На заметку
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование навыка работы утюгом
Задачи:
Обучающие:
Ознакомить детей с историей утюга, научить правильно, отпаривать вязаное изделие.
Развивающая: Развитие навыка пользования крючком, утюгом.
Воспитательная: Воспитание взаимопомощи, умение оценивать свою творческую работу.
Методы проведения занятия: обьяснительно – иллюстративный, репродуктивный
Приёмы: рассказ, беседа с показом иллюстраций, игра, диагностика.
Материалы, инструменты, приспособления: пряжа, светлая ткань для утюжки, крючок, утюг, утюженная доска, рисунки с изображением утюга, схемы в увеличенном виде, образцы.
Форма проведения: применение сказочного сюжета.
Связь с общеобразовательными предметами:
Словесность. Рубель, валик, отпарить.
Культурная антропология. История утюга.
Технология. Вывязывание мотива квадрата от середины по схеме. Влажно – тепловая обработка мотива.
Математика. Счёт петель по схеме.
План занятия:
- Оргмомент.
- Теоретическая часть.
а. История утюга. Правила влажно – тепловой обработки.
б. Правила вывязывания квадрата из середины.
3. Практическая часть.
А. Вязание квадрата.
Б. Выполнение влажно – тепловой обработки.
4.Заключение: самооценка работ.
Ход занятия.
- Педагог. Здравствуйте девочки!
Сегодня мы с вами в гостях у очень важного барина, который живёт в каждом доме. Вы узнаете, полезное и новое о нём, научитесь пользовать им.
- Ой, Аня (может быть любое другое имя) что с тобой сегодня? Всегда аккуратная ходишь, а сегодня на тебе какое – то мятое платье? Почему? (Девочка отвечает). Что сегодня не сделала Аня девочки? О чём же идёт речь? (Дети отвечают).
Правильно, поэтому тема нашего занятия сегодня, влажно – тепловая обработка вязаных изделий. Представьте на минуточку, что из всех домов исчезли утюги. Какими, мятыми и неряшливыми ходили бы вы в школу, а мамы и папы – на работу! В театры и на концерты, хоть не показывайся- стыдно было бы! А как, выходили из положения другие? (Дети отвечают утюг).
- - А вот и наш хозяин!
(Входит девочка в костюме утюга и начинает рассказывать).
Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками
Уходят очень милые,
Весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг –
Электрический утюг!
- Я расскажу вам о себе. Первым устройством для глажения, был плоский тяжёлый камень. На ровной поверхности расстилали одежду, сверху придавливали камнем и оставляли так на некоторое время.
- Второй способ глажки, дошедший к нам из глубины веков, при помощи рубеля и валика. (Показать на рисунке, обратить внимание на эти слов). Но, всё – тки самый распространённый способ глажения, с помощью утюга.
А появились мы в конце прошлого века. В то время, по свидетельству современников, мир переживал «настоящую электрическую горячку».
Впервые мы вышли «в свет» в 1881 году на Международной электрической выставке в Париже.
Сначала появился утюг паровой. В нём угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой (показать на рисунке). С распространением электричества нагревателем стала
Электрическая спираль, компактно размещенная внутри. Так на свет появились современные электрические утюги.
Педагог. Ну а теперь ответьте, ребята, на такой вопрос: умеете ли вы пользоваться утюгом? (Дети отвечают).
А, вот вам второй вопрос, каким утюгом лучше утюжить – лёгким или
тяжёлым? (Дети отвечают). Тяжёлым?
Утюг. А вот и неправильно. При глажении, считают физики, главное не вес, а температура, до которой он нагрет.
Педагог. Хотя для пошива верхней одежды используют тяжёлый утюг.
А как вы считаете, нужно гладить вязаные вещи? (Дети отвечают).
(В Кабинет входит девочка в роли вязаного квадратика)
Квадратик. Сегодня вы будите вязать такие же красивые квадратики, как я. А затем будите отпаривать (Указать на термин «отпарить» и делают запись в тетрадь)
Отпарить – это удаление, заминов и лас с изделия, при помощи горячего утюга.
Влажной, слегка отжатой хлопчатобумажной тканью накройте образец или деталь, лежащая изнаночной стороной вверх.
Квадратик. А как же узнать лицевую сторону изделия? Лицевая сторона более выраженная, петельки чётко видны.
Утюг. Далее горячим утюгом медленно водите над деталью, почти не прикасаясь к ткани, полностью удерживая утюг «на весу». Над каждым обрабатываемым участком проводим утюгом несколько раз, не доводя ткань до полного высыхания.
Педагог. Ну а технику безопасности, при работе утюгом, расскажу я.
- Включать и выключать утюг в розетку, можно только держась за вилку.
- Проверить нагрев утюга, можно используя кисточку из ткани.
- Нельзя прикасаться горячим утюгом к шнуру.
- Утюг должен стоять на подставке.
Аналогично отпаривают и детали изделий, но края закрепляют булавками.
Но, для того чтобы что-то отпарить, вы должны что – то связать.
На прошлом занятии вы научились вязать столбик с накидом. И сейчас используя два, три приёма вязания в одном узоре, вы сможете получить красивый квадратный мотив. А как, вы думаете, где можно использовать этот мотив? (Дети отвечают). Из этих мотивов можно составить множество различных изделий. Например: палантин, салфетку, покрывало, декоративную подушку. Применять как элемент декора в одежде (показать иллюстрации, и образцы изделий.).
- Но прежде чем вы приступите к практической работе, мы с вами, поиграем в игру «Ромашка». В результате чего вы повторите то, что нужно для практической работы. (Количество лепестков в ромашке, должно соответствовать количеству детей. Дети вытягиваю лепестки с вопросами и отвечают.)
Примерные вопросы на лепестках.
- Как обозначается воздушная петелька?
- Как обозначается столбик без накида?
- Как обозначается столбик с накидом?
- Как правильно пользоваться ножницами?
- Как правильно пользоваться крючком?
(Дети разбирают схему и вывязывают по ней мотив).
В перерыве практической работы проводится физкультминутка.
- Сегодня вы познакомились с правилами работы утюгом, которые вам пригодятся в течении всей жизни. И в заключении давайте оценим вашу работу. Возьмите фигурку и прикрепите её на тот уровень ступеньки, который вы считаете нужным (каждая обозначает бал)
– Скажите, почему, вы оценили свою работу именно так? (Дети отвечают)
-Ну, вот мы немножко отдохнули, продолжаем работать.
Сейчас вы должны свои образцы, которые связали отутюжить, опираясь на правила которые вы теперь знаете. И закрепить в тетрадь.