Уголок психолога
Уважаемые родители, здесь вы можете получить консультацию психолога нашего ДОУ- Мироновой Ларисы Констатиновны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы родителям по адаптации ребёнка к условиям ДОУ | 12.31 КБ |
Возрастные особенности детей от2 до 7 лет | 23.89 КБ |
Консультация. Как реагировать на сложные ситуации | 12.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать ,если у Вашего ребенка возник страх разлуки.
1.Разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
2.Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи.
3.Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.
4.Выясните дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду, какое у нее заветное желание.
5.Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка –упал, подрался, обидели дети, опрокинул горшок или посуду, плохо или крайне избирательно ест, долго не засыпает, ударился и т.п.
6.Проконсультируйтесь с психологом детского сада, попросите его выйти в группу и понаблюдать за ребенком и его взаимоотношениями.
7.Обьясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.
8.Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку, или «мамину» вещь, например, пахнущий мамиными духами платочек, в который можно уткнуться, если ребенок заскучает и т.п.
9.Если это согласуется с правилами детского учреждения, принесите для ребенка «сонную» рубашечку, подушечку-думочку, с которой можно посидеть, цветную накидочку (хорошо, если это сделано руками мамы или бабушки) – в этих вещах частичка дома и домашнего запаха, дорогой для ребенка символ семьи.
10.Если страх ребенка и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тети, дяди, старшие братья или сестры).
11.При знакомстве с воспитателем группы расскажите как можно подробнее о своем ребенке, его привязанностях, особенностях, любимых игрушках и занятиях, расскажите, как ребенок привык дома есть, засыпать, проводить время.
Предварительный просмотр:
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования;
Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния;
Внимание, мышление, память - непроизвольны.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет – кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей старше 3 лет носит наглядно – образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.
Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.
Мышление носит наглядно-образный характер;
Внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
Речь находится в стадии формирования;
Ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ
Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на 5 году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются 2: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно – деловой характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.
Мышление по-прежнему носит наглядно – образный характер.
Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4-5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
РЕЗЮМЕ:
Мышление носит наглядно-образный характер;
Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают информацию, если она касается кого-то живого.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
РЕЗЮМЕ:
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
Ребёнку исполнилось 6 лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.
В 6 лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.
Интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития различных умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.
К 6 годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.
Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребёнок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.
Малыш уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать.
Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Ваш малыш должен без какого –либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.
Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами действия. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.
Ему необходимо развивать способность к произвольному запоминанию, используя различные приёмы, базирующиеся на хорошей памяти – и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой…
Ребёнок должен обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.
Но главное, что должен делать Ваш ребёнок, - владеть собой и подчинять свои желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребёнок должен усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия.
Предварительный просмотр:
Как реагировать на сложные ситуации,
возникающие с гиперактивными детьми.
- Научитесь не придавать проступку ребенка чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Это не означает, что нужно всегда идти у него на поводу. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых.
- Никогда не наказывайте ребенка, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослого.
- Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «ты себя плохо ведешь – ты плохой» порочна. Она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, заставляет его бояться.
- Обязательно объясните, в чем состоит его проступок и почему так себя вести нельзя.
- Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, вызывает обиду и боль.
- Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, подчеркивая его недостатки.
- Жесткое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.
- Обратитесь к специалисту (педиатру или неврологу), если ребенок проявляет все признаки невнимательности, гиперактивности, импульсивности.