Опытно-экспериментальная деятельность
Объект эксперимента: процесс непрерывного социально-личностного развития старших дошкольников и младших школьников.
Предмет: содержание и технология процесса социально-личностного развития дошкольников и младших школьников в условиях непрерывного образования.
Цель эксперимента: разработать концепцию и технологию социально-личностного развития детей в условиях непрерывности дошкольного и начального образования; проверить их эффективность в ОЭР.
Планируемые результаты
- Разработка концепции непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников;
- Определение ведущих линий преемственного социально-личностного развития детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст на основе требований ФГТ и ФГОС;
- Разработка критериально-оценочной базы сформированности интегративных качеств в области социализации в переходном периоде из дошкольного в младший школьный возраст;
- Разработка психолого-педагогического сопровождения непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- Освоение педагогами ДОУ и учителями начальной школы методами социально-личностного развития детей на основе преемственного подхода к организации образовательной деятельности.
Задачи:
1.Определить сущность процесса непрерывного социально-личностного развития детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст.
2.Выявить критерии и показатели эффективности реализации преемственности во взаимодействии воспитателей и учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития детей.
3.Сформировать банк диагностических методик, оценивающих эффективность деятельности педагогов ОУ в реализации непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников.
4.Разработать психолого-педагогическое сопровождение непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
5.Описать содержание и этапы технологии реализации преемственности во взаимодействии педагогов ОУ на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе социально-личностного развития детей и проверить ее эффективность в ОЭР.
6. Разработать рекомендации для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств.
Этапы эксперимента:
Подготовительный (январь - декабрь 2011 г.) – формирование базы эксперимента по направлению, разработка программы, ее обсуждение с руководителями площадок ОЭР; описание критериев эффективности реализации преемственности во взаимодействии воспитателей и учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития детей;
отбор диагностических методик; моделирование процесса социализации детей на дошкольной и начальной ступенях образования; констатирующий этап эксперимента - диагностика участников эксперимента, анализ и интерпретация ее результатов.
Основной (январь – декабрь 2012 г.): формирующий этап эксперимента: разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- создание и апробация технологии преемственности во взаимодействии педагогов ОУ на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе социально-личностного развития детей.
Заключительный (январь – сентябрь 2013 г.): обобщающий этап эксперимента: разработка рекомендаций для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств, проведение диагностики, анализ результатов ОЭР; коррекция технологии.
Продукты ОЭР: публикации в сборниках ФГОУ «АПКиППРО» и журнале «Начальная школа плюс До и После», методические рекомендации, выступление на конференциях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления экспериментальной работы: Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию старших дошкольников и младших школьников. Организация развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ. Педагогическое диагностирование старших дошкольников и младших школьников. Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и УУД младших школьников . Пути и способы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников на дошкольной и начальной ступенях образования
Участники эксперимента ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования». Руководитель направления М.В. Корепанова, профессор, д.п.н., зав. кафедрой дошкольного образования ВГАПК РО ; 8 субъектов РФ; 16 регионов ( Архангельская обл., г.Волгоград и Волгоградская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Красноярский край, Московская обл., Мордовия, г. Саранск, Мурманская обл., г. Новосибирск, Пермский край, г. Псков, Ростовская обл., Самарская обл., г.Санкт-Петербург, Удмуртия, г. Ижевск); 42 школы и 48 детских садов Направление : «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию старших дошкольников и младших школьников»
Актуальность: Проблема приобщения к социальному миру - одна из ведущих в процессе формирования личности ребёнка; необходимость оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей; в нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании (ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС), подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений ; проблема преемственности между ДОУ и школой продекларирована, но не решена; решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса.
Проблема, требующая решения: отсутствие целостного подхода к решению задач социально-личностного развития в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Объект, предмет, цель эксперимента Объект эксперимента: процесс непрерывного социально-личностного развития старших дошкольников и младших школьников. Предмет: содержание и технология процесса социально-личностного развития дошкольников и младших школьников в условиях непрерывного образования. Цель эксперимента: обеспечение готовности педагогов к решению преемственных задач социально-личностного развития детей; разработка концепции и технологии социально-личностного развития детей в условиях непрерывности дошкольного и начального образования.
Планируемые результаты: Разработана концепция непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников; выделены ведущие линии преемственного социально-личностного развития детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст на основе требований ФГТ и ФГОС; разработана критериально-оценочная база сформированности интегративных качеств в области социализации в переходном периоде из дошкольного в младший школьный возраст; разработано психолого-педагогическое сопровождение непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; освоение педагогами ДОУ и учителями начальной школы методов социально-личностного развития детей на основе преемственного подхода к организации образовательной деятельности.
