Уголок логопеда
Уважаемые родители, здесь вы можете получить консультацию учителя-логопеда нашего ДОУ- Провоторовой Ольги Александровны
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРАЕМ ДОМА__________________________________________
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные, взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Если же ребенок упорно отказывается от занятий, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы делаете не так.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Многие родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе при выполнении домашних заданий. Результат во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаю вашему вниманию несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.
«Загадки»
Для этой игры потребуется: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь – корова – ворона – жираф – ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что не живая, затем ворону – птица, потом корову – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.
Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе много. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям.
«Веселые рифмовки»
Игра учить ребенка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком.
Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем.
На картинке у Кирилла Три зубастых крокодила. или Очень грустная горилла или Кенгуру заговорила или Черепаха суп варила | Ромашки на кармашке У маленькой Наташки. А в кармашке у Наташки Разноцветные стекляшки или Три усатых таракашки или Пуговицы от рубашки или Фотография Аркашки. |
«Найти ошибку»
Это игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.
На бахче растут медузы. В море плавают арбузы. | Расцвели на клумбе козы, На лугу пасутся розы. |
«Расскажи и покажи»
Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.
Мухомор на тонкой ножке | Встаньте на одну ногу. Руки на поясе. |
Вырос на лесной дорожке, | Поднимите руки вверх и в стороны. |
Ждет прихода грибников. | Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слева направо. |
Кто сорвать его готов? | Жест вопроса и удивления. |
Знают грибники прекрасно: | Ритмично погрозите пальцем. |
Мухоморы есть опасно! | Погладьте живот. Вытяни руки вперед ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то. |
Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру.
Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!
Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука.
Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.
В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их на занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» – золотое правило игры. Пусть у ребенка будет живой интерес к игре и острое желание продолжить ее завтра.
учитель-логопед Ольга Александровна
Предварительный просмотр:
ИГРАЕМ ДОМА_________________________________________
Артикуляционная гимнастика
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы, и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, поэтому ваши занятия артикуляционной гимнастикой дома будут большим подспорьем в коррекционной работе, особенно на этапе постановки и исправления того или иного звука.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык. У нас артикуляция -автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Ваши занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если вы их разнообразите стихотворными текстами, загадками и сказками. Включите своё воображение и фантазию, и ваши занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для вашего малыша.
Язык широкий положи
И спокойно удержи.
(упр. «Блинчик»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(упр. «Иголочка - Лопаточка»)
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
(упр. «Язычок шагает»)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(упр. «Заборчик»)
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Её бока к зубам прижмем.
(упр. «Чашечка»)
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела -
И снова за дело.
(упр. «Лошадка»)
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(упр. «Киска сердится»)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(упр. «Грибок»)
Гвозди, молоток и клещи -
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг».
(упр. «Молоток»)
На качелях я качаюсь,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всех выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
(упр. «Качели»)
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
«Лопаточка» Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко. | |
«Иголочка» Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. | |
«Часики» Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. | |
«Футбол», «Орешки» Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку. | |
«Качели» Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. | |
«Худышка-толстячок» Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно. | |
«Улыбка» Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и]. | |
«Горка», «Киска сердится» Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны. | |
«Чашечка» Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. | |
«Грибок» Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать). |
Предварительный просмотр:
НА КОНСУЛЬТАЦИИ У СПЕЦИАЛИСТА__________________
О правильном дыхании
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании детей выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II – III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких либо препятствий через «входные ворота» – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение – закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняется: проделывают его во время ходьбы.
Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Звуковая гимнастика восстанавливает дыхание через нос, повышает эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения.
Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [п], [м], [н], [в], [ф], [д], [т], [ш], [ж]. Воздух как бы выталкивается через нос.
Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.
Так же полезно больше читать вслух, или произносить чистоговорки, потешки, считалки, стихи. Главное, говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, четко проговаривая звуки в словах и следя за дыханием.
Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего воды выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.
Для улучшения дыхания через нос после операции (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу – морковь, репу, яблоки, мясо.
Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики включают наклоны туловища назад - вперед, в стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.
В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшения носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала – горячей водой (температура 38 - 40 С), затем прохладной, комнатной (температура 19 - 20 С).
Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 4 С, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и тоже время.
Теперь о воздухе. Воздух – среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4 – 5 раз грязнее наружного и в 8 – 10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.) Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.
