НИО школьников "ПОИСК"

сайт НИО школьников "ПОИСК"

Девиз: ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОПОЛНЯЮТСЯ ЕЖЕДНЕВНО, УБЫВАЮТ С КАЖДЫМ ДНЕМ

         Школьное научное общество  (НОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся  к глубокому познанию достижений  науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

             Научное общество школьников создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.

      НОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом школы  и Положением о научном обществе учащихся.

Новости

Татьяна Баченина

«Портфолио научного объединения учащихся»
Баченина Татьяна Владиславовна, учитель географии Токаревской СОШ №2
Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей.
Работа с одарёнными детьми в МБОУ «Лицей «17» г. Славгорода ведётся по авторской подпрограмме «Одарённые дети» которая является частью Комплексно - целевой программы развития образования учреждения. Целью программы НОУ «Поиск» является формирование системы работы с обучающимися через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Научное общество имеет Положение о школьном научном обществе и Устав научного общества учащихся. Работа планируется на текущий учебный год. Членам общества вручаются удостоверения, свидетельствующие о принадлежности учащихся к сообществу исследователей. Работа в НОУ ведётся по 5 предметным направлениям: секция естественно-гуманитарных наук (география, биология, экология, химия, краеведение), секция точных наук (математика, физика),
Научным обществом решаются следующие задачи:
• готовить членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать познавательную активность и творческие способности;
• знакомить с методами и приемами научного поиска;
• учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу.
Содержанием работы с одарёнными детьми является:
• разработка проектов исследований;
• удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем;
• участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
• проведение научно-практических конференций в школе;
• заседания совета научного общества;
• встречи с сотрудниками архивов, музеев;
• представление исследовательских работ на муниципальном, региональном, всероссийском уровне ;
• создание банка данных об исследовательских работах членов НОУ, размещение информации по исследовательской работе на руководителя, в сети Интернет, в СМИ.
НОУ «Поиск» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
Организован и проводится по плану курс юного исследователя, где учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Целью программы курса является знакомство учащихся с основными приёмами научно – исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения научного исследования; способствовать развитию мировоззренческого потенциала. Рабочая программа обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий на практических работах. Особенностью данной программы является то, что состав разновозрастной. Предполагается объединение детей разного возраста (5 – 11 класс), но с одним общим качеством – интерес к научным исследованиям. Программа курса составлена с учётом принципов системности, научности, доступности. На занятия отводится 34 часа (1 час в неделю). Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, растёт качество и актуальность исследовательских работ, количество и качество использования информационных технологий. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях. При выполнении научного исследования по данной программе ученик обучается работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, школьный музей, выставки и экспозиции, архивы, Интернет. Большая часть работы отводится индивидуальным занятиям и консультациям, когда исследователем под руководством научного руководителя составляется программа действий, многократно обсуждаются и прорабатываются все её пункты.
Значительно расширилась география и результативность участия в конкурсных мероприятиях в форме предметных турниров, олимпиад, чемпионатов, игровых конкурсов от муниципального уровня до всероссийского. Непременное условие работы с одаренными детьми – активное участие в олимпиадном движении. На протяжении нескольких лет учащиеся становятся победителями и призерами заочных муниципальных и региональных олимпиад школьников.
Третий год НОУ лицея принимает участие во всероссийской акции «VIVAT, Наука!». Она является завершающим этапом месячника Науки, который проходит в школе ежегодно. В его программе предметные недели, конкурсные мероприятия, брейн-ринги, школьные конференции по возрастным категориям.
Юные исследователи неоднократно являлись победителями муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и фестивалей: «Зеленная планета», «Гимн воде», «Родник – источник жизни», «Грани творчества», «Подрост», «Микромир», «Юннат», «Вторая жизнь ненужных вещей», неоднократные участники и победители областных Вернадовских чтений «Я и Земля» и др. Заголовок проектной деятельности обучающихся в этом творческом объединении «Экология родного края». На первом этапе обучающиеся совместно с педагогом обсуждают и выбирают экологические темы микрорайона школы. Часто это экологическое состояние водных ресурсов, воздушного бассейна, растений и животных микрорайона, а также исследование почв пришкольного участка, опытничество на пришкольном участке с овощными культурами такими как: томаты, морковь, картофель, кукуруза и т.д. Далее ребята собирают информацию на выбранную тему. Для этого дети изучают литературу, интернет ресурсы, проводят исследования, опыты, анкетирование и т д. Результаты этой творческой работы оформляются в виде дневников наблюдений, альбомов, буклетов, презентаций. Особе место в исследовательской работе занимает конкурс «Современная мода XXI века – новый стиль отношений». В процессе исследовательской работы участники НИО «Поиск» обсуждают и анализируют на занятиях результаты своей деятельности, под руководством педагога применяют полученные знания в практической деятельности: ежегодные акции «Чистый берег», «Зеленая Весна», Зеленая Россия», «Дни защиты от экологической опасности» , создании костюмов для конкурса «Современная мода – новый стиль отношений». В подготовке проектов широко используются групповые методы творческой деятельности. Большую помощь во всей творческой работе оказывают родители.
Защита проектов по определенным темам проходит на ежегодной конференции а также на всевозможных экологических праздниках: День Земли, Осенние посиделки, Земля, по имени свалка и др. Анализ совместной работы педагога и обучающихся в оценке результатов работы членами жюри конкурсов, руководителями методических объединений, других творческих коллективов.
Результат выполненных проектов - "осязаемый", предметный, т.е., решена конкретная творческая задача по воплощению творческого замысла – определено экологическое состояние водных объектов, воздушной среды, даны рекомендации для получения богатого урожая овощей на приусадебном участке, минерализации почв, показ моделей одежды «Вторая жизнь ненужных вещей», Деревенский стиль «Волшебная нить», выставка «Фотообъектив» и т.д..
Для ребёнка важно, чтобы его работа была оценена и замечена. Заключительным этапом работы НОУ каждый год является торжественное заседание научного общества, где подводятся итоги работы за год, и происходит награждение победителей, на котором присутствуют и родители.
Наши успехи за 4года. Участие в областных и всероссийских конкурсах в 2013 – 2017 гг

год Название конкурса Результат конкурса

2013 Областной этап конкурса фотографий « Все мы наследники…» 2 место

2013 Областной этап конкурса «Зеленая планета – 2013» 3 место

2013 Областной этап конкурса «Вторая жизнь ненужных вещей» 2 место

2013 Конкурс «Через тернии к звёздам» ( о Юрии Гагарине) участие

2013 Областной этап конкурса «Дни защиты от экологической опасности» участие

2013 Областной этап конкурса «Лучший пришкольный участок» участие
2013
Областной этап конкурса «Юннат» 2 место

2013 Областной этап конкурса им. В.И. Вернадского «Я и Земля» 2 место

2013 Областной этап конкурса «Первые шаги науки» участники

2013 Областной этап конкурса «Гимн воде» победитель

2013 Областной конкурс - сочинение-эссе «Мой вклад в природу родного края» благодарность за участие
2013
Областной этап конкурса «Подрост» 2 место

2013 Областной и муниципальный этапы конкурса «Молодежная мода - новый стиль отношений» призеры
2013
Областной этап конкурса «Письмо губернатору» участники

2013 Областной этап конкурса«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», посвящённом 70-летию Великой Победы.
участники
2014 Конференция ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДа призеры
2014 Зеленая планета – 2014 Современность и традиции участие
2014 Конкурс презентаций «Микромир» призеры
2014 Областная конференция В.И. Вернадского «Я и Земля»
Исследовательская работа «Агротехника возделывания кукурузы на чернозёмах» 2 место
2014 Областной экологический конкурс «Моя Земля»» участие
2014 Звезды Токаревского района фото 3 место

2014 Дни защиты от экологической опасности Лауреаты
2014 Субботник «Зеленая весна – 2014» участие
2014 Региональный этап конкурса «Юннат – 2014»
2014 Региональный этап конкурса «Гимн воде» 2 место
2014 Региональный этап конкурса «Подрост» участие
2015 Областная конференция В.И. Вернадского «Я и Земля» - Лауреаты
2015 Звездочки Токаревского района..Фото 3 место
Муниципальный этап конкурса «Молодежная мода – новый стиль отношений»
Областной этап 1 место диплом
2014- 2015 Акции «Зеленая Россия», «Зеленая весна – 2015» участие
2015 Муниципальный этап конкурса «Компьютер – XXI век» - видеоролик 2 место
2015 Муниципальный этап конкурса «Весенний дым» Лауреаты
2015 Дни защиты от экологической опасности участие
2015 Зеленая планета – 2015 диплом
2015 Юннат - 2015 участие
2015 Путь в науку Мичуринск конференция Участие
2015 Юные исследователи окружающей среды 2 место
2015 Гимн воде 2015 участие
2015 Агидбригада Здоровая еда – здоровое поколение Муниципалитет участие
2015 Муниципальный этап конкурса «Молодежная мода – новый стиль отношений» 2 и 3 место
2015 Конкурс «Созвездие» 2 и 3 место
2015 Конкурс «Моя земля, мои земляки» 2 место
2016 Конкурс сочинений Мой вклад в экологию родного края участие
2016 Всероссийский конкурс «Национальная премия имени Вернадского» 3 место
2016 Звёздочки Токарёвского района 3 место
2016 Конференция «Малые грани творчества» победители
2016 Конференция «Человек и природа» участие
2016 Экологический марафон «Зеленая планета» 2 место
2016 «Мир науки» 3 место
2016 Дни защиты от экологической опасности 2 место
2016 Конкурс «Юннат – 2016» призер
2016 Конкурс «Подрост» призер
2016 Конкурс старшеклассников «Гимн воде» участие
2016 Конкурс «Юные исследователи окружающей среды» участие
2016 Конференция «Первые шаги в науку» участие

2017 Экологический марафон «Зеленая планета» участие
Конкурс «Подрост» призер
Конкурс старшеклассников «Гимн воде» призер
Конференция «Малые грани творчества» участие
2018 Конференция «Малые грани творчества» участие

Руководитель НИО "ПОИСК"  - Баченина Татьяна Владиславовна - учитель географии 

                       Научное общество учащихся организовано для решения следующих задач:

·  Диаг­ностика одаренности детей и подростков, раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности.

·  Работа с одаренными учащимися и творческой молодежью для воспроизвод­ства высококвалифицированных кадров.

·  Формирования у детей ценностно-значимых ориентиров, воспитание активной творческой личности.

 В современных условиях творческое обучение и воспитание становятся приоритетными, а возможно и доминантой педагогической теории и практики. Одаренные дети – национальное богатство и основа будущего успеха государства во всех сферах жизни. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов» существует в любом обществе, т.к. это гарантия сохранения интеллектуальной элиты государства, а стало быть, сохранение существования самого государства.

Сегодня обучение одаренных детей все чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача. В соответствии с философией этого подхода гений, талант не принадлежит одному человеку или стране, где он родился, - это достояние планеты. Поэтому все одаренные дети должны находить поддержку в сфере образования, где бы они ни родились или ни жили.

 Школа призвана научить ребенка учиться, увидеть и раскрыть его возможности. Чтобы воспитать одаренную личность, необходимо создать условия для ее развития, раскрытия креативных способностей. И здесь большую роль играет деятельность  научного общества учащихся (НОУ). Участие в работе НОУ создает условия для жизненного самоопределения школьников, выбора будущей профессии, ориентирует учащихся на активную исследовательскую деятельность, расширяет кругозор, углубляет знания, помогает подготовиться к поступлению в ВУЗы.

Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности  научного  общества  учащихся  «Поиск».

Вся документация для работы научного общества была разработана мною и принята на общем собрании учащихся.

Мною не ставится вопрос о затруднениях участников в исследовательской деятельности, таких как отличие исследования от реферата, оформление исследования, защита результатов исследования, а преследуется цель поделиться опытом организационной составляющей данного процесса, в центре которого лежат следующие задачи:

§     во-первых, поддержка и развитие интеллектуальной инициативы учащихся средствами научно-исследовательской деятельности;

§     во-вторых, формирование у старшеклассников ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции, воспитание творческой личности;

§     в-третьих, содействие в реализации социального заказа со стороны общества на формирование интеллектуальной и творческой элиты и обеспечении непрерывного образования;

§     в-четвертых, налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию образовательных целей школы.

Актуальность и перспективность данного опыта не вызывает сомнения, поскольку связаны с удовлетворением специфических образовательных запросов талантливых детей, которым важно обеспечивать соответствующую подготовку, оказывать поддержку в развитии склонностей и интересов школьников в различных формах, помогать в выборе будущей профессиональной деятельности.

В современной школе существует противоречие между личностными качествами, необходимыми для успешности в традиционно организованном обучении и личностными качествами, необходимыми для становления креативности. Преодоление этого противоречия невозможно без широкого поиска новых форм и методов работы с одаренными детьми, например, организации деятельности научного общества учащихся. Следовательно, востребованность данного педагогического опыта налицо.