Главные вкладки
Кырлыг-Кара Татьяна Кыргысовна
Сайт социального педагога
Профессия: социальный педагог
Профессиональные интересы: Безопасность жизни детей
Увлечения: шитье и чтение художественной литературы
Регион: Республика Тыва (Тува)
Населенный пункт: с. Арыг-Узуу Улуг-Хемского района
Место работы: МБОУ СОШ с. Арыг-Узюнский
Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования РФ
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-kyrgysovna-kyrlyg-kara«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
О себе
Мой путь к профессии.
Подытоживая, свою педагогическую деятельность я с благодарностью вспоминаю свою семью и моих замечательных учителей, которые сыграли огромную роль в становлении моей личности как педагога. К учителю в моей многодетной семье всегда относились с почтением как к ученому человеку. Помню, в начальных классах, мой немногословный папа обратил мое внимание на красивую девушку с кудрявыми волосами и выразил желание видеть меня в будущем учителем как она. Это была моя землячка Раиса Тюлюшевна Ырбаан-оол, в то время, студентка педагогического училища г. Кызыла, впоследствии популярная журналистка, диктор теле-и-радиовещания Республики Тыва. Тогда мечта моего отца, казалась для меня несбыточной, нереальной, в голове не укладывалась учеба в далеком городе, вдали от дома, от семьи.
С учебой в Шагонарской средней школе № 2 мир для меня стала расширяться, я стала членом разношерстной, многоликой интернатской семьи, столкнулась с реальной школьной жизнью, с учителями различных национальностей. В памяти остался образ обаятельной учительницы. Первого сентября, в пятый класс, где я училась тогда, зашла красивая молодая женщина с мягкой походкой, лучезарной улыбкой, в темно-синем бархатном платье, с черными смоляными волосами собранными сзади в красивый узел. Это была наш классный руководитель, учитель родного языка и литературы Шурумаа Шулукаевна Шыырап, которая стала для нас второй мамой.
Неоценимую роль в моем профессиональном становлении сыграла моя классная руководительница, учитель дарвинизма и химии с 7 по 11 классы Коростелева Мария Ивановна. В том, что я обрела такую же профессию, такую же специальность, ее заслуга, пожалуй, самая значительная. Это счастье, что состоялась наша встреча, во многом определившая мою жизнь в профессии. Вдумчивая, тонкая, она притягивала к себе знанием своего предмета, ни один из ее уроков не был похож на басню с однозначной моралью. Не зря многие из нашего класса выбрали себе специальности, связанные с химией и биологией. Трое из нашего класса стали учителями химии и биологии.
Когда я стала студенткой педагогического вуза и начинающим учителем, поняла, что уроки дорогого учителя не только мое ученическое прошлое, но и мое профессиональное будущее. В начале своей педагогической деятельности я работала «в подражание» своей учительнице, но за ученически-подражательным периодом последовало время обретения собственного почерка.
Мой путь в профессию, я не могу не связать с еще одним именем. Это, в то время, директор Шагонарской школы №2, учитель русского языка и литературы с 9 по 11 классы Морис Федорович Вайнберг. Ему я обязана первыми пробами трансформировать себя, обретением воли сделать себя лучше. Его уроки о русской литературе трогали, задевали, надолго оставались в голове и в сердце. Знание психологии детей, безупречная логика, артистизм в подаче материала и высокая культура общения – вызывали желание быть лучше, как можно больше знать и уметь. С его помощью я открыла для себя Пушкина, Лермонтова, Есенина, Шолохова….. Меня поразила в Морисе Федоровиче то, что он знал наизусть все произведения русских классиков, был прост и умен. Он учил нас не
бояться встречи с книгой и на всю жизнь привил в нас любовь к чтению. Помню, о роли книги в жизни человека подтверждал высказыванием С. Михалкова: «Хорошая, вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека». Я восхищалась им, любила и уважала его, с нетерпением ждала его уроки. Это был учитель от Бога.
Решив, наконец-то, стать учителем я в 1965 году поступила в Кызылский государственный педагогический институт на факультет биологии и химии. И опять мне повезло с учителями. Учиться у таких эрудированных, отлично знающих свой предмет учителей было легко и интересно. Высокая культура и образованность, духовное богатство и интеллигентность – вот что отличало этих педагогов. Каждый из них был яркой личностью, способный увлечь нас, студентов, своим примером и предметом. Мне повезло на хороших учителей, тогда я еще больше укрепилась в мыслях, что стою на правильном пути. Я благодарна моим институтским преподавателям декану факультета Альфреду Петровичу Харью, преподавателю химической технологии, куратору Лилии Кыргысовне Аракчаа, преподавателю зоологии; Долума Дмитриевне Сарбаа, преподавателю ботаники; Светлане Сюрюновне Курбатской, преподавателю геологии, Чоксум С.К., преподавателю химии и Любовь Петровне Салчак, преподавателю педагогики.
В 1971 году с легкой руки Салчак-оола Тукаевича, в то время заведующего РОНО, я попала в дружный интернациональный коллектив учителей, учащихся и родителей в Арыг-Узуунскую среднюю школу. В начале педагогической деятельности хотелось многого, и чтобы сразу, и чтобы дух захватывало. Сейчас вспоминаю: сколько энтузиазма было, сколько веры в свои силы, сколько желания узнать что-то новое и принести в класс! Мы, поколение учителей тех далеких лет были неисправимыми романтиками и оптимистами. До сих пор свежи в памяти поэтические чтения, вечера, конкурсы, много дискутировали, высказывали свою точку зрения на разные события. С благодарностью вспоминаю учителей, которые помогли мне сделать первые шаги в профессии, найти контакт с учениками разных национальностей, общение с которыми обогатило меня как человека и как учителя. Это учитель родного языка и литературы Шаравии Мария Тулушовна, учитель рисования и черчения Шаравии Кара-оол Иванович, библиотекарь школы Сержикпей Зоя Керзенмеевна, учитель русскогог языка и литературы Лобачева Галина Петровна и молодые учителя, которые начинали со мной свой путь в педагогической деятельности, а ныне учителя высшей категории Стихин Олег Васильевич, Мареев Вячеслав Владимирович и Букша Наталья Леонидовна.
Сегодня, оглядываясь в прошлое, подводя полувековой итог своей педагогической деятельности, попытаюсь ответить на вечный вопрос: что нужно учителю, чтобы ему сопутствовал успех, чтобы он состоялся как учитель? По моему мнению, в равной степени важны три слагающих: в первую очередь учитель обязан быть носителем глубоких и всесторонних знаний,еще древнегреческий философ Гельвеций писал: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно». Во вторых, -это талант, который должен перерасти и развиться в мастерство. В-третьих, это выносливость – особый дар, который помогает преодолевать многочисленные трудности в педагогической деятельности.
Да было все: и удачи, и неудачи. Но не жалею, что выбрала себе такую дорогу в жизни!
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
1. ''Педагогическая поэма'' и "Книга для родителей" А.С. Макаренко;
2. "Письма к сыну", "Сердце отдаю детям" В.А.Сухомлинский;
3. "Созидая человека" , "Здравствуйте, дети!"Ш.А. Амонашвили Ш.А;
4. "Поднятая целина" , "Тихий Дон" М.А. Шолохов;
5. Сборник произведений С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А. Блок
Мои достижения
Награждена:
Почетными грамотами администрации Улуг-Хемского кожууна, Министерства образования и науки РТ, законодательной палаты Великого Хурала РТ, Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», юбилейными медалями «140-летие со дня рождения В.И.Ленина», «250-летие Даа кожууна», почётный житель Улуг-Хемского кожууна.
Моё портфолио
Сайт предназначен для обмена опытом работы с педагогами
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты