется воля, самосознание. Межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка».[2] Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.

Умение управлять своими эмоциями- главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Народная педагогика (без всякой теоретической базы) «знала» об этих необходимых изменениях и помогала им состоятся. Существовало множество игр, вроде игры в царевну Несмеяну, когда ведущий пытается рассмешить играющих. А те должны сдержаться и не двигаться. Даже не моргать. Это было очень мудро. Эти игры обеспечивали интересный досуг. И ещё обучали ребёнка управлять своими эмоциями.

Существует ещё одно важное обстоятельство, связанное с эмоциональным развитием. Это проявление. Так называемых «предвосхищающих эмоций», о которых много писал и говорил А. В. Запорожец. Предвосхищающие эмоции очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы.

В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.

Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства- дать ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно («создавать детям эмоционально комфортную атмосферу») .

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Авторы современных программ считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально- личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоционального интеллекта.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп, которые наряду с дошкольным учреждением посещают различные секции и кружки. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания. Понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому не достаточно просто развивать память, мышление, внимание.

Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность- признаки слабой адаптации ребёнка к социуму, причина серьёзных эмоционально- личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить развитие эмоционального интеллекта .

Все это подводит нас к выводу, что эмоциональная сторона является одной из определяющих. Для ребенка дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Спб., 1997.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр. соч. Т. 4-М., 1984.

3. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М., 1998.-с. 56.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация работы с детьми в летний период»

Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Воспитательно-образовательный процесс включает:

  • организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач;
  • совместную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкальной, двигательной;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей, обеспечивающую каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • взаимодействие с семьями воспитанников.

Основную часть времени дети проводят на улице. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие.

Основная задача взрослых – как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В летний период мы продолжаем работать по следующим направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Можно больше времени отвести на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; на развитие воображения и творческой активности, на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Следует уделить больше времени обогащению активного словаря, развитию связной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой; реализации самостоятельной деятельности детей – изобразительной, музыкальной.

Особое место отводится физическому развитию детей. Согласно санитарным правилам в теплое время года при благоприятных метеорологических

условиях образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему сезону.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому подготовка к летней оздоровительной компании начинается еще в мае: педагоги и родители разбивают цветники на участках, приводят в порядок территорию детского сада.

Основными задачами работы ДОУ в летний период являются:

  • реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;
  • создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;
  • организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;
  • осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

При подготовке к летнему оздоровительному периоду следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

  • индивидуальных социально-психологических особенностей детей;
  • особенностей климатической зоны.

При планировании работы с воспитанниками в летний период педагогу следует принимать во внимание ФГОС дошкольного образования. Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, чтение художественной литературы, игровая.

Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, педагог обязан тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям.

Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка). Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

  • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
  • развитие координационных способностей;
  • развитие физических качеств;
  • совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

  • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
  • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

  • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

  • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
  • многократное умывание в течение дня;
  • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
  • дневной сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
  • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности.

В летний период большие возможности реализации задач экологического воспитания детей. Воспитатели могут организовать различные мероприятия, которые помогут углубить знания детей о природе, непосредственно их окружающей, расширить представления, полученные в течение года. На каждом участке есть цветущие культурные или дикорастущие растения. Длительные наблюдения за ними позволяют познакомить со строением растений, сравнить растения друг с другом, определить благоприятные условия произрастания, стадии роста и развития.

Среди зелени обязательно найдутся многочисленные насекомые. Через наблюдения воспитанники познакомятся с окраской, со своеобразным полетом каждого насекомого, узнают где можно встретить того или иного насекомого, чем питаются, какие крылья и как с помощью их они летают, сколько лапок и как передвигаются по твердым предметам и т.д.

Повышению активности и к самостоятельным наблюдениям помогут вопросы и задания проблемного характера, сравнительные наблюдения, практический поиск ответов, совместные зарисовки в календаре или альбоме летних наблюдений. Также не должны остаться без внимания птицы, домашние животные (кошки и собаки).

Эффективными формами экологического воспитания являются игры, беседы, развлечения, праздники, чтение познавательной литературы.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно- исследовательской деятельности:

  • наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками);
  • построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы;
  • экспериментированию (с водой и песком);
  • коллекционированию;
  • моделированию;
  • решению проблемных ситуаций.

Планируется проведение долгосрочных наблюдений. Результаты наблюдений фиксируются, делаются зарисовки. Рекомендуется воспитателям организовывать работу в виде проектной деятельности. Для старших дошкольников рекомендуются темы исследовательской деятельности (например:«Этот замечательный сорняк», «Ах,эти летние дожди…» и другие).

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания. За пределы территории детского сада с детьми мы сейчас выйти не имеем возможности. Поэтому следует организовать экологическую тропу, цель которой – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на

материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

  • рассматривание        произведений        изобразительного        и        декоративно- прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
  • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
  • экспериментирование        с        изобразительными,        природными        и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

  • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
  • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
  • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
  • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов).

Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации.При организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

  • использование музыки в режимных моментах;
  • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
  • проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

Не следует забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду, организации развлечения «День добрых дел». В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.

В летний период целесообразно использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников: наглядную агитацию, анкетирование, рекомендации, консультации,        совместные мероприятия. Оформить уголки для родителей, например, «Эти случаи можно предотвратить»,

«Правила ГАИ – правила твои», «Летний отдых с детьми в выходные и во время отдыха», «Осторожно: ядовитые растения!» и т.д.

Планируя работу с родителями важно направить усилия на установление доверительных отношений с ними, постоянное совершенствование форм и содержания взаимодействия по вопросам воспитания и развития воспитанников.

В заключение можно предложить ряд рекомендаций по организации летней работы:

Общие рекомендации по организации летнего периода:

  • ежегодно к летнему периоду проводится ремонт и покраска оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами, игровым оборудованием;
  • организуется подвоз земли и песка, высадка деревьев, разбивка цветников;
  • каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно- гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, ежедневно моется пол на верандах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевременно скашивается трава и т. д.);
  • организуется предметно-развивающая среда на территории ДОО (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширяется ассортимент выносного оборудования);
  • соблюдается режим дня летнего периода, соответствующий ООП ДОО;
  • соблюдается питьевой режим летнего периода, соответствующий ООП ДОО (питье выдается по первому требованию ребенка);
  • увеличивается продолжительность прогулок и сна (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений);
  • различные виды детской деятельности и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе;
  • проводятся регулярные беседы по теме: «Формирование представлений о здоровом образе жизни».

Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей№34 «Крепыш» города Новочебоксарска

                                            Консультация для педагогов

«Развитие детской инициативы»

                                         Подготовила:

                                                                  воспитатель

Георгиева Елена Ивановна

        

                                       

                                                 

 

                                                    г. Новочебоксарск

   Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

     В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования предусматриваются следующие возрастные характеристики  детей:

 проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

 способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 ребенок способен к волевым усилиям;

 пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 способен к принятию собственных решений.

     Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

     Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

     Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе - это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

     Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит?

     Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением:

 любознательности;

 пытливости ума;

 изобретательности;

 индивидуальных возможностей детей;

 свободы их поведения и самостоятельности.

При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость — неразрывно связаны с культурой поведения.

     Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

     В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.

     Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.Хочу такой сайт

      Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

 не стараться всё сразу показывать и объяснять;

 не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.;

 необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

     Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

     Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

     Под инициативой детей понимается врожденное качество: что бы они ни делали — это все "первый шаг", дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

     Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Взрослым желательно не  останавливать этот процесс.

     Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.

     Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапного желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

         Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка рассказывать, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

     Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей?

 пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование — основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти;

 хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;

 "капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию;

 предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

     Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.

     Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.

     Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

     Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

     Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой «вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом.    

     Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

     Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и риске. Её развитие предполагает доброжелательное отношение взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

     Поощрение взрослых,  улыбка, одобрительный взгляд, восторженный рассказ о достижениях  ребенка  — вот реакция, которая закрепляет в поведении ребенка дошкольного возраста инициативность и самостоятельность.