Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Методы, формы,  средства организации деятельности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра – занятие для детей подготовительной группы «Приключения Незнайки»19.86 КБ
Файл Конспект занятия для детей подготовительной группы (6- 7 лет) на тему : «Аппликация Совушка-сова». Нетрадиционные техники апплик16.36 КБ
PDF icon Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста244.38 КБ
PDF icon Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста235.45 КБ
PDF icon Развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет213.53 КБ
PDF icon Картотека сюжетно - ролевых игр в средней группе641.69 КБ
Файл Сценарий "Здравствуй, Осень золотая». Старшая группа17.96 КБ
Файл Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе 20.67 КБ
Файл Картотека дидактических игр по ФЭМП (старшая группа)20.2 КБ
PDF icon Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия159.73 КБ
Microsoft Office document icon Конспект занятия по экологии во 2-ой младшей группе по теме: «В гостях у бабушки»42 КБ
Microsoft Office document icon Конспект открытого НОД Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Новый год» Возрастная группа:68.5 КБ
PDF icon Сценарий утренника ко Дню Матери в младшей группе «Лучше мамы друга нет»177.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – занятие для детей подготовительной группы «Приключения Незнайки»

 Цели и задачи:

  • развивать чувство единства и сплоченности;
  • развивать кругозор – закрепить знания о диких животных;
  • развивать мелкую моторику и готовить руку к письму;
  • активизировать тактильное восприятие, развивать произвольность поведения;
  • развивать воображение, внимание, восприятие, наблюдательность;
  • учить владеть своим телом: расслаблять мышцы живота, учить вдыхать и выдыхать;
  • учить видеть сохранение длины после измерения её формы.

Раздаточный материал: листы бумаги в клетку с изображением воздушных шаров в облаках, простые и цветные карандаши, листы с изображением животных (лось, лиса, медведь, волк, кабан).

Демонстрационный материал: картина «Зоопарк» с пустыми клетками, два рисунка зеленого города (для нахождения различий), волшебный мешочек, воздушный шарик, свеча, колокольчик или будильник со звонком, обруч, платок.

Предварительная работа.

  • Чтение сказки (просмотр мультфильма) Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
  • Повторить и пополнить знания детей о жизни диких животных.

 

Ход занятия:

Педагог: – Ребята, я вчера была в библиотеке и нашла очень интересную книгу, которая называется «Приключения Незнайки», но это совсем не та книга, которую вы читали. Её написал сам Незнайка.

Прочитав эту книгу, я узнала, что когда Николай Носов писал книгу «Приключения Незнайки и его друзей», Незнайка попросил писателя кое – что не писать, так как ему было стыдно за свои проделки и поступки. Но когда Незнайка понял, что надо учиться - он окончил школу, он сам решил написать книгу о своих приключениях, чтобы дети смогли прочитать её и не повторяли ошибок, которые совершил Незнайка, будучи уверенным, что учиться не обязательно.

- Ребята, вам хотелось бы узнать, о чем написано в этой книге?

- Очень хорошо. Но сначала посмотрите, что я вам принесла. Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди, не заглядывая внутрь, на ощупь определите, что там лежит. Кто пощупал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках.

Цель: активизация тактильного восприятия, развитие произвольности.

- Кто пощупал и догадался, что лежит в мешочке? Да, это воздушный шарик. Посмотрите, как я его буду надувать. А теперь представим, что он находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Почувствуйте рукой, как он сейчас растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз Вдох – выдох! Давайте повторим еще раз: вдох – выдох; и давайте повторим еще один раз: вдох – выдох. Молодцы!

Цель: расслабление мышц живота, учить вдыхать и выдыхать.

- Я предлагаю вам сесть за столы.

Любят сказки малыши – книжка, сказку расскажи!

Итак, ребята, начинаем, мы обложку открываем, сказка в книге оживает.

- Как вы уже знаете, после того, как малыши наслушались рассказов Знайки о дальних странах и разных путешествиях, они стали мечтать о том, как бы самим отправиться в путешествие. Тогда Знайка предложил сделать воздушный шар и полететь на нем.

Малыши долго трудились. К вечеру седьмого дня воздушный шар был готов. Оставалось только изготовить парашюты из пушинок одуванчика. Воздушный шар на ночь привязали к ореховому кусту. Художник Тюбик решил рисовать всё, что увидит во время путешествия. Он взял свои краски и кисточку и заблаговременно положил их в корзину воздушного шара.

- Полет состоится завтра, в 8 часов утра, сказал Знайка.

Все малыши отправились по домам, только Незнайка остался. Он тихонько забрался в корзину и решил лечь спать в ней, чтобы утром занять самое удобное место. Незнайка лежал на спине и смотрел на звезды, мечтая о предстоящем путешествии. Глаза его тихонько закрылись и он уснул.

Ночью поднялся сильный ветер и веревка, которой был привязан шар, к ореховому кусту развязалась, и шар начал плавно подниматься вверх. Он поднимался все выше и выше.

Задание: Возьмите простой карандаш и заштрихуйте облака так, как я скажу: первое облако должно быть светлым и шар через него очень хорошо виден, как если бы облака совсем не было видно (штриховка слева направо); второе облако темнее, шар чуть-чуть виден (слева направо и сверху вниз); третье облако должно быть совсем темным и шар сквозь него совсем невиден (слева на право, сверху вниз, косые линии). Старайтесь проводить линии аккуратно, не выходя за пределы облаков.

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

- Воздушный шар летел всю ночь. Теплый воздух, которым был заполнен шар, постепенно остывал и шар медленно снижался вниз. Корзина плавно опустилась на землю.

- Встаньте со своих стульчиков, лягте на ковер, закройте глаза, представьте себя Незнайкой.

Незнайка проспал до самого рассвета. Взошло солнце. Незнайка открыл глаза. – Откройте свои глазки. Солнечный зайчик заглянул к нему в глаза. Незнайка их зажмурил. – Закройте свои глазки. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу; - нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, грудь, животик, руки, ноги. Он любит и ласкает вас, поэтому подружитесь с ним.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

- Откройте глаза и тихонько займите свои места.

Незнайка открыл глаза и понял, что очутился совсем в незнакомом месте. Вдалеке виднелся город, который утопал в зелени деревьев и поэтому назывался Зеленым городом. Незнайка взял из корзины кисти и краски и решил нарисовать этот Зеленый город. И я хочу предложить вам нарисовать Зеленый город так, как вы его себе представляете. Когда зазвенит колокольчик, вы должны будете закончить работу.

Цель: развитие воображения.

- Теперь посмотрим, какой город нарисовал Незнайка и как выглядит город на самом деле. Найдите отличия.

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

После того, как Незнайка нарисовал город, он стал с любопытством поглядывать по сторонам и увидел, что к Зеленому городу вели две дорожки. Одна прямая, другая - извилистая. Незнайка долго думал, по какой дорожке ему пойти, чтобы быстрее добраться до города.

Представьте, что эти дорожки (показать две проволочки одинаковой длины, но разного цвета) Какая дорожка длиннее, какая короче? Одну дорожку я оставлю прямой, другую изогну. Теперь представьте, если два малыша по этим двум дорожкам прямой и извилистой – пойдут в город, чья дорожка будет длиннее?

Цель: учить детей видеть сохранение длины после изменения её формы.

Незнайка, отправившись в город, решил всем, кого не встретит на своем пути, при знакомстве называть себя Знайкой, не зная о том, какие неприятности в связи с этим его ждут. Он весело зашагал по дороге, напивая песенку: «Самый лучший мальчик я, всех умней на свете. Знайкой все зовут меня – взрослые и дети. На любой вопрос шутя, я могу ответить, Знайкой все зовут меня – взрослые и дети»

Незнайка вошел в город и первое, что ему встретилось на пути, был зоопарк. Жители Цветочного города пока не успели еще сделать у себя зоопарк, поэтому Незнайка никогда в зоопарке не был и не знал, как опасны дикие животные. Попав туда, он во все глаза глядел на животных. Сердце у Незнайки было очень доброе.

«Ах вы бедненькие! Зачем же вас в клетки заперли? Вам наверно погулять хочется». Незнайка открыл клетки, и все животные разбежались по парку.

Возьмите листочки, внимательно рассмотрите и скажите, каких животных Незнайка выпустил из клеток?

Цель: развитие восприятия.

Только тогда, когда все клетки опустели и в зоопарке поднялся страшный шум, он понял, что совершил большую глупость и решил вернуть всех животных на свои места, но забыл, какое животное в какой клетке находилось. И мы ему поможем в этом

  1. В это клетке живет животное, похожее на домашнего поросенка (кабан) Почему кабану не страшны колючки, какая окраска у кабана? Что такое купальня? Как и зачем кабан в ней моется?
  2. В этой клетке живет животное, которое называется рыжей плутовкой (лиса) Почему её так называют? На кого охотится лиса? Как и когда лиса мышкует? Почему охотники охотятся на лису? Как хвост помогает ей убежать от охотников?
  3. Этого животного называют лесным великаном (лось). Почему его так называют? Как и чем лось сражается с врагами? На что похожи рога у лося? Как отличить самца от самки? Сколько у самки рождается малышей? Почему лось не проваливается в топях? Как лось пробирается через лесное болото?
  4. В этой клетке живет животное, которое называют люди косолапым (медведь). Почему его так называют? Говорят, что медведь неуклюжий и нерасторопный. Правильно ли это? Как заботится медведица о малышах? Кто такой пестун? Кто такой шатун? Что медведь делает зимой? Говорят, что медведь зимой сосет лапу. А вы как думаете?
  5. В этой клетке живет животное, о котором говорится в загадке: «Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (волк) На кого похож волк? Можно ли по следу сказать, сколько пробежало волков? Почему? Когда волки строят себе логово? Когда появляются волчата? Как волки предупреждают друг друга об опасности?

Цель: закрепление знаний о диких животных, их повадках.

Игра «Несуществующее животное»

Одна клетка в зоопарке осталась пустой. Я предлагаю каждому из вас придумать какое-либо животное, которого на самом деле не существует. А теперь изобразите это животное, пройдите, как это животное (изображение идет без слов, под музыку). Остальные участники игры угадывают, какое это животное: веселое или грустное, злое или доброе и т.д.

Цель: учить детей владеть своим телом, развивать воображение.

Вот так Незнайка побывал в зоопарке. Наши приключения заканчиваются. Скажите, что вам понравилось больше, почему? Я вас всех благодарю за старание. А сейчас я зажгу свечку и все мы, передавая её друг другу, будем говорить «спасибо» за совместную работу.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы (6- 7 лет) на тему : «Аппликация Совушка-сова». Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков

Цели:

Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни по средством, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креативной композиции.

Задачи:

1. Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей

2. Закреплять умения отрезать часть от ватного диска по прямой и округлой линии на глаз и по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы.

3. Закреплять приемы наклеивания волокнистых материалов на фон аппликации.

Материал: плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер ,1/2 А4; ватные диски (3шт.); цветная бумага; ножницы; простой карандаш; клей ПВА; кисть; клеенка; тряпочка для удаления лишнего клея; иллюстрация с изображением совы

Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц».

Ход НОД

1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку о лесной птице:

Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло

Летит в дупло

Дети. Сова.

Педагог. Верно. Про сову сложено немало сказок, стихов, песенок.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.

Педагог. У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова - хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.

«Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».

Автор: Г. Снегирев

2. Практическая часть

Педагог предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.

Этапы выполнения работы

1. Выполнить фигуру совы.

- Отрезать небольшую часть ватного диска по прямой линии. Это голова совы.

- У второго диска срезать две округлых узких полоски по разметке. Круг превратится в овал. Это туловище совы.

- Третий круг разрезать на два полукруга. Это крылья совы.

2. Сделать небольшие надрезы на деталях головы и крыльев совы и небольшие вырезы по бокам туловища.

3. Наклеить детали головы, туловище и крылья на основу аппликации, нанося клей на фон в местах наклеивания головы совы.

4. Выполнить брови совы, разрезав на две части остаток ватного диска, оставшегося после выполнения головы совы.

- На каждой детали бровей совы сделать небольшие надрезы или вырезы.

- Наклеить на голову совы детали глаз и клюва.

5. На голову совы наклеить детали глаз клюва.

6. Вырезать из бумаги ветку дерева, месяц и звезды.

7. Наклеить на основу аппликации вырезанные детали.

Разминка для рук во время работы

«Совушка-сова»

Совушка-сова,

Большая голова

Руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону.

На суку сидела,

Головой вертела,

Не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону.

В траву свалилася,

Уронить руки на колени.

В яму провалилася.

Убрать руки с колен и уронить их «в яму».

3. Заключительная часть

В конце занятия сделать выставку работ детей, и провести игру «Сова».

Один из детей сова (надевает шапочку — маску совы). Сова сидит на стульчике (на суку).

Дети обращаются к ней: «Совушка - сова, ты большая голова». А сова отвечает: « На суку сижу во все стороны гляжу, комаров, жуков ловлю Лечу….» После этого «слова» начинает ловить разбегающихся детей, кого поймает, тот становится «совой».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                         

                        Сценарий

                «Здравствуй, Осень золотая»

Старшая группа

                                                                                                 

                                                                                                 

Цель: развивать эмоциональную атмосферу, чувство сопричастности к всенародным праздникам; создать радостное, весёлое настроение.                  Задачи: закрепить представление об осени, запомнить осенние приметы; развивать творческое воображение, элементы театрализации; учить выразительной речи.                                                                                                Материал и оборудование: зонтики;  корзинки; муляжи овощей, фруктов и ягод, грибов.                                                                                                                                                                      

                Под музыку дети забегают в зал, становятся полукругом                                                    1 ребёнок: Пролетело лето, как большая птица,

                    Вот уже и осень в двери к нам стучится.

                    И листок берёзки тихо и печально,

                    Падает на землю, словно бы нечаянно.

2 ребёнок: Осень лисьим шагом,

                    Крадётся по оврагам.

                    Вдоль речек и речушек,

                    И вдоль лесных опушек.

                    Крадётся и при этом,

                    Всё красит лисьим цветом.

3 ребёнок: Так давайте славить осень,

                    Песней, пляской и игрой.

                    Будут радостными встречи,

                    Осень, это праздник твой.

                                                 Песня про осень

Воспитатель: Наши дети расскажут нам об осенних приметах:

4 ребёнок: Осень подойдёт неслышно, тихо встанет у ворот,

                    В огороде листик вишни, на дорожку упадёт.

                    Это первая примета – что от нас уходит лето.

5 ребёнок: А вторая – кут малины, в нитях белой паутины,

                    Чуть короче станет день – потемнеют облака,

                    Словно их накрыла тень – станет пасмурной река.

6 ребёнок: Третья – верная примета: осень бродит близко где-то,

                    Ранним утром на поляны – лягут влажные туманы,

                    А  потом уж жди не жди – моросящие дожди,

                    Пеленой затянут просень – значит, наступила осень.

                                    Игра «Посади и собери картошку»

Воспитатель: Ребята! Отгадайте мою осеннюю загадку.

                           Опустел фруктовый сад, паутинки вдоль летят,

                           И на южный край земли потянулись журавли,

                           Распахнулись двери школ – что за месяц к нам пришёл?

Дети: Сентябрь

    Звучит музыка Чайковского – сентябрь. Входит девочка Сентябринка

Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка,

                           Паутинка, серебринка.

                           Листья крашу в красный цвет,

                           Лучше красок в мире нет.

                           Поспевать велю плодам,

                           Урожай хороший дам.

                                   Даёт корзинку воспитателю

Воспитатель: Какая у тебя красивая корзинка. Да тут всё перепутано: и овощи, и фрукты, и ягоды. Давайте, ребята, поможем Сентябринке всё разобрать по разным корзинкам. Оставайся с нами, Сентябринка.

А для ребят новая загадка.

Всё мрачней лицо природы – почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился?

Дети: Октябрь

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам опять идёт гостья – встречайте.

      Звучит музыка Чайковского – октябрь. Входит девочка Октябринка

Октябринка: Листьям время опадать,

                          Птицам время улетать.

                          Я, ребята – Октябринка,

                          Золотинка и дождинка.

                          Много дел в октябре,

                          На земле, во дворе.

                          Надо овощи убрать,

                          И припасы запасать.

                          Скоро сблизится зима,

                          Скоро будут холода.

Я приготовила ребятам загадки. Я попрошу помочь мне.                              Воспитатель: Давай я помогу тебе. 1 загадку ты загадываешь, другую я.

  1. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. Лук
  2. Сто одёжек и все без застёжек. Капуста
  3. За ботву, как за верёвку, можно вытащить…морковку
  4. Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет …картошка
  5. Зелёный молодец, зовётся …огурец
  6. Сладка на вкус, крупна, кругла, узнали вы кто я …свекла
  7. Как на нашей грядке выросли загадки,

Сочные да крупные, вот такие круглые. Помидоры

Спасибо тебе, Октябринка. Проходи, гостьей будешь.

                                         Танец «Осенние листья»

А для ребят следующая загадка:

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц – подскажи.

Дети: Ноябрь

       Звучит музыка Чайковского – ноябрь. Входит девочка Ноябринка

Ноябринка: Я, ребята, Ноябринка,

                       Холодинка и снежинка.

                       Задремали лес, поляны,

                       По лугам легли туманы.

                       Птиц не буду забывать,

                       Им придётся зимовать.

                       Долго-долго во дворе,

                       Льётся дождик в ноябре.

Я приготовила игру, только родителям. Называется «Весёлый  календарь». Помогите пожалуйста провести с родителями эту игру.

                                       Игра «Весёлый календарь»

Воспитатель: Спасибо вам, сестрички, наши осенние месяцы. Каждая из вас хороша и людям нужна. Наш праздник продолжает поэтическая минутка.

                                     Выходят 3 детей с зонтиками:

1 ребёнок: Проходились в небе тучи, льёт из дырочек вода,

                   День сегодня очень скучный, не идём мы никуда.

2 ребёнок: Но купил мне зонтик папа в треугольничках цветной.

                   На меня не будет капать, даже дождик проливной.

3 ребёнок: Парашютик надо мною, ручку зонтика верчу,

                   Тучку радугой закрою, если только захочу.

                                            Игра «Уберём урожай»

2 команды игроков стоят в одном конце зала. У первых игроков в руках по ведру. В другом конце зала обручи, в которых лежат муляжи овощей. Первые игроки по сигналу бегут до обруча, кладут один овощ в ведро и бегут обратно, передав следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт урожай.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей второй младшей группы

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам величины.

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с
вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же
остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я -Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная
с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка
самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару
матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает
детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных
цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и        тоненькая кукла.

Перед началом игры В. Заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные
ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и
кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на
столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о
геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит
каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата.

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,
вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый
маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит В.

«Игра с обручем»

Цель: различение и нахождение геометрических
фигур.

Для игры используются 4-5 сюжетных
игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

«Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму
изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,
овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог
рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами:
овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные
картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая
фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится
обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое -
узкое».

Занятие проводится аналогичным образом,
но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие
ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски – широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и
мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя
машинами.

«Кому какая форма»

Вариант1. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка.

Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один
поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».

Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать
геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней
слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с
разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она
решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте
начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях
суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать,
посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в
разное время суток.

Дети сидят полукругом. Педагог при помощи
куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят,
когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП (старшая группа)

                             Дидактическая игра «Сосчитай правильно»

Задача: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры:

 Дети встают в круг, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «5», «6», «7» и т. д., а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

 

Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Задача: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.

Материалы. Мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники)

Ход игры:

У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: " Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

Дидактическая игра «Подбери предмет к геометрической фигуре»

Задача: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Материал: геометрические фигуры, подборка предметов разной формы.

Ход игры:

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель катит мяч по кругу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок находит её и предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается: если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Конструирование по схеме»

Задача: развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя. Ход игры.

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру из частей»

Задача: упражнять в составлении геометрической фигуры из частей. Материал: деревянная платформа с рамками разной формы, детали – вкладыши.  Ход игры.

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Дидактическая игра «Танграм»

Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения.

Материал: квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один танграм  (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу,  дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.

 

Дидактическая игра «Колумбово яйцо»

Задача: формировать умение  анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления.

Материалы: овал, разрезанный на 10 частей, карточки – образцы.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся одно колумбово яйцо  (10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу,  дети составляют различные изображения фантастического животного по образцам и по собственному замыслу.

 

Математическая головоломка «Пифагор»

Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур различные изображения, силуэты животных, предметы, строения.

Материал: квадрат, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей: 2 квадрата разного размера, 1 четырехугольник (параллелограмм), 2 маленьких треугольника и 2 больших треугольника, карточки образцы.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один танграм  (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу,  дети составляют различные изображения, силуэты животных, предметы, строения по образцам и по собственному замыслу.

 

Игра – головоломка «Волшебный круг»

Задачи: формировать умение анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей логическое мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.

Материал: круг из 10 частей: 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один круг  (10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу,  дети составляют различные изображения человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Игра – головоломка «Въетнамская игра»

Задачи: формировать умение анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой.

Материал: круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один круг  (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу,  дети составляют различные силуэты животных, птиц, насекомых.

 

Дидактическая игра "Конструируем из палочек"

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины. Ход игры.

Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

  

Дидактическая игра со счетными палочками.

Цели:

- развитие логического мышления, воображения и памяти;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие координации и сообразительности.

Материалы: счетные палочки, карточки с предметными изображениями.

Ход игры:

Дети составляют геометрические фигуры на плоскости стола.

Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения.

Упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.

10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.

28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.

29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.

31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже. 32. Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.

33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?

37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.

38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.

39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.

40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.

42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)

44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.

48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

49. Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.

53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой а или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по экологии

во 2-ой младшей группе по теме:

«В гостях у бабушки»

Программное содержание.

   -Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами.

   -Учить правильно обращаться с домашними животными.

   -Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Материалы.

     Панорама деревенского двора. Игрушки – домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята).

Картинки: зеленая трава, мясная косточка, молоко, пшено.

Печеные оладьи. Костюм для бабушки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

       Чтение произведений о домашних животных. Беседы о животных. Игры с игрушечными животными. Разучивание потешки «Ладушки». Чтение потешек «Курочка-рябушечка»,

«Кисонька-мурысонька», «Жили у бабуси…». Рассказывание стихотворений В.Берестова «Курица с цыплятами», «Бычок»,

«Петушки». Лепка «Колобок», «Подарок любимому щенку (котенку)». Рассматривание картин из серии «Домашние животные».

Ход занятия

Воспитатель: Мы сегодня поедем в гости к бабушке в деревню.

                           Становитесь в паровозик, поедем в деревню.

Бабушка:  Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы  приехали ко мне в

                     гости. Вот это мой дом, в котором я живу. Я очень люблю

                     свой дом. А вот мой двор, здесь много животных.                                                                                        

                     Это домашние животные, потому что они живут рядом с  

                     домом. Я за ними ухаживаю: кормлю, пою, убираю за ними.                                                                                                                                                                                                                                    

                     Все домашние животные приносят пользу.

Бабушка (показывает корову-игрушку):

                     Сено день и ночь жуёт,

                     Много молока даёт.

                    - Как вы думаете, какую пользу приносит корова?

Дети:   Корова дает много молока, оно полезно и взрослым, и детям.

Бабушка:  А я из молока делаю сметану и творожок.

Бабушка ( показывает козу-игрушку):

                Коза дает нам  молоко и пух. Из пуха я пряду нитки и вяжу                                                                                                

                 внучатам теплые носочки (показывает на забор)

Бабушка:   Еще во дворе у меня есть утки и куры. Как  вы думаете,  

                    какая от них польза?

Дети:   Они несут яйца.

Бабушка: Конечно, куры и утки несут яйца. Вы их кушаете, а еще из

                  муки и яиц я стряпаю блинчики. Мои внучата очень любят

                   блинчики.

Бабушка (показывает петушка-игрушку):

                 - Посмотрите, какой красивый петушок.

                      Как у наших  у ворот

                      Петух зернышки клюет,

                      Петух зернышки клюет,

                      К себе курочку зовет!

                      Ку-ка-ре-ку!

                      Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

                      Всех курочек напою!

 

Игра  «Вышла курочка гулять»

Лада будет курочкой, а вы дети – цыплятами.

              «Вышла курочка гулять,

                Свежей травки пощипать,

                А за ней ребятки, желтые цыплятки.

                Ко-ко-ко, не ходите далеко,

                Лапками гребите, зернышки ищите.

                Съели толстого жука, дождевого червяка.

                Выпили водицы полное корытце».

Бабушка: А еще у меня есть собака.

                 - Как вы думаете, зачем во дворе собака?

Дети:  Дом сторожить.

Бабушка: Конечно, собака сторожит мой дом.

                 Я очень люблю свою собаку, зовут её Шарик. Когда я её

                 глажу, она радуется, прыгает, виляет хвостом. Собаки любят

                 своих хозяев, а посторонних людей могут укусить. К чужим

                собакам нельзя близко подходить, нельзя их гладить, дразнить.

                                     

          Стихотворение А.Барто «Пёс»:

     

               У крыльца лохматый пес.

               Лёг, уткнувши в лапы нос.

               Тихо, мирно он сопит,

               Может, дремлет, может, спит.

               А попробуй, сунься вор –

               Вмиг залает на весь двор.

 

- Как вы думаете, почему пес может залаять?

(Ответы детей.)

- А как называется домик, в котором живет собака?

   Моя собака живет в будке. Будку еще называют конурой (показываю  

    на картинке).

- А у кого из вас есть дома собака?

  (Ответы детей про собаку.)

Бабушка: А какие еще животные есть у вас дома?

Дети:  Кошка.

Бабушка: У меня есть кошка Мурка. Её можно погладить, но она не всегда любит, чтобы её гладили. Когда животные не хотят, чтобы их трогали, они убегают или ворчат.

Бабушка: А что еще делает кошка, когда не хочет, чтобы её брали на

                    на руки?

Дети: Царапается или может укусить.

Бабушка: Да, у кошки острые зубы и когти. Мы должны чувствовать

                   настроение  животных  и  брать на руки только свою кошку.

                   А как  поет песенку кошка?

Дети:  Мур-мур-мур.

Бабушка: А для чего нужна кошка в доме?

                   В городе – кошка радует своих хозяев, а в деревенском доме

                   еще ловит мышей.

Бабушка: Сегодня я вам рассказала про наших любимцев. Давайте

                    вспомним и назовем  животных, которые живут у меня

                    во дворе  ( корова, коза, утки, куры, собака, кошка).

- Чтение стихотворения  Р.Сефа  «Домашние животные»:

                     Эти животные дома живут,

                     Домашними их потому и зовут,

                     Мы их укрываем в тепле от мороза,

                     Их кормим  и  поим, коль надо – стрижём,

                     Их ласково гладим, всегда бережём.

Бабушка: Ой, ребята, я перепутала весь корм, каждое животное любит

                     свой корм. У меня есть зеленая травка, молоко, мясная кос-

                     точка, пшено.

                  - Ребята, помогите мне, пожалуйста, накормить животных.

                  - Кто любит травку, давайте угостим, кто любит косточку,

                     пшено, молоко?  (Дети ставят корм перед животными).

Бабушка:  Дети, а как вы думаете, моим животным нужна вода?

Дети:   Нужна, как и людям.

Бабушка:   Поэтому мы еще всем животным нальем воду

                   (дети ставят воду около домашних животных).

                    Вот какие вы у меня хорошие помощники, помогли бабушке

                    по хозяйству. И я вас хочу угостить оладушками, которые я

                    испекла из муки, яиц и молока.

 - Чтение  потешки:             Ладушки, ладушки!

                                                 Пекла бабка оладушки,

                                                 Хороши оладушки

                                                 У нашей доброй бабушки!

(Дети благодарят бабушку за вкусные оладушки).



Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Новый год»

Возрастная группа: старшая

Цель: создать условия для активизации, расширения, уточнения словарного запаса по теме, формировать грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательные

1.Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на поставленные вопросы;

2. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Новый год»;

3. Упражнять в образовании относительных прилагательных, соотносящихся по значению с различными материалами; имен существительных в Р. п., Д. п. и Т. п.; в составлении простых предложений

5. Упражнять в подборе существительных к прилагательному

Развивающие

1. развивать умение составлять логически правильные предложения из слов

2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику.

Воспитательные

1.воспитывать познавательный интерес, доброжелательность, дисциплинированность.

Словарная работа:

флэш- карта, нарядная, украшенная, восковая, меховая, металлическая, стеклянная, задорный, запоминающийся, неожиданные, блестящая, миловидная, елочные игрушки.

Материал и оборудование: конверт с письмом, елка, вырезанные из бумаги елочные игрушки, снежок из ткани.

Демонстрационный материал:

Картинки (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, мишура, гирлянда), конверт с письмом, пазл- волшебник, телевизор, флэш- карта, магнитная доска

Предварительная работа

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Новый год». Заучивание стихотворений о ёлке, беседа о Новом годе, разучивание новогодних песен.

