Для педагогов

Атоян Татьяна Владимировна

Мастер – класс: «Создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала дошкольников» с использованием песочной терапии

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в  работе учителя-логопеда»

Мастер-класс:«Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Доклад на тему:«Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом»

Доклад на тему: «Методы и условия успешного развития речи»

Выступление из опыта работы

Мастер-класс на тему:  «Использование кинезиологии  как эффективного средства повышения речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Конспект  подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «В поисках сказок»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер – класс «Создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала дошкольников» с использован22.88 КБ
Файл Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»114.76 КБ
Файл Мастер-класс: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»19.48 КБ
Файл Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»18.5 КБ
Файл Доклад на тему: «Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом»19.23 КБ
Файл Доклад на тему: «Методы и условия успешного развития речи»16.93 КБ
Файл Выступление из опыта работы26.61 КБ
Файл Мастер-класс на тему «Использование кинезиологии как эффективного средства повышения речевого развития дошкольников с тяжелыми23.31 КБ
Файл Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «В поисках сказок»20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Мастер – класс

«Создание благоприятных условий для развития способностей

и творческого потенциала дошкольников»

с использованием песочной терапии

Учитель-логопед

Атоян Т.В.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 Сегодня мне хотелось бы  Вам показать как можно развивать творческие способности детей на логопедических занятиях,  методом песочной терапии.

Почему я выбрала для своей работы именно этот материал?

Потому что  песок – это природный материал, обладающий собственной энергетикой.  Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми.

  Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют  речевые зоны в коре головного мозга.

 Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие.

   Песочная терапия успешно применяется в практике логопедов. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапии помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал.

И сегодня,  я   приглашаю Вас в  Волшебную  Песочную страну.  

 Мне нужно 4 человека, кто желает?

 Мы разобьемся на команды  по 2 человека.

Логопед: И так, мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками. Для начала попробуйте прикоснуться к поверхности песка. Что вы чувствуете? А теперь будем с вами превращать нашу пустыню в сказочную страну!

Первой подгруппе я загадаю загадки, а отгадки вы должны слепить из песка.

  1. Он как дом, огромный,

     Но спокойный, скромный.

     В море ест и в море спит

     Так живет на свете …. (кит)

  1. Ты со мною не знаком?

     Я живу на дне морском

     Голова и восемь ног

     Вот и весь я (Осьминог)

 Пока первая команда выполняет задание, поработаем со 2-ой  командой. 

Я предлагаю вам тоже разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так, чтобы получилась картина, т.  е. ваша задача рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Загадки:

1. Я весь мир обогреваю

И усталости не знаю

Улыбаюсь я в оконце

А зовут меня все (солнце)

2. Я лежу, а надо мной

Ходят бродят чередой

То собака, то енот,

То совсем наоборот!

То гора, а то река!

Да ведь это….(облака)

3. Здесь, куда не кинем взор

Водный, голубой простор,

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной

А порой тут тишь, да гладь

Вы смогли его узнать? (море)

4 Хочешь в воду ты ныряй,

Хочешь на песке играй.

Сколько замков здесь создашь!

Что это за место? Это - ...

Ответ: Пляж

Логопед: На что похож ваш пейзаж, как вы думаете кого не хватает в данной стране? (морских обитателей).  А морских обитателей сделала 1 команда.  Теперь ваша задача  украсить море различными игрушками, которые находятся возле Вас. ( и составить рассказ).

А сейчас я предлагаю  Вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведём,

Названия цветов на слоги разобъём!

Один слог – в верхнюю сажаем,

Два слога – в центре оставляем,

Три слога – в третью грядку.

Теперь сажаем по порядку.

(Односложные слова: мак.

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трёхсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).

После выполнения задания – вопросы:

- Опишите цветок по цвету, форме.

- Где растёт этот цветок?

- Какие цветы больше всего нравятся вам?

Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».

Сейчас мы приглашаем по 2 участника с разными лучиками.

Давайте украсим нашу клумбу «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.

Ну вот теперь наша клумба с цветами огорожена.

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Сегодня мы показали вам лишь несколько песочных игр, направленных на  развитие речи, на развитие творческих способностей.

Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением песочной терапии происходит активное стимулирование мелкой моторики кистей рук, различных зон головного мозга, развитие связной речи, грамматического строя и произносительной стороны речи, ну и конечно  развитие творческих способностей, фантазии детей.

