Титова_ЛВ_Проект «Памятник от благодарных читателей литературным героям произведений Л.Н. Толстого»

Думнова Наталья Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний , реализуемый методом проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Памятник от благодарных читателей литературным героям произведений Л.Н. Толстого» Урок обобщения и систематизации знаний , реализуемый методом проекта Л.Н. Толстой МБОУ «СОШ № 25» г . Бийск

Слайд 2

Учебный проект согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата Дидактическая цель Совместная деятельность учебно-познаватель-ная творчес - кая игро-вая

Слайд 3

Урок - проект по литературному чтению в 3 классе по теме: Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Литературное чтение 3 класс», под редакцией Л.А.Ефросининой .

Слайд 4

Цель урока-проекта Создать условия для овладения учащимися способами систематизации знаний на основе обобщения результатов литературного анализа произведений Л.Н. Толстого и для обогащения эмоционально опыта школьников через реализацию личного сопереживания персонажам изучаемых произведений писателя в учебно-творческом проекте, способствующем развитию умений на практике применять известные знания и открытые ранее способы действия.

Слайд 5

Задачи Образовательные: с одействовать освоению учащимися способом систематизации знаний о произведениях Л.Н. Толстого; Развивающие: способствовать развитию у учащихся связной речи, умений моделировать, творческого мышления. Воспитывающие: помочь в становлении эмоционального опыта сопереживания литературным героям и в воспитании … к культурным ценностям Родины

Слайд 6

Ожидаемые результаты Предметные: Повышение уровня владения учащимися способами систематизации знаний на основе литературного анализа произведений Л.Н. Толстого. Метапредметные : Регулятивные: динамика развития у учащихся способностей предполагать, оценивать, планировать и контролировать собственную деятельности. Познавательные: совершенствование учащимися умений работать с текстом и выделять главное (существенное). Коммуникативные: повышение уровня развития речевых навыков; совместные действия учащихся в условиях сотрудничества, взаимопомощи и взаимоконтроля. Личностные : овладение учащимися умением оценить поступки героев с точки зрения этических норм, с позиции личного эмоционального опыта.

Слайд 7

По роли развития личности учащегося Характеристика урока в системе типологии уроков По основным этапам учебного процесса По основной дидактичес-кой цели По форме проведения урок обобщения и систематизации знаний (по М.И. Махмутову ) урок - проект (типология современного урока) урок практического применения знаний, умений и навыков (по Т.И. Шмаковой) урок способствующий развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления (типология современного урока)

Слайд 8

обеспечены условия для учебного сотрудничества учеников друг с другом предусмотрено создание условий для реализации основных компонентов учебной деятельности Психологическое обоснование проекта урока дидактическая цель урока соответствует возрастным возможностям учащихся предусмотрены эффективные способы организации внимания и восприятия, активизации памяти, мышления и воображения учебно-познавательных мотивов целеполагания способов учебных действий действий контроля и оценки атмосфера поиска решений проблемы

Слайд 9

Продукт – эскизы памятника героям книг Л.Н. Толстого Внутриклассный Групповая работа Учебно - познавательный и творческий Характеристика проекта Мини-проект технология сотрудничества

Слайд 10

Рефлексия Защита продукта проекта Создание продукта проектной деятельности Этап погружения в проект Этапы проекта Предпроектный диагностика способностей учащихся для определения возможности реализовать проект; пробуждение у учащихся интереса к проектной деятельности. анализ ситуации, формулирование замысла, цели , выделение проблемы, задачи проекта; - организация и проведения работы для поиска способов решения проблемы проекта. Создание продукта проектной деятельности: организация деятельности детей, определение целей и задачи каждой группы; планирование работы по решению задачи проекта; самостоятельная работа учащихся с заданиями, применение информации учащимися на практике; возможный запрос информации учащимися, консультация учителя. аргументированная защита проекта; коллективное обсуждение; определение возможности дальнейшего применения. оценивание результатов и процесса деятельности, осуществление самооценки

Слайд 11

принцип свободного выбора принцип связи с реальной жизнью принцип опоры на субъектный опыт учащихся принцип кооперации Принципы и методы принцип детоцентризма проектный наглядный частично-поисковый диалогический анализа и обобщения

Слайд 12

Технические и дидактические средства обеспечения реализации проекта Источники: компьютер (Интернет), учебник и тетрадь по курсу «Литературное чтение» – 3 класс, книги с произведениями Л.Н. Толстого (из классной библиотеки). Инструменты и материалы: карандаши, краски, листы А-4. Наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, памятки для групповой и индивидуальной работы

Слайд 13

Расширение информаци-онного кругозора Предпроектный этап Знают : памятники литературным героям произведений Г.Х Андерсена, Ш. Перро, Братьев Гримм; многожанровые произведения Л.Н. Толстого, соответствующие возрасту. Умеют: хорошо выдвигать гипотезы, планировать деятельность, выявлять проблему: сотрудничать, работая в группах; удовлетворительно анализировать литературный текст Творческого подхода – 80% Литератур-ного анализа - 56% Исследова-тельские - 52% диагностика способностей методика Каафа 84%

Слайд 14

Этапы урока № Наименование этап Задачи этапа 1 Организационный Создание рабочей творческой обстановки проверка готовности класса к учебно-познавательной деятельности. 2 Выявление проблемы, постановка цели урока , планирование и мотивация учебной деятельности учащихся (этап самоопределения) Активизирование познавательного интереса учащихся, развитие регулятивных УУД, повышение уровня мотивации к учебной деятельности 3 Воспроизведение и коррекция опорных знаний (этап актуализации субъектного опыта учащихся) Актуализация знаний и способов действия учащихся , активация мыслительной деятельности учеников , Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений 4 Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения проектных заданий Обобщение и систематизация теоретических знаний учащимися на основе ранее открытых способов действия , целесообразное применение их при организации работы по изготовлению продукта проекта в ходе практической деятельности 5 Контроль усвоения ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний Проверка не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности. 6 -7 Этап информации о домашнем задании. Рефлексия и итог. Определение плана и критерий выполнения домашнего задания. Формирование адекватной самооценки личной деятельности.

Слайд 15

Организационный этап Содержание этапа Методическая характеристика этапа Приветствие и создание рабочей творческой обстановки Положительный эмоциональный, комфортный настрой - в дальнейшем обеспечивает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания. Проверка готовности к уроку Быстрая проверка готовности к уроку - быстрое включение учащихся в деловой ритм - Добрый день! Желаю вам успешного сотрудничества на уроке. Улыбнитесь соседу по парте и мысленно пожелайте ему и себе удачи. Установите свою готовность к уроку, объявив об этом ровной осанкой.

Слайд 16

Этап самоопределения Содержание этапа Методическая характеристика этапа Мотивация к учебной деятельности Каждый ученик включается в познание, создаёт внутреннюю мотивацию в процессе побуждающего диалога. Выявление проблемы и зарождение замысла проекта В ходе короткого расследования о наличии памятников литературным персонажам выявляется проблема – отсутствие памятника героям писателя, который пользуется признательностью читателей во всём мире. Решение её – замысел проекта. Целеполагание и планирование деятельности учащихся В процессе подводящего диалога завершается целеполагание как логико-конструктивная операция формулировкой учащимися цели урока. В процессе развития регулятивных УУД совершенствуется умение планировать деятельность. Задание Распределите фамилии русских литературных классиков в два столбика и объясните свой выбор. Произведения какого писателя читали и анализировали на предыдущих уроках?

Слайд 17

Этап актуализации субъектного опыта учащихся Содержание этапа Методическая характеристика этапа Актуализация знаний На основе изученного ранее осуществляется подготовка к обобщению и систематизации знаний, происходит актуализация мыслительных операций и познавательных процессов. Актуализация эмоционально-нравственной сферы Человек осознанно усваивает только те научные знания, которые приобретают личностный смысл, либо опираются на личные переживания. Оценивая своё отношение к литературным персонажам и их поступкам, ученик осознано актуализирует личную эмоционально-нравственную сферу. Актуализация способов действий Актуализация субъектного опыта, определения способов действий необходимых для достижения дидактической цели урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Задания Заполни таблицу произведениями Л.Н. Толстого . Дополни схему названиями жанров Стр. 121 учебника. Ответь на вопрос № 2 Вырази личное отношение к персонажу, дав ему характеристику.

Слайд 18

Основной этап решения дидактической задачи урока Содержание этапа Методическая характеристика Определение способов обобщения и систематизации знаний Предусматривает организацию деятельности учащихся по переводу отдельных способов действий в целостные системы знаний и умений Обобщение и систематизация знаний Обеспечивает формирование целостной системы ведущих знаний учащихся Практическое применение знаний при решении проектной задачи Самостоятельная работа групп по реализации проекта, включает планирование действий, распределение обязанностей членов группы, установку правил взаимодействия (сотрудничества), принятие самостоятельных решений, развитие регулятивных и коммуникативных УУД, совершенствование личностных УУД. физминутка Коллективная деятельность (способ систематизации знаний) Групповая деятельность – заполнение таблицы (способ обобщения) Памятка Самостоятельная работа в группах решение проектной задачи Защита проектов

Слайд 19

Контроль достижения цели урока Содержание этапа Методическая характеристика этапа Фронтальный опрос в виде викторины Учащиеся во время такого контроля свободно корректирую свои знания, заполняя в них «пробелы». Групповое выполнение контрольного задания Коллективное решение кроссворда позволяет оценить не только знания, но и развитие коммуникативных УУД Индивидуальный контроль – самостоятельная работа в тетрадях Выполнение тестов - это не только контроль усвоения учащимися знаний, но и развитие способности переносить знания в измененную ситуацию. Осуществляемая на этапе взаимопроверка , как и самоконтроль даёт осознание школьниками своих познавательных действий. Проверь себя! 1 Ответь на вопросы викторины 2. Кроссворд для группы 3. Стр 83 – 84 ТПО №1, №2, №5 – выполни тестовые задания и при помощи учебника выполни взаимопроверку в парах. Результат: 5 баллов – 92%, 4 балла – 8% учащихся.

Слайд 20

Этап информации о домашнем задании Содержание Методическая характеристика На выбор: Составить кроссворд по произведениям Л.Н. Толстого. Мини-сочинение по творчеству Л.Н. Толстого для детей. Учебник стр 122 № 5 В домашнем задании детям предоставляется возможность упрочить способы действия по систематизации и обобщению знаний. Консультирует учитель о творческом подходе к выполнению заданий. Учащие при помощи учителя уточняют план действий при выполнении домашней работы.

Слайд 21

Рефлексия и итог Содержание Методическая характеристика Рефлексия – высказывание мнений с оценкой достижения личных целей Данный этап дает возможность подвести итог деятельности творческого компонента каждого ученика. Рефлексия эмоциональной сферы Ученик выражает свои ощущения от своей учебной деятельности на уроке, одним из знаков. Итог При помощи вопросов учителя учащиеся делают вывод о том, достигнута ли цель. Заостряют внимание на самом важном.

Слайд 22

Задание А.Н.Майков Ф.И. Тютчев А.А.Фет Л.Н.Толстой прозаик поэты

Слайд 23

Таблица актуализации знаний № Список произведений Л.Н. Толстого 1 Белка и волк 2 Булька 3 Два брата 4 Зайцы 5 Как боролся русский богатырь 6 Лебеди 7 Лев и собачка 8 Ореховая ветка 9 Работник Емеля и пустой барабан 10 Прыжок 11

Слайд 24

Схема актуализации знаний о жанрах сказки басни Рассказы + научно-познаватель-ные былины

Слайд 25

Были Многожанровое творчество Л.Н.Толстого Белка и волк Булька Два брата Зайцы Как боролся русский богатырь Лебеди Лев и собачка Ореховая ветка Работник Емеля и пустой барабан Прыжок Басни Былины Сказки Рассказы Два брата Ореховая ветка Работник Емеля и пустой барабан Прыжок Лев и собачка Булька Зайцы Лебеди Как боролся русский богатырь Белка и волк

Слайд 26

Таблица обобщения Главная мысль в произведе-ниях Л.Н. Толстого Главные герои в произведе-ниях Л.Н. Толстого Что ценит писатель в своих героях Чему учат произведения Л.Н. Толстого Размышле-ния Будь мудр и твори добро Люди, животные, объекты природы Настойчи-вость , верность, смекалку, доброту, ум, умение дружить, смелость Делать добро, любить и понимать природу , любить Родину Произведения читать полезно для ума и сердца Сделай вывод: Справедливо ли относить произведения Л.Н. Толстого к мировой классике литературы и к духовно-нравственным ценностям? Почему?

Слайд 27

Памятка для работы в группах Распределите обязанности в группе Определите правила сотрудничества Выберите персонаж произведения Л.Н. Толстого, которому бы хотели поставить памятник Спланируйте деятельность группы Выберите инструменты для работы над проектом памятника Не забудьте: - эпитафию для памятника - материал и размер предложенного вами проекта памятника - место, где хотели бы поставить памятник - при защите проекта объяснить свой выбор - сделать кроссворд по произведению для другой группы, чтобы узнать как внимательно вас слушали (это укажет на интерес к вашему проекту)

Слайд 28

Самостоятельная работа по реализации проекта Погружение в проект Рисуем и описываем Нужна консультация Совещаемся

Слайд 29

Защита проекта

Слайд 30

Контроль Кроссворды для группы

Слайд 31

Расширение информаци-онного кругозора Результативность Научились: лучше различать жанры литературных произведений; на практике применять знания. Узнали: что такое многожанровое творчество писателя Освоили: хорошо освоили отдельные способы действий по систематизации и обобщению знаний; Повысили уровень: развития коммуникативных , познавательных, личностных и регулятивных УУД Творческого подхода – 92% Литератур-ного анализа - 60% Исследова-тельские - 56% диагностика способностей методика Каафа 96% ЗУНы ! ЗУНы ! Душа – вот главное! Обогатили эмоциональный опыт дети!

Слайд 32

Проекты

Слайд 33

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. (В. Ключевский) Автор урока-проекта и презентации Титова Лариса Владимировна. Спасибо за внимание