Еще в 20-е годы прошлого века биофизик А.Л. Чижевский опытным путем доказал, что химический состав воздуха со временем лишается электрических зарядов. Организмы, дышащие таким воздухом, испытывают аэроионное голодание. Аэроионы часто называют «Витаминами воздуха». Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма. Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных, соляных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.
Дышите на здоровье!
учитель-логопед Ольга Александровна
Предварительный просмотр:
ЭТО ИНТЕРЕСНО!__________________________________
Пословицы и поговорки о речи
В богатейшей сокровищнице русского народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались и пользуются большой популярностью, как в древности, так и в наши дни.
Пословицы и поговорки способствуют обогащению языка, они прочно вошли в нашу речь, и являются неотъемлемой ее частью. С их помощью люди с давних пор приобрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, учились умению лаконично и вместе с тем образно оценивать различные явления действительности.
Максим Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступают прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами». Недаром говорится:
- красна речь притчею (поговоркой)
- поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Из содержания большинства пословиц и поговорок можно четко выделить мысль о необходимости речи и слова для человека, т.е. необходимости функции общения вообще. Это видно из следующих пословиц:
Слово благо паче даяния многа (на старославянском языке)
Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Кто не умеет говорить, тот портит разговор.
Без слова дело не делается.
Красное слово всегда в пору.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
Без языка и колокол нем.
Сила влияния на психику человека и его душевное состояние, переживания, эмоциональный настрой велика.
Слово – ключ, которым открываются сердца.
Слово горы ворочает.
Птицу кормом возьмешь, а человека – словом.
Нет мук страшнее муки слова.
Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.
Слово не стрела, а к сердцу льнет.
Слово пуще стрелы разит.
Сказал, как топором отрубил.
Сказал, как узлом завязал.
Наговорились, как меду напились.
Благодаря пословицам и поговоркам мы узнаем, как необходимо для человека умение правильно говорить, какой должна быть красиво построенная, правильно оформленная речь. Одна из пословиц гласит: По речам узнают человека. Итак, правильная речь должна быть:
Умной
Умную речь хорошо и слушать.
Умные речи и дурак поймет.
Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
Глупо говорить – людей смешить.
Глупые речи, что пыль на ветру.
Хорошего пирожка приятно покушать, умную речь приятно послушать.
Непродуманное слово, что недозрелое яблоко.
Во многих пословицах выражена мысль о необходимости говорить обдуманно и верно.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Конь вырвется – догонишь, а сказанного слова не воротишь.
Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
Сказанное слово в кадык не ворочается.
Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо.
Губки да зубки – два замочка: вылетит словечко, не поймаешь.
Уместной
Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.
Каждому слову свое место.
Речь красна слушанием.
Сам поет, сам и слушает.
Не молчи, когда нужно говорить.
Значимой
Слова не должны расходиться с делом, а должны подкрепляться ими.
Не бросай слов на ветер.
Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит.
Говорить без дела, что на воде писать.
Где много говорят, там машины стоят.
Речи слышали, а дела не видим.
Говорит много, а дела на грош, да и тот нехорош.
Словами, что листьями сыплет, а делами, что иглами колет.
Из одних слов шубы не сошьешь.
Выразительной
Четко, кратко и доступно выражает свои мысли, высмеивать чрезмерную болтливость и пустословие.
Скажи свинье, а свинья борову, а там разойдется по всему городу.
Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
К осени погода становится дождливее, а люди к старости – болтливее.
Рот нараспашку, язык на плечо.
В многословии не без пустословия.
Говори, говори: да и молчи.
Много говорить – голова заболит.
Лишнее говорить – только делу вредить.
Язык без костей потешает гостей.
Умей сказать многое в немногих словах.
Коротко сказано, да много высказано.
Несколько хороших слов – сладко, слишком много слов – приторно.
Некоторые пословицы и поговорки повествуют о речевых нарушениях.
Артикуляция
Говорит, словно жвачку жует.
Рассказал, как размазал.
Прожуй слово да вымолви.
Темп речи
Говорит, что горох о стену лепит.
Говорит, как спит.
Трудности в формировании фразы
Замолчал, как рыба в пироге.
Замолчал, как воды в рот набрал.
Говорит, как клещами на лошадь хомут надевает.
В пословицах и поговорках можно найти и некоторые советы по исцелению речевых дефектов.
Говори смелее – будет вернее.
Учитель-логопед: Провоторова О.А.
Предварительный просмотр:
ИГРАЕМ ДОМА__________________________________________
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в различных местах. Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и главное полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе с взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «Речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Выступая в самых разных ролях, ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две) придумайте удобный или соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голосом; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе с взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и … читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты»
Аты-баты, Шли солдаты. | Дети маршируют. Прикладывают правую руку к голове – «отдают честь». |
Аты-баты, На базар. | Дети маршируют. Указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар». |
Аты-баты, Что купили? | Дети маршируют. Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками». |
Аты-баты, Самовар. | Дети маршируют. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар». |
Аты-баты, Сколько стоит? | Дети маршируют. Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед – вопросительная интонация. |
Аты-баты, Сто рублей! | Дети маршируют. Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег». |
Аты-баты, Заходите, | Дети маршируют. Выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация. |
Выпьем чаю | Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце». |
Поскорей! | Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат «чашечку». |
Считалка «Мы сидели на печи»
Мы сидели на печи, | Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра – «сидят на печке». |
Ели булки, | Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку». |
Калачи. | Выставляют левую руку в сторону – «держат на ладони калач». |
Бабка Ёжка прилетела, | Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок от полета». |
Все бараночки поела, | Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе. |
Нам остался лишь батон, | Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе. |
Кто не съел, Тот вышел вон! | Кладут обе руки на живот. Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход». |
«Как у бабушки Наташи»
Как у бабушки Наташи, | Держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи. |
Ели вкусную мы кашу. | Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее стоящим справа и слева. |
Каша пшенная с дымком, | Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка», указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши вверх, говорят нараспев. |
Каша пшенная с дымком, | Те же движения, но правая рука – «тарелка», левая – «дымок». |
С хлебом, | Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, ладонь вниз – «ломоть хлеба». |
С маслом, | Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла». |
С молоком. | Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка». |
Взяли мы большие ложки, | Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки». |
Съели все до самой крошки! | Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту. |
Вот какая каша | Снова делают «тарелку», показывая ее стоящим справа и слева. |
У бабушки Наташи! | Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят шепеляво, по-старушечьи. |
Речевая игра «Барабек»
Робин Бобин Барабек | Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом. |
Скушал сорок человек | Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией. |
И корову, | Приставляют указательные пальцы к голове – «рога», говорят низким голосом. |
И быка, | Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову – «упрямый бык». |
И кривого мясника, | Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник». |
И телегу, | Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге». |
И дугу, | Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев – «дуга». |
И метлу, | Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла». |
И кочергу, | Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – «кочерга в печи». |
Скушал церковь, | Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу» произнеся текст серьёзно и негромко. |
Скушал дом, | Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома». |
Скушал кузню С кузнецом, | Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, два раза ударяют, говорят в ритме движений. |
А потом и говорит: - У меня живот болит!!! | Разводят руки в стороны. Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо. |
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ___________________________________
Речевая АЗБУКА: от «А» до «Я»
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, щек, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, щелкать, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая середина» – вот к чему надо стремиться в развитии ребенка. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи)
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Задавайте вопросы с предлогами за, под, над и др. (Кто сидит на дереве?)
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Нормы звукопроизношения таковы:
3 - 4 года – [М,Мь],[Н,Нь],[П,Пь],[Б,Бь],[Т,Ть],[Д,Дь],
[К,Кь],[Г,Гь],[Х,Хь],[Ф,Фь],[В,Вь],[С,Сь],[З,Зь],[Ц],[Й]
4 - 5 лет – [Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Ль]
5 - 6 лет – [Л],[Р,Рь]
Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.
Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!)
Режим дня очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы, и обязательно проконсультируйтесь у невролога.
Соска вредна, если ребенок сосет ее долго и часто. Во-первых, формируется высокое (готическое) небо, неправильный прикус, что влияет на формирование звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов используются жесты и пантомимика.
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки, развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» – эту истину провозгласил еще М.Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать возрасту и способностям.
Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать цветок – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом. Детям с аллергией упражнения с живыми цветами противопоказаны!
«Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.
Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10-12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетку можно использовать для массажа пальцев, ладошек – развивается мелкая моторика, повышается тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.
«Эхо» – игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, ёж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
[Ю]=[Й]+[У]; [Я]=[Й]+[А]; [Ё]=[Й]+[О]; [Е]=[Й]+[Э];
Язык – орган артикуляции. Выполняйте гимнастику для языка перед зеркалом. Достаточно 10-15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.