Главные вкладки
Школьный музей "Вехи памяти" МБОУ Шахунской СОШ №1 им. Д.Комарова
Регион: Нижегородский
Населенный пункт: Шахунья
Год основания: 2007
Актив Музея "Вехи памяти":
1. Троцкая Людмила Леонидовна - ветеран педагогического труда
2. Санаткина Галина Павловна- учитель английского языка, руководитель кружка "Поиск"
3. Кропотова Татьяна Павловна - учитель информатики, руководитель кружка "Поиск"
4. Бархатов Александр Сергеевич - учитель ОБЖ
5. Гусев Максим- ученик 11 А
6. Химич Сергей - ученик 11 А
7. Кравцова Елена - ученица 11 А
8. Банковская Анастасия - ученица 11 А
9. Волкова Юлия - ученица 10 А
10. Коркин Илья- ученик 10 А
11. Тихомирова Ольга - ученица 10 А
12. Торозов Данил - ученик 10 А
13. Смирнов Иван - ученик 10 А
14. Медведев Дмитрий - учени10 А
Музей «Вехи памяти», созданный к 70-летию школы в 2007 году при МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова г. Шахуньи, является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения. Руководитель школьного музея Л.Л.Троцкая, проработавшая в МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова более 25 лет завучем по воспитательной работе, является настоящей хранительницей экспонатов, которые по крупицам собирались и хранились в школе.
Школа имеет богатую историю. Беспримерный подвиг в Великой Отечественной Войне совершил ученик нашей школы Герой Советского Союза командир танка Т -34 гвардии лейтенант Дмитрий Евлампиевич Комаров. Все ребята из первого выпуска 1941 года ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма. Письма с фронта учеников, учителей, воспоминания ветеранов, газетные вырезки о жизни школы в годы войны, когда здесь находился госпиталь, благодарные послания учеников – выпускников военных училищ, которые пошли по стопам героя – земляка и многие другие экспонаты представляют собой огромную воспитательную и научно – познавательную ценность. Музейная педагогика – новая форма учебного взаимодействия, важная часть общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого, в формировании духовно – нравственных ориентиров у учащихся.
О нас
Задолго до открытия школьного музея, учителя школы под руководством Троцкой Людмилы Леонидовны, принимали участие в оформлении экспонатов об истории школы в годы войны. Многих не оставили равнодушными письма, карточки, фотографии с фронта, которые можно было потрогать, обсудить. Письма с фронта…. Они занимают особое место среди экспонатов школьного музея, играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека». Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем с большим волнением и бережностью относимся мы к заветным «треугольникам» – самым дорогим реликвиям, которые передавались из поколения в поколение. Ребят заинтересовала работа с архивными документами , они могли рассказать об этом. В год открытия школьного музея первыми его экскурсоводами стали ребята 8А , записавшись всем классом (23 человека) в кружок «Поиск».
Тесное сотрудничество и взаимодействие с ней помогает классным руководителям планировать и проводить мероприятия на материалах школьного музея, развивать сотворчество, активность, самодеятельность ребят класса в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Наши достижения
Актив музея: учащиеся 11 Б и их классный руководитель Санаткина Г.П., учащиеся 6 А и их классный руководитель Кропотова Т.П. были награждены Дипломами 3 степени за участие во Всероссийской акции - конкурсе проекте социальной направленности «Я –Гражданин России» (время действия проекта: 2007 – 2012 гг.) , который способствует формированию интереса к истории страны, своей малой Родины, школы и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Цель проекта:
Развитие гражданско – патриотического воспитания на материалах школьного музея.
Основные направления:
- Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Много исследовательских работ на материалах музея ребята создали за 4 года. Самые яркие о выпускниках: о Д.Комарове, М.Светлове, первых выпусках, ветеранах – участниках войны и т.д
Например, собирая материал о Михаиле Светлове, выпускнике школы 1939 г., курсанте Московского командного училища 1941 г., который погиб в самом начале войны, удалось воссоздать его жизнь по почтовым карточкам, который посылал Михаил своим родным по мере следования на фронт: Костромская, Ярославская, Пензенская обл. …
«Здравствуйте, дорогие родители папочка и мамочка, а также бабушка и Витя. В настоящее время пока жив и здоров и вам, дорогие мои родители, от всего сердца желаю доброго здоровья. Если буду жив и здоров, то постараюсь за всю вашу заботу отблагодарить на деле.»
16.10.1941 г. –последняя весточка с фронта.
Родственники не знали, когда погиб и где захоронен М.Светлов. Л.Л. Троцкая сделала запрос в центральный архив министерства обороны и в этом году, в августе пришёл ответ, что командир взвода 1103 стрелкового полка 328 М.П.Светлов погиб 14.12.1941 г. и похоронен в с. Ивановское Тульской области.
Бережно перебирая пожелтевшие от времени листочки писем с фронта, невольно окажешься в атмосфере того времени и понимаешь, какую историческую ценность они представляют, ведь по ним можно проследить историю целого поколения. Не все солдаты были героями, но все честно выполняли свой воинский и гражданский долг.
- Экскурсионное. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Есть определённая группа учащихся, освоивших экскурсионное дело и желающих проводить экскурсии. Если раньше приходилось очень долго готовиться к выбору темы, составлению текста, сейчас таких проблем нет. Ученики сами распределяют роли, выбирают материал. Очень виден прогресс в презентационных, коммуникативных навыках подачи материала.
Что сделано:
Учениками кружка «Поиск» ежегодно проводятся экскурсии по темам:
- «Подвиг Д.Комарова» для учащихся школы (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14, гостей из Н. Новгорода активу МОУ ДОД ЦДТ.
- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища.
-«Школа в годы войны».
- «Учителя-ветераны войны».
- «Дети войны»
- «Первые выпуски»
- «Пионерская организация школы»
- «Традиции школы»
- «Письма с фронта»
- «Старые фотографии расскажут.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, учителями – ветеранами, выпускниками прошлых лет, деятелями науки, культуры и искусства. Школьный музей органично вписывается в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Учениками кружка «Поиск» ежегодно проводятся передачи «От всей души» для учителей-ветеранов:
- «От А до Я в любом открытии всё начинается с учителя»,
-«У старости мудрое лицо»,
- «Учителя – ветераны ВОВ»,
- «День Победы – это радостный и грустный праздник»,
- « Дети войны»,
- «Письма с фронта»
Формы и методы работы:
В основе лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Музейные педагогические технологии:
Сверхзадача классного руководителя: создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Наши проекты
Переписка по e- mail:
с выпускниками военных училищ:
- Малковым Сергеем, выпускником школы1985 года, выпускником Благовещенского училища,
- с Роженцовым В.П, выпускником 1969 года, который по рекомендации Шахунского РКВЛКСМ был направлен, как лучший комсомолец, в Благовещенское высшее командное Краснознамённое училище имени маршала Советского Союза К.А. Мерецкого, которое закончил с отличием, затем поступил в военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. С отличием закончил академию. Присуждена учёная степень кандидата технических наук.
Участие в конкурсах
- Смирнов Вячеслав, занял 1 место в районном конкурсе «Мой первый учитель»
- Раевская Аля, стала лауреатом конкурса компьютерных презентаций «Салют, Победа!»
Большую исследовательскую работу провели все ребята школы по теме «История семьи в истории страны».
Защита проектов -15, исследовательских работ – 20человек.
Конкурсы плакатов, сочинений, – 23, эссе - 22человека
Наши партнёры
Связь с другими школами, городами.
В 2009 г. состоялась тёплая встреча по обмену наработок по музейной педагогике с педагогами и ребятами «Школы молодого лидера» МОУ ДОД ЦДТ из г. Нижний Новгород.
Контакты
8(831)52 2-16-61 - директор школы
8(831)52 2-17-54 - учебная часть
8(831)52 2-70-53 - канцелярия школы
8(831)52 2-73-69 - бухгалтерия школы (факс)
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС САЙТА УЧРЕДИТЕЛЯ:http://www.shahunia.ru/main/
E-mail: shah-school1@mail.ru