Кырлыг-Кара Татьяна Кыргысовна

Сайт социального педагога

Тише едешь - дальше будешь

Профессия: социальный педагог

Профессиональные интересы: Безопасность жизни детей

Увлечения: шитье и чтение художественной литературы

Регион: Республика Тыва (Тува)

Населенный пункт: с. Арыг-Узуу Улуг-Хемского района

Место работы: МБОУ СОШ с. Арыг-Узюнский

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-kyrgysovna-kyrlyg-kara
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Д.И.Менделеев

О себе

Мой  путь  к профессии.

Подытоживая,  свою   педагогическую  деятельность  я  с  благодарностью  вспоминаю  свою  семью  и  моих  замечательных  учителей,  которые  сыграли  огромную  роль  в  становлении  моей  личности  как  педагога.  К  учителю  в  моей  многодетной  семье  всегда  относились  с  почтением  как  к  ученому  человеку. Помню,  в  начальных  классах,   мой  немногословный  папа  обратил  мое  внимание  на  красивую  девушку  с  кудрявыми  волосами   и  выразил  желание  видеть  меня  в  будущем  учителем  как  она.  Это  была  моя  землячка  Раиса Тюлюшевна Ырбаан-оол,  в  то  время, студентка  педагогического  училища  г. Кызыла,  впоследствии  популярная  журналистка,  диктор  теле-и-радиовещания  Республики  Тыва.  Тогда  мечта  моего  отца, казалась  для  меня несбыточной,  нереальной,  в  голове  не  укладывалась  учеба  в  далеком   городе,  вдали  от  дома,  от семьи.

            С  учебой  в  Шагонарской  средней  школе  № 2  мир  для  меня  стала  расширяться,  я  стала  членом  разношерстной, многоликой  интернатской  семьи,  столкнулась  с  реальной  школьной  жизнью, с  учителями  различных  национальностей.  В  памяти  остался  образ  обаятельной  учительницы. Первого  сентября, в пятый  класс,  где  я  училась  тогда,  зашла  красивая  молодая  женщина  с  мягкой  походкой, лучезарной  улыбкой,  в  темно-синем  бархатном  платье,  с  черными  смоляными  волосами  собранными  сзади  в  красивый  узел. Это  была  наш  классный  руководитель,  учитель  родного  языка  и  литературы Шурумаа  Шулукаевна  Шыырап,  которая  стала  для  нас  второй  мамой.

           Неоценимую  роль  в  моем   профессиональном  становлении  сыграла  моя  классная  руководительница,  учитель  дарвинизма  и  химии   с  7  по  11  классы  Коростелева  Мария  Ивановна.  В  том,  что  я  обрела  такую  же  профессию, такую  же  специальность,  ее  заслуга, пожалуй,  самая  значительная.  Это  счастье,  что  состоялась  наша  встреча,  во  многом  определившая  мою  жизнь  в  профессии.   Вдумчивая, тонкая,  она  притягивала  к  себе  знанием  своего  предмета, ни  один  из  ее  уроков  не  был  похож  на  басню  с  однозначной  моралью.  Не  зря   многие  из  нашего  класса  выбрали  себе  специальности,  связанные  с  химией  и  биологией.  Трое  из  нашего  класса  стали  учителями  химии  и  биологии.

          Когда  я  стала  студенткой   педагогического  вуза  и  начинающим  учителем,  поняла, что  уроки  дорогого  учителя  не  только  мое  ученическое  прошлое,  но  и  мое  профессиональное  будущее.  В  начале  своей  педагогической  деятельности  я  работала  «в  подражание»  своей учительнице,  но  за  ученически-подражательным   периодом  последовало  время  обретения  собственного  почерка.

         Мой  путь  в  профессию,  я  не  могу  не  связать  с  еще  одним  именем.  Это,  в  то  время,   директор  Шагонарской  школы №2,  учитель  русского  языка  и  литературы   с  9  по  11  классы  Морис  Федорович  Вайнберг.  Ему  я  обязана  первыми  пробами  трансформировать  себя,  обретением  воли  сделать  себя  лучше.  Его  уроки  о  русской  литературе  трогали,  задевали, надолго  оставались  в  голове  и в сердце. Знание  психологии  детей, безупречная  логика,  артистизм  в  подаче  материала  и  высокая  культура  общения – вызывали  желание  быть  лучше,  как  можно  больше  знать  и  уметь. С  его  помощью  я  открыла  для  себя  Пушкина,  Лермонтова, Есенина,  Шолохова…..  Меня  поразила  в  Морисе  Федоровиче  то,  что  он  знал  наизусть  все  произведения  русских  классиков, был прост  и  умен.  Он  учил  нас  не 

 

бояться  встречи  с  книгой  и  на  всю  жизнь  привил  в  нас  любовь  к  чтению.  Помню,  о  роли  книги  в  жизни  человека  подтверждал  высказыванием  С. Михалкова:  «Хорошая,  вовремя  прочитанная  книга  может  решить  судьбу  человека».  Я  восхищалась  им,  любила  и  уважала  его, с  нетерпением  ждала  его  уроки.  Это  был  учитель  от  Бога.

        Решив,  наконец-то,  стать  учителем  я  в  1965  году  поступила  в  Кызылский   государственный  педагогический  институт  на  факультет   биологии  и  химии.  И  опять  мне  повезло  с  учителями. Учиться  у  таких  эрудированных,  отлично  знающих  свой  предмет  учителей  было  легко  и  интересно. Высокая  культура  и  образованность,  духовное  богатство  и  интеллигентность – вот  что  отличало  этих  педагогов.  Каждый  из  них  был  яркой  личностью,  способный  увлечь  нас,  студентов, своим  примером  и  предметом. Мне  повезло  на  хороших  учителей,  тогда  я  еще  больше  укрепилась  в  мыслях,  что  стою  на  правильном  пути. Я  благодарна  моим  институтским  преподавателям  декану  факультета  Альфреду  Петровичу  Харью, преподавателю  химической  технологии,  куратору  Лилии  Кыргысовне Аракчаа,  преподавателю  зоологии; Долума  Дмитриевне  Сарбаа,  преподавателю  ботаники;  Светлане  Сюрюновне  Курбатской,  преподавателю  геологии, Чоксум С.К., преподавателю  химии  и  Любовь  Петровне  Салчак,  преподавателю  педагогики.

             В  1971  году  с  легкой  руки  Салчак-оола  Тукаевича,  в  то  время  заведующего  РОНО,  я  попала  в  дружный   интернациональный  коллектив  учителей,  учащихся  и  родителей  в  Арыг-Узуунскую  среднюю  школу.   В  начале  педагогической  деятельности  хотелось  многого, и чтобы  сразу,  и  чтобы  дух  захватывало.  Сейчас  вспоминаю: сколько  энтузиазма   было,  сколько  веры  в  свои  силы,  сколько  желания  узнать  что-то  новое  и  принести  в  класс!  Мы,  поколение  учителей  тех  далеких лет  были  неисправимыми  романтиками  и  оптимистами.  До  сих  пор  свежи  в  памяти  поэтические  чтения,  вечера,  конкурсы, много  дискутировали,  высказывали  свою  точку  зрения  на  разные события. С  благодарностью  вспоминаю  учителей,  которые  помогли  мне  сделать  первые  шаги  в  профессии,  найти  контакт  с  учениками  разных  национальностей,  общение  с  которыми  обогатило  меня  как  человека  и  как  учителя.  Это  учитель  родного  языка  и  литературы  Шаравии  Мария  Тулушовна,  учитель  рисования  и  черчения   Шаравии  Кара-оол  Иванович,  библиотекарь  школы  Сержикпей   Зоя  Керзенмеевна,  учитель  русскогог  языка  и  литературы  Лобачева  Галина  Петровна  и  молодые  учителя,  которые  начинали  со  мной свой  путь  в   педагогической  деятельности,  а  ныне   учителя  высшей  категории  Стихин  Олег  Васильевич,  Мареев  Вячеслав  Владимирович и   Букша  Наталья  Леонидовна.

Сегодня,  оглядываясь   в  прошлое,  подводя   полувековой итог  своей   педагогической  деятельности,  попытаюсь  ответить  на  вечный  вопрос:  что  нужно  учителю,  чтобы  ему  сопутствовал  успех,  чтобы  он  состоялся  как  учитель?  По  моему мнению, в равной степени важны три слагающих:                                                                                                                                                   в  первую  очередь  учитель  обязан  быть  носителем  глубоких  и  всесторонних  знаний,еще  древнегреческий  философ  Гельвеций  писал:  «Человек,  взявший  на  себя  труд  обучать  других,  не  имея  для  этого  глубоких  знаний,  поступает  безнравственно».                                                          Во вторых, -это  талант,  который  должен  перерасти  и  развиться  в  мастерство.                               В-третьих,  это  выносливость – особый  дар,  который  помогает  преодолевать  многочисленные  трудности  в  педагогической  деятельности.

Да  было  все:  и  удачи, и  неудачи.  Но  не  жалею,  что  выбрала  себе  такую  дорогу  в  жизни!

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. ''Педагогическая поэма''  и "Книга для родителей" А.С. Макаренко;

2. "Письма к сыну", "Сердце отдаю детям" В.А.Сухомлинский;

3. "Созидая человека" , "Здравствуйте, дети!"Ш.А. Амонашвили Ш.А;

4. "Поднятая целина" , "Тихий Дон" М.А. Шолохов;

5. Сборник произведений С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А. Блок

Мои достижения

Награждена:

         Почетными  грамотами  администрации  Улуг-Хемского  кожууна,  Министерства  образования  и  науки  РТ, законодательной  палаты  Великого  Хурала  РТ,  Нагрудным  знаком  «Почетный  работник  общего  образования  РФ»,  юбилейными  медалями   «140-летие  со  дня  рождения  В.И.Ленина»,  «250-летие  Даа  кожууна», почётный  житель  Улуг-Хемского  кожууна.

Моё портфолио

Сайт предназначен для обмена опытом работы с педагогами

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы