Программа факультатива
Утверждаю.
Заведующий МДОУ
____________Н.А.Васильева
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100
общеразвивающего вида г. Кола муниципального образования
Кольский район Мурманской области
Рабочая программа
«Маленькие граждане большой страны»
дополнительного образования
нравственно – патриотической направленности
факультатива «Русская изба»
Автор: Зеленкова Е.М.,
музыкальный руководитель МДОУ детский сад №100
общеразвивающего вида г. Кола
Рецензент: Калиновская Н.В.
старший воспитатель МДОУ детский сад №100
общеразвивающего вида г. Кола
Принята на заседании педагогического совета.
Протокол
Пояснительная записка
«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Чтобы знать свое место в окружающем мире, быть уверенным в будущем каждому человеку необходимо знать историю и культуру народа, которому он принадлежит: традиции, обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. В противном случае будут потеряны ориентиры развития народа, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Типовая Программа формулировала задачи по знакомству дошкольников с родной культурой формально, не обозначены были средства и методы решения этих задач, у воспитателей не было соответствующих материалов и пособий, да и педагоги плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания ее древности и величия. В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей был создан мини-музей русского народного быта. Педагогическим коллективом было принято решение организовать факультатив нравственно-патриотической направленности «Русская изба» с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, формирования у них патриотических чувств, развитие духовности.
Для создания данной рабочей программы использованы:
- программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой - СПб.: Детство - Пресс,2006.
- программа для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И.А Кузьмина, А.В.Камкина– Москва.: Издательский дом «Истоки», 2007.
Цель программы – приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.
Задачи:
формирование у дошкольников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.
Приоритеты:
Ø окружающие предметы должны пробуждать душу ребёнка, воспитывать в нём чувство красоты, любознательность, помогать осознанию что он – часть великого русского народа;
Ø использование всех видов фольклора, как источника познавательного и нравственного развития детей;
Ø знакомство с народными праздниками и традициями для развития наблюдательности различных сторон общественной деятельности человека;
Ø создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семье, повышение педагогической культуры родителей;
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня по подгруппам. Продолжительность занятия 10, 20 и 25 мин. Общее количество учебных занятий в год – по 30 в первой и второй подгруппах и по 15 – в третьей и четвертой подгруппах. Занятия проводятся с октября по май.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;
- «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями);
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками;
- «Музыкальное воспитание»,где дети учатся слышать в народной музыке разное эмоциональное состояние и передавать его жестами, мимикой;
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года работы с детьми с 3 до 7 лет
Педагогическая диагностика
Для определения уровня знаний и умений детей используется диагностика Микляевой Н.В. (Методическое пособие «Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования» М.: Айрис – пресс, 2006.)
Знание русских народных сказок | Знание и использование в речи потешек, пословиц, поговорок, частушек... | Знание названий, назначения предметов русского народного быта | Знание народных праздников | Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре. | Общий уровень |
Высокий уровень –
Ø Ребёнок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры: знает и использует в речи пословицы и поговорки, загадки, образные выражения, знает народные приметы.
Ø Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает названия праздников и когда они бывают.
Средний уровень –
Ø Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение.
Ø Помнят русские народные потешки, прибаутки, загадки, образные выражения и используют их в речи.
Ø Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с той же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ.
Низкий уровень –
Ø Дети знают некоторые потешки, пословицы, поговорки, загадки, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний.
Ø Участвуют в народных праздниках, но пассивно.
Календарно - тематический план
1 подгруппа(2 младшая группа)
Месяц | Тема занятия | Содержание |
Октябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми избы. Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.
|
| Любимое имя (совместно с родителями) | Игровое упражнение «Назови своё имя». Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» Хороводная игра «Именины». Оформление страницы Альбома «Любимое имя» (родители записывают имена своих детей).
|
| « Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок» с использование театра на кружках.
|
| « Чудесный сундучок»» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.
|
Ноябрь | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Игра с котёнком катушкой на ниточке.
|
| «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)
|
| Доброе слово
| Сюжетно-дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя». Ресурсный круг «Доброе слово». Оформление страницы Альбома «Доброе слово»
|
| «Водичка, водичка, умой моё личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой моё личико».
|
Декабрь | «С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка, умой моё личико».и колыбельных.
|
| Ласковая песня
| Сюжетно-дидактическая игра «Уложи куклу спать». Ресурсный круг «Ласковая песня». Оформление страниц Альбома «Ласковая песня» (любимая колыбельная песня моего ребёнка)
|
| «Уж ты, зимушка – зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.
|
| Праздничная песня (совместно с родителями) | Новогодний хоровод с родителями. Ресурсный круг «Новогодняя ёлочка» Оформление страницы Альбома «Праздничная песня» (аппликация «Мы любим нашу ёлочку» - продуктивная деятельность детей и взрослых)
|
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством. |
| «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».
|
| Любимый образ
| Разговор в круге на тему «Моя мама». Ресурсный круг «Мамочка моя». Игра «Поможем маме». Оформление страницы Альбома «Солнышко для мамы».
|
Февраль | «Идёт коза рогатая» | Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза рогатая».
|
| «Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
|
| «Здравствуй, солнышко – колоколнышко» | Разучивание потешки про солнышко. |
| Образ света
| Игра «Солнышко и дождик». Ресурсный круг «Позови солнышко». Оформление страницы Альбома «Образ света» (родители записывают потешку о солнышке, рассказанную ребёнком).
|
Март | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, ухватом, кочергой, чугунком. Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».
|
| «Гость на гость – хозяйке радость». | Знакомство детей с медведем Мишуткой и сказкой «Три медведя»
|
| «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь».
|
| Добрый мир | Разговор на тему «Добрый мир». Ресурсный круг «Добрый мир». Игра «Наседка и цыплята». Оформление страницы Альбома«Добрый мир».
|
Апрель | «Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная»
|
| «Петушок – золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.
|
| «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». |
| Добрая книга | Рассматривание с детьми книги «Репка». Ресурсный круг «Добрая книга» (раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка»)
|
Май | «Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком. Разучивание потешки «Сорока – белобока кашу варила…»
|
| Любимая книга (совместно с родителями) | Совместное чтение взрослыми книг детям. Ресурсный круг «Моя любимая книга». Игра – викторина «Угадай название» Оформление страницы Альбома «Любимая книга моего ребёнка» (совместный рисунок детей и взрослых)
|
Прощание с «избой». | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с «избой» до осени.
|
2 подгруппа(средняя группа)
Месяц | Тема занятия | Содержание |
Октябрь | «Во саду ли, в огороде» «Чудесный мешочек» | Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
|
| «Лисичка – сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»
|
| Дружная семья | Беседа на тему «Дружная семья» Работа в паре «Дружная семья» Создание проекта «Я и мое имя» |
| Коровушка и бычок | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.
|
Ноябрь | «Бычок – черный бочок». | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца».
|
| «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода – прялкой. Знакомство со сказкой.
|
| Домашнее тепло | Чтение рассказа Л.Нечаева «Семеро по лавкам» Игра-драматизация по рассказу Ресурсный круг «Домашнее тепло» Оформление страниц альбома (раскрашивание иллюстраций к рассказу)
|
| «Петушок – золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой.
|
Декабрь | «Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание р.н.п. «Как на тоненький ледок»
|
| «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»
|
| Дорога добра | Беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги» Игра «Дороги добра» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
|
| «Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». |
Январь | «Весёлые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Инсценирование сказки «Теремок» с использованием театра на ложках
|
| Сказочный лес | Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса» Работа в паре «Сказочный лес» Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса»
|
| «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки.
|
Февраль | Добрая забота | Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных» Работа в паре «Добрая забота» Инсценирование песни «Вышла курочка гулять» Оформление страниц альбома «Добрая забота»
|
| «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой.
|
| «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья)
|
| Труд земной | Игровое инсценирование рнп и потешек Чтение рассказа Ушинского «На что тебе?» Ресурсный круг «Чему доброму вас научили взрослые»
|
Март | «При солнышке – тепло, при матери – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песен о маме.
|
| Русская балалайка | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. Прослушивание грамзаписи звучания балалайки. Знакомство с новой песней Роот «Балалайка»
|
| Любимая сказка | Викторина «Угадай сказку» Дидактическая игра с кубиками «Собери сказку» Ресурсный круг «Моя любимая сказка» Игровое упражнение «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди». Оформление страниц альбома «Любимый сказочный герой»
|
| «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песни «Блины»
|
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц
|
| «Весна, весна, поди сюда» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.
|
| Благодарное слово | Разговор в круге о любимой игрушке Ресурсный круг «Благодарное слово» Оформление страниц альбома на тему «Сегодня мне подарили…» Игры с подаренными игрушками.
|
| «Лисичка – сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк» |
Май | Времена года | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.
|
| Светлый праздник | Художественно-игровая деятельность детей Ресурсный круг «Доброе слово березке» Оформление страниц альбома «Украсим берёзку»
|
| Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору педагога). Прощальное чаепитие.
|
3 подгруппа(старшая группа)
Месяц | Тема занятия | Содержание |
Октябрь | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.
|
| Верность родной земле. 1 | Беседа на тему «За что люди благодарны защитникам Земли Русской» Работа в круге - рассматривание иллюстраций.
|
Ноябрь | «У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой.
|
| Верность родной земле 2 | Беседа о подвигах богатырей. Речевая игра «О каком богатыре говориться в былинах?» Работа в паре «Защитник Отечества»
|
Декабрь | «Проказы старухи зимы» | Беседа о характерных особенностях зимы. Разучивание заклички «Ты. Мороз, Мороз, Мороз» Загадки о зиме. Знакомство со сказкой Ушинского «Проказы старухи зимы» Повторение заклички «Ты. Мороз, Мороз, Мороз»
|
| Радость послушания | Работа в круге – разговор с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» Работа в группе «Радость послушания» Оформление страниц альбома «Радость послушания»
|
Январь | Светлая надежда | Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предание о первой рождественской елке» Ресурсный круг «Рождественское чудо». Оформление страниц альбома «Рождественское чудо»
|
| «Гуляй да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».
|
Февраль | Доброе согласие | Разговор в круге о согласии по рассказу Нечаева «Саночки» Работа в паре «Построим дом» Строительная игра «Наш дом» Оформление страниц альбома «Доброе согласие»
|
| «Гуляй да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне»Жаворонки, прилетите». Рассказ о масленице. Знакомство с обрядовыми песнями
|
Март | Добрые друзья | Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях (на основе сказок «Сивка Бурка», «Зимовье зверей») Работа в паре «Добрые друзья»
|
| Добрые дела | Беседа о том, почему важно совершать добрые дела (по сказке Ершова «Конек-горбунок») Работа в паре «Добрые дела» Игра-инсценировка «Всегда найдется дело для умелых рук» Оформление страниц альбома «Добрые дела»
|
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.
|
| Мудрое слово | Разговор в круге о мудрости и мудрых людях Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?» Речевая игра «доскажи словечко» Оформление страниц альбома на тему «Мудрое слово»
|
Май | Мудрые люди | Разговор на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами» Оформление страниц альбома «Мудрый наказ»
|
| Прощание с «избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Прощальное чаепитие.
|
4 подгруппа(подготовительная к школе группа)
Месяц | Тема занятия | Содержание |
Октябрь | «Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Заучивание заклички «Восёнушка-осень»
|
| Сказочное слово | Викторина по сказкам. Игра-драматизация «Путешествие по сказкам». Оформление страниц альбома «Моя любимая сказка»
|
Ноябрь | «Зима – не лето, - в шубу одето» | Заключительная беседа об осени. Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
|
| Напутственное слово | Работа в круге: разговор на тему «Путешествие». Работа в паре «Напутственное слово». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».
|
Декабрь | «Пришёл мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песни «Как на тоненький ледок»
|
| Жизненный путь | Работа в микрогруппах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Ресурсный круг «Жизненный путь». Оформление страниц альбома «Кем я хочу стать?»
|
Январь | Светлый чудотворный образ | Беседа о преподобном Сергии Радонежском. Речевая игра «Доскажи словечко»
|
| Мастера и рукодельницы | Работа в круге: беседа о мастерах и мастерстве (на основе сказки Бажова «Каменный цветок») Игра «Где мы были». Работа в паре «Мастера и рукодельницы». Оформление страниц альбома «Русские узоры».
|
Февраль | «Живёт в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание рнп «Ой, вставала я ранёшенько»
|
| Старание и терпение | Беседа о старании и терпении на основе сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Работа в паре «Старание и терпение».
|
Март | Русская матрёшка | Мультимедийная презентация «Маленькая крошка – русская матрешка». Разучивание частушек. Прослушивание в записи рнп. |
| Семейные традиции | Разговор о семейных традициях. Работа в паре «Традиции нашей семьи». Оформление страниц альбома «Традиции нашей семьи»
|
Апрель | «Весна, весна, поди сюда» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.
|
| Книга – праздник души Совместно с работником библиотеки | Беседа с детьми о книге. Чтение детям отрывков из произведений Пушкина.
|
Май | «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»
|
| До свидания, детский сад. Здравствуй, школа. Совместное с учителем начальных классов и родителями. | Заключительная беседа о русской избе. Разговор в круге о созданном детьми альбоме «Мои истоки». Художественно-игровая деятельность детей с участием взрослых. Ресурсный круг с делегированием»Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми».
|
Работа с родителями
ü Совместные занятия
ü Консультации
ü Выступления детей на родительских собраниях
ü Гулянье «Масленица»
ü Проведение майских фольклорных развлечений
ü Участие в проведении дней открытых дверей в МДОУ.
ü Фотовыставки и фотоотчеты работы факультатива
ü Участие детей в районных конкурсах
Методическая работа
· Выступление на педагогических советах
· Проведение мастер – классов для педагогов
· Открытые занятия на факультативе
· Творческие отчеты
· Консультации
Литература
- Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Спб.: Детство-Пресс, 1999.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.; Аркти, 2005.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:программа, учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2006.
- И.А Кузьмин, А.В.Камкин программа для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Москва.: Издательский дом «Истоки», 2007.
- Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, Элизе Трейдинг, 2004.
- Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: методическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2006.
- На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. А.А. Разумов. М., 1957
- Салова Г.М. Дорожить русской культурой // Дошкольное воспитание. 1990. №5.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество – дети // Дошкольное воспитание.1994. №8,9.