Уроки МХК

Букина Наталья Васильевна

Здесь размещены метериалы, которые могут быть полезны для уроков МХК: конспекты, презентации, интересные факты по темам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пабло Пикассо

Слайд 3

Ранний период Первое причастие (1896) Портрет матери (1896)

Слайд 4

Автопортрет (1896) Этюд к торсу (1892)

Слайд 5

« Голубой » период Завтрак слепого (1903) Любительница абсента (1901)

Слайд 6

Нищий старик с мальчиком (1903) Гладильщица (1904) Свидание (1902)

Слайд 7

« Розовый » период Семейство комедиантов (1905) Акробат и молодой арлекин (1905)

Слайд 8

Девочка на шаре (1905) Мальчик, ведущий лошадь (1906)

Слайд 9

«Африканский» период Портрет Гертруды Стайн (1906)

Слайд 10

Авиньонские девицы (1907)

Слайд 11

Кубиз м Бидон и миски (1908) Женщина с веером (1909) Три женщины (1908)

Слайд 12

Портрет Амбруаза Воллара (1910) Портрет Канвейлера (1910)

Слайд 13

Бутылка перно (столик в кафе) (1912) Натюрморт с плетеным стулом (1911-1912) Скрипка и гитара (19130)

Слайд 14

Обнаженная, Я люблю Еву (1912)

Слайд 15

неоклассицизм Портрет Ольги в кресле (1917)

Слайд 16

Детский портрет Поля Пикассо (1923) Женщины, бегущие по пляжу (1922)

Слайд 17

Сюрреализм Купальщица, открывающая кабинку (1928) Женщина с цветком (1932) Танец (1925)

Слайд 18

Девушка перед зеркалом (1932)

Слайд 19

Военный период Герника (1937)

Слайд 20

Ночная рыбалка на Антибах (1939) Плачущая женщина (1937)

Слайд 21

Портрет Франсуазы (1946) Послевоенный период

Слайд 22

Голубь мира

Слайд 23

Резня в Корее (1951) Падение Икара (1958)

Слайд 25

скульптура

Слайд 26

Графика

Слайд 27

Коллаж

Слайд 28

Керамика

Слайд 29

Музей Пикассо в Барселоне

Слайд 30

Музей Пикассо в Париже


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

10 симфоний, циклы песен «Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика», симфония-кантата «Песня о земле». Густав Малер ( 1860-1911) – австрийский композитор и дирижёр

Слайд 3

Сюита «1922», комическая опера «Новости дня», цикл концертов «Камерная музыка», сочинение для фортепиано «Игра тональностей», опера «Гармония мира». Пауль Хиндемит (1895-1963) – немецкий композитор

Слайд 4

Цикл сценических кантат «Триумфы»: «Баварские песни», «Песни Катулла», «Триумф Афродиты». Карл Орф (1895-1982) – немецкий композитор и педагог

Слайд 5

Оперы: «Юдифь», «Антигона» . Оратории и кантаты: «Царь Давид» «Крики мира» «Жанна д’Арк на костре» «Пляска мёртвых» Рождественская кантата Симфоническая музыка. Артур Онеггер (1892-1955) –французский композитор

Слайд 6

Кантаты «Слава», «Стояла Матерь скорбящая», «Лик человеческий», оперы «Диалоги кармелиток», «Человеческий голос». Франсис Пуленк (1899-1963) – французский композитор

Слайд 7

Балет «Любовь-волшебница». Опера «Жизнь коротка» (1905). Четыре испанские пьесы . Ночи в садах Испании, сюита для фортепиано с оркестром. Мануэль де Фалья (1876-1946) – испанский композитор

Слайд 8

Цикл фортепианных миниатюр «Микрокосмос», 3 концерта для фортепиано, опера «Замок герцога Синяя Борода», балеты «Деревянный принц», «Чудесный мандарин». Бела Барток (1881-1945) – венгерский композитор

Слайд 9

Оперы «Питер Граймс», «Поворот винта», «Река Кэрлью»,»Пещное действо», «Блудный сын», «Военный реквием». Бенджамин Бриттен (1913-1976) – английский композитор

Слайд 10

Пьер Булёз (Франция)

Слайд 13

Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр, Джон Леннон.



Предварительный просмотр:

1. Зачем фараону парик?