Ход занятия

1.Организационный этап (психологический настрой)

Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ. (улыбаются)

Здравствуй правая рука, (показывают правую руку)

Здравствуй левая рука, (показывают левую руку)

Здравствуй друг, здравствуй друг, (берутся за руки)

Здравствуй весь наш дружный круг. (поднимают руки вверх)

2. Вводно-подготовительный этап (сюрпризный момент)

Воспитатель:

Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажи мне время года.     (зима)

Воспитатель: О каком времени года говорится в загадке? – (о зиме). Как называются зимние месяцы? – (декабрь, январь, февраль). Что же происходит в природе зимой? (ответы детей). Дети, послушайте, что это за звук? (звучит музыка – шум вьюги). Что это за звуки? (ответы детей). Ой, а что это там на окне? (ответы детей) (конверт не подписан) Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте присядем на свои места и узнаем, что в нем написано (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

Воспитатель: в конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть, узнаем от кого оно.

Дети собирают картинки- пазл на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).

Воспитатель: Все ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы сможем с вами его прочесть (воспитатель читает письмо)

Письмо

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам добрый волшебник. Вы получили флэш карту, но вы сможете открыть ее только тогда, когда выполните все задания, которые я для вас приготовил. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. И всех, кто выполнит задание, ожидает интересный сюрприз. Вы готовы? Тогда удачи!»

3. Основная часть

Задание №1 «Загадки- отгадки»

Воспитатель: дети, выполним задания от волшебника?

 (воспитатель читает загадки, дети отгадывают их, а отгадки- картинки, воспитатель прикрепляет к доске)

Воспитатель: Слушайте внимательно, чтобы правильно их отгадать

Она в тепле оттаяла,

Расправила иголочки,

Нарядим как красавицу

Сейчас мы нашу (елочку)

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это?  (Дед Мороз)

С дедушкой Морозом рядом,

Блещет праздничным нарядом

Нам загадки задает,

Водит хоровод, поет

Из снежинок курточка,

Это кто?  (Снегурочка)

Праздник к нам приходит ночью,

Хоть и поздно это очень,

Звон часов, двенадцать бьет,

Наступает (Новый год)

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?  А что принято делать перед Новым годом? Без чего не бывает Нового года, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)

Воспитатель: Правильно, ребята! Нового года не бывает без зеленой красавицы – елочки.

(Воспитатель предлагает детям рассказать стихи про елочку, которые они выучили дома)

Игра «Подбери признак»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки – отгадки и скажите пожалуйста, какая елочка? (Ответы детей: зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная)

Воспитатель: Праздник Новый год, какой? (ответы детей: веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый)

Воспитатель: Дед Мороз, какой? (ответы детей: старый, добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный)

Воспитатель: Снегурочка, какая? (ответы детей: веселая, добрая, красивая, умная)

Воспитатель: подарки, какие? (ответы детей: разнообразные, неожиданные, красивые, полезные)

Воспитатель: дети, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! (хлопают в ладоши)

Дети водят хоровод (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь- наружу)

Висят на елке шарики (показать шар)

Светятся фонарики (фонарики)

Вот сверкают льдинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет (пальцы шагают по коленям)

Всем подарки он несет (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать (1,2,3 и т.д) (по очереди сгибают каждый палец)

Воспитатель: Посмотрите на нашу ёлку. Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Да, на ней не хватает игрушек. Для того чтобы выполнить задание Волшебника, я предлагаю вам украсить ёлку игрушками, в названии которых в начале слова стоит звук, который я вам назову.

Дети по очереди подходят к столу, слушают вопрос, выбирают нужную игрушку и крепят на мольберт.

  1. Игрушка со звуком «ш» - (шар)
  2. Игрушка со звуком «с» - (снежинка)
  3. Игрушка со звуком «з» - (звезда)
  4. Игрушка со звуком «к» - (колокольчик)
  5. Игрушка со звуком «ч»- (часы)
  6. Игрушка со звуком «р»-(рыбка)

Воспитатель: молодцы! Какая получилась елочка? (ответы детей: красивая, нарядная, украшенная …)

Упражнение «Чего не стало?»

Воспитатель: Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку.  А вы, скажите, чего не стало?

Задание №3 Игра «Скажи какой, какая или какие?»

Воспитатель: На нашей елочке много красивых игрушек и все они сделаны из разных материалов:

Елка из пластмассы (какая) – пластмассовая

Игрушка из стекла – стеклянная

Мишура из бумаги – бумажная

Свечи из воска – восковые

Конфеты из шоколада – шоколадные

Игрушки из дерева – деревянные

Фигурки из фарфора- фарфоровые

Шапка из меха – меховая

Воспитатель: дети, чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо набраться сил, я предлагаю вам немного отдохнуть

Физкультминутка «Наша Ёлочка»

Любим елочку мы нашу. (Поднять руки, тянуть вверх)

Нет ничего на свете краше. (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Мы подарим ей игрушки: (руки вытянуть вперед)

Звездочки, шары, (руки в стороны)

Хлопушки. (Руки на пояс)

Будем прыгать, веселится. (Прыжки на месте)

Прилетят снегирь, синица. (Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей. (Ходьба на месте)

Пригласим мы всех друзей! (Руки в стороны, поклон)

Задание № 4" Говорю ласково".

Воспитатель: дети, следующее задание от волшебника

Дети стоят в кругу, воспитатель каждому бросает снежок, дети называют слова.

Сейчас мы немного поиграем в замечательную игру " Говорю ласково".

(словоизменение)

Захотелось нам ласковых слов.

Кто из звуков помочь на готов?

«Ч»- наш самый нежный звук!

Не откажемся от его услуг!

- Елка – елочка, (санки- саночки, палки- палочки, время- времечко, утро- утречко, имя- имечко, сердце- сердечко, кольцо- колечко, крыльцо- крылечко, заяц- зайчик, стул- стульчик, белка- белочка, снежинка- снежиночка, подарок- подарочки, игрушка –игрушечка, шапка- шапочка, гирлянда- гирляндочка, снег –снежочек, игрушка –игрушечка)

Задание №5 «Доскажи словечко»

Воспитатель: а вот и следующее задание.  Я буду вам зачитывать стихотворение, а вы должны досказать недостающее словечко. Готовы? Тогда слушайте внимательно.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник … (Новый год)

Воспитатель: Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет … (от елки)

Воспитатель: Ветки слабо шелестят,

Бусы яркие… (блестят)

Воспитатель: и качаются игрушки

Флаги, звездочки…(хлопушки)

Воспитатель: нити пестрой мишуры,

колокольчики (шары)

Воспитатель: рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы…(снегурки)

Воспитатель: белоус и краснощек под ветвями.

(Дед Мороз)

4. Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями.

-От кого мы сегодня получили письмо? (От Волшебника)

- Какие задания нужно было выполнить? (Подготовиться к празднику Нового Года)

-В какое время года мы отмечаем Новый Год? (зимой)

- Что Вам понравилось?

Давайте посмотрим, откроется ли флэш- карта?

Дети с воспитателем подходят к телевизору, а там видео письмо от Деда Мороза. Дед Мороз поздравляет ребят с успешным выполнением задания и обещает прийти на Новый год.

Воспитатель дарит детям маленький подарок от Деда Мороза

Воспитатель: Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом вас!

Самоанализ.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в групповой комнате в первой половине дня, с детьми старшей группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: группа проветрена, мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный подобран в соответствии с требованиями безопасности, в достаточном количестве. Данное занятие посвящено закреплению лексической темы «Новый год». Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный психологический настрой у всех участников.   В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь Волшебнику, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Дальнейшее развитие образовательного процесса строила, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия.  Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого развития. Чаще давала возможность высказываться детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации. В занятие была включена динамическая пауза, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. В ходе неё ребята имели возможность свободно перемещаться в пространстве. Реализуя задачу по развитию логического мышления, детям были предложены загадки. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

Задачи:

Образовательные

1.Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь,  отвечать на поставленные вопросы;

2. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Новый год»;

3. Упражнять в образовании относительных прилагательных, соотносящихся по значению с различными материалами; имен существительных в Р. п., Д. п. и Т. п. ; в составлении простых предложений

5. Упражнять в подборе существительных к прилагательному

Развивающие

1. развивать умение составлять логически правильные предложения из слов

2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление,  пространственное воображение,  память , мелкую моторику.

Воспитательные

1.воспитывать познавательный интерес,  доброжелательность,  дисциплинированность.

Словарная работа:

флэш- карта, нарядная,  украшенная, восковая, меховая, металлическая, стеклянная, задорный, запоминающийся,  неожиданные,  блестящая, миловидная, елочные игрушки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный  материал:

Картинки (елка,  Дед Мороз, Снегурочка, подарки,  мишура,  гирлянда), конверт с письмом,  пазл- волшебник,  ноутбук,  флэш- карта,  магнитная доска

Раздаточный материал:

Елочные игрушки

Предварительная работа

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Новый год». заучивание стихотворений  о ёлке, беседа о Новом годе, разучивание новогодних песен.

Данное занятие посвящено закреплению лексической темы «Новый год». Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам и соответствует возрастным особенностям детей старшей группы. В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь Волшебнику, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Дальнейшее развитие образовательного процесса строила, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия. 

Занятие носит развивающий и закрепляющий характер. Включались упражнения на развитие мыслительной активности: воображения, памяти, внимания и мелкой моторики; на закрепление пройденного материала.

Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к занятию, создавались условия для достижения результата. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки.

Следуя игровой мотивации, на протяжении занятия поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всего занятия.

Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.

Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах.

На занятии соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность занятия, воздушно- тепловой режим, освещение.


Предварительный просмотр: