Для родителей
Консультация "Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка"
Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Консультация для родителей: «Автоматизация звуков в повседневной жизни»
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игровые упражнения развивающие мелкую моторику рук»
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»
Презентация по речевому развитию ребенка
Памятка для родителей: "Игры для развития речи детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Речевая подготовка детей к школе в семье»
Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
- Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- сформированность звуковой стороны речи (ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп);
- полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
- умение пользоваться разными способами словообразования;
- умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
- образовывать прилагательные от существительных.
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных правилах и принципах успешных занятий:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Используйте для занятий то, что ребенок видит вокруг дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребенок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки.
Шестилетнему ребенку можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Речевая подготовка детей к школе в семье»
Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
- Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- сформированность звуковой стороны речи (ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп);
- полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
- умение пользоваться разными способами словообразования;
- умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
- образовывать прилагательные от существительных.
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных правилах и принципах успешных занятий:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Используйте для занятий то, что ребенок видит вокруг дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребенок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки.
Шестилетнему ребенку можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Предварительный просмотр:
«Автоматизация звуков в повседневной жизни»
Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное - в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией. Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета тут же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке, как будто и звуков-то никогда не произносил! Это вполне понятно и объяснимо - тонус артикуляционной мускалатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. К тому же необходимо постоянно следить за своей речью, а это уже процесс самоконтроля. который у ребёнка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Именно поэтому при автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они, общаясь со своим ребенком "один-на-один", имеют возможность постоянно контролировать его речь. Это постоянное наблюдение за речью ребёнка, тактичное и ненавязчивое исправление неправильно произносимых звуков, способствует тому, что работа по автоматизации будет быстрой и успешной.
Зачастую "сломать" старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: "Не хочется заниматься дома! Отказывается говорить правильно! ". Возможно причина заключается в том, что у малыша не всё получается сразу и именно это вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях надо подбодрить ребёнка, рассказать о том, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться "красиво" говорить. Ребенку необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.
Все дети разные и задача родителей заключается в том, чтобы найти правильный подход к своему малышу. Родителям необходимо научиться "правильно", с особой осторожностью, указывать на ошибки детей. Вот несколько вариантов:
-надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова. Услышав а речи сына или дочери неправильно произнесенный звук нужно тактично попросить порадовать Вас и произнести неправильное слово еще раз, но уже "красиво".
-можно "удивиться" куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать "потеряный" звук и произнести слово еще раз.
-порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. Т. е. малыш неправильно произнес слово-взрослый тут же утрированно чётко повторяет это слово.
-хорошо определить в доме "место правильной речи", где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.
Уважаемые родители, вспомните своего ребёнка, когда он был годовалым малышом и учится ходить. Он делал первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживал равновесие, покачивался, напряженно двигал ручками. но он был доволен и горд! Мало кому из родителей пришло бы в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? ". Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно! " Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится "правильно" говорить.
Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать какие-либо речевые задания или упражнения. некоторые родители встают на путь "подкупа". Этот путь очень опасен, и не всегда эффективен. Можно заставить его механически повторять, но такая "наука" осядет в голове мертвым грузом. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка.
В общении с ребенком необходимо избегать: слов "нет" и "нельзя", готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь-постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас "удовольствий", традиций, больших и маленьких праздников.
Первостепенным требованием к поступающим в школу, является сформированность речи. Поэтому работать нужно уже сейчас. невзирая на то, что всегда находится "1000 неотложных дел". Контролируйте речь своего ребёнка, помогайте ему развивать привычку пользоваться своей новой "красивой" и правильной речью. Ведь на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во многом раз больше времени и сил.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка
Корочанского района Белгородской области»
Консультация для родителей
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Учитель-логопед
Атоян Т.В.
с. Бехтеевка, 2020
Консультация для родителей на тему:
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.
Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Игры для развития речи с использованием подручных предметов.
У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.
- игра-соревнование «Подбери словечко»
Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое.
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
- игра «Нарисуй и заштрихуй»
Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
- игра «Вспомни сказку»
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
- игра с союзом «а»
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
Развиваем грамматически правильную речь на прогулке.
На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Развиваем грамматически правильную речь на кухне.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи».
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Развиваем грамматически правильную речь на огороде.
На огороде перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на огороде необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка
Корочанского района Белгородской области»
Консультация для родителей
«Игровые упражнения развивающие
мелкую моторику рук»
Учитель-логопед
Атоян Т.В.
с. Бехтеевка, 2020
Уважаемые родители, тема нашего собрания
«Игровые упражнения развивающие мелкую моторику рук».
Эта тема выбрана не случайно. Дети скоро пойдут в школу и успешное обучение на прямую зависит от готовности ребенка к обучению в школе, от развития всех психологических процессов и конечно же от развития речи.
Роль развития мелкой моторики рук при этом очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляется работа.
Слайд (шнуровка)
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Игры со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры.
Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Очень интересные игры получаются с природным материалом.
Для развития мелкой моторики успешно используются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры – это инсценировка детских стихов. Благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Ну а сейчас предлагаю вам попробовать сделать пальчиковую гимнастику.
«Братья гномики»
В кулачке как в домике,
Скрыты пальцы гномики. Пальцы зажаты в кулачок
Домик открывается, сказка начинается.
Раз, два, три, четыре, пять Разгибать пальцы, начиная с большого
Вышли пальчики гулять. Сжимать и разжимать пальчики
Вдруг начался дождик.
Раз, два, три, четыре, пять. Зажимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца
В домик спрятались опять.
А когда закончился дождик и пальчики-гномики вышли гулять, то увидели яркое солнышко, которое ласково грело своими лучиками.
«Солнышко»
Вышли солнышка лучи. Сжимать и разжимать пальцы
Лучи солнца горячи.
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось. Пальчиками гладить щечки
Пошли пальчики по дорожке и увидели теремок.
«Теремок»
Стоит в поле теремок. Пальцы сложены домиком
На двери висит замок. Упр. «Замок»
Открывает его волк – дерг-дерг, «Волк»
Пришел петя-петушок «Петушок»
И ключом открыл замок.
А еще в теремочке живут зайчик и козочка. Упражнения
Зверята пригласили гномиков в свой теремок.
А там у них столовая, вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул, на нем сидят. Упр. «Стул»
Вот это стол, за ним едят. Упр. «Стол»
А вокруг теремочка много цветов.
«Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки. Упр. «Бутон»
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, Головками качают.
- А теперь попробуем с вами перебрать фасоль. Брать фасоль всеми пальцами, поочередно. Затем горох.
- Давайте сделаем солнышко, тучку и травку из прищепок.
- Игра "Что внутри" (В воздушных, не надутых шариках, находится гречка, манка, рис, пшено, горох, фасоль). На ощупь определить что внутри.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
по развитию мелкой моторики
Родителям детей 5-7 лет
для развития ручной умелости
рекомендуется проводить:
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
-разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
-сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, собирать все пальцы в щепотку;
-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
-завязывать узелки на шнурке, веревке;
-застегивать (расстёгивать) пуговицы;
-играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
-выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
-рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
-резать (вырезать) ножницами;
-выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
-уход за срезанными и живыми цветами;
-водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, -стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
-разбор круп и т.д.
-мять руками поролоновые шарики, губки;
-резать (вырезать) ножницами;
-плести из бумаги коврики, корзинки, косички.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка
Корочанского района Белгородской области»
Консультация для родителей
«Речевое развитие дошкольников»
Учитель-логопед
Атоян Т.В.
с. Бехтеевка, 2021
Добрый вечер, уважаемые родители!
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс в первую очередь обращается внимание на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
- Односложная речь. Это речь состоящая из одних простых предложений
- Бедная речь. Недостаточный словарный запас.
- Слова – «паразиты». Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
- Грамотные вопросы. Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
- Составление рассказов. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
- Не могут логически объяснять.
- Речь не выразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
- Плохая дикция. Не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.
(презентация).
Что же делать чтобы речь наших детей развивалась в норме?
- В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
- Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
- Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
- Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
- И еще, через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что нужно делать дома?
- В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
- Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру). И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
Хотелось бы познакомить вас с некоторыми технологиями и видами деятельности для развития речи детей.
- Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
- Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
- Мелкая моторика - так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока", затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
- Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
- Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
- Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!
Мы приготовили буклетики с различными играми на развитие речи в которые мы играем и вы можете поиграть дома.
Родительское собрание
на тему:
«Речевое развитие ребенка»
Учитель-логопед: Атоян Т.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы развития речи: Односложная речь. Бедная речь. Слова – «паразиты». Грамотные вопросы. Составление рассказов. Не могут логически объяснять. Речь не выразительна. Плохая дикция.
Виды деятельности для развития речи детей 1. Составление творческих рассказов; 2. Составление рассказов по картине, по серии картин; 3. Пересказы; 4. Разучивание стихотворений; 5. Скороговорки, чистоговорки , артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика; 6. Загадки; 7. Игра.
Технологии развития речи: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Развитие мелкой моторики Шнуровки; Застегивание пуговиц; Игры с прищепками;
Развитие мелкой моторики Лепка; Счетные палочки; Игры с бусами;
Упражнения с природным материалом Золушка (перебор крупы, фасоли и т. д.) ; Узоры из крупы (на тонкий слой пластилина выкладываем узор, вдавливая горох, гречу, фасоль) ; Рисунки крупой (рисуем на манке, грече, оставляя различные фигуры) ;
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей:
« Игры
для развития речи детей»
Артикуляционные упражнения
- для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное:
- для губ: выпячивание губ трубочкой, растягивание губ в улыбке
- для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка")
Упражнения на развитие мелкой моторики
Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.
Разложить пуговицы по величине, цвету, форме:
Разобрать монеты по величине.
Надевать и снимать перчатки, рукавички.
Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.
Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, :), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Ребенок должен подойти и указать на звучащую игрушку.
∙ Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
∙ Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, дождь).
∙ Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку).
∙ На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
∙ Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
∙ Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.