Обязательным элементом царственного одеяния фараонов были парики. Поверх него одевали корону или полосатый платок, называемый «немез». Увидеть его можно на золотой маске Тутанхамона. Прикрывали волосы, заимствовав обычай, и важные чиновники и состоятельные граждане. Привилегией эта странная мода являлась и для женщин. Низшие слои, если не носили длинные косы, брились налысо, особенно дети

2. Фараоны не выносили живности

Прославленный фараон Пепи II не переносил жужания мух. При принятии царственных особ других государств и при проведении светских приемов возле него всегда находились рабы, тела которых были обмазаны медом. Для «остужения» царя использовался также труд мальчиков с опахалом.

3. Мода на макияж

Красили глаза в виде стрелок в Древнем Египте не только представительницы женской половины, но и мужчины. Считалось, что сурьма, зеленого или черного цвета, не только делала взгляд выразительным, но и защищала глаза от инфекционных болезней и преждевременного старения.

4. Открытие пеницилина

Официально состав, помогающий бороться с бактериями, был изобретен в середине XX века. Впервые же состав лекарства обнаружили древние египтяне. Около 4 тысяч лет назад они прикладывали заплесневшие лепешки хлеба к гноящимся ранам и благополучно излечивали их.

5. Египтяне не носили одежду

Одежда Древнего Египта. Фото

Одежда Древнего Египта

Наличие определенного типа одежды выдавало социальный статус и уровень материального благополучия в Древнем Египте. Так, до наступления подросткового возвраста, дети всех полов не утруждали себя ношением одежды и обуви. Тем более, сандали были очень сложны в производстве. Их обладателями были только высокие чиновники: фараоны, жрецы. Благодаря теплому климату ношение нижнего белья было достаточно. При достижении зрелости женщины одевали платья с открытом грудью до периода Нового царства, а мужчины закрывали ноги юбками.

6. Куда исчез нос у Сфинкса?

Одна из первых картин с изображением Большого Сфинкса на плато Гиза датирована 1737 годом, то есть примерно за 60 лет до приода армии Наполеона. Считалось, что французские солдаты упражнялись в стрельбе на каменном животном. Достоверно известно имя фаратика – исламиста Саим-аль-Дахра, который был повешен в 1378 году за вандализм.

7. Нил – центр земли

Согласно религиозных представлений египтян считалось, что Нил проходит через центр земли и соединяет все территории. А Земля лежит на круглой плоскости.

8. Первая в мире полиция

Армия фараона отвечала за наведение порядка в обществе, охраняла государственные границы и собирало налоги в казну.

9. Пирамиды древнего Египта: интересные факты

древний египет фото пирамида джосера

Древний Египет. Саккара

Одна из первых пирамид, принадлежащая фараону Джосеру, была построена задолго до пирамиды Хеопса – около 2600 г. до н.э. Здание было обнесено 10-метровой каменной стеной, в которой находилось 15 входов, из которых рабочим был только один, а другие служили для неизвестных науке целям.

10. Равноправие женщин

Одним из интересных фактов о Древнем Египте является то, что женщины обладали теми же правами, что и мужчины. Они имели право на развод, владели собственным имуществом, участвовали в социальной жизни. Государственные же чины занимали, в основном, мужчины.

11. Пирамиды строили свободные граждане

В ходе раскопок рядом с пирамидами Гизы в Египте были обнаружены артефакты, подтверждающие, что здания строили не рабы, а наемные рабочие. Они получали за труд плату, которая часто выражалась в еде, пиве. Инженеры получали оплату золотом. Найдена ремесленная деревня, где проживали рабочие, занятые на государственной работе у фараона в отсутствие сельскохозяйственных уборок урожая, которые были основным промыслом в Египте. При травмах им оказывалась квалифицированная медицинская помощь. Каждый пришедший к власти фараон вел государство к одной цели: организовать сбор налогов для строительства самой роскошной гробницы. Сломленное непомерными сборами Древнее царство прекратило существование.

12. Сердце – место селения души

Медицина и мумификация в Древнем Египте фото картинки

Медицина и мумификация в Древнем Египте

Веря в вечную жизнь каждый египтянин мечтал сохранить свое тело в лучшем виде, поскольку в него ему предстояло вернуться после путешествия в потусторонний мир.Мумифицирование представляло собой сложный процесс изъятия внутренних органов, которые затем раскладывались отдельно по кувшинам. Сердце оставалось в теле, как единственный источник жизни, вмещающий душу.

