Дополнительное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lider.doc | 89.5 КБ |
rab_prog_esli_hochesh_byt_zdorov.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете зам. директора по ВР директор школы
Протокол №1 ___________Н.В. Галоева ____________С.Ф. Жаданов
от «__»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Лидер»
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Загорулько. К.В.
старшая вожатая
2017-2018учебный год
Пояснительная записка.
Я – лидер! Как звезда на небе,
Мне ярче хочется светить,
И, познавая мир науки,
Полезным людям хочу быть.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.
Нормативно правовая основа программы.
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)
7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
11. Устав ОУ.
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами, следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.
В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые, отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе как о лидере, способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.
Предлагаемая программа развития лидерских способностей «Лидер» предназначена для реализации в условиях детского коллектива. Она основана на программе, разработанной в Марьяновском Центре детского творчества, и является частью системной работы детской районной организации «Юное поколение».
Основные идеи программы:
- достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;
- идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;
- идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
- идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.
В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:
- свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
- ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
- возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов. Срок реализации – 2 год. Годовая нагрузка – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно санитарно-гигиеническим нормам продолжительность занятий 45+45 минут с перерывом 15 минут, один раз в неделю.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
- способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
- повышать творческую и деловую активность воспитанников;
- воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
- создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.
Формы работы
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
- Деловые и ролевые игры.
- Упражнения на взаимодействия в группе.
- Тренинги.
- Творческие задания.
- Конкурсы (участие в школьных, районных, областных и всероссийских).
- Проигрывание ситуаций.
- Дискуссии
- Встречи со специалистами и интересными людьми.
- Экспресс тесты и опросы.
- КТД.
- Беседы.
Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
- Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
- Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
- Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
- Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
- Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.
Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
- Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
- Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Матапредметных:
- Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметных:
- Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
- Развитие качеств, присущим лидерам;
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
- Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач, КТД.
Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).
Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.
Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях Боголюбовской СОШ и ЦДТ; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.
В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.
В результате работы по программе внеурочной деятельности «Лидер» воспитанник научится:
- Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
- Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
- Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
- Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.
Воспитанник получит возможность научиться:
- Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
- Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.
Содержание программы
«Лидерское начало»: 30часов.
Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, с районной программой «Юное поколение», тестирование на выявление лидерских качеств, тренинги, беседы по этике и этикету.
Организация досуговой деятельности: 42 часа.
Разучивание массовых игр, тимбилдинг, деловые игры, «Школа ведущих», составление конкурсных программ и организация КТД для младших школьников.
В процессе работы программа предусматривает изменения в связи с календарными праздниками и планом работы школы и детской районной организации.
Тематическое планирование
№ | Дата | Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия | Количество часов | |||
Аудит. | внеурочные | |||||
теория | практика | |||||
1-2. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Беседа о детском объединении «Лидер». Игры на знакомство «Знакомьтесь – это мы». | Занятие -беседа | 1 | 1 | ||
3-4. | Детское движение в Марьяновском районе, Детская организация «Юное поколение». Тест «Какой я лидер». Игра-тренинг «Как вести за собой». | Занятие-тестирование | 1 | 1 | ||
5-6. | Диагностика-тест «Лидер ли я?». Игра «Чемодан лидера». | Диагностическое занятие | 2 | |||
7-8. | Выпуск стенгазеты «Это мы!» | Практическое занятие | 2 | |||
9-10. | Беседа «Сколько ребят – столько судеб». Игра «Кораблекрушение» (выявление лидера). | Занятие-беседа | 1 | 1 | ||
11- 12. | Игровая программа «Играем отдыхая». | Занятие - игровая программа | 2 | |||
13-14. | Участие в районном мероприятии «Школа лидера». | Занятие-экскурсия | 2 | |||
15-16. | «Школа ведущих». Основные навыки выступления. | Занятие-практикум | 1 | 1 | ||
17-18. | Участие в празднике «Осенины». | Занятие-практикум | 2 | |||
19- 20. | «Школа ведущих». Работа над дикцией, разучивание скороговорок. | Занятие-практикум | 2 | |||
21- 22. | «Школа ведущих». Тренинг «Как вести себя на сцене». | Занятие-тренинг | 2 | |||
23-24. | «Школа этикета». Деловая игра «Мы встречаем гостей». | Деловая игра | 1 | 1 | ||
25-26. | «Школа этикета». Тренинг «Что нужно знать организатору праздника» | Занятие-тренинг | 2 | |||
27-28. | Деловая игра «В мире этикета». | Деловая игра | 2 | |||
29-30. | Инструктаж по ТБ. Промежуточная диагностика. Массовые игры на новогоднем празднике. | Комбинированное занятие | 0,5 | 1,5 | ||
31- 32. | Проведение новогоднего праздника в начальных классах. | Занятие-практикум | 2 | |||
33-34. | Как подобрать вопросы для интеллектуальной игры? Интеллектуальная игра «Я самый умный». | Занятие-практикум | 1 | 1 | ||
35-36. | «Упражнение Джеффа». Разучивание «песен у костра». | Занятие-практикум | 2 | |||
37-38. | Как составить конкурсную программу? | Занятие-практикум | 1 | 1 | ||
39-40. | Составление конкурсной программы для учащихся 1 класса. | Занятие-практикум | 2 | |||
41- 42. | Проведение конкурсной программы в 1 классе. | Занятие-концерт | 2 | |||
43-44. | Составление конкурсной программы для учащихся 2-3 классов. | Занятие-практикум | 2 | |||
45-46. | Проведение конкурсной программы в 2-3 классах. | Занятие-концерт | 2 | |||
47-48. | Участие в праздничном поздравлении в ДК к празднику 8 Марта. | Занятие-концерт | 2 | |||
49-50. | Что такое «Тимбилдинг»? Разучивание игр «Ковёр», «Обстрел». | Информационное занятие | 1 | 1 | ||
51- 52. | Игровой практикум. «Узнай кто», «Часы», «Шляпа». | Игровой практикум | 2 | |||
53-54. | Игровой практикум. «Ручка громкости», «Перевёртыши», «Театр». | Игровой практикум | 2 | |||
55-56. | Беседа «Подари другому радость». Игровой практикум. «Фоторобот», «Иностранцы». | Занятие-беседа. Игровой практикум. | 1 | 2 | ||
57-58. | Методика конструирования КТД. | Занятие-лекция. | 2 | |||
59-60. | Участие в районном мероприятии «Школа лидера». | Занятие-экскурсия. | 2 | |||
61- 62. | Разработка КТД для младших школьников. | Занятие-практикум | 2 | |||
63-64. | Составление сценария проведения КТД «В гостях у сказки». | Занятие-практикум | 2 | |||
65-66. | Проведение КТД «В гостях у сказки» в младших классах. | Занятие-практикум | 2 | |||
67-68. | Участие в публичном отчёте в ЦДТ | Занятие-экскурсия | 2 | |||
69-70. | Итоговая диагностика успешности. Досуговая программа «Хотите верьте, хотите нет». | Диагностика | 1 | 1 | ||
71-72. | Игровая программа «Мы – лидеры!» | Игровая программа | 2 | |||
12,5 | 39,5 | 20 |
Система оценки планируемых результатов
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы, ЦДТ.
1. Педагогическое наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Участие в массовых мероприятиях.
4. Беседы с родителями.
5. Анкетирование и тестирование.
6. Открытые занятия.
7. Тренинги.
8. Диагностика.
Работа с родителями
1. Посещение семей воспитанников на дому.
2. Общие и групповые родительские собрания.
3. Консультации.
4. Занятия с участием родителями.
5. Дни открытых дверей.
6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
7. Работа с родительским комитетом.
8. Беседы с детьми и родителями.
9. Тренинги.
Методическое и материально-техническое обеспечение
К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
- учебный кабинет;
-пакет диагностик;
- сборники игр и сценариев;
- дидактический материал;
-наглядный и раздаточный материал для игр;
- MP 3 проигрыватель;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- аудио и видеозаписи.
Реализация программы
Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-воспитателя. Реализация программы поможет в выявлении лидеров среди учащихся школы, что в свою очередь будет способствовать в плодотворной работе школьного самоуправления. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.
Литература
- Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
- По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007
- Закон об образовании, 2009
- Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
- Конвенция о правах ребенка.
- Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
- Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006
- Немов Р.С. Психология. – М., 1995
- Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
- Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005
- Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
- По ступенькам лидерства, Омск 2008.
- Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер».
- Энциклопедия игр и развлечений под ред.О.Турбина.
- Сборник сценариев для детей «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 2001.
- В. Рекут «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007.
Интернет ресурсы
- http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/148050/198/Shamina_-_Luchshie_igry_dlya_deteii_na_svezhem_vozduhe.html
- http://socpedagogika.narod.ru/igr.html
- http://www.tvoyrebenok.ru/kommunikativnie_igri.shtml
- http://www.summercamp.ru/index.php5/
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете зам. директора по ВР директор школы
Протокол №1 ___________Н.В. Галоева ____________С.Ф. Жаданов
от «__»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Если хочешь быть здоров»
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Загорулько. К.В.
старшая вожатая
2017-2018учебный год
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки. В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводиться кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды.
Важно сформировать культуру питания как составную часть культуры здоровья в школьном возрасте.
Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.
Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления «Если хочешь быть здоров – правильно питайся» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор в полезных продуктов и соблюдать режим питания.
2. Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи:
закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
закрепить знания о здоровом питании , необходимости витаминов в пище;
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
3. Основные принципы содержания программы:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
вовлеченность семьи и реализацию программы.
4.Особенности программы:
Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.
В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
5. Содержание программы
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:
Поговорим о продуктах.
Давайте узнаем о продуктах. Витамины.
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания .
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах – волшебниках.
Тематическое планирование
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание и форма занятия | Дата Проведения |
| Поговорим о продуктах | Общие сведения о питании и приготовлении пищи |
|
1 | Введение. Если хочешь быть здоров. | Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование. |
|
2 | Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища. | Исследование. Опыт |
|
3 | Полезные и вредные привычки. | Беседа по теме. Игра. |
|
4 | Самые полезные продукты. | Игра. Выбор полезных продуктов |
|
5 | Как правильно составить свой рацион питания. | Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра. |
|
6 | Как готовят пищу. | Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи» |
|
| Давайте узнаем о продуктах | Витамины |
|
7 | Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна. | Исследование «Получение муки и крупы из зерна». Путешествие по дороге «Хлебной». Игра. |
|
8 | Хлеб – всему голова. | Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки. |
|
9 | Молоко и молочные продукты. | Беседа о производстве молока. Игра. |
|
10 | Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. | Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма. |
|
11 | Мясо и мясные блюда. | Рассказ, беседа, игра-конкурс. |
|
12 | Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало. | Рассказ, видеофильм, игра, анкета. |
|
13 | Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи. | Рассказ, исследование, игра. |
|
14 | Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. | Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов». |
|
15 | Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. | Рассказ, загадки, рисунки. |
|
16 | Всякому овощу – своё время. Дары леса. | Беседа, загадки, кроссворд. |
|
17 | Где найти витамины зимой и весной. | Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата. |
|
| Поговорим о правилах этикета. | Культура и гигиена питания. |
|
18 | Как правильно есть. Режим питания. | Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня» |
|
19 | Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. | Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола». |
|
20 | Как правильно вести себя за столом. | Игра, конкурс рисунков по теме. |
|
21 | Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой | Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола» |
|
22 | Вредные и полезные привычки в питании. | Исследование. Игра. |
|
23 | Как правильно есть рыбу. | Рассказ. Практическая работа. |
|
| Из истории русской кухни. | Поговорим о кулинарных волшебниках. |
|
24 | Щи да каша – пища наша. | Рассказ. Игра. |
|
25 | Что готовили наши прабабушки. | Исследование. |
|
26 | Народные праздники, их меню и здоровье. | Рассказ. Исследование. Составление меню. |
|
27 | Кулинары, повара – волшебники. | Встреча с поварами. Исследование. |
|
28 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение. | Праздник – отчёт по теме. |
|
29-33 | Резерв |
|
|
Предполагаемый результат:
полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Н.П. Абаскалова Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы конференции. Новосибирск, 2003.
3.Н.И. Ковалёв. Русская кулинария. М., 1972.
4. Н.И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М: Экономика, 1993.
5. В.С. Кукушкин, А.В. Болдырева-Вараксина. Педагогика начального образования. М., 2005.
6.. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок. Ч.1,2. М.,2005.
7. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Анализ современного урока. М., 2003.
8. Н.В. Сократов. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., 2005.
9. Русская изба: иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999.
10. Я познаю мир: энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. М: Астрель. Хранитель, 2006
11. Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. К53 наук, проф. И.М. Скурихина. 11-е изд., переработ. и доп.//М.: Колос, 1995, 368с.;
12. Ковалев В.М., Могильный Н.П. 500 рецептов славянской трапезы//М.: МП «Мик», 1993, 272с.;
13. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева/ «Формула правильного питания»/ рабочая тетрадь //М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2007.