Муниципальное методическое объединение учителей русского языка и литературы Краснозерского района

Елена Викторовна Юркина
Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса (А.С. Макаренко)

                                                                                                                                                                                                                                  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы ММО учителей русского языка и литературы Краснозерского района

 на 2021-2022 учебный год

Методическая тема

Новые подходы к образованию как основной способ формирования и оценки функциональной грамотности, повышения эффективности обучения и воспитания

Цель

Создание  образовательного  пространства  для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности  через совершенствование качества преподавания предметов.

Задачи

Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, поиск новых форм, приемов и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующих формированию функциональной грамотности.

Планирование, проектирование уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся, языковой функциональной грамотности, а также на развитие  креативного мышления как компонента функциональной грамотности.

Систематизация работы  методического объединения по выявлению, обобщению  и

распространению  педагогического опыта творчески работающих учителей через мастер-классы, практические занятия, семинары.

Изучение требований к предметной, профессиональной   компетентности учителя русского языка, соответствие им.

Создание условий для системной подготовки обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ и ОГЭ по гуманитарным дисциплинам.

Совершенствование работы с одарёнными и мотивированными обучающимися и обучающимися с ОВЗ.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год».

Август 2021 г.

Руководитель ММО

Повестка

1. Анализ работы ММО учителей русского языка и литературы за 2020-2021 учебный год, перспективы и задачи взаимодействия учителей на 2021-2022 учебный год, утверждение плана работы.

2. Итоги ГИА по русскому языку и литературе.

3. Основные подходы к оценке читательской грамотности. Об итогах мягкого мониторинга читательской грамотности в школах Краснозерского района. Планирование работы с учетом результатов мониторинга.

4. Всероссийский конкурс сочинений - 2021

5. Всероссийская олимпиада школьников. Утверждение предметно-методических комиссий по подготовке заданий школьного этапа и экспертных групп по проверке работ.

6. Участие в XXI съезде работников образования Новосибирской области

Выступления по теме "Лучшие практики формирования и оценки функциональной  грамотности в области русского языка и литературы"

Работа в межсессионный период

Мониторинг  профессиональных  и    информационных

потребностей учителей

Мониторинг  профессиональных  и    информационных

потребностей учителей

Мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей. Корректировка банка данных: кадры, КПК, участие в вебинарах и др. мероприятиях, темы самообразования, заявки на участие в семинарах, круглых столах и т.п.

Активное формирование учителями русского языка и литературы актуальных для данной предметной области  компонентов функциональной грамотности обучающихся. Аналитический акцент на методических особенностях формирования читательской функциональной грамотности. Апробация новых технологий и приёмов.

Подготовка докладов и презентаций

Изучение требований к профессиональной (предметной, методической, коммуникативной) компетентности учителя русского языка и литературы

Сентябрь – октябрь

 2021 г.

Руководитель МО ОО

2

Заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования читательской функциональной грамотности».

Ноябрь

 2021 г.

Руководитель ММО

Повестка

1. Круглый стол «Пути повышения читательской грамотности обучающихся» (доклады с презентациями, обмен опытом, мастер-классы, анализ трудностей)

2. Подготовка к итоговому сочинению

3. Подготовка к итоговому собеседованию.

4 Работа с одаренными детьми и ребятами с ОВЗ

5. Модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ.

6. Профессиональный стандарт педагога. План развития педагога в соответствии с темами самообразования  и  требованиями к профессиональному стандарту.

7. Участие в проектировочной сессии по функциональной грамотности (по плану Министерства образования Новосибирской области)

Ноябрь-декабрь

2021 г. –

Январь

2022 г.

Работа в межсессионный период

Проверка олимпиадных работ

Активное формирование учителями русского языка и литературы основных компонентов видов функциональной грамотности обучающихся. Аналитический акцент на методических особенностях формирования языковой функциональной грамотности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Индивидуальная и групповая работа.

Руководитель МО ОО

3

Заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковой функциональной грамотности».

Январь

 2022 г.

Руководитель ММО

Повестка

1. Русский язык и функциональная грамотность как основа гражданской идентичности, ключевой ориентир становления конкурентоспособной личности.

2. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

3. Мастер-классы «Формирование языковой функциональной грамотности – эффективные технологии, приёмы и методические находки »

4. Организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

5. О проведении районного конкурса чтецов «Волшебных слов пленительные звуки»

Февраль – март  

2022 г.

Работа в межсессионный период

Активное формирование учителями русского языка и литературы основных для данной предметной области компонентов функциональной грамотности обучающихся. Аналитический акцент на методических особенностях развития креативного мышления как компонента функциональной грамотности.

Внеклассные мероприятия по предметам.

Предметные недели

Интегрированные уроки

Уроки-исследования

Работа с одаренными детьми и ребятами с ОВЗ

Руководитель МО ОО

4

Заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности развития креативного мышления как компонента функциональной грамотности».

Апрель

 2022 г.

Руководитель ММО

Повестка

1.Семинар «Формирование и развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности. Психологические аспекты. Эффективные средства, приемы, технологии»

2.Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

3. Внеклассные мероприятия, конкурсы как средство развития креативного мышления.

4. Презентации по темам самообразования.

5. Формирование перечня актуальных методических вопросов о формировании функциональной грамотности обучающихся учителем русского языка и литературы (на основании обобщения результатов педагогической диагностики в муниципалитете)

Май

2022 г.

Работа в межсессионный период

Пробные экзамены по русскому языку и литературе.

Рефлексия по итогам самообразования. Анализ работы.

Планирование работы ШМО на 2022/2023 учебный год.

Разработка проекта плана работы ММО учителей русского языка и литературы на 2022/2023 учебный год

Руководитель МО ОО

5

Совершенствование педагогического мастерства и самообразование

Апробация учебных пособий по подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

В течение года

Учитель РЯиЛ

Обобщение актуального педагогического опыта учителей русского языка и литературы и его трансляция в практику работы педагогов

В течение года

Учитель РЯиЛ

Работа педагогов по темам самообразования, подготовка самопрезентации по теме самообразования

В течение года

Учитель РЯиЛ

Прохождение курсов повышения квалификации

В течение года

Учитель РЯиЛ

Подготовка и публикация лучших разработок уроков русского языка и литературы, внеклассных занятий, программ в официальных СМИ для педагогов

В течение года

Учитель РЯиЛ

 Руководитель ММО -  Юркина Елена Викторовна


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Таблица

Перечень проблемных вопросов («западающих» тем) при подготовке к ВПР, ГИА

Предмет

Проблемный вопрос («западающая» тема)

Русский язык.

11 класс - ЕГЭ.1часть (№ 1-26)

Орфоэпические нормы (постановка ударения) (№4)

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) (№5)

Правописание корней (№9)

Правописание приставок (№10)

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (№11)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (№12)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (№18)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (№19)

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (№20)

Пунктуационный анализ (№21)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста (№22)

Функционально-смысловые типы речи (№23)

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению (№24)

Средства связи предложений в тексте (№25)

Часть 2. Сочинение (№27)

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(К-2)

Соблюдение пунктуационных норм (К-8)

Соблюдение грамматических норм (К-9)

Точность и выразительность речи (К-6)

Соблюдение орфографических норм (К-7)

9 класс - ГИА

1 часть. Изложение.Сжатие исходного текста (ИК-2)

2 часть. Проведение различных видов анализа слова, предложения, текста. Синтаксический анализ (№2)

Пунктуационный анализ (№3)

Орфографическийанализ (№5)

Анализ содержания текста (№6)

Анализ средств выразительности (№7)

Часть 3. Сочинение-рассуждение. Толкование значения слова (№4)

Наличие примеров-аргументов (№5)

        Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Грамотность и фактологическая точность изложения и сочинения.Соблюдение орфографических норм (№8)

Соблюдение пунктуационных норм (№9)

Соблюдение грамматических норм (№10)

ВПР 5 класс

Соблюдение орфографических норм (№1)

Соблюдение пунктуационных норм (№2)

Фонетический разбор слова (№2.1)

Морфологический разбор слова (№2.3)

Указание отсутствующей части речи в предложении (№4.2)

Составление схемы предложения с прямой речью (№5.2)

Объяснение основания выбора предложения, в котором необходимо поставить запятую/запятые (при  обращении (№6.2)

Распознавание сложного предложения и постановка знака препинания с объяснением основания выбора (№7.1и 7.2)

Функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте (№10)

ВПР 6 класс

Выполнение морфологического разбора (№2.3)

Постановка тире в предложении. Обоснование выбора предложения (№7.2)

Определение основной мысли текста (№9)

Составление и запись плана из 3-х пунктов (№10)

Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении (№12.2)

Распознавание стилистической окраски слова (№13.1)

Объяснение значения фразеологизма. Толкование ситуации в заданном контексте (№14.1 и 14.2)

Литература

11 класс - ЕГЭ

1 часть. Комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения (№ 6,7)

Комплекс заданий относится к анализу лирического произведения (с кратким ответом № 10,13)

Комплекс заданий относится к анализу лирического произведения (с развернутым ответом № 15)

Руководитель ММО учителей РЯиЛ: Юркина Елена Викторовна


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Название ОО

ФИО учителя (-ей) РЯиЛ (без сокращений)

Тел./эл. почта

Классы , в которых работает учитель на 2021-2022 уч.г

Стаж работы:

общий/в данной ОО/ по специальности

Образование

Диплом

Специальность, в т.ч. переподготовка

Категория,  срок её действия. Звания, награды

Курсы за  2019-2021г.

Тема самоподготовки не может быть распространена

Участие учителя в конкурсах (олимпиадах) за 2019-2021г.

Предложения/вопросы

1

МКОУ Веселовская СОШ

Юркина Елена Викторовна//8906909…/

elena.yurkina02@yandex.ru

2.

3

РЯ – ,8,9,11; Л - 8,9,11; РРЯ -6,8,9; РЛ – 8,9

29/

27/

27

Высшее НГПУ, 2001г ….

Русский язык и литература

1 /до марта 2022

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе «Формирование функциональной грамотности при обучении русскому языку и литературе: организация работы в муниципалитете» с 19 апреля по 31 мая 2021г., 72 часа

Формирование функциональной грамотности при обучении русскому языку и литературе: организация работы в муниципалитете

Информация для формирования банка данных ММО учителей РЯиЛ Краснозерского района Новосибирской области                

Информация носит конфиденциальный характер и не передается третьим лицам без согласия!

Оправить на электронную почту руководителя ММО: elena.yurkina02@yandex.ru /Елена Викторовна Юркина/

 



Предварительный просмотр:

Название ОО

Название конкурса/организаторы

Сроки

Уровень

 ФИО

Участник/Победитель/наградные документы

Номинация

Класс

Руководитель

Примечание

1

МКОУ Веселовская СОШ

«Есенинские чтения 2021»/МБУ Централизованная библиотечная система (г. Шарыпово, Красноярский край)

Октябрь 2021

Всероссийский

1.Ситник Дмитрий Романович

2. Раюк Александра Александровна

3. Овчеренко Татьяна Сергеевна

1 место (Грамота)

2 место (Грамота)

2 место (Грамота)

Номинация «Есенинский венок»

«Есенинский венок»

«Есенинский венок»

11

11

11

Юркина Е.В.

Информация для ММО учителей РЯиЛ Краснозерского района НСО об участии в конкурсах обучающихся                          за 1 четверть 2021/2022уч.г              

Оправить на электронную почту руководителя ММО: elena.yurkina02@yandex.ru /Елена Викторовна Юркина/

 



Предварительный просмотр:

 Итоги мягкого мониторинга  по выявлению уровня сформированности читательской грамотности в 5,6,7 классах, проведенного в МКОУ Веселовская СОШ  в апреле 2022 года

Классы

Количество обучающихся

Критерии оценивания

Количество обучающихся, выполнивших задание/процент

учитель, осуществивший мониторинг

находить и извлекать информацию

интегрировать и интерпретировать информацию

осмысливать и оценивать содержание и форму текста

использовать информацию из текста

5 класс

    382

250/65%

197/51%

256/67%

231/60

Юркина Елена Викторовна

6 класс

7 класс

Итого

Красным выделен образец заполнения результатов мониторинга, данные которого УСЛОВНЫ!!!

Ниже таблицы необходимо указать информацию о том, какие задания вызвали наибольшие/наименьшие затруднения

 

Образец (примерный)

Наибольшие затруднения вызвали задания:
5 класс (задания №1, 5, 6, 8, 13, 14, 15). Проблемные зоны
сформированности читательской грамотности и отдельных видов
читательских умений в 5 классе:
- извлечение информации из текста, выбор в тексте и предъявление
конкретной информации, запрашиваемой в вопросе (пятиклассники либо не
могут определить наличие информации в тексте и опираются не на текст, а на
фоновые знания, либо определяют фрагмент текста, значительно
превышающий по объему необходимый для ответа на вопрос, и не могут
выделить в нём конкретную фразу и копируют целиком фрагмент);
– умение понимать чувства, мотивы, характеры героев;
– умение формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей
текста;
– умение находить и извлекать несколько единиц информации,
расположенных в одном фрагменте текста.
По заданиям к первому тексту затруднения вызвали 3,7 (интеграция и
интерпретация информации- 51%), 9 (осмысление и оценивание содержания и
формы текста). Основные проблемные области читательской грамотности при
исследовании возникли у обучающихся 5-х классов:
- вычленение двух и более информационных единиц (трудность выполнения
таких заданий обусловлена целенаправленным отсутствием в формулировке
14 задания ссылки на определенное место в тексте, где содержится ответ;
наличием в тексте рядом с искомым фрагментом похожей, но не относящейся
к вопросу информации);
Особые затруднения вызывают задания:
- находить и извлекать информацию (задания 1,6,13);

Хорошо справились с заданиями …

6 класс …

7 класс …



Предварительный просмотр:

Соответствие критериям оценки деятельности ММО за 2021/2022 учебный год учителей русского языка и литературы МКОУ Веселовская СОШ Краснозерского района Новосибирской области:

Показатель

ФИО членов ШМО/официальное название события/дата

Участие в методических событиях регионального уровня (конференции, семинары, сессии)

Участие в экспертной деятельности на муниципальном уровне

Участие в экспертной деятельности на региональном уровне

Трансляция результатов инновационной педагогической деятельности на  муниципальном уровне

Трансляция результатов инновационной педагогической деятельности на  региональном уровне

Участие в горизонтальном методическом взаимодействии на муниципальном уровне

Освоение технологии «Lesson stady» (исследование урока), кураторской методики

Участие в диагностике профессиональных дефицитов

Повышение квалификации на курирующей ММО кафедре НИПКиПРО (курс ПК, стажировка)

Участие в педагогических олимпиадах

Участие в конкурсах профессионального мастерства