Реализация ФГОС
Согласно плану действий по модернизации общего образования Российской Федерации на 2011-2015 годы все общеобразовательные учреждения РФ переходят на федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее в тексте ФГОС НОО) наша школа перешла на ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году (1 класс), в 2012-2013 учебном году (1 и 2 классы), в 2013-2014 - 1,2,3 классы, в 2014-2015 - 1,2,3,4 классы.
С 1 сентября 2011 года школа стала активно заниматься подготовкой к внедрению ФГОС НОО: был создан координационный совет, составлен план работы по введению ФГОС, разработаны мероприятия по оказанию методической помощи учителям школы в подготовке нормативно-правовых документов по подготовке введения ФГОС, написанию рабочих программ.
Разработаны программы формирования УУД, планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, система оценки планируемых результатов, программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся. Учитель первого класса и руководители кружков начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
Реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Дополнительное образование составляет 9 кружков в 1-2 классах по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное - кружок «Юный спортсмен» - 2 ч. в неделю.
Социальное – кружок «Я и Мир», «Уроки здоровья»
Общеинтеллектуальное - кружок «Театрализованная импровизация», «Художественное чтение», «Бумажное моделирование», «ИЗО-студия. Юный художник», «Английский для начинающих», «Мир информатики»;
Во 3-4 классах - по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное - кружок «Юный спортсмен» - 3 ч. в неделю.
Социальное – кружок «Я и Мир», «Уроки здоровья», «Фантазеры».
Общеинтеллектуальное - кружок «Занимательная математика», «Наши проекты», «Бумажное моделирование», «ИЗО-студия. Юный художник».
В каждом классе по 10 часов в неделю для реализации дополнительных образовательных программ.
Нормативные условия введения ФГОС НОО
Подготовлен проект изменений к Уставу общеобразовательного учреждения (ОУ).
Сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Изданы приказы по школе: «О создании рабочей группы по введению ФГОС НОО нового поколения», «О назначении координатора введения ФГОС НОО», «О введении новых должностных инструкций заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов».
Разработаны локальные акты, Положение о рабочей группе по введению ФГОС начального общего образования, должностные инструкции учителя начальных классов, учителя физкультуры, педагога дополнительного образования, заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения приведены в соответствии с квалификационными характеристиками. Составлен план мероприятий по введению ФГОС НОО.
Подготовлено Положение о введении комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных; формах и порядке проведения промежуточной аттестации.
Разработана форма договора с родителями о предоставлении начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО в 2014-2015 учебном году разрабатывается по образовательной программе «Школа России», состоящей из следующих разделов:
- Пояснительная записка к основной образовательной программе.
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебный план
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программы отдельных учебных предметов.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Программа внеурочной деятельности.
В целях реализации задач нового Стандарта обучение в 1- 4 классах ведется на основе УМК «Школа России». УМК нацелен на развитие учащихся. В учебниках даны задания на развитие логического мышления; дифференцированные задания; задания на повторение, что делает процесс обучения более успешным
Главная задача УМК «Школа России», помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно само совершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
III Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО
Список учебно-методического комплекта приведен в соответствие с ФГОС НОО. Рабочей группой учителей выбраны образовательная программа и учебно-методический комплект «Школа России».
Разработаны программы внеурочной деятельности по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Духовно-нравственное;
- Социальное;
- Общеинтеллектуальное;
- Общекультурное.
Разработаны проекты рабочих вариантов учебных программ с учетом требований ФГОС НОО по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку, физкультуре, изо, технологии, музыке.
Ежегодно планируется деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся по следующим направлениям:
медицинское,
просветительское,
психолого-педагогическое,
спортивно-оздоровительное.
В МБОУ Ырбанской СОШ функционирует Совет общеобразовательного учреждения, который принимает активное участие в управлении образовательным учреждением. В мае проведено анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и их родителей. Это необходимо для определения часов той части образовательной программы, которую формируют участники образовательного процесса. Проведено собрание для родителей первоклассников.
IV Кадровые условия ФГОС НОО
Администрация МБОУ Ырбанской СОШ предоставляет все возможности для приобретения педагогами начальных классов требуемых знаний и умений при переходе на стандарты второго поколения: Учителя начальной школы приняли активное участие в проведении обучающих семинаров и экспертиз учебных программ и программ внеурочной деятельности. В начальной школе в течение года изучается, накопляется и внедряется в практику методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. Проводилась подготовка к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года. Все учителя будущих первоклассников прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС НОО по 144 часа.
В течение учебного года для педагогов школы проведено несколько обучающих семинаров, где выступили учителя со следующими докладами:
- «Новая начальная школа. ФГОС второго поколения. Развитие учебной деятельности младших школьников» – Бабушкина Л.С.
- «Организация внеурочной деятельности в школе» - Полозова Е.В.
- Механизмы реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода обучения» – Килина Д.А.
- «Формирование УУД первоклассников» - Крылова А.В.
- « Рабочий учебный план 1- 4 класса по УМК «Школа России» - Килина Д.А..
- « Внеурочная деятельность, Методический конструктор. Оценка результатов внеурочной деятельности» – Полозова Е.В.
Систематически проводились встречи и взаимные посещения уроков педагогами нашей школы. На заседаниях методического объединения учителей начальных классов рассматривались следующие вопросы:
«Изучение нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней в связи с введением ФГОС НОО»;
«Анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования»;
«Анализ учебных программ и учебно-методических комплектов», «Алгоритм составления рабочих программ», «Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов»;
- составлен план-график повышения квалификации учителей;
- администрация и учителя будущих первоклассников приняли участие в семинарах муниципального и регионального уровня.
V Информационные условия введения ФГОС НОО
В завершающей стадии разработки находится страница на сайте школы, на котором предполагается наличие форума по введению ФГОС НОО. На заседаниях Совета общеобразовательного учреждения, Педагогического Совета, Методического Совета, школьных методических объединений систематически обсуждаются вопросы по введению ФГОС НОО.
VI Материально-технические условия введения ФГОС НОО
Материально-техническая база соответствует нормам и требованиям санитарной и пожарной безопасности. Для тушения пожаров в школе имеется 2 пожарных щита, 17 огнетушителей, автоматическая пожарная сигнализация, Уголки по пожарной безопасности. Охрана труда работников образовательного учреждения соответствует нормам.
Техническая оснащенность начальной школы в той или иной мере соответствует требованиям ФГОС: мультимедийные проекторы– 1; экран –1; компьютер – 4; ноутбуки – 5; принтеры — 4; телевизор — 2; учебники – на каждого обучающегося; выход в Интернет в кабинете информатики. Не все кабинеты начальной школы оснащены мультимедийной аппаратурой. Школа обеспечена современными программами, учебниками, учебно-методическими пособиями. Авторские линии учебников по предметам выдержаны, соответствуют Федеральному списку. Библиотека не в достаточной мере укомплектована художественной и справочной литературой для разных возрастов учащихся. В конце учебного года было выделено методическое и дидактическое оборудование в большом количестве: таблицы, наборы по темам «Транспорт», «Профессии», «Природные зоны», «Животные» и др.
В начале учебного года провели родительское собрание и анкетирование родителей первоклассников по вопросу введения ФГОС второго поколения. Итоги анкетирования:
- Считают необходимым переход на ФГОС НОО –100% родителей;
- Считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков, секций – все родители.
- Направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок:
- на 1 месте – Общеинтеллектуальное;
- на 2 месте – Общекультурное;
- на 3 месте – Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное.
- По мнению родителей, учащимся нужны кружки и секции: спортивные, танцевальные, познавательные.
- Родители хотели бы узнать что – то еще о ФГОС нового поколения. В связи с этим была организована встреча с родителями на тему «Введение ФГОС второго поколения в начальной школе».
В течение учебного года проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.
Большое внимание уделяется формированию коллектива учащихся. Учителем первого класса велась работа по исследованию доминирующих способностей ребенка, самооценки и мотивации детей.
ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»
- заниженная самооценка 3%.
- средняя (адекватная) 23%.
- Завышена 74%.
Мотивация учащихся:
1. Охотно ли ты идешь в школу ?
"Да"- 95%
2. Чем ты хочешь заниматься в школе ?
а/ учиться – 25%
б/ играть с друзьями – 25%
в/ учиться и играть с друзьями – 50%
3. Есть ли у тебя друзья - школьники ?