Логопед: Свой мастер класс хочется закончить стихотворением:

Что нужно для игры в песок?

А нужно в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрашен белой  краской.

Горсть золотистого песка.

В него вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Рефлексия:

Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошёл к концу. И на прощание хотелось предложить вам на своих  лучиках написать пожелание и вернуть эти теплые, весенние лучики нашему доброму солнышку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Мастер-класс

«Здоровьесберегающие технологии

в  работе учителя-логопеда»

                                                                                           Подготовила:  

Учитель-логопед

                                                                                       Атоян Т.В.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

-Здравствуйте, коллеги! Всем добрый день! Я рада приветствовать  Вас  на  мастер – классе,  тема которого «Здоровьесберегающие технологии в  работе учителя-логопеда»

Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника.

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом.

Задача моего  мастер класса - познакомить Вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

На логопедических занятиях мною используются такие здоровьесберегающие  технологии артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапия, дыхательная гимнастика, логоритмика.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

И, чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, на своих занятиях я соединяю ее с биоэнергопластикой. Это помогает больше заинтересовать детей, поддерживать положительные эмоции.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

  1. «Бегемотики»

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

А потом закрыли рот,

Отдыхает бегемот.

«Хобот»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Блинчик

Испекли блинов немножко.

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

«Часики»

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Чашечка»

Эту чашечку дружок

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

«Маляр»

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

«Лошадка»

Я веселая лошадка, темная как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«»Грибок»

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Следующий метод, с которым я хотела бы  вас познакомить, и который я активно применяю в своей практике это - Су - Джок терапия. Цель массажа шариками Су - Джок: воздействовать на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

А теперь выполним гимнастику пружинными кольцами.

Пальчикам нашим нужна тренировка.

Все получаться будет так ловко.

Кольцо на пальчик надеваю

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю.

Ловким быть его учу.

Аналогичные упражнения проводятся на другой руке.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию все психических процессов, развитию речи т.к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.

Будем дружно мы шагать,

Чувтсво ритма развивать

Так, так, так, так, ходят ноженьки вот так.

Шаг на лево, шаг на право,

Шаг вперед и шаг назад.

Мы ногами топ, топ, мы руками хлоп, хлоп.

Очень трудно нам стоять, ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

Мы плечами чик, чик,

Раз- сюда, два-сюда,

Обернись вокруг себя.

Итог мастер- класса

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Надеюсь, что для вам  мой опыт работы пригодится, и вы будете его использовать на практике.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Мастер-класс:

«Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

Учитель-логопед

Атоян Т.В.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

У детей, которые имеют речевую патологию наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, с несформированной произвольностью психических процессов.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 

 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

Улыбка.

Мы хотим сейчас признаться

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки

За ними прячем зубки.

Блинчик.

Блинчик вкусный и румянный

Испечет на завтрак мама.

Раньше встанем мы с Сережей,

Маме печь блины поможем.

Чашечка.

Взялся язычок за дело,

Чашечку он сделал смело.

Ловко вверх поднятся смог,

Наш широкий язычок.

Часики.

На стене часы у нас

Скажут всем который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложится спать.

Качели.

Сделал дедушка качели

На качели внуки сели.

Вверх-ух! Вниз-ух!

У всех захватывает дух.

Лошадка.

Что за цокот раздается,

То лошадка к нам несется.

На лошадку мы глядим

Также цокать мы хотим.

«цок-цок, цок-цок»

Наш зацокал язычок.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

Упражнения для глаз.

Мы снежинку увидали.-

Со снежинкою играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот  снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал……

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Следующий метод – биоэнергопластика.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата.

предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

 «Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

 На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Учитель-логопед

Атоян Т.В.

Цельдифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях. 

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш]; дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях.

коррекционно-развивающие: развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса ребенка и стимулирование его к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

коррекционно-воспитательные: воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: разрезная картинка с изображением Каркуши и Степашки, зеркало, предметные картинки со звуками [с] и [ш], интерактивный стол.

Ход занятия:

  1. Вначале нашего занятия обязательно нужно сделать артикуляционную гимнастику.

«Улыбочка-хоботок»

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

«Лопаточка»

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

 «Часики»

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

 «Качели»

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

 «Змейка»

Осторожно народ:

Змея в пещере живёт.