13. Самый большой гарем Египта

Рамзес II, прозванный великим, официально имел 8 жен и около 100 наложниц. Древние египтяне верили, что фараоны живут бессмертно. Рамзес стал долгожителем: он прожил более 90 лет, при том что вел ожесточенные бои за территорию страны.

14. Жрецы и фараоны

В каждом храме было отведено специальное место для фараона, который должен был присутствовать при проведении религиозных обрядов и церемоний. Посколько он не мог находится в нескольких городах Древнего Египта одновременно, его место занимал главный жрец.



Предварительный просмотр:

1 вариант

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному 

3. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности 

4. Какой вид искусства говорит языком линии и пятна?

А) живопись

Б) графика

В) скульптура

5. Назовите произведение (укажите автора)

                         

      2 вариант

1. Кто являлся покровителем искусства в Древней Греции?

А) Зевс

Б) Афродита

В) Аполлон

2. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности        В) фантазия художника

3. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? 

 А) да   Б) нет

4. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественнее явления для искусства

5. Назовите произведение (укажите автора)

1 вариант

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному 

3. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности 

4. Какой вид искусства говорит языком линии и пятна?

А) живопись

Б) графика

В) скульптура

5. Назовите произведение (укажите автора)

                         

       2 вариант

1. Кто являлся покровителем искусства в Древней Греции?

А) Зевс

Б) Афродита

В) Аполлон

2. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности        В) фантазия художника

3. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? 

 А) да   Б) нет

4. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественнее явления для искусства

5. Назовите произведение (укажите автора)



Предварительный просмотр:

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

2. Художественный образ, стиль, язык

1. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности        В) фантазия художника

2. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности

3. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественнее явления для искусства

4. Какому художнику принадлежат данные произведения?     А) Ф.Малявину

Б) В.Боровиковскому       В) П.Пикассо

5. Кто создал картину Менины?

А) О.Роден      Б) Д.Веласкес     В) Л.да Винчи

3. Наука и искусство

1. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?   А) да    Б) нет

2. Какие задачи у искусства и науки?

А) разные                 Б) общие

3. Сколько Муз было у Бога Зевса?

А) 3            Б) 12               В) 9

4. Как называли Муз в Древней Греции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Классицизм       Б) Барокко      

 В) Возрождение

4. Знание научное и знание художественное

1. Кем был Леонардо да Винчи. Подчеркни лишнее (художник, скульптор, архитектор, музыкант, ученый, инженер, писатель, врач, анатом, юрист)

2. Какой рисунок Ленардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию?

А) Джоконда        Б) Витрувианский человек

В) Мона Лиза

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

2. Художественный образ, стиль, язык

1. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности        В) фантазия художника

2. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности

3. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественнее явления для искусства

4. Какому художнику принадлежат данные произведения?     А) Ф.Малявину

Б) В.Боровиковскому       В) П.Пикассо

5. Кто создал картину Менины?

А) О.Роден      Б) Д.Веласкес     В) Л.да Винчи

3. Наука и искусство

1. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?   А) да    Б) нет

2. Какие задачи у искусства и науки?

А) разные                 Б) общие

3. Сколько Муз было у Бога Зевса?

А) 3            Б) 12               В) 9

4. Как называли Муз в Древней Греции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Классицизм       Б) Барокко      

 В) Возрождение

4. Знание научное и знание художественное

1. Кем был Леонардо да Винчи. Подчеркни лишнее (художник, скульптор, архитектор, музыкант, ученый, инженер, писатель, врач, анатом, юрист)

2. Какой рисунок Ленардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию?

А) Джоконда        Б) Витрувианский человек

В) Мона Лиза

C:\Users\Пользователь\Desktop\16.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\741044.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художники - портретисты Живопись 18 века

Слайд 2

В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Но однако самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Поэтому 18 век часто называют веком портрета. Действительно в это время особенно усиливается интерес к человеческой личности.

Слайд 3

Антропов Алексей Петрович (1715-1795) Автопортрет. 1784 (1787?) . ГРМ.

Слайд 4

Портрет княгини Т.А.Трубецкой [1761]

Слайд 5

Портрет графини М.А. Румянцевой. 1764 г

Слайд 6

Портрет А.В.Бутурлиной (1764)

Слайд 7

Аргунов Иван Петрович (1727[?] — 1802) живописец, портретист, иконописец, педагог. Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.

Слайд 8

Портрет И.И. Лобанова-Ростовского (1750) Портреткнягини Е.А. Лобановой-Ростовской

Слайд 9

Супружеская чета Хрипуновых (1757)

Слайд 10

Шереметьевы

Слайд 11

Портрет калмычки Аннушки (1767)

Слайд 12

Портрет Толстой (1768)

Слайд 13

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г.

Слайд 14

Михаил Шибанов Сговор (1777) Крестьянский обед (1774)

Слайд 15

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) один из лучших русских портретистов “века Просвещения”, представитель стиля рококо. Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье. Рокотовские портреты — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи. Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)".

Слайд 16

Портрет князя Павла Петровича (1761)

Слайд 17

Коронационный портрет Екатерины II

Слайд 18

Портрет графа Григория Орлова

Слайд 19

Портрет супругов Струйских

Слайд 20

Портрет неизвестной в розовом (1770)

Слайд 21

Портрет Варвары Николаевны Суровцевой (1780)

Слайд 22

Портрет Прасковьи Николаевны Ланской (1780-е)

Слайд 23

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822) выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и камерные портреты, в которых запечатлел облик многих своих современников. История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография. Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник

Слайд 24

Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова (1769)

Слайд 25

Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия (1783)

Слайд 26

Портрет П.А. Демидова. 1773. ГТГ

Слайд 27

Смолянки (1772-1776)

Слайд 28

Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма. Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Слайд 29

Лизонька и Дашенька (1794)

Слайд 30

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Поэт Я. Полонский посвятил этому портрету следующие стихи:

Слайд 31

Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина

Слайд 32

Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского

Слайд 33

Портрет Екатерины II

Слайд 34

Анто́н Па́влович Лосе́нко (1737-1773) «Владимир перед Рогнедой » (1770)



Предварительный просмотр:



1. Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение.

Учебник:

«Искусство 8-9 класс» М., Просвещение.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

  Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

2. Общая характеристика учебного предмета «Мировая художественная культура»

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

—развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

—формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

—овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

3. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) в 8 классе и 33 учебных часа в 9 классе (1 час в неделю). Всего 67 часов за два года обучения на уровне основного общего образования.

4. Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура»

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность: 

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр

9 класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная   музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 6 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся: 

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

5. Тематическое планирование

8 класс

№ урока

Содержание материала

Кол-во

часов

Искусство в жизни современного человека.

3

1.

Искусство вокруг нас.

1

2.

Художественный образ – стиль – язык.

1

3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Искусство открывает новые грани мира.

7

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

5.

Зримая музыка.

1

6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

7-8.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

2

9.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

10.

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Искусство как универсальный способ общения.

7

11.

Мир в зеркале искусства.

1

12-13.

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

14.

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

16.

Символы в жизни и искусстве.

1

17.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Красота в искусстве и жизни.

10

18.

Что есть красота.

1

19-20.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2

21-22.

Есть ли у красоты свои законы.

2

23-24.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

25.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

26.

Как соотноситься красота и польза.

1

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

Прекрасное пробуждает доброе.

7

28- 32.

Преобразующая сила искусства.

5

33-34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2

Всего:

 

34

9 класс

№ урока

Тема  урока

Кол-во

часов

Воздействующая сила искусства.

9

1 - 3.

Искусство и власть.

3

4-5

Какими средствами воздействует искусство?

2

6-7

Храмовый синтез искусств.

2

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

9

Зачет «Воздействующая сила искусства»

1

Искусство предвосхищает будущее.

7

10-11.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

2

12.

Предсказание в искусстве.

1

13-14.

Художественное мышление в авангарде науки.

2

15-16.

Художник и ученый.

2

Дар созидания. Практическая функция.

11

17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

18.

Архитектура исторического города.

1

19.

Архитектура современного города.

1

20.

Специфика изображений в полиграфии

1

21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

22.

Декоративно-прикладное искусство.

1

23.

Музыка в быту.

1

24.

Массовые, общедоступные искусства

1

25 - 26.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

2

27.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

Искусство и открытие мира для себя.

8

28-29.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

2

30.

Литературные страницы.

1

31-33.

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

5

Всего:

33

6. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения МХК учащийся должен знать / понимать:

  •     основные виды и жанры искусства;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее                                                              значимые их произведения;
  • иметь представление об особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

В результате изучения МХК учащийся должен уметь:

 :

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.