Главные вкладки
"Понарошкин Мир" ® Повышение квалификации : деятельностный подход
Понарошкин Мир ® АВТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ГОРШКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
Страна: Россия
Регион: Московская область
Населенный пункт: Москва
Последние обсуждения
«Альфы» станут первым поколением, которое исследует метамир с детства_ метамир не отрывает от реального, а готовит к нему?_вопрос спорный_А как думаете вы?
Метавселенные больше не будущее, а реальность: в виртуальных пространствах уже продают искусство и моду, проходят музыкальные фестивали. «Альфы» станут первым поколением, которое исследует метамир с детства. Разбираемся, как эта трансформация повлияет на них.
«ДОМ КУЛЬТУРЫ» ПОКОЛЕНИЯ «АЛЬФА»
Переход к метавселенной часто объясняют тем, что социальные сети исчерпали себя и вынуждены меняться.
Метамир находится где-то посередине между соцсетью и многопользовательской игрой.
Участники присоединяются к виртуальному пространству, но в отличие от игры все события происходят в реальном времени: их нельзя поставить на паузу или стереть. В метавселенной сложно оставаться сторонним наблюдателем, пролистывающим чужие посты и испытывающим FOMO (страх пропустить что-то интересное), — участники живут своей, пускай и метажизнью.
В символическом измерении метамир может стать для «альфа»-детей двором и домом культуры: их аватары будут там знакомиться и тусоваться, исследовать киберокрестности после уроков, драться и влюбляться, ходить на концерты и в галереи, изучать языки и программировать.
НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ В НЕНАСТОЯЩЕМ МИРЕ
Возможность самостоятельно контролировать свою жизнь — вот зачем «альфы» будут тянуться в метавселенную: здесь можно превратить себя в панду или собаку, проводить рабочие встречи в джунглях и под водой или вообще построить собственный мир, не опираясь на законы физики. Недавно в газете The New York Times рассказали историю восьмилетнего Антона, который после уроков живет жизнью мечты на платформе Roblox: его суперспортивный аватар работает пиццайоло и заботится о пушистом котенке. «Вы сами устанавливаете правила. Можно ездить на мотоцикле, владеть домом, устраивать вечеринки. И устроиться на работу в восемь лет», — говорит третьеклашка.
Здесь неминуема дискуссия о том, что виртуальные пространства еще сильнее изолируют «альфа»-детей от реального мира, но на проблему можно смотреть и с позитивного ракурса: метамир не отрывает от реального, а готовит к нему.
В восемь лет дети зарабатывают, чтобы платить по счетам, ухаживают за близкими, могут потерять работу и извлечь другие суровые уроки жизни, не отрываясь от смартфона.
статья Горшковой Татьяны Евгеньевны в ИД «1Сентября»№11-2010
Повышение квалификации: деятельностный подход
Он позволяет педагогу по-другому взглянуть на свою работу.
Накануне отпуска учителя выбирают курсы повышения квалификации на следующий учебный год. Но часто даже по-современному названные «практикоориентированные» курсы сводятся к лекциям и многостраничным рефератам. В лучшем случае учителя знакомятся с какой-то интересной информацией, совершенно не представляя, что с ней делать и зачем она может пригодиться. А потом так же учат детей. К счастью, не все. Многие преподаватели действуют гораздо более эффективно. Почему бы эти способы работы лучших учителей не применить в системе повышения квалификации? Именно так в этом году организовали один из курсов в Московском институте открытого образования, «обучая действием», превращая участников из слушателей – в деятелей, соавторов, коллег.
Действие первое – познакомиться
Занятия начинаются привычным для учителей способом – лекция, изложение теоретических основ предлагаемой технологии, принципов организации занятий. Но главное происходит за пределами короткого выступления автора курса. Главное – это познакомиться друг с другом. В первую очередь помогает анкетирование, призванное выявить ожидания от курсовой подготовки, основные приоритеты и трудности профессиональной деятельности педагога, его личные интересы. Второй важный момент – организация свободного диалога на занятии. Темой беседы могут стать как высказывания отдельных участников, так и обсуждение учебных заданий, предложенных ведущим в рамках освоения технологических принципов.
Действие второе – захотеть стать лучше
Уровень мотивации участников группы разный (у взрослых так же, как у детей). Порой причины, побудившие педагога пойти на курсы, довольно формальны (прошли положенные 5 лет), поверхностны (хочется научиться предъявлять себя, быть конкурентоспособным в сегодняшних условиях). Есть люди, которым действительно хочется узнать что-то новое. И лишь единицы понимают, зачем им нужны эти новые знания и формы, что именно они хотят изменить в работе с детьми. Принимаются любые причины, заставившие взрослых людей принять позицию учащихся. Возникающие на занятии диалоги вовлекают всех присутствующих в процесс поиска смыслов образования. Дополнительная мотивация – это позиция руководителя, демонстрирующего принятие и поддержку каждого участника. Не на словах, а на деле, причем от глобальных принципов до мелочей. Цели обучения, график встреч – все является предметом согласования. Основной принцип – никакого принуждения. Вы хотите представить себя в новом свете перед коллегами и родителями? Замечательно! Для этого нужно подготовить за время учебы, вместе с коллегами, с помощью руководителя, какой-то продукт (не что-то отдельное, а по программе, в меру сил и желания), который покажет окружающим, какой вы творческий и современный педагог. Этот «продукт» (книгу, отчет о проведенной конференции, празднике, экскурсии) вы положите в портфолио, предъявите любому методисту. Курсы закончатся – дело останется. И на будущий год можно будет с новыми детьми устроить что-то подобное. – А можно не писать (любимый вопрос учеников взрослые задают так же охотно)? – Можно! Покажи снятую на мобильник выставку, игру. Главное – дело, а не отчетность. – А можно не выступать с докладом (взрослых, робеющих перед незнакомой аудиторией, не меньше, чем детей)? – Можно! – И снова – про показанную книгу, видеосъемку… – А можно работать одному (или в группе с подружкой, а вовсе не с педагогом, ведущим тот же предмет или работающим в том же классе)? – Ответ очевиден. Так удается заменить привычную позицию слушателя курсов «я обязан» на более конструктивное «я хочу». Или «мне это необходимо».
Действие третье – сформулировать цель
Для учителя это необходимость – выбрать конкретное дело, которым он будет заниматься, условие «получения зачета». В выборе помогают и актуализированные при помощи анкет и собеседований воспоминания о собственных увлечениях, достоинствах, и проговоренные проблемы, которые хотелось бы решить. И конечно, целая коллекция ярких образцов, предложенная руководителем – материальные следы ранее осуществленных замыслов. Огромную роль играют индивидуальные консультации, в ходе которых ведущий пытается помочь учителю найти подходящую форму для реализации его желаний. Проекты могут быть самыми разными. Главное, чтобы они были важны для участников образовательного процесса и учитывали специфику данной школы, приоритеты конкретных людей. Чтобы были связаны с текущими проблемами, на решение которых в обычной ситуации у людей не хватает ресурсов. У руководителя цель иная – проектирование образа самого педагога. Он думает не только о тех предметных компетенциях, которые преподаватель получит в ходе учебы, не о том даже, насколько он овладеет новыми технологическими приемами, а о том, какие личностные изменения с ним произойдут, насколько изменится его профессиональная концепция. И поскольку все эти изменения, от компетентностных до мировоззренческих, происходят только за счет рефлексии некой реальной деятельности – учебной, предметной, – руководитель и стремится вовлечь своего коллегу в эту деятельность. Постепенно это понимает и педагог. Теперь он может иначе взглянуть на собственные уроки. Удержаться в позиции человека сопровождающего, организующего осмысление – трудно. Хочется ведь получить результат (красивое мероприятие, хорошо написанную контрольную), но лучший результат – изменение в человеке, в учителе, в ученике. В его сознании. И удерживает конечную цель по отношению к учителю руководитель группы. По отношению к ребенку – педагог.
Действие четвертое – реализация замысла
Выбрав направление деятельности, педагоги все этапы своей работы отражают в специальных дневниках. Основные разделы (от которых, впрочем, можно отступать) – перечень взаимодействий за истекший период (с детьми, с родителями учеников, с администрацией и коллегами, с представителями внешкольного мира), возникающих при этом проблем, фиксация удач и достижений. Поскольку основной принцип учебы – в свое удовольствие, по собственному желанию – сохраняется, дневники ведут не многие. Особенно поначалу. Но достаточно одной-двух записей, прочитанных на занятии, чтобы возникло обсуждение, желание присоединиться (и у меня так же) или оспорить. Далеко не каждую проблему учитель способен преодолеть (порой и осознать-то не может). И тогда руководитель или более опытный коллега становится рядом, приходит в класс, принимает участие в родительском собрании. Он не выполняет работу за учителя. Он предоставляет ему возможность увидеть способ взаимодействия, стиль общения. Нечто похожее происходит, когда учителя приходят друг к другу на какие-то занятия в процессе подготовки конечного продукта. Им хочется посмотреть, как с теми или иными проектными ситуациями справляется другой человек. Демонстрация своего опыта как способ получить обратную связь. Наблюдение как возможность прояснить для себя что-то, преодолеть личные трудности. Еще одна возможность (если учитель сопротивляется изменениям) – создание ситуации, в которой действовать по-старому не получится. К примеру, неожиданная инициатива, предложение помощи – от лица референтного, значимого для преподавателя окружения, коллег, родителей учеников, самих детей.
Финал?
Последняя неделя работы курсов – бесконечная череда презентаций, праздников, игр, обсуждений увиденного и сделанного. В ходе такого действенного обучения педагог оказывается обладателем нескольких конечных продуктов. Первый – вполне материальный, годный для представления и повторения в дальнейшем. Второй – приобретенные учителем знания и еще важнее – присвоенные, переосмысленные способы действия. Третий продукт – возникновение педагогической команды в школе (или в нескольких соседних), которая в дальнейшем сможет привлечь новых сторонников, осуществить более масштабные проекты.
Татьяна ГОРШКОВА,
Случай из практики
История одного из самых ярких проектов начиналась печально. – Чем хотели бы заниматься? – Вот в прошлом году, как было рекомендовано в методичке по «Окружающему миру», проводила в классе конкурс плакатов. Хотите – их принесу, хотите – новые заставлю нарисовать. Мне некогда всякими проектами заниматься. Педагогу кажется, что ей хотят навязать дополнительную нагрузку, и спорить с ней пока бессмысленно, да и неправильно. Действует принцип добровольности. Руководителю приходится обращаться к референтным (значимым для педагога) людям. В первую очередь к детям. С ними учитель встречается ежедневно, с ними выстроены какие-то отношения. – Ребята, ваша учительница показывала мне, какие интересные плакаты вы нарисовали. А знаете, сколько ученые собрали новой информации о лесе? Следует короткий рассказ о полной опасностей жизни муравьев. И сразу предложение: – Вот я поставлю на подоконник несколько коробок (на них яркие картинки наклеены: звери, птицы, травы, деревья…), давайте в них соберем все новое, что узнаем о лесе в ближайшие дни. Можно из интернета распечатать, можно принести собственные находки, книжки, фотографии, рисунки… Несколько ребят явно увлеклись идеей. Точно принесут что-нибудь. Следующая референтная группа – родители учеников. Им проще отправить электронные письма, благо у педагога собраны адреса, с просьбой поддержать ребят и учителя, помочь им в организации нового дела. Какое будет дело – не пишем, потому что этого пока никто не знает. Нет конкретной идеи. Более того, письма отправляются родителям без ведома педагога. Неожиданная активность взрослых, их поддержка станут для нее приятной неожиданностью. Следующий сюрприз – анонимные послания, регулярно появляющиеся в классном почтовом ящике. К примеру, странная коряга с привязанным к ней вопросом: «Как меня зовут?» Волей-неволей учительнице приходится разбирать переполняющиеся ящики. А там столько всего... И что с этим делать? Дети тоже рядом крутятся. И постепенно на подоконниках и полочках вырастает целая библиотека по теме, множество коллекций. В результате долгих разговоров и обсуждений рождается форма: книга о лесе. За каждый раздел отвечает группа товарищей. А тем, кто не захотел превратиться в книгоиздателей, учительница (неожиданно для себя) предложила стать журналистами: фотографировать, как другие работают, брать интервью – создать хронику проекта. Презентация книги прошла торжественно. Каждый представлял свою главу, при помощи других учителей ребята подготовили небольшие театрализованные миниатюры, пластические этюды по теме. Не обошлось без песен и стихов. А в конце было принято решение: чтобы великий труд зря не пропал, в следующем году провести по этой чудесной книге занятие с малышами, чтобы и они узнали про лес как можно больше. Новый поворот истории. Учебный проект стал социальным. Учительница принимала комплименты родителей и обещала в следующем году придумать еще что-нибудь.
Татьяна ГОРШКОВА, МИОО
О нас
«Воспитатель – первооткрыватель»
30 апреля 2016 года в Московском городском
прошла лекция-встреча студентов Института среднего
профессионального образованияим.К.Д.Ушинского
(ИСПО МГПУ) с автором концепции и содержания модулей
инновационной образовательной среды "Понарошкин Мир" ®
Татьяной Евгеньевной Горшковой.
Тема лекции-встречи была заявлена следующим образом:
"Как же называется эта лекция?"
Предполагалось, что студенты сами определят тему в конце встречи.
В результате получились такие названия:
«Воспитатель – первооткрыватель» (наибольшее количество ответов)
«Воспитатель-главный человек в государстве»
«Терпеливый и любящий воспитатель»
«Хороший воспитатель - хорошая страна»
«Самый главный человек - Воспитатель»
«Секреты работы воспитателя или как быть интересным детям и самим себе»
«Воспитатель! C него начинается будущее!»
«Воспитание воспитателя»
«Воспитатель в ответе за будущее страны»
Наши партнёры
“Ощущение возможной реальности следует ставить выше ощущения реальных возможностей” Роберт Музиль