Копилка педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_narodov_severa.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Золотая рыбка» комбинированного вида»
г. Салехард, Ямало-Ненецкого Автономного округа
старший дошкольный возраст
Занятие - развлечение
по теме: « Традиции народов севера»
Подготовила: Васильева Татьяна Алексеевна
педагога дополнительного образования
по изобразительной деятельности
г. Салехард, 2013г
Цели:
- закрепить знание детей о национальной одежде через небольшие описательные рассказы;
- учить по схеме поэтапно самостоятельно изготавливать одежду в технике выцинанка и украшать орнаментом одежду в смешенной технике (восковыми карандашами и акварелью);
- воспитывать уважение к культуре, традициям народов севера, развивать творческое эстетическое восприятие.
Предварительная работа: посещение праздника «День Оленевода», знакомство с одеждой, орнаментами и играми народов севера на занятиях, беседы, просмотр орнаментов и одежды в альбомах, изучение техник: вытынанка, смешенная.
Зрительный ряд: выставка «Одежда народов севера», орнаменты, схемы поэтапного выполнения одежды.
Музыкальный ряд: северные мелодии, песня «Мы поедим, мы помчимся на оленях утром раним…».
Материал для работы на каждого ребенка: халат, альбомный лист, ножницы, трафарет одежды, простой карандаш, поднос для мусора, клей- карандаш, восковые карандаши, краски, стакан с водой, кисти, салфетка.
Ход занятия- развлечения:
1 часть
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня, я предлагаю вам отправится со мной в необычное развлечение с традициями народов севера. Вы согласны?
Дети: Да.
Педагог: Ребята, какой праздник недавно отмечал наш город?
Дети: Недавно был праздник «День Оленевода».
Педагог: Верно, на праздник приехали ханты, ненцы – тундровики. Это оленеводы, охотники, мастерицы.
Звучит песня «Мы поедим, мы помчимся на оленях утром раним».
Педагог: К нам тоже пришли гости: Оленевод, Неночка (мальчик и девочка - дети в национальных костюмах севера). Они посмотрят, как вы знаете традиции народов севера, какие вы ловкие и смелые.
Оленевод: Ребята, вы обратили внимание на празднике, в какой красивой одежде были тундровики?
Неночка: Кто же сшил им такую одежду?
Дети: Такую красивую одежду шьют женщины – чум работницы-мастерицы.
Педагог: А где шьют одежду?
Дети: Одежду шьют в пошивочной мастерской.
Педагог: Дети, вы много узнали о национальной одежде на празднике, она бывает летней и зимней, мужской и женской. Скажите, что носят мужчины? Что носят женщины?
Дети: Мужчины носят малицу, а женщины носят ягушку.
На доске выставка одежды народов севера.
Неночка: Покажите, где на стенде мужская одежда, где женская, чем она отличается?
Оленевод: Опишите мужской и женский наряд.
Дети: Рассказывают про одежду (2 человека).
Педагог: Понравились ли рассказы нашим гостям?
Оленевод, Неночка: понравились.
2 часть
Неночка: А теперь у нас игры – испытания.
Оленевод: Проверим, сможете ли вы стать смелыми охотниками или оленеводами. Для этого нужно разделиться на 2 команды.
1 испытание.
Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями. Прыгаем от одного пенька (кубика) до другого.
2 испытание.
Метание в вертикальную цель. Представьте, что вы оленеводы на ваше стадо напали волки, стараемся стрелять метко (расстояние до цели 3-4 метра).
3 испытание.
Перейти через быструю речку по узкому мостику, помогая друг другу. Ходьба по двум скамейкам, держась за руки.
3 часть
Неночка: Молодцы с заданием справились, а сейчас скажите, пожалуйста, чем украшают мастерицы в тундре национальную одежду?
Дети: Мастера делают для одежды узоры - орнаменты.
Педагог: Верно, узоры из меха вырезают острым ножом на доске, это мы с вами видели в меховой мастерской. А хотите сами изготовить одежду?
Дети: Да хотим.
Педагог: Мы тоже будем выполнять такую же работу, но используя разные техники. Теперь предлагаю всем пройти за столы, надеть халаты. И подробно изучить схему поэтапного выполнения одежды всем вместе.
На доске схема поэтапного выполнения одежды.
- Создание модели одежды народов севера в технике выцинанка (искусство вырезания ажурных узоров из бумаги) при помощи трафаретов, карандашей, альбомный лист сложенный пополам, цветной бумаги и ножниц, клея.
- Рисование в смешенной технике орнаментов (восковые мелки) и одежды (акварель).
Педагог: Теперь предлагаю выполнять под музыку всю работу.
Звучат северные мелодии. Дети самостоятельно выполняют задания.
По окончанию работы организуется выставка детских работ
«Одежда народов севера».
Оленевод: Мы очень довольны вашими успехами, моделями одежды (рассматривают работы детей).
Неночка: Примите от нас угощения – ягоды тундры. До свидания, до новых встреч! (Прощаются и уходят)
Педагог: Расскажите, вам понравилось наше развлечение? (ответы детей)
Педагог: Спасибо, ребята, за активную работу. Мойте руки и угощайтесь ягодами.
ЛИТЕРАТУРА
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников, Москва, 2000г
- Набор фотографий Орнаменты народов севера.
- Приходько М. Приходько О. Хомани, Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды, словарь. СПб, Светлячок, 2002 г
- Приходько М. Приходько О. Одежда народов севера, СПб, Светлячок, 2002 г