Фотоальбомы
"Как бы нереальность" - общее качество концептуального проектирования
Принцип активности и равноправного партнерства в педагогическом взаимодействии субъектов педагогического процесса задается прежде всего самим названием среды. Понарошку - это "как будто". В детской речи это слово означает: не по-настоящему, нарочно (см. словарь Ожегова) Вот «рамка», которая становится способом креативного решения проблем: можно притвориться, будто что-то уже произошло, чтобы исследовать имеющиеся возможности. Прием "как будто" мы используем, чтобы перенестись мысленно на полгода или год вперед в свое успешное будущее и, взглянув назад, на свое настоящее, спросить: "Какие шаги мы предприняли тогда, чтобы прийти к теперешнему нашему состоянию?" (Г.П.Щедровицкий). Находясь внутри Понарошкиного Мира, мы постоянно пользуемся этим приемом! Стоит заметить, что подобный ход рассуждений может оказаться полезным не только детям, но и воспитателям, и управленцам. Другой способ применения приема "как будто" - это предусмотреть наихудший вариант, спрогнозировать риски. Например, вы подготовили занятие, а дети просто не захотели смотреть в букварь. Или вы планировали провести анкетирование родителей, а они не проявили активности…Или вдруг однажды вы просто представили, «будто бы» в родном образовательном учреждении вас никто из детей не замечает, как вам кажется, от того, что им вчера было не очень интересно на занятии (О,ужас!). Что вы будете делать, если наихудшее произойдет? Имеются ли у вас планы на этот случай? Работать, учиться, развиваться в «Понарошкином Мире» означает для каждого участника образовательного процесса постоянно заглядывать в будущее, представлять его, проектировать, строить его внутри себя…. Начать строить инновационную модель образовательной среды означает прежде всего сделать вид, т.е.представить понарошку, что того, что было, больше нет. И затем с рефлексивной методологической позиции понять, что это было. « Не для того, чтобы пользоваться этим как знанием, а для того, чтобы понять причины появления этого знания и не повторять больше ошибок» (по Г.П. Щедровицкий).
Любая инновация - это попытка разрешить противоречие между новой потребностью и старыми возможностями, это активный поиск ресурсов развития. (из статьи Горшковой ТЕ)