Копилка педагогического опыта

Васильева Татьяна Алексеевна
Уважаемые коллеги, здесь вы можете найти нужный материал для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_narodov_severa.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Золотая рыбка» комбинированного вида»

 г. Салехард,  Ямало-Ненецкого Автономного округа

старший дошкольный возраст

Занятие - развлечение

по  теме: « Традиции народов севера»

               

Подготовила: Васильева  Татьяна Алексеевна

педагога дополнительного образования

по изобразительной деятельности

г. Салехард, 2013г

Цели:

  • закрепить знание детей о национальной         одежде через небольшие описательные рассказы;
  • учить по схеме поэтапно самостоятельно изготавливать одежду в технике выцинанка и  украшать орнаментом одежду в смешенной технике (восковыми карандашами и акварелью);
  • воспитывать уважение к культуре, традициям народов севера, развивать творческое эстетическое восприятие.

Предварительная работа: посещение праздника «День Оленевода», знакомство с одеждой,  орнаментами и играми народов севера на занятиях, беседы, просмотр орнаментов и одежды в альбомах, изучение техник: вытынанка, смешенная.

Зрительный ряд: выставка «Одежда народов севера», орнаменты, схемы поэтапного выполнения одежды.

Музыкальный ряд: северные мелодии, песня «Мы поедим, мы помчимся на оленях утром раним…».

Материал для работы на каждого ребенка:  халат, альбомный лист, ножницы, трафарет одежды, простой  карандаш,  поднос для мусора, клей- карандаш, восковые карандаши, краски, стакан с водой, кисти, салфетка.

Ход занятия- развлечения:

1 часть

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня, я предлагаю вам отправится со мной в  необычное развлечение с традициями народов севера. Вы согласны?

Дети:  Да.

Педагог: Ребята, какой праздник недавно отмечал наш город?

Дети:  Недавно был праздник «День Оленевода».

Педагог: Верно, на праздник приехали ханты, ненцы – тундровики. Это оленеводы, охотники, мастерицы.

Звучит песня «Мы поедим, мы помчимся на оленях утром раним».

Педагог: К нам тоже пришли гости: Оленевод, Неночка (мальчик и девочка - дети в национальных костюмах севера). Они посмотрят,  как вы   знаете традиции народов севера, какие вы ловкие и смелые.

Оленевод:  Ребята, вы обратили внимание на празднике, в какой красивой одежде были  тундровики?

Неночка: Кто же сшил им такую одежду?

Дети: Такую красивую одежду шьют женщины – чум работницы-мастерицы.

 Педагог:  А где  шьют одежду?

Дети: Одежду шьют в пошивочной мастерской.

Педагог: Дети, вы много узнали о национальной одежде на  празднике, она бывает летней и зимней, мужской и женской. Скажите, что носят мужчины? Что носят женщины?

Дети:  Мужчины носят малицу, а женщины носят ягушку.

На  доске выставка одежды народов севера.

 Неночка: Покажите, где на стенде мужская одежда, где женская, чем она отличается?

 Оленевод:  Опишите мужской и женский наряд.

Дети: Рассказывают   про одежду  (2 человека).

 Педагог:  Понравились  ли  рассказы нашим гостям?

Оленевод, Неночка: понравились.

2 часть

 Неночка: А теперь у нас игры – испытания.

 Оленевод:  Проверим, сможете ли вы стать смелыми охотниками или оленеводами. Для этого нужно разделиться на 2 команды.

1 испытание.

Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями. Прыгаем от одного пенька (кубика) до другого.

2 испытание.

Метание в вертикальную цель. Представьте, что вы оленеводы на ваше стадо напали волки, стараемся стрелять метко (расстояние до цели 3-4 метра).

3 испытание.

Перейти через быструю речку по узкому мостику, помогая друг другу. Ходьба по двум скамейкам,  держась за руки.

3 часть

 Неночка:   Молодцы с заданием справились, а сейчас скажите, пожалуйста, чем украшают мастерицы в тундре национальную одежду?

Дети: Мастера  делают для  одежды узоры - орнаменты.

 Педагог: Верно, узоры из меха вырезают острым ножом на доске, это мы с вами видели в меховой мастерской. А хотите  сами изготовить одежду?

Дети: Да хотим.

Педагог: Мы тоже будем выполнять такую же работу, но используя разные техники. Теперь предлагаю всем  пройти  за столы, надеть халаты. И подробно изучить схему поэтапного выполнения одежды всем вместе.

На доске схема поэтапного выполнения одежды.

 

  1. Создание  модели одежды народов севера в технике выцинанка (искусство вырезания ажурных узоров из бумаги) при  помощи трафаретов, карандашей, альбомный лист сложенный пополам,  цветной бумаги  и ножниц, клея.
  2. Рисование в смешенной технике  орнаментов (восковые мелки) и одежды  (акварель).

Педагог: Теперь предлагаю  выполнять под  музыку всю работу.

Звучат северные мелодии. Дети самостоятельно выполняют задания.

По окончанию работы организуется выставка детских работ

«Одежда народов севера».

Оленевод: Мы  очень довольны вашими успехами,  моделями одежды (рассматривают работы детей).

 Неночка:  Примите от нас угощения – ягоды тундры. До свидания, до новых встреч! (Прощаются и уходят)

 Педагог: Расскажите,  вам понравилось наше развлечение? (ответы детей)

Педагог: Спасибо, ребята, за активную работу. Мойте руки и угощайтесь ягодами.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лебедева Е.Н.  Использование  нетрадиционных  техник  в  формировании   изобразительной  деятельности  дошкольников, Москва, 2000г

  1. Набор фотографий  Орнаменты народов севера.

  1. Приходько М. Приходько О. Хомани, Книга  о  жизни  лесных  ненцев. Сказки, стихи,  легенды, словарь. СПб,  Светлячок,  2002 г

  1. Приходько М. Приходько О. Одежда народов севера, СПб,  Светлячок,  2002 г