Кто её не хвалит,

Того она ужалит.

 «Чашечка»

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

 «Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

 «Горка»

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!

 «Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

 «Лошадка»

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

  1. Сложи разрезанную картинку, и ты узнаешь кто сегодня пришел к нам на занятие.
  2. Степашка и Каркуша очень любят сочинять стихи. Давай попробуем вместе с ними придумать чистоговорки, которые понравятся и Степашке и Каркуше.

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос - над кустами много ос.

Молодец, ты очень хорошо справилась с этим заданием.

  1. А теперь наши гости хотят нас запутать. Они придумали предложения, но допустили в них ошибки.  Исправим ошибки в этих предложениях?

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

  1. А сейчас отправимся вместе с Каркушей и Степашкой в волшебный мир сказок, и попробуем там вырастить Аленький цветочек.

(Игра на интерактивном столе «Вырасти цветок»)

Какая ты умница, какой красивый цветочек ты вырастила. Каркуше и Степашке очень понравилось с тобой играть и на память о нашей встрече они дарят тебе цветочек, который похож на тот, что ты вырастила.

На этом наше занятие окончено.



Предварительный просмотр:

              

Доклад на тему:

«Коррекционное обучение

как одна из технологий оздоровления ребенка в целом»

Подготовила:                                        учитель-логопед Т.В.Атоян

 Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Для этого используются здоровьесберегающие технологии.

 Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня.

Объем двигательной активности дополняют проведением физминуток, подвижных игр, пальчиковой гимнастики; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж);  дыхательной гимнастики.

 Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

            Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

                   Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

          В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

          При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.  Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти  у детей снижена вербальная память, страдает  продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития  проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

              Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.

Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.

Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Методы и условия

успешного развития речи»

                                                                                          Учитель – логопед:

                                                                                           Атоян Т.В        

Речь- один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Для нормального становления речевой деятельности необходимы:
1. определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
2. координированная работа голосовых и дыхательных систем,
3. органов артикуляции;
4. развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
5. формирование потребности в общении.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Ребенок имеет достаточно развитую активную роль, пользуется во время общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

Важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.  Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, нужно уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Для того чтобы речь ребенка развивалась успешно, педагоги должны соблюдать условия:

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Выступление

(из опыта работы)

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда»

Подготовила: Атоян Т.В., учитель-логопед

Бехтеевка, 2018


Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации,  одним из ведущих приоритетов дошкольного образования является создание здоровьесберегающей среды.

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования  является сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей. Именно здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение этой задачи.

Под здоровьесберегающим педагогическим процессом дошкольного учреждения понимается процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка, процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения.  Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – являются одними из важнейших условий организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающие технологии, оказывают влияние  на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении  – это комплекс медицинских, логопедических, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту здоровья  детей, но и на формирование у детей ценностного и осознанного отношения к своему здоровью.

В системе оздоровления детей, работа логопеда занимает значительное место. Логопед должен своевременно выявить детей с  речевыми отклонениями. Задача логопеда  вести профилактическую работу, следить за соблюдением единого речевого режима,  как в дошкольном учреждении,  так и дома, планировать индивидуальную работу, обеспечивать личностно - ориентированную направленность процесса оздоровления детей. Цель использования в работе учителя – логопеда – это обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей. Здоровьесберегающие  технологии помогают учителю-логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

Чтобы коррекционно – оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения речи, была более продуктивной, я включаю в нее дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, физминутки, подвижные игры, самомассаж, СуДжок терапию.

  Используя  здоровьесберегающие технологии на  своих занятиях, я тем самым  повышаю речевую активность. При работе над связной речью, при проговаривании чистоговорок, стихотворений  активизируется  познавательный процесс, развиваются речевые умения и навыки. При усталости ребенка снимается напряжение, восстанавливается работоспособность. Также во время занятия улучшается концентрация внимания, снижаются трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, в своей практике я  применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать во время коррекционных занятий.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как  для отдельных звуков той или иной группы, так и для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка. Упражнения должны быть подобраны целенаправленно.  Важно не количество подобранных упражнений. Упражнения подбирают исходя из конкретного речевого  нарушения у ребёнка, правильной артикуляции нарушенного звука.

Для работы я  применяю основной комплекс артикуляционных упражнений, а также комплексы упражнений для постановки отдельных групп звуков. Для большей заинтересованности детей я  использую различные  «Сказки о Весёлом язычке», включающие в себя целый комплекс упражнений и сказкотерапию.

Дыхательная гимнастика.

У детей имеющих проблемы в развитии речи  нарушается речевое дыхание и четкость речи. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Для развития речи очень важно правильное дыхание. Потому что энергетической базой для речевой системы является  дыхательная система. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

В своей работе по постановке правильного дыхания я использую игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. Это такие упражнения как  «Листопад»,  «Буря в стакане»,  «Футбол»,   «Снегопад»,  «Бабочка»,  «Самолет»,  «Мыльные пузыри».

Следующим этапом в работе является развитие дыхания на материале дыхательно–голосовых упражнений и игры с применением гласных и согласных звуков. Здесь используются такие упражнения как «Гудок паровоза»,  «Полет самолета»,  «Жук».

Далее используются дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале слов, предложений и фраз: счет, прямой и обратный, считалочки, пропевание коротких песенок или отрывков их песенок на одном выдохе.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики должно начинаться в раннем детстве. Это игры в кубики, пирамиды, конструктор. По мере взросления ребенка материал для занятий становится более мелким. Это карандаши, счетные палочки, бусинки и пуговицы, их можно нанизывать или сортировать.

Эффективными в развитии мелкой моторики, а еще и интересными и увлекательными для детей являются игры с природным материалом (крупы, орехи, каштаны, фасоль, горох и т.д.). Тренировке движений пальцев рук на занятиях уделяется 3-4 минуты. Очень часто пальчиковые игры подбираются к лексической теме занятия.       Систематическая работа по тренировке движений пальцев является не только стимулятором развития, но и повышает работоспособность коры головного мозга, а вследствие этого улучшается внимание, память, зрение, слух.

Су Джок.

В коррекционной  работе по преодолению речевых нарушений использую приемы Су Джок терапии для развития мелкой моторики, познавательной и эмоционально – волевой сфер ребенка. Применяю массажные шарики Су Джок в комплекте с массажными металлическими кольцами. В результате массажа такими шариками кровь приливает к конечностям.
Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность пальце рук, повышается мышечный тонус.

Пружинные кольца надеваем  на пальчики и прокатываем по ним. Массируем каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла.

С помощью колючих шариков  с колечками – детям массируем пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики рук. Все это способствует развитию речи. Для большего интереса включаю в занятия с применением  Су Джок терапии стихотворный материал, который можно подобрать в соответствии с темой занятия.  Дети могут самостоятельно выполнять массаж шариками и колечками.

Логопедическая ритмика.

        Логопедическая ритмика – это комплекс двигательных упражнений, в котором  различные движения сочетаются с произнесением речевого материала с музыкальным сопровождением.

Логоритмика является средством исправления речи через тренировку и развитие общей и речевой моторики. Благодаря большому количеству двигательных заданий, логоритмика способствует выработке тонких динамических характеристик речевой и общей  моторики.

Как правило,  упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти компоненты речевой деятельности тесно связаны между собой. В ходе логоритмических занятий дети выражают положительные эмоции, которые отражаются в мимике.

На логоритмических занятиях развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной громкости, темпа, ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.

В занятия по логоритмике  включаю дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, самомассаж, подвижные игры. На логоритмических занятиях  можно отрабатывать и закреплять поставленные звуки. Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми. На таких занятиях отрабатывается плавность речи.

Сказкотерапия.

Это  один из любимых детьми метод, потому что еще с давних времен  дети очень любят слушать сказки. При использовании  метода сказкотерапии на коррекционных занятиях, можно достичь успеха в развитии связной речи ребенка. Так как,  работая над сказкой,  обогащается словарь, идет автоматизация и введение в самостоятельную речь поставленных звуков.

Во время работы на занятиях над текстами сказок  мы учимся правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте. Именно это  влияет на развитие логичной, связной речи.  На своих занятиях  использую драматизацию сказок, каждый ребенок проигрывает какую-нибудь роль. Это способствует развитию тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.  

Как показывает опыт, применение в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий способствуют положительной динамике речевого развития. Дети становятся  активными в общении, умеют выражать свои мысли, имеют достаточный лексический словарь для своего возраста. Также прослеживается оздоровление ребенка в целом. Дети меньше устают, улучшается их  психо-эмоциональное состояние.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Мастер-класс на тему

 «Использование кинезиологии  как эффективного средства повышения речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Учитель-логопед

Атоян Татьяна Владимировна

Бехтеевка, 2022

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование кинезиологии  как эффективного средства повышения речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи: 

1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, массажные мячики.

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть. Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

 То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной.

Одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Такое рисование очень увлекательно и полезно.

Во-первых, с его помощью можно познакомить ребенка с симметрией,

во-вторых, оно развивает мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и,

в-третьих, повышает способность ребенка к самоконтролю.

Кроме того, рисование двумя руками является отличной зарядкой для мозга, так как задействуются оба полушария одновременно.

Используя такие задания в практике, я замечаю, что у детей повышается работоспособность, активируются познавательные процессы.

 Итак, коллеги, я вам предлагаю сейчас нарисовать сказку.

Перед вами лист бумаги, мысленно разделите лист пополам, по вертикали. Возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рассказывать вам сказку, а ваша задача нарисовать тот объект, изображение которого увидите на экране. Рисовать нужно один и тот же объект, но двумя руками на обеих сторонах листах.

В лесу прекрасном и большом (лес)

Стоит березка белоствольная, (березка)

А в ее ветвях живет

Птица щедрая и вольная. (птица)

Вылетает из гнезда она с раннего утра.

Целый день в лесу летает – насекомых собирает. (насекомое)

Чтоб деревья и цветы (цветы)

Быть здоровыми могли.

Лес свой любит, солнцу рада. (солнце)

Разве это не отрада?

Хотя с виду не заметная,

Птичка эта не приметная.

Дом свой птичка покидает,

Когда осень наступает,          (осень)

Скоро ведь зима придет

И еды в лесу она уж не найдет.

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Удалось ли вам добиться полной симметрии?  Я вижу, что полной симметрии удалось добиться не всем коллегам. Отсюда можно сделать вывод, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует. Поэтому, если постоянно заниматься симметричным рисованием будут развиваться и будут работать оба полушария гармонично! А это очень важно в развитии, особенно для детей.

Ещё одним очень действенным и интересным способом являются упражнения с массажными мячиками. Наряду с развитием моторики, межполушарным взаимодействием, такие упражнения способствуют речевому развитию. С помощью таких упражнений можно закреплять правильное произношение, развивать темп, ритм речи. Отрабатывать упражнения на слоговую структуру слова.

(1 мячик)

Я попрошу вас встать в круг вместе со мной. Мы будем передавать мячики в руку соседу – себе. 

2 мячика

А сейчас усложним тем, что у нас у каждого появится мячик. Правила остаются те же. (В руку-себе).

2 мячика

А сейчас мы поработаем в парах. Будем передавать мячики по квадрату, проговаривая слоги ША, ШО, ШУ, ШИ. (с двумя мячиками).

Сейчас будем передавать один мячик, н усложнять речевой материал.

«Ваша Маша.

Наша Маша.

Ваша маша ела кашу.

Наша Маша ела кашу»

Мячик держим в левой руке. Тот, у кого мячик спрашивает: «Ваша Маша?» и передает мячик.

Молодцы, коллеги! У вас всё получилось.

Сегодня я вам представила только небольшую часть таких увлекательных и интересных кинезиологических упражнений.

Рефлексия

 «Мешочек пожеланий».

Закончить нашу встречу мне бы хотелось обменом пожеланий. Я согрею эти камешки своим теплом и со словами благодарности, пожелания положу в ладони каждого из вас… А вас я попрошу высказать своё мнение о нашей встрече.

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и участие в мастер-классе, надеюсь, что он был для вас информативен, полезен и интересен. Пусть вы и ваши детки всегда будут здоровы!

(Спасибо вам большое, дорогие коллеги! Вы все сегодня были молодцы, вы очень старались, мне было приятно с вами работать).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Конспект  подгруппового логопедического занятия

 для детей старшей группы  

«В поисках сказок»

Учитель-логопед

Атоян Татьяна Владимировна

Бехтеевка, 2022

Цель: применение кинезиологических игр и упражнений на материале закрепления знаний детей о русских народных сказках.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;

- закреплять умения делить слова на слоги;

- активизировать в речи детей название сказок, имена сказочных героев.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие артикуляционной моторики;

 - развитие мелкой моторики;

- развивать воображение, память, внимание;

- развитие межполушарного взаимодействия.

Коррекционно-воспитательные:

 -  формировать положительную мотивацию на занятии;

 - воспитывать навыки речевого общения друг с другом;

 - воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Оборудование: книга с чистыми листами, пособие «колобок», кукольный театр «Теремок», тренажер «дорожка успеха», зеркала на каждого ребенка, теремок, смайлики, мягкая игрушка, предметные картинки на каждого ребенка, песочница, ковёр.

Ход занятия:

 – Здравствуйте, ребята!

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

  1. – Ой, ребята, посмотрите, что это лежит у нас на столе? (Это книга).

- Да, ребят, это книга. Посмотрите какая она красочная, яркая. Наверное, она очень интересная. Это же сказки. (Открываем книгу, внутри чистые листы).

- Ой, ребята, а книга с чистыми листами. А где же все сказки? Наверное их похитил злой Карабас Барабас. И спрятал их в разных местах сказочной страны. Нам нужно обязательно найти сказки и помочь им вернутся в книгу.

- А чтобы нам побыстрее  отыскать все сказки, мы отправимся на поиски на волшебном ковре самолете.

       За полями, за горами

        Есть волшебная страна.

        В ней ждёт вас много испытаний

        И чудес она полна.

- Ну что, ребята, вы готовы лететь в волшебную страну на поиски сказок? (Да)

- Тогда садимся на ковер-самолёт.

- Полетели (звучит музыка)

3. – Ребята, к какому герою прилетел наш ковёр-самолёт?

- Да это же Колобок.

- Колобок просит, чтобы мы сделали вмести с ним артикуляционную гимнастику. И тогда он сможет вернуть свою сказку к нам в книгу.

(Артикуляционная гимнастика с Колобком). (Звучит музыка)

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с гимнастикой. Теперь Колобок возвращает нам страничку своей сказки в нашу книгу.

4. -Ну а мы отправляемся дальше. (Садимся на ковер-самолет. Звучит музыка полета)

- Ребята, посмотрите, в какую сказку мы попали? Героев какой сказки вы здесь видите? (Теремок).

- Нам нужно вспомнить и перечислить всех героев сказки. И тогда мы сможем их вернуть к нам в книгу.

(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь).

- А теперь попробуем перечислить героев с помощью вот такой дорожки.  (Пособие «Дорожка успеха»). Вам нужно прикладывать ручки так, как они нарисованы на дорожке. (Сначала одну руку, затем вторую руку, затем обе руки).  И одновременно называть героя сказки «Теремок».

(Выполняет каждый ребенок)

5. -Ребята, героям сказки «Теремок» очень тесно жить в одной комнате. Давайте мы их распределим по этажам. На первом этаже   поселятся герои, в названии которых один слог (волк), на втором этаже поселятся герои, в названии которых 2 слога (мышка, зайчик, медведь). И на третьем этаже будут жить герои в названии которых 3 слога (лягушка, лисичка).

-Чтобы узнать сколько слогов в названии, мы должны это слово прошагать.

(Упражнение «Перекрестные шаги»).

- Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

6. – Здесь мы помогли героям, а теперь отправляемся дальше. (Садимся на ковер-самолет. Звучит музыка).

- А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете в какую сказку мы попадем.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки…
(Маша и Медведь)

«Зеркальное рисование»

- Ребята, давайте мы нарисуем картину на песке с Мишкиной избушкой. А Мишка нам поможет. Он предлагает вам взять по одной картинке. Какую картинку вы взяли, то вы и должны будете нарисовать на нашей картине. Рисовать будем обеими руками одновременно.

(Дети рисуют по одному элементу: дом, дерево, трава, солнце, цветы, грибы и т. д).   (Звучит музыка)

- Мы выполнили с вами все задания. И теперь нам пора возвращаться. (Летим на ковре самолете обратно)

7. Рефлексия.

- Ребята, вы молодцы. Герои сказок благодарят вас. Вы им помогли вернуть на место сказки, в свою любимую книгу. А давайте мы в этой книге сделаем свою страничку. Мы наклеим на страничку смайлики. Понравилось ли вам занятие. Если да-берите веселый смайлик, ну а если нет-грустный. Подавайте смайлики мне, а я их приклею.

- Ребята, а за то, что вы вернули все сказки, герои приготовили вам подарки. это они вам приготовили небольшие подарки.