Психология здоровья дошкольника

Логачева Галина Федоровна

Психология здоровья дошкольника

Растить детей здоровыми — это вполне закономерное стремление каждого из вас. Даже если ребенок родился вполне  здоровым, то все равно  приходится прилагать немало  усилий  для сохранения и укрепления его здоровья.  Для того, чтобы эти задачи решать более результативно,   необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы вовремя  распознать те или иные признаки заболевания.

Конечно, совсем избавить ребенка от заболеваний  невозможно. Но уменьшить их количество, тяжесть или продолжительность  вполне реально.

От  чего же зависит здоровье детей?                                 

На здоровье ребенка оказывает влияние следующие факторы:

  • эмоциональное обстановка  в семье и в детском саду; 
  • образ жизни;
  • качество питания;
  • наследственность;
  • экология;   уровень медицины.

Некоторые из этих факторов объективны, а на некоторые  мы можем оказывать влияние. 

Поговорка " все болезни от нервов" имеет тому подтверждение: по статистике 70% болезней  возникают       на нервной почве.

Внутренние конфликты, неуверенность в себе, стрессы не только расшатывают нервную систему, но и могут вызвать болезни, которые называют психосоматическими.

Термин «психосоматика» составлен из двух греческих слов «психо-» и «сома» - «душа» и «тело».
это направление в медицине и  психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматические заболевания  имеют своей природой не внешние факторы, а процессы, происходящие в психике человека. Проще говоря, если нет никаких внешних предпосылок к возникновению болезни, то ее причиной могут быть эмоциональные состояния (гнев, страх, тревога, обида, испуг и прочие), психологические травмы.

Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления.

Однообразие будней, привычность ритма,  жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.

Можно  отметить ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в напряженном эмоциональном состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Малыш  становится,  беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу,   либо становится слишком агрессивным.
3. Слабая концентрация внимания, рассеянность, проявляющаяся в нарушении фор­мирования высших психических функций, что выражается в де­формации и слабости познавательных мыслительных процессов (ощущение, восприятие, память,  мышление, вооб­ражение, речь), в отклонениях в эмоционально-воле­вой и  в становлении личности в целом.

Дети более ранимы  при:

  • Давлении  взрослых на ребенка по неукоснительному исполнению каких-либо действий;
  • запретах,;
  • выговорах  и частых  замечаниях.

Горячо желая, чтобы ребенок был "не хуже других", мы применяем повторяющиеся из поколения в поколение неверные приемы - порицаем его за то, что ему трудно, и ставим ему в пример другого ребенка, которому в данный момент это дается легко.

Степень психологической нагрузки не должна превышать возможностей ребенка.

Порицание снижает  эмоциональное благополучие ребенка и потому не может стимулировать желаемых форм поведения или желаемой деятельности.

У детей с меньшим запасом прочности возникшая блокада самоактуализации держится значительно дольше, трансформируясь в реактивное состояние, а впоследствии - в невротические проявления. Нередко такая блокада является первым звеном невротического развития, которые  могут  сопровождаться нарушениями центральной нервной системы как: тик, заикание, энурез.

Наличие вышеуказанных симптомов в  случае, если они ранее не наблюдались,  свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может  привести к стойким нарушениям в здоровье ребенка, проявляющимися  в нарушении фор­мирования высших психических функций, что выражается в слабости познавательных мыслительных процессов (ощущение, восприятие, память,  мышление, вооб­ражение, речь), в отклонениях в эмоционально-воле­вой и  в становлении личности в целом.

Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка формируются в течение нескольких лет жизни в детском саду и семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельностной парадигме.

 

Есть такие категории: «психологическая готовность к школе» и есть «ребенок, подготовленный к школе». Вот психологическая готовность к школе  – это некоторый перечень психологических параметров, которому ребенок должен соответствовать, чтобы те трудности в учебе,  переживания, с которыми придется столкнуться,  он мог им противостоять.

Ребенок, подготовленный к школе – это ребенок, который на самом деле выигрывает у своих сверстников всего лишь полгода, а затем
         Вид самой первой психологической помощи ребенку, чаще всего требуемый в повседневности, очень прост: нужно всего лишь пресечь избыток воздействия, прекратить навязывание ему чего бы то ни было  и выждать, когда у него восстановится потребность в общении со взрослыми.
        Если взрослый смог (!) оставить ребенка в покое, вторым его шагом в плане психологической помощи должен быть непременный критический пересмотр всех своих отношений. Невозможно сформировать в ребенке правильное отношение к любой трудности, если  в отношении к детям, присутствует самонавязывание, бесцеремонное обращение с ними. Этот пересмотр даст возможность не повторить психогенных воздействий.

 Отказ от шаблона неконтролируемых воздействий  вынуждает взрослого, соразмерять  средства воздействия с возможностями ребенка.
Так постепенно необходимо  развивать в себе контроль за своим общением с детьми.
Изложенная информация позволяет сказать о том, что при  возникновении  психоэмоциональных напряжений  у детей, вы сможете  избежать ошибки и предотвратить закрепление последствий уже допущенных ошибок. Это будет началом практики психологической помощи ребенку, доступной всем взрослым.

Впереди наступает лето. И так важно родителям использовать этот благоприятный климатический период для укрепления здоровья ребенка. Если позволяют финансовые возможности, то отдых на  море конечно же будет хорошим решением  для решения этой задачи.

Свойства морской воды, содержащей много целебных макро и микро элементов, улучшают обменные процессы и повышают эффективность работы гормональной системы детского организма.

Большое количество биогенных стимуляторов, которые оказывают общеукрепляющее действие, снижает  склонность к простудным заболеваниям, аллергии и бронхиальной астме.

Море это и приятные эмоциональные  разгрузки, более того, морская соль действует на кожные рецепторы и после возвращения с юга. На верхнем слое эпидермиса образуется «соляной плащ», он смоется только через 3-4 недели. Все это время ребенок оздоровливается.

Поездка на море запомниться вам и детям на весь год, и по приезду домой, вы заметите, как быстро начнет развиваться ваш ребенок.

Если море недоступно, то необходимо обязательно запланировать «каникулы» для ребенка. Оформить себе отпуск.

Ребенок должен побыть в атмосфере домашней неги (блаженства и довольства). Утром не спешить в садик, пообщаться побольше с мамой и папой, в общем устроить ребенку разрядку.  Хорошо бы организовать интересный досуг – это поездки или экскурсии по достопримечательным местам, посетить детские городки, аттракционы, аквапарки. Посмотреть познавательный фильм и конечно, обязательно почитать книги. Всегда надо стараться совмещать полезное с приятным.  Давать детям установку: « Мы с тобой поедем в цирк, но  мы должны будем и прочитать с тобой такую книгу». 

Сделайте это, тогда в награду вы получите самое дорогое – здорового ребенка, который будет   расти уравновешенным, спокойным, добрым, меньше будет болеть и быстрее будет выздоравливать.