Программа факультатива

 

                                    Утверждаю.

                                                   Заведующий МДОУ

                                                                                                                                                           ____________Н.А.Васильева

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                      

детский сад №100  

общеразвивающего вида г. Кола     муниципального образования

Кольский район Мурманской области

 

 

Рабочая программа 

«Маленькие граждане большой страны»  

дополнительного образования

нравственно – патриотической направленности

факультатива  «Русская изба»

 

 

Автор:    Зеленкова Е.М.,

               музыкальный руководитель МДОУ детский сад №100                   

               общеразвивающего вида г. Кола                             

Рецензент:   Калиновская Н.В.

                     старший воспитатель МДОУ детский сад №100

                     общеразвивающего вида г. Кола

 

 

Принята на заседании педагогического совета.

Протокол

Пояснительная записка

 

«ВРЕМЕНА  ТЕПЕРЬ  ДРУГИЕ,  КАК  И  ИГРЫ, И  ДЕЛА.

ДАЛЕКО  УШЛА  РОССИЯ  ОТ  СТРАНЫ, КАКОЙ  БЫЛА,

НО  ПРЕДАНЬЯ   СТАРИНЫ  ЗАБЫВАТЬ  МЫ  НЕ  ДОЛЖНЫ.

СЛАВА  РУССКОЙ  СТАРИНЕ!    СЛАВА  НАШЕЙ  СТОРОНЕ!»

 

Чтобы знать свое место в окружающем мире,  быть уверенным в будущем   каждому человеку  необходимо знать   историю и культуру народа, которому он принадлежит: традиции, обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д.  В противном случае  будут потеряны ориентиры развития народа, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Типовая Программа  формулировала задачи  по знакомству дошкольников с родной культурой   формально, не обозначены  были средства и методы решения этих задач, у воспитателей не было соответствующих материалов и пособий, да  и  педагоги плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания ее древности и величия. В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей был создан мини-музей русского народного быта.  Педагогическим  коллективом  было принято решение организовать факультатив нравственно-патриотической направленности «Русская изба» с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, формирования у них патриотических чувств, развитие духовности.

Для создания данной рабочей программы  использованы:

  • программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой    - СПб.: Детство - Пресс,2006.     
  • программа для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И.А Кузьмина, А.В.Камкина– Москва.: Издательский дом «Истоки», 2007.

 

Цель программы – приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.

 

Задачи:

формирование у дошкольников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.

 

Приоритеты:

 

Ø  окружающие предметы должны пробуждать душу ребёнка, воспитывать в нём чувство красоты, любознательность, помогать осознанию что он – часть великого русского народа;

 

Ø  использование всех видов фольклора, как источника познавательного и нравственного развития детей;

 

Ø  знакомство с народными праздниками и традициями для развития наблюдательности различных сторон общественной деятельности человека;

 

Ø  создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семье, повышение педагогической культуры родителей;

 

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня по подгруппам. Продолжительность занятия 10, 20 и 25  мин. Общее количество учебных занятий в год – по 30 в первой и второй  подгруппах    и по 15 – в третьей и четвертой  подгруппах. Занятия проводятся с октября по май.

Педагогический анализ знаний  и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.

 

  • «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок,  потешек;

 

  • «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями);

 

  • «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся  с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками;

 

  • «Музыкальное воспитание»,где дети учатся слышать в народной музыке разное         эмоциональное состояние и передавать его жестами, мимикой;

 

Сроки реализации программы

 

Программа рассчитана на 4 года   работы с детьми с 3 до 7 лет

 

Педагогическая диагностика

 

Для определения уровня  знаний и умений детей  используется диагностика  Микляевой  Н.В.  (Методическое пособие «Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования»   М.: Айрис – пресс, 2006.)

Знание русских народных сказок

Знание и использование в речи потешек, пословиц, поговорок, частушек...

Знание  названий, назначения предметов русского народного быта

Знание народных праздников

Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре.

Общий уровень

 

 

 

 

 

    Высокий уровень –

 

Ø  Ребёнок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры: знает и использует в речи  пословицы и поговорки, загадки, образные выражения, знает народные приметы.

Ø  Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает названия праздников и когда они бывают.

 

       Средний уровень –

Ø  Дети  знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение.

Ø  Помнят русские народные потешки, прибаутки, загадки, образные выражения и используют их в речи.

Ø  Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с той же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ.

 

      Низкий уровень –

Ø  Дети знают некоторые потешки, пословицы, поговорки, загадки, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом  не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний.

Ø  Участвуют в народных праздниках, но пассивно.

 

 

 

 

Календарно - тематический план

1 подгруппа(2 младшая группа) 

Месяц

Тема занятия

Содержание

Октябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми избы.

Знакомство  с колыбелькой и колыбельными песнями.

 

 

Любимое имя

(совместно с родителями)

Игровое упражнение «Назови своё имя».

Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?»

Хороводная игра «Именины».

Оформление страницы Альбома «Любимое имя» (родители записывают имена  своих детей).

 

 

 « Колобок»

 Знакомство со сказкой «Колобок» с использование театра на кружках.

 

 

 « Чудесный сундучок»»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

 

Ноябрь

 «Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой.

Заучивание потешки «Как у нашего кота».

Игра с котёнком катушкой на ниточке.

 

 

  «Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой  «Снегурушка и лиса».

Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)

 

 

Доброе слово

 

Сюжетно-дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя».

Ресурсный круг «Доброе слово».

Оформление страницы Альбома «Доброе слово»

 

 

«Водичка, водичка, умой моё личико»   

Знакомство детей с рукомойником.

Разучивание потешки  «Водичка, водичка, умой моё личико».

 

Декабрь

 «С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой моё личико».и колыбельных.

 

 

 Ласковая песня

 

Сюжетно-дидактическая игра «Уложи куклу спать».

Ресурсный круг «Ласковая песня».

Оформление страниц Альбома «Ласковая песня» (любимая колыбельная песня моего ребёнка)

 

 

«Уж ты, зимушка – зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

 Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

 

 

  Праздничная песня (совместно с родителями)

Новогодний хоровод с родителями.

Ресурсный круг «Новогодняя ёлочка»

Оформление страницы Альбома «Праздничная песня» (аппликация «Мы любим нашу ёлочку» - продуктивная деятельность  детей и взрослых)

 

Январь

 «Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством.

 

 «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром.

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

 

 

 Любимый образ

 

Разговор в круге на тему «Моя мама».

Ресурсный круг «Мамочка моя».

Игра «Поможем маме».

Оформление страницы Альбома «Солнышко для мамы».

 

Февраль

 «Идёт коза рогатая»

Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой.

Разучивание потешки «Идёт коза рогатая».

 

 

 «Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой  «Волк и семеро козлят».

 

 

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко»

Разучивание потешки про солнышко.

 

 Образ света

 

Игра «Солнышко и дождик».

Ресурсный круг «Позови солнышко».

Оформление страницы Альбома «Образ света» (родители записывают потешку о солнышке, рассказанную ребёнком).

 

Март

Хозяйкины помощники

Знакомство  детей с предметами  обихода – коромыслом, вёдрами, ухватом, кочергой, чугунком.

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

 

 

«Гость на гость – хозяйке радость».

Знакомство детей с медведем Мишуткой и сказкой «Три медведя»

 

 

 «Маша и медведь»

Знакомство со сказкой «Маша и медведь».

 

 

  Добрый мир

Разговор на тему «Добрый мир».

Ресурсный круг «Добрый мир».

Игра «Наседка и цыплята».

Оформление страницы Альбома«Добрый мир».

 

Апрель

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная»

 

 

«Петушок – золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком.

Разучивание потешки о петушке.

 

 

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

 

  Добрая книга

Рассматривание с детьми книги  «Репка».

Ресурсный круг «Добрая книга» (раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка»)

 

Май

«Сорока – белобока кашу варила» 

Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком.

Разучивание потешки «Сорока – белобока кашу варила…»

 

 

Любимая книга

(совместно с родителями)

 Совместное чтение взрослыми книг детям.

Ресурсный круг «Моя любимая книга».

Игра – викторина «Угадай название»

Оформление страницы Альбома «Любимая книга моего ребёнка» (совместный рисунок детей и взрослых)

 

imageimage

Прощание с «избой».

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с «избой» до осени.

 

 

2 подгруппа(средняя группа)      

Месяц

Тема занятия

Содержание

Октябрь

«Во саду ли, в огороде»

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде».

Загадывание загадок об овощах и о фруктах.

 Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 

 

«Лисичка – сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»

 

 

Дружная семья

Беседа на тему «Дружная семья»

Работа в паре «Дружная семья»

Создание проекта «Я  и мое имя»

 

Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком.

Разучивание потешек про корову  и бычка.

 

Ноябрь

«Бычок – черный бочок».

Повторение потешки про бычка.

Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца».

 

 

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – прялкой. Знакомство со сказкой.

 

 

Домашнее тепло

Чтение рассказа Л.Нечаева «Семеро по лавкам»

Игра-драматизация по рассказу

Ресурсный круг «Домашнее тепло»

Оформление страниц альбома (раскрашивание иллюстраций к рассказу)

 

 

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю.

Дидактическая игра «Похвали петушка».

Знакомство со сказкой.

 

Декабрь

«Здравствуй,

зимушка – зима»

Загадки о зиме.

Разучивание р.н.п. «Как на тоненький ледок»

 

 

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой.

Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

 

 

Дорога добра

Беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги»

Игра «Дороги добра»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

 

 

«Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года.

Разучивание колядки «Щедровочка».

Январь  

«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.

 Инсценирование сказки «Теремок» с использованием театра на ложках

 

 

Сказочный лес

Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»

Работа в паре «Сказочный лес»

Игра-драматизация  по сказке «Снегурушка и лиса»

 

 

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки.

 

Февраль

Добрая забота

Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных»

Работа в паре «Добрая забота»

Инсценирование песни «Вышла курочка гулять»

Оформление страниц альбома «Добрая забота»

 

 

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном.

Знакомство со сказкой.

 

 

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.

Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья)

 

 

Труд земной

Игровое инсценирование рнп   и потешек

Чтение рассказа Ушинского «На что тебе?»

Ресурсный круг «Чему доброму вас научили взрослые»

 

Март

«При солнышке – тепло,

при матери – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.

Самостоятельный рассказ «Какая моя мама»

Пение песен о маме.

 

 

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой.

Пословицы и поговорки о балалайке.

Прослушивание грамзаписи звучания балалайки.

Знакомство  с новой песней Роот «Балалайка»

 

 

Любимая сказка

Викторина «Угадай сказку»

Дидактическая игра с кубиками «Собери сказку»

Ресурсный круг «Моя любимая сказка»

Игровое упражнение «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».

Оформление страниц  альбома «Любимый сказочный герой»

 

 

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей.

Разучивание песни «Блины»

 

Апрель

«Шутку шутить –

людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами.

Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

 

 

«Весна, весна,

поди сюда»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

Загадывание загадок о весне.

Заучивание заклички о весне.

 

 

Благодарное слово

Разговор в круге о любимой игрушке

Ресурсный круг  «Благодарное слово»

Оформление страниц альбома на тему «Сегодня мне подарили…»

Игры с подаренными игрушками.

 

 

«Лисичка – сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»

Май

 Времена года

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок.

Повторение закличек, песенок о временах года.

 

 

 Светлый праздник

Художественно-игровая деятельность детей

Ресурсный круг «Доброе слово березке»

Оформление страниц альбома «Украсим берёзку»

 

 

Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору педагога).

Прощальное чаепитие.

 

 

3 подгруппа(старшая группа)

Месяц

Тема занятия

Содержание

Октябрь

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый».

Беседа о взаимовыручке и поддержке.

 

 

Верность родной  земле. 1

Беседа на тему «За что люди благодарны защитникам Земли Русской»

Работа в круге  - рассматривание иллюстраций.

 

Ноябрь

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе.

 Знакомство со сказкой.

 

 

Верность родной земле 2

Беседа о подвигах богатырей.

Речевая игра «О каком богатыре говориться в былинах?»

Работа в паре «Защитник Отечества»

 

Декабрь

«Проказы старухи зимы»

Беседа о характерных особенностях зимы.

Разучивание заклички «Ты. Мороз, Мороз, Мороз»

Загадки о зиме.

Знакомство со сказкой Ушинского «Проказы старухи зимы»

Повторение  заклички «Ты. Мороз, Мороз, Мороз»

 

 

Радость послушания

Работа в круге – разговор с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»

Работа в группе «Радость послушания»

 Оформление страниц альбома «Радость послушания»

 

Январь  

Светлая надежда

Рассказ о празднике Рождества.

Чтение «Предание о первой рождественской елке»

Ресурсный круг «Рождественское чудо».

Оформление страниц альбома «Рождественское  чудо»

 

 

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января.

Знакомство со сказкой «Морозко».

 

Февраль

Доброе согласие

Разговор в круге о согласии по рассказу Нечаева  «Саночки»

Работа в паре «Построим дом»

Строительная игра «Наш дом»

Оформление страниц альбома «Доброе согласие»

 

 

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны.

Разучивание заклички о весне»Жаворонки, прилетите».

Рассказ о масленице.

Знакомство с обрядовыми песнями

 

Март

Добрые друзья

Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях (на основе сказок «Сивка Бурка», «Зимовье зверей»)

Работа в паре «Добрые друзья»

 

 

 Добрые дела

Беседа о том, почему важно совершать добрые дела (по сказке Ершова «Конек-горбунок»)

Работа в паре «Добрые дела»

Игра-инсценировка «Всегда найдется дело для умелых рук»

Оформление страниц альбома «Добрые дела»

 

Апрель

«Шутку шутить –

людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами.

Составление детьми потешного рассказа.

Загадывание загадок о весенних явлениях.

 

 

Мудрое  слово

Разговор в круге о мудрости и мудрых людях

Ресурсный круг  «Кого можно назвать мудрым?»

Речевая игра «доскажи словечко»

Оформление страниц альбома на тему «Мудрое слово»

 

Май

 Мудрые люди

Разговор на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?»

Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами»

Оформление страниц альбома «Мудрый наказ»

 

 

Прощание с «избой»

Словесные народные игры.

Рассказывание докучных сказок.

Пение частушек.

Прощальное чаепитие.

 

 

4 подгруппа(подготовительная к школе группа)

                                                                                              

Месяц

Тема занятия

Содержание

Октябрь

«Октябрь-грязик –

ни колеса, ни полоза не любит»

 Беседа о характерных приметах октября.

Рассказ о народном празднике Покрове. 

Заучивание заклички «Восёнушка-осень»

 

 

 Сказочное слово

Викторина по сказкам. 

Игра-драматизация «Путешествие по сказкам».

Оформление страниц альбома «Моя любимая сказка»

 

Ноябрь

«Зима – не лето, - в шубу одето»

Заключительная беседа об осени.

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок»

 

 

 Напутственное слово

Работа в круге: разговор на тему «Путешествие».

Работа в паре «Напутственное слово».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

 

Декабрь

 «Пришёл мороз – береги ухо и нос»

 Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песни «Как на тоненький ледок»

 

 

 Жизненный путь

 Работа в микрогруппах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь».

Ресурсный круг «Жизненный путь».

Оформление страниц  альбома «Кем я хочу стать?»

 

Январь  

 Светлый чудотворный образ

 Беседа о преподобном Сергии Радонежском.

Речевая игра «Доскажи словечко»

 

 

 Мастера и рукодельницы

 Работа в круге: беседа о мастерах и мастерстве (на основе сказки Бажова «Каменный цветок»)

Игра «Где мы были».

Работа в паре «Мастера и  рукодельницы».

Оформление страниц альбома «Русские узоры».

 

Февраль

 «Живёт в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание рнп «Ой, вставала я ранёшенько»

 

 

 Старание и терпение

 Беседа о старании и  терпении на основе сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Работа в паре «Старание и терпение».

 

Март

Русская  матрёшка

Мультимедийная презентация «Маленькая крошка – русская матрешка».

Разучивание частушек.

Прослушивание в записи рнп.

 

 Семейные традиции

Разговор о семейных традициях.

Работа в паре «Традиции нашей семьи».

Оформление страниц альбома «Традиции нашей семьи»

 

Апрель

«Весна, весна,

поди сюда»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

Загадывание загадок о весне.

Заучивание заклички о весне.

 

 

 Книга – праздник души

Совместно  с работником библиотеки

 Беседа с детьми о книге.

Чтение детям отрывков из произведений Пушкина.

 

Май

 «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

Рассказ о  воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

 

 

До свидания, детский сад. Здравствуй, школа.

Совместное с учителем начальных классов  и родителями.

 Заключительная беседа о русской избе.

Разговор в круге о созданном детьми альбоме «Мои истоки».

Художественно-игровая деятельность детей с участием взрослых.

Ресурсный круг с делегированием»Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми».

 

 

Работа с родителями

 

ü  Совместные занятия

 

ü  Консультации

 

ü  Выступления детей на родительских собраниях

 

ü  Гулянье «Масленица»

 

ü  Проведение майских фольклорных развлечений

 

ü  Участие в проведении дней открытых дверей в МДОУ.

 

ü  Фотовыставки и фотоотчеты работы факультатива

 

ü  Участие детей в районных конкурсах

 

 

Методическая работа

 

·         Выступление на педагогических советах

 

·         Проведение   мастер – классов для педагогов 

 

·         Открытые  занятия  на факультативе

 

·         Творческие отчеты

 

·         Консультации

 

 

 

 

Литература

Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Спб.: Детство-Пресс, 1999.

-  Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.; Аркти, 2005.

-  Князева О.Л., Маханёва М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной    культуры:программа, учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2006.

- И.А Кузьмин, А.В.Камкин  программа для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Москва.: Издательский дом «Истоки», 2007.

-  Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, Элизе Трейдинг, 2004.

-  Микляева Н.В.  Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования:  методическое пособие.  М.: Айрис – пресс, 2006.

-  На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. А.А. Разумов. М., 1957

-  Салова Г.М. Дорожить русской культурой // Дошкольное воспитание. 1990. №5.

-  Сорокина Н.Ф., Миланович  Л.Г.  Театр – творчество – дети // Дошкольное воспитание.1994. №8,9.