Главные вкладки
Сыркина Марина Петровна
сайт учителя мордовского языка и литературы
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Люблю детей
Увлечения: Люблю готовить, заниматься консервированием; собирать грибы и ягоды
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: г.о.Саранск
Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа№2"
Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования РФ
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/syrkina-marina-petrovnaВы знаете, мне по – прежнему верится, Что если останется жить Земля, Высшим достоинством Человечества Станут когда- нибудь учителя.
Россия, Родина, родной край.… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого человека слова ушли на второй план? Забывать мы стали наши традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть, остановимся, оглянемся, вернемся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням? А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви мордовского народа.
О себе
Сыркина Марина Петровна,
учитель МОУ «СОШ № 2» г.о.Саранск
Дата рождения: 26.08.1966
Профессиональное образование: учитель мордовского языка и литературы, русского языка и литературы, МГПИ, диплом КВ №550025, дата выдачи 06.07.1988г.
Стаж педагогической работы (по специальности): 24г.
Общий трудовой стаж: 24г.
Наличие квалификационной категории: первая
Дата последней аттестации: 11.04.2008г.
Звание: Почетный работник общего образования Российской Федерации
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.о. Саранск
Сыркиной Марины Петровны.
Вы знаете, мне по – прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда- нибудь учителя.
Р.Рождественский.
Россия, Родина, родной край.… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого человека слова ушли на второй план? Забывать мы стали наши традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть, остановимся, оглянемся, вернемся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням? А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви мордовского народа.
Работая с детьми, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ». И вот поэтому работаю над проблемой: «Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре».
Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.
За время своей работы накопила немало интересного материала.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки наряду с русским должны быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности
В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира.
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой национальный язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.
Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания образовательного процесса. Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь, сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением к культурам других народов.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс изучения эрзянского языка? Как повысить качество знаний учащихся? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?
Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения.
Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.
В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю
Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.
Новизна моего опыта в том, что разработаны уроки воспитания нравственности средствами произведений мордовской литературы с использованием ИКТ (презентации). Они развивают самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников. В связи с этим новизна моего опыта состоит и в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения эрзянскому языку, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Проделана следующая работа:
1) внесены изменения в календарно-тематическое планирование в
соответствии с Программой;
2) проанализированы методические рекомендации ученых-лингвистов Д.В.Цыганкина, М.В.Мосина, А.П.Феоктистова, М.Т.Бибина, О.В. Кочеваткиной;
3) большое внимание уделяется работе со словами.
Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов
-игровых технологий;
-информационных технологий.
-личностно-ориентированного обучения.
Наличие теоретической базы опыта
Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А.П.Феоктистова, М.В.Мосина, М.Т.Бибина, Д.В.Цыганкина,
Д.В.Бубриха), методистов-исследователей, учителей-практиков.
Так через все труды Д.В.Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося».
Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.
По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.
В течение всего времени преподавания эрзянского языка и литературы мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование», «Сятко», «Чилисема».
Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые проводились на уровне республики и района.
На заседания районного методического объединения учителей эрзянского языка и литературы готовила выступления и доклады. Также выступала с докладами на районных августовских педагогических форумах, на международных научно-практических педагогических конференциях на тему: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона»
Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.
Оптимальность и эффективность средств
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:
- игровая деятельность ( игры «Содык, зяро ?» «Кудыне» «Те кие?» Те мезе?» «Зяроце?» «Зяро?» и другие );
- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются смайлами, пишутся положительные отзывы родителям и другое);
- работа в парах (при чтении диалогов);
- проблемное обучение;
-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на эрзянском языке по данной теме и другое);
-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 4-6 классах).
В своей деятельности большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, провожу « День открытых дверей». Я посещаю общешкольные и классные родительские собрания, где выступаю с докладами.
Результативность опыта.
На уроках эрзянского языка и литературы создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.
Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:
- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться
реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах не только муниципального, но и республиканского и межрегионального уровней.
Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на районных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов.
Так, в 2007 году ученица 11класса МОУ «Мокшалейская СОШ» Девяткина Галина заняла 2 место в республиканской предметной олимпиаде по мордовской литературе и 1 место на муниципальном уровне. Девяткин Вячеслав в этом же году стал победителем в межрегиональном конкурсе сочинений, посвященном Дню эрзянского языка. В 2008 году ученица 10 класса Цыганкина Вера стала победителем межрегиональной предметной олимпиады по эрзянскому языку и победителем олимпиады по мордовской литературе на муниципальном уровне. Самылкин Анатолий, ученик 9 класса, в 2009 году стал победителем межрегиональной предметной олимпиады по мордовской литературе и призером по эрзянскому языку на муниципальном уровне, а в 2010 году он стал призером предметной олимпиады по эрзянскому языку на муниципальном уровне. В 2008 году ученик 11класса Самылкин Александр занял 2 место на Республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. В 2008 году Федоськин Денис занял 2 место в районном конкурсе «Слово - великая сила» за чтение стихотворения на эрзянском языке. В 2008 году Третьяков Григорий в открытом конкурсе творческих работ, посвященном 50-летию ОАО «Мордовцемент» в номинации «Художественное творчество» награжден Почетной Грамотой за сочинение «Заводонтень-50». В 2007 году Самылкин Александр, ученик 10 класса, за активное участие в пятом республиканском конкурсе изложений «Рассказ ветерана» получил Благодарственное письмо от Мордовского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» . В 2008 году ученица 11 класса Цыганкина Елена за участие в конкурсе сочинений «Родные языки- культурное достояние России» ( республиканский уровень) за сочинение «Эрзянь келесь гайги ваньксстэ» получила поощрительный приз. В 2009 году Белякова Анна, ученица 11 класса, за активное творческое участие в акции газеты «Известия Мордовии» «Если бы главой района был я!» за достижение лучших результатов в раскрытии темы сочинения, в котором ярко продемонстрирована глубокая любовь к своей малой Родине, родной Мордовии и России награждена Дипломом.
А самым важным и значимым результатом моей деятельности я считаю то, что за последние шесть лет 9 выпускников МОУ «Мокшалейская СОШ» выбрали профессии, связанные с мордовским языком и литературой. Они успешно поступили в высшие учебные заведения и в дальнейшем показывают хорошие результаты. В 2011 году закончили МГУ им.Н.П. Огарева, факультет русского языка и литературы, мордовского языка и литературы 4 моих ученика, 2 выпускницы из них - с красными дипломами, которые успешно продолжают обучение в аспирантуре по этой же специальности.
Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.
Возможность тиражирования:
В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер- классы, выступаю на педсоветах, совещаниях, МО учителей, на районных августовских педагогических форумах, научно- практических конференциях. Свой материал размещала на сайте МОУ «Мокшалейская СОШ» Чамзинского муниципального района, а в этом учебном году - на сайте МОУ «СОШ №2» г. Саранска - Сайт: http:/www.schoolrm.ru/schools/sc2sa
В районной газете «Знамя» неоднократно печатались мои творческие работы и моих учеников, представленные для участия в муниципальных и республиканских конкурсах.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Люблю А.С.Пушкина "Капитанская дочка", "Барышня-крестьянка";
К.Г.Абрамов "Найман", "Люди стали близкими", "Качамонь пачк"
П.Проскурин "Любовь земная", "Судьба"
Мой взгляд на мир
Мир- постоянно движущаяся и меняющаюся субстанция, и чтобы удержаться на плаву, необходимо двигаться со скоростью потока, а иногда и быстрее, находится впереди, угадывать поворот событий
Мои достижения
Грамоты
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты