Главные вкладки
Сорокина Елена Геннадьевна
сайт преподавателя
Профессия: Преподаватель
Профессиональные интересы: Информатика и ИКТ
Увлечения: Искусство
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: СПб ГБПОУ "Автомеханический лицей"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sorokina-elena-gennadvnaО себе
Использование комплексно-методического обеспечения в индивидуально-личностном подходе к обучению
Имея в своём распоряжении компьютерный класс, удобно осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению, используя комплексно-методическое обеспечение предметов.
Комплексно-методическое обеспечение установлено мною на все рабочие станции (ПК), что даёт возможность индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся. Это не только проверочные тесты, но и практикумы, учебные презентации, отдельные материалы к отдельным урокам (таблицы, схемы, задания и т.п.).
В идеале на уроках можно, рассадив обучающихся за ПК, дать им возможность в индивидуальном темпе изучать материал, конспектировать его, проходить тесты, изучать учебные презентации, проходить практикумы, индивидуально консультировать обучающихся и контролировать их работу.
Кроме Информатики и ИКТ, я преподаю и другие предметы, и использование в их преподавании компьютерного класса также даёт эти возможности, что положительно сказывается на интересе обучающихся к предмету и выполнения ими практических заданий типа: составление резюме, разработка визитки, составление делового письма на Основах культуры профессионального общения; прохождение тестов по профориентации и других, возможность выхода в Интернет (поиск вакансий по профессии, тесты, поиск материалов для самостоятельных работ по основам поиска работы и трудоустройства).
УМК я организовала по папкам: для каждого предмета своя папка, в которой материал систематизируется по вложенным папкам. Это удобно и просто: ясно, что где искать.
Также обучающиеся организуют в «Документах» своё электронное портфолио, также организованное как вложенные папки, с результатами своей работы: практических заданий. Это удобно: легко контролировать обучающихся, сравнивать их успехи в овладении предметом; всё хранится вместе и используется обучающимися в конце курса на зачёте или дифференцированном зачёте для аттестации.
Ещё раз подчёркиваю удобство данного способа организации и его пользы в индивидуально–личностном подходе при обучении.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Пушкин, Лермонтов, Голсуорси, Драйзер, Фейхтвангер, Гончаров, Достоевский, Дюма, Гюго, Стендаль, Толстой
Моё портфолио
При преподавании предметов Информатика и Основы пользования компьютером необходимо понимать, что само по себе обучение, приобретение знаний, умений и навыков ещё не означает развития учащихся. «Многознание уму не научает», - гласит древняя поговорка. Обучение должно стимулировать развитие, несколько опережая его, поэтому его нужно организовать так, чтобы внести в учебную деятельность моменты поиска решений и ответов самими учащимися, тем самым обеспечивая их развитие, т.е. развивающее обучение.
Развивающее обучение осуществляется путём решения цепочки учебных задач, которые ставятся перед учащимися, а учебный процесс выглядит как цепь проблемных ситуаций, т. е. знания и способы деятельности в основном не преподносятся в готовом виде.
Основная цель изучения курса информатики и основ пользования компьютером – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся, которая достигается путём практического овладения ими технологией постановки и решения алгоритмических задач. Работа по алгоритмам идёт в технологиях ничуть не меньше, чем в программировании. Практическая работа, как с операционными системами, так и с прикладными программами осваивается, в основном, в ходе практических работ, которые строятся так, чтобы каждая новая работа включала в себя знания, умения и навыки, полученные на предыдущих (т.е. в каждой новой работе повторяется ранее пройденный материал плюс даётся что-то новое). В этом наращивании уровня сложности выполняемых заданий происходит постепенное запоминание материала (в программировании – аналогично). В этом и состоит поисковый метод обучения: для выполнения новой работы ученику предлагается самому найти в программе метод решения поставленной учителем задачи, т.е. он учится самостоятельно работать с интерфейсом программы. Практические работы и задания по программированию я частично разрабатывала сама (с привлечением различных источников: наиболее близок мне Шафрин, осуществляющий в своих пособиях как раз поисковый метод; пользовалась также различными самоучителями), а частично – из учебников. Если мне кажется, что в учебнике даётся сразу слишком сложный уровень работы, то я делаю с учащимися предварительные несложные упражнения, подводящие их к восприятию и выполнению практической работы (так я поступаю, например, при изучении табличного процессора и графики: сперва даю подготовительные упражнения по изучению инструментов, меню и других возможностей программы, а затем уже даю сложные комплексные работы). Задача учителя при таком подходе – корректировать деятельность учеников, индивидуально работать с каждым, если у ребёнка возникают вопросы или сложности.
Положительным при таком методе обучения является:
1. Каждый учащийся продвигается в своём собственном темпе.
2. Каждый ребёнок учится, читая и понимая задания, работать как бы самостоятельно с компьютерной литературой по освоению программы, привыкая к специфике профессиональной речи, терминологии, оборотам языка, самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы.
3. Воспитывается коллективизм, т.к. учащиеся могут помочь и подсказать что-то друг другу, отставшим ученикам.
4. Учащиеся сдают мне работы циклами, и, в зависимости от того, насколько за отведённое на тему число учебных часов они продвинулись, им выставляется оценка. Таким образом, они могут сравнить своё продвижение с продвижением своих соучеников и сами себя оценить. Условия оценивая сообщаются ученикам заранее.
5. Также есть возможность усложнять уроки, сделать их более творческими для сильных учащихся, дать дополнительные задания – осуществляется дифференцированный подход к учащимся (например, при изучении шрифтов – самостоятельно изучить все вкладки пункта меню; можно использовать дополнительные возможности – анимацию, фактуру, фон и т. д.; в презентациях – самостоятельно изучить и попробовать различные эффекты мультимедиа, анимации, и добавить их в свою работу; самостоятельно придумать оформление текста, таблицы, презентации и т.д.) Таким образом, у учащихся формируется креативный (созидательный) подход к работе, они работают творчески, что мотивирует положительное отношение к обучению и повышает к нему интерес.
В общем, я считаю, что данный подход к изучению предмета информатики и основ пользования компьютером весьма и весьма полезен, и стараюсь при любой возможности его использовать.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты