Дополнительное образование

Загорулько Кристина Витальевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lider.doc89.5 КБ
Microsoft Office document icon rab_prog_esli_hochesh_byt_zdorov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края

«Рассмотрено»                                           «Согласовано»                                               «Утверждаю»

на педагогическом совете                         зам. директора по ВР                                    директор  школы

          Протокол №1                                             ___________Н.В. Галоева                             ____________С.Ф. Жаданов

от «__»_____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Лидер»

Срок реализации программы: 1 год

        

                                                                                                        Составитель: Загорулько. К.В.

                                                                                       старшая вожатая

2017-2018учебный год

Пояснительная записка.

Я – лидер! Как звезда на небе,

Мне ярче хочется светить,

И, познавая мир науки,

Полезным людям хочу быть.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.

Нормативно правовая основа программы.

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)

7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

11. Устав ОУ.

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы  в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.

Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они  должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами, следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.

 В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые, отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе как о лидере, способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.

Предлагаемая программа развития лидерских способностей «Лидер» предназначена для реализации в условиях детского коллектива. Она основана на  программе, разработанной в Марьяновском Центре детского творчества, и является частью системной работы детской районной организации «Юное поколение».

Основные идеи программы:

  • достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;
  • идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;
  • идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
  • идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.

В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:

  • свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
  • ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
  • возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов. Срок реализации – 2 год. Годовая нагрузка – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно санитарно-гигиеническим нормам продолжительность занятий 45+45 минут с перерывом 15 минут, один раз в неделю.

 

Цель программысоздание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

  • выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
  • способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
  • повышать творческую и деловую активность воспитанников;
  • воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
  • создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.

Формы работы

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

  • Деловые и ролевые игры.
  • Упражнения на взаимодействия в группе.
  • Тренинги.
  • Творческие задания.
  • Конкурсы (участие в школьных, районных, областных и всероссийских).
  • Проигрывание ситуаций.
  • Дискуссии
  • Встречи со специалистами и интересными людьми.
  • Экспресс тесты и опросы.
  • КТД.
  • Беседы.

Поскольку программа направлена на обучение детей среднего  школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения. 
Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
-  
Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
-  Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.

Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Планируемые  результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.

Личностных:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
  • Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
  • Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Матапредметных:

  • Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметных:

  • Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
  • Развитие качеств, присущим лидерам;
  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
  • Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач, КТД.

Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).

Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.

Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях Боголюбовской СОШ и ЦДТ; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.

        В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.

В результате работы по  программе внеурочной деятельности «Лидер» воспитанник научится:

  • Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
  • Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
  • Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
  • Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
  • Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.

Содержание программы

«Лидерское начало»: 30часов.

Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, с районной программой «Юное поколение», тестирование на выявление лидерских качеств, тренинги, беседы по этике и этикету.

Организация досуговой деятельности: 42 часа.

Разучивание массовых игр, тимбилдинг, деловые игры, «Школа ведущих», составление конкурсных программ и организация КТД для младших школьников.

В процессе работы программа предусматривает изменения в связи с календарными праздниками и планом работы школы и детской районной организации.

Тематическое планирование

Дата

Форма организации внеурочной деятельности/

форма занятия

Количество часов

Аудит.

внеурочные

теория

практика

1-2.

Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ. Беседа о детском объединении «Лидер». Игры на знакомство «Знакомьтесь – это мы».

Занятие -беседа

1

1

3-4.

Детское движение  в Марьяновском районе, Детская организация «Юное поколение».

Тест «Какой я лидер». Игра-тренинг «Как вести за собой».

Занятие-тестирование

1

1

5-6.

Диагностика-тест «Лидер ли я?».

Игра «Чемодан лидера».

Диагностическое занятие

2

7-8.

Выпуск стенгазеты «Это мы!»

Практическое занятие

2

9-10.

Беседа «Сколько ребят – столько судеб».

Игра «Кораблекрушение» (выявление лидера).

Занятие-беседа

1

1

11-

12.

Игровая программа «Играем отдыхая».

Занятие - игровая программа

2

13-14.

Участие в районном мероприятии «Школа лидера».

Занятие-экскурсия

2

15-16.

«Школа ведущих». Основные навыки выступления.

Занятие-практикум

1

1

17-18.

Участие в празднике «Осенины».

Занятие-практикум

2

19-

20.

«Школа ведущих». Работа над дикцией, разучивание скороговорок.

Занятие-практикум

2

21-

22.

«Школа ведущих». Тренинг «Как вести себя на сцене».

Занятие-тренинг

2

23-24.

«Школа этикета». Деловая игра «Мы встречаем гостей».

Деловая игра

1

1

25-26.

«Школа этикета».

Тренинг «Что нужно знать организатору праздника»

Занятие-тренинг

2

27-28.

Деловая игра «В мире этикета».

Деловая игра

2

29-30.

 Инструктаж по ТБ. Промежуточная диагностика.

Массовые игры на новогоднем празднике.

Комбинированное занятие

0,5

1,5

31-

32.

Проведение новогоднего праздника в начальных классах.

Занятие-практикум

2

33-34.

Как подобрать вопросы для интеллектуальной игры?

Интеллектуальная игра «Я самый умный».

Занятие-практикум

1

1

35-36.

«Упражнение Джеффа».

Разучивание «песен у костра».

Занятие-практикум

2

37-38.

Как составить конкурсную программу?

Занятие-практикум

1

1

39-40.

Составление конкурсной программы для учащихся 1 класса.

Занятие-практикум

2

41-

42.

Проведение конкурсной программы в 1 классе.

Занятие-концерт

2

43-44.

Составление конкурсной программы для учащихся 2-3 классов.

Занятие-практикум

2

45-46.

Проведение конкурсной программы в 2-3 классах.

Занятие-концерт

2

47-48.

Участие в праздничном поздравлении в ДК к празднику 8 Марта.

Занятие-концерт

2

49-50.

Что такое «Тимбилдинг»?

Разучивание игр «Ковёр», «Обстрел».

Информационное занятие

1

1

51-

52.

Игровой практикум. «Узнай кто», «Часы», «Шляпа».

Игровой практикум

2

53-54.

Игровой практикум.

«Ручка громкости», «Перевёртыши», «Театр».

Игровой практикум

2

55-56.

Беседа «Подари другому радость».

Игровой практикум. «Фоторобот», «Иностранцы».

Занятие-беседа. Игровой практикум.

1

2

57-58.

Методика конструирования КТД.

Занятие-лекция.

2

59-60.

Участие в районном мероприятии «Школа лидера».

Занятие-экскурсия.

2

61-

62.

Разработка КТД для младших школьников.

Занятие-практикум

2

63-64.

Составление сценария проведения КТД «В гостях у сказки».

Занятие-практикум

2

65-66.

Проведение КТД «В гостях у сказки» в младших классах.

Занятие-практикум

2

67-68.

Участие в публичном отчёте в ЦДТ

Занятие-экскурсия

2

69-70.

Итоговая диагностика успешности.

Досуговая программа «Хотите верьте, хотите нет».

Диагностика

1

1

71-72.

Игровая программа «Мы – лидеры!»

Игровая программа

2

12,5

39,5

20

Система оценки планируемых результатов

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы, ЦДТ.

1. Педагогическое наблюдение.

2. Ролевые игры.

3. Участие в массовых мероприятиях.

4. Беседы с родителями.

5. Анкетирование и тестирование.

6. Открытые занятия.

7. Тренинги.

8. Диагностика.

Работа с родителями

1. Посещение семей воспитанников на дому.

2. Общие и групповые родительские собрания.

3. Консультации.

4. Занятия с участием родителями.

5. Дни открытых дверей.

6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

7. Работа с родительским комитетом.

8. Беседы с детьми и родителями.

9. Тренинги.

Методическое и материально-техническое обеспечение

К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- учебный кабинет;

-пакет диагностик;

- сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

-наглядный и раздаточный материал для игр;

- MP 3 проигрыватель;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- аудио и видеозаписи.

Реализация программы

Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-воспитателя. Реализация программы поможет в выявлении лидеров среди учащихся школы, что в свою очередь будет способствовать в плодотворной работе школьного самоуправления. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.

Литература

  1. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
  2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
  3. По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007
  4. Закон об образовании, 2009
  5. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
  6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
  7. Конвенция о правах ребенка.
  8. Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
  9. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006
  10. Немов Р.С. Психология. – М., 1995
  11. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
  12. Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005
  13.  Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
  14. По ступенькам лидерства, Омск 2008.
  15. Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер».
  16. Энциклопедия игр и развлечений под ред.О.Турбина.
  17. Сборник сценариев для детей «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 2001.
  18. В. Рекут «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007.

Интернет ресурсы

  1. http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/148050/198/Shamina_-_Luchshie_igry_dlya_deteii_na_svezhem_vozduhe.html
  2. http://socpedagogika.narod.ru/igr.html
  3. http://www.tvoyrebenok.ru/kommunikativnie_igri.shtml
  4. http://www.summercamp.ru/index.php5/



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края

«Рассмотрено»                                            «Согласовано»                                               «Утверждаю»

на педагогическом совете                         зам. директора по ВР                                    директор  школы

          Протокол №1                                             ___________Н.В. Галоева                             ____________С.Ф. Жаданов

от «__»_____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Если хочешь быть здоров»

Срок реализации программы: 1 год

        

                                                                                                        Составитель: Загорулько. К.В.

                                                                                       старшая вожатая

2017-2018учебный год

 
Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки. В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводиться кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды.

Важно сформировать культуру питания как составную часть культуры здоровья в школьном возрасте.

Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит. 

Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления «Если хочешь быть здоров – правильно питайся» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. 

Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор в полезных продуктов и соблюдать режим питания. 

2. Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Задачи:
закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; 
закрепить знания о здоровом питании , необходимости витаминов в пище; 
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; 
формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.



3. Основные принципы содержания программы:
научная обоснованность и практическая целесообразность; 
возрастная адекватность; 
необходимость и достаточность информации; 
вовлеченность семьи и реализацию программы.


4.Особенности программы:
Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.

В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

5. Содержание программы 
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:


Поговорим о продуктах. 
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. 
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания . 
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах – волшебниках.


Тематическое планирование


№ 
п/п


Разделы


Кол-во часов


Всего


Аудиторные


Внеаудиторные


1.


Поговорим о продуктах


6


4


2


2.


Давайте узнаем о продуктах


13


11


2


4.


Поговорим о правилах этикета.


7


3


4


5.


Из истории русской кухни.


7


5


2


Итого:


33


23


10


Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Дата

Проведения

 

Поговорим о продуктах

Общие сведения о питании и приготовлении пищи

 

1

Введение. Если хочешь быть здоров.

Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование.

 

2

Поговорим о пище.

Из чего состоит наша пища.

Исследование.

Опыт

 

3

Полезные и вредные привычки.

Беседа по теме. Игра.

 

4

Самые полезные продукты.

Игра. Выбор полезных продуктов

 

5

Как правильно составить свой рацион питания.

Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра.

 

6

Как готовят пищу.

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»

 

 

Давайте узнаем о продуктах

Витамины

 

7

Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна.

Исследование «Получение муки и крупы из зерна».

Путешествие по дороге «Хлебной». Игра.

 

8

Хлеб – всему голова.

Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.

 

9

Молоко и молочные продукты.

Беседа о производстве молока. Игра.

 

10

Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.

Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма.

 

11

Мясо и мясные блюда.

Рассказ, беседа, игра-конкурс.

 

12

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

Рассказ, видеофильм, игра, анкета.

 

13

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

Рассказ, исследование, игра.

 

14

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».

 

15

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

Рассказ, загадки, рисунки.

 

16

Всякому овощу – своё время. Дары леса.

Беседа, загадки, кроссворд.

 

17

Где найти витамины зимой и весной.

Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата.

 

 

Поговорим о правилах этикета.

Культура и гигиена питания.

 

18

Как правильно есть. Режим питания.

Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня»

 

19

Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».

 

20

Как правильно вести себя за столом.

Игра, конкурс рисунков по теме.

 

21

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой

Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола»

 

22

Вредные и полезные привычки в питании.

Исследование. Игра.

 

23

Как правильно есть рыбу.

Рассказ. Практическая работа.

 

 

Из истории русской кухни.

Поговорим о кулинарных волшебниках.

 

24

Щи да каша – пища наша.

Рассказ. Игра.

 

25

Что готовили наши прабабушки.

Исследование.

 

26

Народные праздники, их меню и здоровье.

Рассказ. Исследование. Составление меню.

 

27

Кулинары, повара – волшебники.

Встреча с поварами. Исследование.

 

28

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение.

Праздник – отчёт по теме.

 

29-33

Резерв

 

 


Предполагаемый результат:


полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; 
дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; 
дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.


Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Н.П. Абаскалова Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы конференции. Новосибирск, 2003.

3.Н.И. Ковалёв. Русская кулинария. М., 1972.

4. Н.И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М: Экономика, 1993.

5. В.С. Кукушкин, А.В. Болдырева-Вараксина. Педагогика начального образования. М., 2005.

6.. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок. Ч.1,2. М.,2005.

7. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Анализ современного урока. М., 2003.

8. Н.В. Сократов. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., 2005.

9. Русская изба: иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999.

10. Я познаю мир: энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. М: Астрель. Хранитель, 2006

11. Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. К53 наук, проф. И.М. Скурихина. 11-е изд., переработ. и доп.//М.: Колос, 1995, 368с.;

12. Ковалев В.М., Могильный Н.П. 500 рецептов славянской трапезы//М.: МП «Мик», 1993, 272с.;

13. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева/ «Формула правильного питания»/ рабочая тетрадь //М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2007.