Этапы эксперимента: Подготовительный (январь - декабрь 2011 г.) - разработка программы, ее обсуждение с руководителями площадок ОЭР; - отбор диагностических методик; - диагностика участников эксперимента, анализ и интерпретация ее результатов. Основной (январь – декабрь 2012 г.): - разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; - создание и апробация технологии преемственности во взаимодействии педагогов ОУ на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе социально-личностного развития детей.
Этапы эксперимента: Заключительный (январь – сентябрь 2013 г.): разработка рекомендаций для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств, проведение диагностики, анализ результатов ОЭР; коррекция технологии.
Результаты первого этапа: Выявлены критерии эффективности преемственности во взаимодействии воспитателей и учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития детей. Обобщены и проанализированы результаты диагностики социально-личностного развития детей: 5-6 лет, 6-7 лет, 7-8 лет. Выявлены позитивные тенденции и общие проблемы в социально-личностном развитии детей. Сформирован банк диагностических методик по оценке непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников.
Анализ результатов диагностики детей – участников эксперимента Всего – 3550 детей 5-6 лет – 1244 ребёнка 6-7 лет – 1244 ребёнка 7-8 лет – 1062 ученика 48 д/сада 42 школы
Выявленные проблемы 5-6 лет снижены первичные представления об обществе и государстве; не все дети соблюдают нормы поведения; в общении отмечается агрессивность, дети не умеют уступать, договариваться; не умеют самостоятельно разрешать конфликты; дети затрудняются в контроле собственных действий при выполнении заданий; учебную задачу принимают, но затрудняются следовать правилам; затрудняются в оценке нравственных поступков своих и сверстников, вербализации нравственных качеств, эмоционального состояния друг друга и собственного.
Выявленные проблемы 6-7 лет Не имеют системных знаний об обществе, государстве. отмечается бедность словарного запаса, частое использование лексики из современных мультфильмов, фильмов ужасов и т.п. затрудняются в назывании поступков, не всегда способны адекватно оценить поступки другого, ограничиваются словами «хорошо-плохо». не проявляют активность в образовательном процессе; не умеют отстоять своё мнение, не реагируют на эмоциональное состояние друг друга, не считаются с мнением друг друга.
Выявленные проблемы 7-8 лет не сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления игровой деятельности (не умеют играть и общаться со сверстниками); есть учащиеся, не владеющие навыками самоконтроля; не могут самостоятельно проанализировать конфликт и найти конструктивное решение выхода из него; есть учащиеся, которые не знают и не соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения; есть учащиеся, которые не имеют представления об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему.
Результаты второго этапа: Для оказания практической поддержки участникам ФЭ на базе ВГАПКРО были проведены: серия совещаний – консультаций, 6 семинаров. Цель: психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ и начальной школы в разработке технологии сопровождения, предусмотренной задачами 2-ого этапа эксперимента. Семинары проводили преподаватели кафедры, специалисты в области педагогики и психологии, практические психологи ДОУ и начальной школы. Результат: овладение педагогами практическими навыками разработки технологии сопровождения.
Результаты второго этапа : Разработана программа и проведен совместный семинар участниками эксперимента МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 73 и МБОУ СОШ №27 Цель : обсуждение готовности участников к решению проблем преемственности в социально-личностном развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и обсуждение состояния преемственности .
Результаты второго этапа: Педагогами (ДОУ и начальной школы) с целью формирования готовности к реализации социально-личностного развития дошкольников и младших школьников: 1. составлены конспекты образовательной деятельности (тематических экскурсий, проектов, выставок, благотворительных акций и т.д.) для различных аудиторий слушателей: дети, педагоги, родители. 2. проведены данные мероприятия. 3. заполнены карты самоанализа по итогам проведения мероприятия (с целью сформулировать трудности, достижения, точки роста).
Результаты второго этапа: Педагогами (ДОУ и начальной школы) с целью создания методического сопровождения социально-личностного развития детей: 1. составлен перечень видеоматериалов (сюжеты из детских фильмов, мультфильмов, изготовлены скрин-шоты); 2. произведена подборка выдержек из художественной литературы, диалогов, наблюдаемых в жизни, проблемных ситуаций, иллюстрирующих уровень социально-личностного развития для анализа с позиции педагога, ребёнка, родителя, участника события и др.
Перспектива: третий этап (до сентября 2013 г) Заключительный (январь – сентябрь 2013 г.): обобщающий этап эксперимента: разработка рекомендаций для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств, проведение диагностики, анализ результатов ОЭР; коррекция технологии. Продукты ОЭР: публикации в сборниках ФГОУ «АПКиППРО» и журнале «Начальная школа плюс До и После», методические рекомендации, выступление на конференциях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!