Инновационная/экспериментальная деятельность


Предварительный просмотр:

 «Универсальная напольная ширма как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для всестороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит активное становление всех психических процессов. В настоящее время педагоги дошкольного образования уделяют большое внимание организации развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать максимальную организацию образовательного процесса, создавать благоприятные условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Чтобы развивающая предметно-пространственная среда младшей группы выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, мы пришли к решению разработать и создать универсальную напольную ширму для использования в образовательной, игровой и самостоятельной деятельности детей. Совместно с родителями воспитанников младшей группы из пластмассовых труб соорудили универсальную напольную ширму, которая состоит она из четырех секций. Каждая секция имеет свое функциональное назначение в зависимости от ее оформления.

Цель универсальной ширмы: оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта младших дошкольников.

Задачи:

- образовательные: формирование у детей целостной картины окружающего мира, расширение кругозора; формирование представлений о порядковым счете, количестве, геометрических фигурах; формирование основ безопасности у детей;

- развивающие: развивать умение устанавливать размерные отношения между предметами разными по ширине, высоте, толщины, расположенных в определенной последовательности;  развивать речь, как основу познавательной и игровой деятельности; систематизировать представление детей о природе; развивать мелкую моторику; развивать все виды восприятия: зрительное, тактильно-двигательное;

- воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Данное дидактическое пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. С самого начала учебного года мы стали использовать данное пособие как на занятиях во всех образовательных областях, так и для закрепления изученного материала  во вторую половину дня в игровой деятельности с детьми младшей группы. Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы.

С одной стороны секция универсальной ширмы выделена для формирования у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений. В этом секторе дети: закрепляют навыки устного счёта, учатся соотносить количество предметов с цифрой; развивается мышление, дети учатся соотносить предметы по цвету; развивается мелкая моторика рук у детей.

Другая секция ширмы выделена для формирования у детей младшей группы основ безопасности. С помощью данной секции проводим с детьми различные игры на ознакомление детей с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах. Формируем у детей первичные представления о машинах, улице, дороге, знакомим с некоторыми видами транспортных средств, то есть формируем у детей первичные представления о безопасности собственной жизнедеятельности.

Третья секция ширмы предназначена для сенсорного воспитания младших дошкольников. С помощью данной секции мы организуем с детьми различные игры: «Подбери картинку по цвету», «Отгадай предмет», «Что пропало» и другие, в ходе которых проводим работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей, помогаем им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждаем детей  включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков. Все фигурки данной секции сшиты из жесткого  фетра – они яркие, привлекают внимание детей.

И четвертая секция нашей ширмы направлена на экологическое воспитание младших дошкольников. В образовательной и игровой деятельности с помощью данной секции поощряем любознательность детей при ознакомлении с объектами природы, знакомим детей с животными и растениями ближайшего окружения, учим детей различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Формируем у детей младшей группы бережное отношение к окружающей природе.

Конструкция напольной ширмы получилась легкая, устойчивая, легко переносится в любое место группы. В ходе занятия легко устанавливается необходимая секция с подготовленными игровые упражнениями, которые дети охотно выполняют.

Таким образом, использование универсальной напольной ширмы способствует формированию у детей младшей группы интегративных качеств: любознательности, активности. Дети стали больше проявлять интерес к окружающему их миру, демонстрируют потребность в познавательном общении как с взрослыми так и со сверстниками. Дети охотно включаются в совместную деятельность со взрослым. Данная универсальная ширма позволяет нам создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, принятия ими самостоятельных решений, выражения воспитанниками своих чувств и мыслей, то есть с использование данного дидактического пособия мы имеем возможность поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

воспитатель: Кузнецова Светлана Евгеньевна Универсальная напольная ширма как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Елочка» г.Кяхта Республики Бурятия

Слайд 2

Актуальность дидактического пособия «Универсальная напольная ширма» не вызывает сомнения, так как с ее помощью мы создаем инновационный образовательный потенциал пространства групповой комнаты, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. 2 Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества. Максим горький

Слайд 3

Цель универсальной ширмы : оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта младших дошкольников. 3

Слайд 4

Задачи пособия: образовательные : формирование у детей целостной картины окружающего мира, расширение кругозора; формирование представлений о порядковым счете, количестве, геометрических фигурах; формирование основ безопасности у детей; развивающие : развивать умение устанавливать размерные отношения между предметами разными по ширине, высоте, толщины, расположенных в определенной последовательности; развивать речь, как основу познавательной и игровой деятельности; систематизировать представление детей о природе; развивать мелкую моторику; развивать все виды восприятия: зрительное, тактильно-двигательное; воспитательные : воспитывать доброжелательные отношения между детьми. 4

Слайд 5

Универсальная ширма для организации совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы) 5

Слайд 6

6 Организация совместной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасности у детей младшей группы)

Слайд 7

7 Сенсорное воспитание детей младшей группы

Слайд 8

8 Экологическое воспитание детей младшей группы

Слайд 9

9 Заключение Следует отметить, что использование универсальной напольной ширмы способствует формированию у детей младшей группы интегративных качеств: любознательности, активности. Дети стали больше проявлять интерес к окружающему их миру, демонстрируют потребность в познавательном общении как с взрослыми так и со сверстниками. Дети охотно включаются в совместную деятельность со взрослым. Данная универсальная ширма позволяет нам создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, принятия ими самостоятельных решений, выражения воспитанниками своих чувств и мыслей, то есть с использование данного дидактического пособия мы имеем возможность поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.