"Да" – 100%
4. Знаешь ли ты, кем ты станешь, когда вырастешь ?
"Да" – 50%
"Нет" – 50%
5. Часто ли ты зовешь родителей в помощники или многое умеешь делать сам ?
а/ часто зову – 80%
б/ многое делаю сам – 20%
6. Любишь ли ты :
а/ читать – 60%
б/ слушать и рассказывать – 40%
7. Что ты больше любишь делать :
а/ играть во дворе – 40%
б/ рисовать, раскрашивать, конструировать – 25%
в/ смотреть телепередачи и играть в компьютерные игры – 35%.
Проанализировав ответы, учитель получил дополнительные сведения об интересах и склонностях детей. Эти сведения помогают в дальнейшей работе с детьми.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В течение всего учебного года педагоги нашей школы Бабушкина Л.С. (3 класс), Полозова Е.В. (1 класс), Килина Д.А, (2 класс), Крылова А.В.(4 кл.) отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования.
С первых дней они вели образовательный мониторинг.
Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;
II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Диагностический анализ дал возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
- анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
- восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
- восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Результаты входной диагностики показали, что 40% учащихся имеют высокий уровень, 20% - средний уровень и 40% - низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
Для совершенствования навыков чтения на каждого учащегося заведены «Лесенки достижений». Ожидаемые результаты: беглое, безошибочное, выразительное чтение. В течение года учителем 1 класса и самими учащимися вносились данные об успехах и продвижении по лесенке успешности. К концу года большинство детей читали текст целыми словами, а скорость чтения была такова:
1 класс – от 24 до 30 в минуту, только 2 обучающихся не освоили положенных норм техники чтения, рекомендовано пройти ПМПК.
Достижения младших школьников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам, записывались учителем, а чаще самими учениками в именованный «Лист индивидуальных достижений». Таким образом, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.
Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствовали и контрольные работы разноуровнего характера. Эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.
В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за 1-4 классы по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения.
Работу выполняли в 1 классе - 9 учащихся, во 2 классе - 3 учащихся, в 3 классе - 4, в 4 классе - 2.
Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части. По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на 3 группы:
Группа детей, достигших высокого уровня – 34% (2 ученика 1 класса, 1 ученик 2 класса, 2 ученика 3 класса, 1 ученик 4 класса)
Группа детей, достигших базового уровня – 60% (остальные)
Группа риска составила – 6% (1 ученик 1 класса).
Большинство учеников умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления, умеют читать текст, понять и осмыслить его содержание, умеют ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умеют контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
Некоторое общее затруднение вызвали задания, связанные с умением соотнести авторскую позицию содержания текста с личностными ценностно-смысловыми установками; с умением правильно, без ошибок списать текст; умением определять количество букв и звуков в словах; умением использовать схемы для решения практических задач.
Материалы, процедура, итоги контрольной комплексной итоговой работы были проанализированы и доведены до сведения родителей, обсуждены на педагогическом совете.
Предметные умения обучающихся 1-4 класса были проверены на итоговых административных контрольных работах по русскому языку и математике, с которыми учащиеся справились на оптимальном уровне.
Так, результаты контрольной работы по математике показали, что в 1 классе справились с работой на повышенном уровне - 40%, на базовом - 60%.
Во 2 классе 1 ученик на повышенном, 1 ученик – на базовом.
Результаты диктанта по русскому языку так же показали хорошие знания учащихся.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений».
Учащимися 1-4 классов заведены «Портфолио». Его составляющими компонентами являются:
- лучшие творческие работы ученика,
- листы индивидуальных достижений.
- лесенки достижений,
- стартовая диагностика,
- итоговые контрольные работы,
- грамоты, благодарственные письма, дипломы,
- фотографии и др.
К концу года был собран соответствующий накопительный материал. Это послужило поводом для состоявшихся в мае классных презентаций «Моё Портфолио», участниками которых стали ученики, их родители, учителя. Такой вид совместной работы помогает детям свободно общаться, лучше изучать друг друга, видеть результаты своего собственного труда.
Учебный процесс в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано 2-хразовое горячее питание. Имеется зона отдыха, учащиеся посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе.
Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.
Кроме того, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
аналитический отчет ФГОС | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
в МБОУ Ырбанской СОШ
2012-2013 учебный год
Составила заместитель директора по УВР
Килина Д.А.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО В МБОУ Ырбанской СОШ
2012-2013 учебный год
Согласно плану действий по модернизации общего образования Российской Федерации на 2011-2015 годы все общеобразовательные учреждения РФ переходят на федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее в тексте ФГОС НОО) наша школа перешла на ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году (1 класс), в 2012-2013 учебном году (1 и 2 классы).
С 1 сентября 2011 года школа стала активно заниматься подготовкой к внедрению ФГОС НОО: был создан координационный совет, составлен план работы по введению ФГОС, разработаны мероприятия по оказанию методической помощи учителям школы в подготовке нормативно-правовых документов по подготовке введения ФГОС, написанию рабочих программ.
Разработаны программы формирования УУД, планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, система оценки планируемых результатов, программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся. Учитель первого класса и руководители кружков начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
Реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Дополнительное образование составляет 9 кружков в 1 классе по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное - кружок «Юный спортсмен» - 2 ч. в неделю.
Социальное – кружок «Я и Мир», «Уроки здоровья»
Общеинтеллектуальное - кружок «Театрализованная импровизация», «Художественное чтение», «Бумажное моделирование», «ИЗО-студия. Юный художник», «Английский для начинающих», «Мир информатики»;
Во 2 классе - по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное - кружок «Юный спортсмен» - 3 ч. в неделю.
Социальное – кружок «Я и Мир», «Уроки здоровья», «Фантазеры».
Общеинтеллектуальное - кружок «Занимательная математика», «Наши проекты», «Бумажное моделирование», «ИЗО-студия. Юный художник».
В каждом классе по 10 часов в неделю для реализации дополнительных образовательных программ.
Нормативные условия введения ФГОС НОО
Подготовлен проект изменений к Уставу общеобразовательного учреждения (ОУ).
Сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Изданы приказы по школе: «О создании рабочей группы по введению ФГОС НОО нового поколения», «О назначении координатора введения ФГОС НОО», «О введении новых должностных инструкций заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов».
Разработаны локальные акты, Положение о рабочей группе по введению ФГОС начального общего образования, должностные инструкции учителя начальных классов, учителя физкультуры, педагога дополнительного образования, заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения приведены в соответствии с квалификационными характеристиками. Составлен план мероприятий по введению ФГОС НОО.
Подготовлено Положение о введении комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных; формах и порядке проведения промежуточной аттестации.
Разработана форма договора с родителями о предоставлении начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО в 2012-2013 учебном году разрабатывается по образовательной программе «Школа России», состоящей из следующих разделов:
- Пояснительная записка к основной образовательной программе.
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебный план
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программы отдельных учебных предметов.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Программа внеурочной деятельности.
В целях реализации задач нового Стандарта обучение в 1и во 2 классах ведется на основе УМК «Школа России». УМК нацелен на развитие учащихся. В учебниках даны задания на развитие логического мышления; дифференцированные задания; задания на повторение, что делает процесс обучения более успешным
Главная задача УМК «Школа России», помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно само совершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
III Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО
Список учебно-методического комплекта приведен в соответствие с ФГОС НОО. Рабочей группой учителей выбраны образовательная программа и учебно-методический комплект «Школа России».
Разработаны программы внеурочной деятельности по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Духовно-нравственное;
- Социальное;
- Общеинтеллектуальное;
- Общекультурное.
Разработаны проекты рабочих вариантов учебных программ с учетом требований ФГОС НОО по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку, физкультуре, изо, технологии, музыке.
Ежегодно планируется деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся по следующим направлениям:
медицинское,
просветительское,
психолого-педагогическое,
спортивно-оздоровительное.
В МБОУ Ырбанской СОШ функционирует Совет общеобразовательного учреждения, который принимает активное участие в управлении образовательным учреждением. В мае проведено анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и их родителей. Это необходимо для определения часов той части образовательной программы, которую формируют участники образовательного процесса. Проведено собрание для родителей первоклассников.
IV Кадровые условия ФГОС НОО
Администрация МБОУ Ырбанской СОШ предоставляет все возможности для приобретения педагогами начальных классов требуемых знаний и умений при переходе на стандарты второго поколения: Учителя начальной школы приняли активное участие в проведении обучающих семинаров и экспертиз учебных программ и программ внеурочной деятельности. В начальной школе в течение года изучается, накопляется и внедряется в практику методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. Проводилась подготовка к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года. Все учителя будущих первоклассников прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС НОО по 144 часа.
В течение учебного года для педагогов школы проведено несколько обучающих семинаров, где выступили учителя со следующими докладами:
- «Новая начальная школа. ФГОС второго поколения. Развитие учебной деятельности младших школьников» – Бабушкина Л.С.
- «Организация внеурочной деятельности в школе» - Полозова Е.В.
- Механизмы реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода обучения» – Килина Д.А.
- «Формирование УУД первоклассников» - Крылова А.В.
- « Рабочий учебный план 1 и 2 класса по УМК «Школа России» - Килина Д.А..
- « Внеурочная деятельность, Методический конструктор. Оценка результатов внеурочной деятельности» – Полозова Е.В.
Систематически проводились встречи и взаимные посещения уроков педагогами нашей школы. На заседаниях методического объединения учителей начальных классов рассматривались следующие вопросы:
«Изучение нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней в связи с введением ФГОС НОО»;
«Анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования»;
«Анализ учебных программ и учебно-методических комплектов», «Алгоритм составления рабочих программ», «Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов»;
- составлен план-график повышения квалификации учителей;
- администрация и учителя будущих первоклассников приняли участие в семинарах муниципального и регионального уровня.
V Информационные условия введения ФГОС НОО
В завершающей стадии разработки находится страница на сайте школы, на котором предполагается наличие форума по введению ФГОС НОО. На заседаниях Совета общеобразовательного учреждения, Педагогического Совета, Методического Совета, школьных методических объединений систематически обсуждаются вопросы по введению ФГОС НОО.
VI Материально-технические условия введения ФГОС НОО
Материально-техническая база соответствует нормам и требованиям санитарной и пожарной безопасности. Для тушения пожаров в школе имеется 2 пожарных щита, 17 огнетушителей, автоматическая пожарная сигнализация, Уголки по пожарной безопасности. Охрана труда работников образовательного учреждения соответствует нормам.
Техническая оснащенность начальной школы в той или иной мере соответствует требованиям ФГОС: мультимедийные проекторы– 1; экран –1; компьютер – 2; ноутбуки – 5; принтеры — 4; телевизор — 2; учебники – на каждого обучающегося; выход в Интернет в кабинете информатики. Не все кабинеты начальной школы оснащены мультимедийной аппаратурой. Школа обеспечена современными программами, учебниками, учебно-методическими пособиями. Авторские линии учебников по предметам выдержаны, соответствуют Федеральному списку. Библиотека не в достаточной мере укомплектована художественной и справочной литературой для разных возрастов учащихся. В конце учебного года было выделено методическое и дидактическое оборудование в большом количестве: таблицы, наборы по темам «Транспорт», «Профессии», «Природные зоны», «Животные» и др.
В начале учебного года провели родительское собрание и анкетирование родителей первоклассников по вопросу введения ФГОС второго поколения. Итоги анкетирования:
- Считают необходимым переход на ФГОС НОО –100% родителей;
- Считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков, секций – все родители.
- Направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок:
- на 1 месте – Общеинтеллектуальное;
- на 2 месте – Общекультурное;
- на 3 месте – Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное.
- По мнению родителей, учащимся нужны кружки и секции: спортивные, танцевальные, познавательные.
- Родители хотели бы узнать что – то еще о ФГОС нового поколения. В связи с этим была организована встреча с родителями на тему «Введение ФГОС второго поколения в начальной школе».
В течение учебного года проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.
Большое внимание уделяется формированию коллектива учащихся. Учителем первого класса велась работа по исследованию доминирующих способностей ребенка, самооценки и мотивации детей.
ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»
- заниженная самооценка 3%.
- средняя (адекватная) 23%.
- Завышена 74%.
Мотивация учащихся:
1. Охотно ли ты идешь в школу ?
"Да"- 95%
2. Чем ты хочешь заниматься в школе ?
а/ учиться – 25%
б/ играть с друзьями – 25%
в/ учиться и играть с друзьями – 50%
3. Есть ли у тебя друзья - школьники ?
"Да" – 100%
4. Знаешь ли ты, кем ты станешь, когда вырастешь ?
"Да" – 50%
"Нет" – 50%
5. Часто ли ты зовешь родителей в помощники или многое умеешь делать сам ?
а/ часто зову – 80%
б/ многое делаю сам – 20%
6. Любишь ли ты :
а/ читать – 60%
б/ слушать и рассказывать – 40%
7. Что ты больше любишь делать :
а/ играть во дворе – 40%
б/ рисовать, раскрашивать, конструировать – 25%
в/ смотреть телепередачи и играть в компьютерные игры – 35%.
Проанализировав ответы, учитель получил дополнительные сведения об интересах и склонностях детей. Эти сведения помогают в дальнейшей работе с детьми.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В течение всего учебного года педагоги нашей школы Бабушкина Л.С. (1 класс), Полозова Е.В., Килина Д.А., Крылова А.В.(2 кл.) отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования.
С первых дней они вели образовательный мониторинг.
Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;
II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Диагностический анализ дал возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
- анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
- восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
- восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Результаты входной диагностики показали, что 40% учащихся имеют высокий уровень, 20% - средний уровень и 40% - низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
Для совершенствования навыков чтения на каждого учащегося заведены «Лесенки достижений». Ожидаемые результаты: беглое, безошибочное, выразительное чтение. В течение года учителем 1 класса и самими учащимися вносились данные об успехах и продвижении по лесенке успешности. К концу года большинство детей читали текст целыми словами, а скорость чтения была такова:
1 класс – от 24 до 30 в минуту, только 2 обучающихся не освоили положенных норм техники чтения, рекомендовано пройти ПМПК.
Достижения младших школьников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам, записывались учителем, а чаще самими учениками в именованный «Лист индивидуальных достижений». Таким образом, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.
Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствовали и контрольные работы разноуровнего характера. Эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.
В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за 1 класс, за 2 класс по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения.
Работу выполняли в 1 классе - 5 учащихся, во 2 классе - 2 учащихся.
Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части. По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на 3 группы:
Группа детей, достигших высокого уровня – 25% (2 ученика 1 класса)
Группа детей, достигших базового уровня – 50% (3 ученика 1 класса, 1 ученица 2 класса)
Группа риска составила – 25% (1 ученик 2 класса).
Большинство учеников умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления, умеют читать текст, понять и осмыслить его содержание, умеют ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умеют контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
Некоторое общее затруднение вызвали задания, связанные с умением соотнести авторскую позицию содержания текста с личностными ценностно-смысловыми установками; с умением правильно, без ошибок списать текст; умением определять количество букв и звуков в словах; умением использовать схемы для решения практических задач.
Материалы, процедура, итоги контрольной комплексной итоговой работы были проанализированы и доведены до сведения родителей, обсуждены на педагогическом совете.
Предметные умения обучающихся 1-2 класса были проверены на итоговых административных контрольных работах по русскому языку и математике, с которыми учащиеся справились на оптимальном уровне.
Так, результаты контрольной работы по математике показали, что в 1 классе справились с работой на повышенном уровне - 40%, на базовом - 60%.
Во 2 классе 1 ученик на повышенном, 1 ученик – на базовом.
Результаты диктанта по русскому языку так же показали хорошие знания учащихся.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений».
Учителем 1 класса заведены «Портфолио». Его составляющими компонентами являются:
- лучшие творческие работы ученика,
- листы индивидуальных достижений.
- лесенки достижений,
- стартовая диагностика,
- итоговые контрольные работы,
- грамоты, благодарственные письма, дипломы,
- фотографии и др.
К концу года был собран соответствующий накопительный материал. Это послужило поводом для состоявшихся в мае классных презентаций «Моё Портфолио», участниками которых стали ученики, их родители, учителя. Такой вид совместной работы помогает детям свободно общаться, лучше изучать друг друга, видеть результаты своего собственного труда.
Учебный процесс в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано 2-хразовое горячее питание. Имеется зона отдыха, учащиеся посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе.
Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.
Кроме того, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.