Радостная новость: 25 апреля Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Конвенция направлена на защиту и поощрение реализации прав людей с инвалидностью и обеспечение полного и равного участия инвалидов в жизни общества (текст Конвенции).
«Это долгожданный момент, – говорит Денис Роза, директор РООИ «Перспектива» и Фонда «Лучшие друзья». – Это важный шаг для реализации прав людей с инвалидностью и членов их семей, которых в России более 30 миллионов. Ратификация гарантирует эти права, даже если они не фигурируют сегодня в российском законодательстве. Конвенция имеет приоритет. Ратификация как стержень, как видение, куда мы будем развиваться в будущем: и в инклюзивном образовании, и в интегрированном трудоустройстве, и в информировании общества о людях с инвалидностью, и в доступе к досугу, и практически ко всему. Конечно, впереди большая работа по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией и разработке механизмов для ее реализации. Тем не менее, теперь любые новые законы должны будут разрабатываться, учитывая статьи и принципы Конвенции о правах инвалидов. Например, я уверена, что в новом законопроекте об образовании будет раздел, посвященный инклюзивному образованию. Важно, что Россия присоединяется к международному сообществу, которое (уже ратифицировало Конвенцию) и которое считает, что люди с инвалидностью должны иметь те же права, что и другие граждане», – сказала Денис.
На данный момент к Конвенции уже присоединились 112 стран.
Ратификация Конвенции потребует безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов в общество, а также выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории граждан.
Через два года России предстоит отчитываться перед мировым сообществом о первых итогах работы с момента ратификации Конвенции о правах инвалидов. "Нам принципиально важно за это время принять все законы (которые касаются инвалидов)", - сказала глава Министерства здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Источник: РООИ "Перспектива" |
|
Комментарии
инклюзивное обучение
Битова: успехи особого ребенка оцениваются по его развитию Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости В разделе «Новая школа» итоговой версии «Стратегии-2020» говорится о поспешности широкого внедрения инклюзивного обучения. Новая политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к тому, что в массовой школе они не могут получить соответствующего образования. О ситуации рассуждает в интервью РИА Новости президент Центра лечебной педагогики Анна Битова. — Анна Львовна, «Стратегия-2020» констатирует: поспешное широкое внедрение инклюзии приводит не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить соответствующее образование. Вы с этим согласны? — Не совсем. Проблемы в организации инклюзивного обучения, безусловно, есть. Но развитие инклюзии совершенно необходимый процесс, и его эффективность зависит от решимости тех, кто в нем участвует. Инклюзия в России вводится пока стихийно. На днях на парламентских слушаниях, посвященных инклюзивному образованию, из уст экспертов прозвучало определение «дикая инклюзия»... Так, родители особого ребенка хотят, чтобы он учился в общеобразовательной школе, а в школе не создано для того условий. Важно ведь не только то, что ребенок посещает обычный детский сад или школу, но и то, какая поддержка ему там оказывается: есть ли тьютор, проводятся ли дополнительные занятия, обучен ли персонал. С другой стороны, даже в советское время дети с ДЦП, аутизмом ходили в обычные школы. То есть дело не столько в технических условиях, сколько в отношении тех, кто помогает ребенку с нарушениями развития войти в детский коллектив. Если родители и школа объединят усилия для интеграции особого ребенка в коллектив, они добьются успеха. — Какими должны быть условия в инклюзивной школе? Как ее, к примеру, нужно оборудовать? — Все должно быть устроено с учетом особенностей конкретного ребенка, принятого в школу. Неправильно было бы стандартизировать интегративную среду — нужен индивидуальный подход. Скажем, ребенку с ДЦП нужна безбарьерная среда, аутисту — тьютор и, возможно, игровая комната, где бы он мог отдохнуть. Многое можно сделать без особых затрат — оборудовать в классе или коридоре огороженный занавеской уголок для отдыха и игры. Сейчас слово «инклюзия» на слуху, и создается впечатление, что здесь все просто: любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья может учиться в общеобразовательной школе рядом с домом. Но в конце года этому ребенку надо наравне с другими учениками писать контрольные работы и тесты. Что делать, если он не справляется? Для такого ребенка нужно разработать индивидуальные критерии оценки успеваемости. В общеобразовательной школе сейчас нет разноуровневого образования: все дети должны учиться по одному образовательному стандарту. А должно быть несколько стандартов: ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя равнять с остальными детьми. По сути то, что ребенку с особым развитием предъявляются обычные аттестационные требования, является главным препятствием инклюзии. Необходимо оценивать успехи особого ребенка относительно его собственного развития, а не стандартной учебной программы, и это должно быть закреплено законодательно. — Всем ли показана инклюзия? — Все зависит от конкретного ребенка, его интересов, возможностей и от решения семьи. В моей практике мама одного мальчика с аутизмом решила, что он будет учиться в общеобразовательной школе. Мне казалось, ребенок не справится. Мама настояла на своем, и ребенок успешно окончил школу. Но это потребовало определенных усилий и от мамы — ей приходилось много с ним заниматься. Другая мама могла бы отдать ребенка в спецшколу. — В чем преимущества инклюзии? Сторонники специального образования утверждают, что в любом случае без него не обойтись. — Лет 20 назад я проводила консультации в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это была довольно сильная школа с хорошими специалистами и традициями обучения. Говоря о сложностях в работе, директор отметила, что прогресс у детей не слишком большой: с ними занимаются 10 лет, а у них по окончании школы все равно остаются проблемы с речью. Но ведь это же естественно, если в этой школе все, кроме учителей, разговаривают плохо. Тогда нельзя было представить, чтобы такие дети учились в общеобразовательной школе. Теперь же у нас есть положительный опыт и понимание, как обучать особых детей вместе с остальными. Другой пример. Девочка с ДЦП пошла учиться в общеобразовательную школу. Мы поначалу думали, что она вообще не сможет писать — для нее это было очень тяжело. А она, глядя на ребят, начала учиться и успешно освоила письмо. Но спецшколы нужны. Это подтверждает и зарубежный опыт: во многих странах, где инклюзивное образование получило широкое распространение, работают и спецшколы для детей с тяжелыми нарушениями здоровья.
инклюзивное обучение