самообследование

Отчет о результатах самообследования

 МДОУ «Детский сад №6 г.Пугачева Саратовской области»

I. Общая характеристика ДОУ.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г.Пугачева Саратовской области, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе от  17.10.1996 г.  ИНН 6445008647 серия 64 № 002606986, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 15.04.1996 г.  ОГРН 1026401862310 серия 64     №001544541  является юридическим лицом, действует на основании устава, утверждённого главой администрации Пугачевского муниципального района (постановление от  12.12.2011г.  №1487).

 Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»  введено в эксплуатацию в  1970 году.

  Учреждение осуществляет свою деятельность по следующим нормативно-правовым  и локальным документами:

  • Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г, № 3266-1;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
  • Уставом МДОУ, а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»;
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка.

Учредителем   МДОУ  «Детский сад №6» является  администрация Пугачевского муниципального района.

Оперативное руководство и профильное взаимодействие осуществляется структурным подразделением администрации Пугачевского муниципального района – управлением образования администрации Пугачевского муниципального района.  Взаимоотношения между учредителем и   МДОУ  «Детский сад №6»  регулируются договором от 03.09.2012 года.

Непосредственное управление МДОУ «Детский сад №6» осуществляет прошедшая соответствующую аттестацию заведующая Шевченко Лариса Владимировна, работающая  в данном учреждении  с 01.09.2001 года (приказ управления образования от 01.09.2001года № 265), имеющая высшее педагогическое образование,  первую  квалификационную категорию по должности «заведующий».

  МДОУ «Детский сад №6» имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности (серия 64Л01 №0000101  регистрационный  № 489 от 14.09.2012 г., свидетельство о государственной аккредитации  регистрационный № 51 от03.03.2010 г.

Плановая мощность образовательного учреждения – 80 мест. Объекты права - двухэтажное нежилое здание общей площадью  602 кв.м. Имеется свидетельство о государственной регистрации права на  оперативное управление (имущество) от 06.02.2012 года кадастровый № 64-64-41/001/2012-541, регистрационный № 64-64-41/001/2012-542.

      Территория детского сада озеленена насаждениями. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников,  клумбы, огород. Вблизи детского сада расположены: центральная городская аллея,  «Детский сад №17», Центральная  детская библиотека.

Учреждение осуществляет свою деятельность в режиме пятидневной рабочей недели, 10-часового пребывания детей, годовой календарный график согласован с  управлением образования администрации  Пугачевского муниципального района. Объём учебной нагрузки воспитанников не превышает норм, установленных СанПиН (заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 10.06.2013 г.  № 64.04.01.000.М.000009.06.13.

Предельная численность воспитанников дошкольного образовательного учреждения 105 человек. Функционирует 4  группы:

 2 младшая группа – 25 человек  (с 3 до 4 лет)                                                               

Средняя группа – 25 человек (с 4 до 5 лет)

Старшая группа – 26 человек (с 5 до 6 лет)

Подготовительная группа – 27 человек (с 6 до 7 лет)

II. Нормативно-правовое обеспечение управления ДОУ

Управление муниципальным  дошкольным образовательным учреждением  «Детский сад №6» осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а так же следующими локальными документами:

·       Устав ДОУ;

·       Типовое положение о ДОУ;

·       Учредительный договор о закреплении имущества;

·       Коллективный договор;

·       Правила внутреннего трудового распорядка;

·       Договор между ДОУ и родителями (законными представителями);

·       Трудовые договора между администрацией ДОУ  и  сотрудниками;

·       Штатное расписание;

·       Приказы руководителя;

·       Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ;

·       Положение о порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста   МДОУ «Детский сад №6»;

·       Положение о работе и защите персональных данных воспитанников и их законных представителей и работников ДОУ;

·       Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ;

·       Другими локальными актами ДОУ.

В течение учебного года продолжалась работа по созданию и обогащению нормативно-информационного обеспечения  управления.

Эффективно решаются задачи:

·       Организовано материальное стимулирование педагогов;

·       Создана система повышения квалификации педагогических кадров;

·       Проводятся мероприятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

·       Обеспечению материально-технической базы.

III. Кадровый состав.

1.Фактическое количество сотрудников - 25 человек.

  В коллективе 11 педагогов, из них – 8 воспитатели.

Одной из важных задач ДОУ является повышение профессионального мастерства педагогов. Из 11 педагогов, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс

           - высшее образование имеют - 3 человека (27%)

            - среднее специальное – 9человек (73%)

      Все  работники педагогического состава повышают свой профессиональный уровень. В 2013 году 1 категорию подтвердила Косова О.В. На данный момент в ДОУ 10 педагогов имеют 1 квалификационную категорию.

Педагогический процесс в МДОУ № 6 обеспечивают специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

     В детском саду  ведется целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов.  На сегодняшний день 10 человек имеют действующие свидетельства прохождения курсов. Один педагог подала заявление на прохождение курсов, предполагаемый срок получения свидетельства – декабрь 2013 года.

 

 

Всего педагогов в ДОУ

Имеют свидетельство о прохождении курсов

Планируют пройти курсы

2011-2012 уч.год

11

9

2

2012-2013 уч.год

11

10

1

 

Изменению показателей способствовала планомерная работа по повышению квалификации педагогических работников ДОУ.  Следует в дальнейшем удерживать во внимании непрерывный рост профессионального мастерства педагогов.

Обслуживающим персоналом детский сад обеспечен   полностью. В дошкольном учреждении сложился стабильный, творческий педагогический коллектив. 

Условия осуществления образовательного процесса.
 Основной задачей работы ДОУ является: обеспечить   всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие детей через наиболее близкие и наиболее естественные для ребенка - дошкольника виды деятельности - игру, чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую деятельности, труд.

Основными задачами образовательного процесса в МДОУ являются:

  • Совершенствовать систему работы детского сада по формированию, сохранению, укреплению здоровья ребёнка.
  • Оптимизировать деятельность методической и психологической служб дошкольного учреждения в направлении повышения профессионального мастерства педагогического коллектива.
  • Развивать познавательную деятельность детей через использование учебно-дидактических игр.

Воспитательно-образовательный процесс в МДОУ «Детский сад №6» организован в соответствии с   общеобразовательной программой «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, рассмотренной на педагогическом совете (протокол от 31.08.2012г. № 1); годовым календарным графиком, утвержденным приказом.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с сеткой   занятий, которая составлена согласно требованиям нормативных документов Министерства Образования и Науки к организации дошкольного образования и воспитания, санитарно-эпидиологических правил и нормативов, с учетом недельной нагрузки, ориентирован на реализацию ФГТ в переходном периоде.

Используются также программы:

- Программа "Основы здорового образа жизни" Н.П.Смирнова;

- Программа "Наш дом - природа" Н.А.Рыжова;

 - Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" И.А.Лыкова.

Все программы, реализуемые в МДОУ скоординированы таким образом, что  обеспечивается целостность педагогического процесса.

Таким образом:  воспитательно-образовательный процесс в МДОУ «Детский сад №6» строится с учетом требований санитарно-гигиенического режима в дошкольных учреждениях и ориентирован на реализацию ФГТ.

 3.Взаимодействие с родителями воспитанников

    Взаимодействие с родителями коллектив МДОУ «Детский сад №6» строит на принципе сотрудничества. 
При этом решаются приоритетные задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
  • изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  Для решения этих задач используются различные формы работы:

  • групповые родительские собрания, консультации;
  • проведение совместных мероприятий для детей и родителей;
  • анкетирование;
  • наглядная информация;
  • показ занятий для родителей;
  • выставки совместных работ;
  • заключение договоров с родителями вновь поступивших детей

Работает консультативная служба специалистов: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Таким образом:  в МДОУ «Детский сад №6» создаются условия для  максимального удовлетворения  запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители получают информацию о целях и задачах учреждения, имеют возможность обсуждать различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ участвовать в жизнедеятельности детского сада.

4. Результативность образовательной деятельности.

  Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные (ФГТ).

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолоro -педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические,интеллектуальные и

личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов.

Периодичность мониторинга установлена 2 раза в год и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Результаты мониторинга развития детей

на начало учебного года (сентябрь 2012г.)

 

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Познание

ФЭМП

24 чел. – 25 %

60 чел. – 61 %

13 чел. – 13 %

Формирование целостной картины мира

32 чел. – 33%

49 чел. – 50%

17 чел. – 17%

Коммуникация

Развитие речи

22 чел. – 22 %

59 чел. – 60%

17 чел. – 18%

 

Художественное

творчество

34 чел. – 35%

56 чел. – 57%

8 чел. – 8%

 

Художественная литература

46 чел. – 47%

47 чел.- 48%

5 чел. – 5%

 

Физическое развитие

15 чел. – 16,5%

62 чел. – 67,5%

12 чел. -  16%

Итого

 

32%

55%

13%

                                                                

Результаты мониторинга развития детей

на конец  учебного года (май 2013г)

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Познание

ФЭМП

40 чел. – 40 %

51 чел. – 51 %

9 чел. – 9 %

Формирование целостной картины мира

38 чел. – 38%

54 чел. – 54%

8 чел. – 8%

Коммуникация

Развитие речи

28 чел. – 28 %

56 чел. – 56%

16 чел. – 16%

 

Художественное

творчество

36 чел. – 36%

57 чел. – 57%

7 чел. – 7%

 

Художественная литература

48 чел. – 48%

47 чел.- 47%

5 чел. – 5%

 

Физическое развитие

24 чел. – 24%

66 чел. – 66%

9 чел. -  9%

Итого

 

38%

53%

9%

 

  По результатам диагностики наблюдается стабильность освоения детьми программного материала по направлениям развития.

Низкий уровень развития в основном наблюдается у детей, не посещавших ранее или нерегулярно посещающих дошкольное учреждение. Со всеми воспитанниками, имеющими трудности в усвоении программ, проводилась индивидуальная работа.

Анализ «уровня информированности» позволил нам сделать вывод:

дети в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечивается базисный минимум, заложенный в программе.

                      В 1 и 2 половину года дети старшей и подготовительной к школе групп были обследованы педагогом-психологом Шалапкиной А.Н. на предмет готовности детей к школе, как результат эффективности образовательной деятельности в детском саду. Выпускники, в общей массе, овладевают навыками учебной деятельности, готовность детей к школе оценивается психологом в два этапа.

  На основании изучения индивидуальных особенностей детей и уровне развития проводится коррекционно – развивающая работа с дошкольниками, нуждающимися в ней, отмечается продвижение в развитии детей.

    На конец учебного года контингент детей школьного возраста -28 человек.

Из них высокий уровень развития и готовности к школе имеют 15  человек, что составляет   53%, средний уровень - 13 человек, что составляет 47 %.

Таким образом: 100% воспитанников готовы к школе.

          IV. Сохранение и укрепление здоровья.

       Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из основных направлений работы ДОУ. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ создаются  необходимые условия. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада в целом соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам (СанПиН 2.4.1.2660-10), физиологии детей. В качестве одного из основных приемов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье.

  В целях сокращения сроков адаптации, уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в детский сад осуществляется четкая организация медико – педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей. Для установления более тесной связи между семьей и дошкольным учреждением   психологом проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей. На основании полученной информации и наблюдением за поведением ребенка в группе даются рекомендации воспитателям и родителям.

       Ежемесячно медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты, причины заболеваний обсуждаются на совещаниях, принимаются меры по устранению причин заболеваемости, зависящие от детского сада.

      Медсестра, совместно с инструктором по физической культуре, проводят оценку физического развития и определяют группу здоровья.

      Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка.

      Системная работа по физическому воспитанию включает в себя утреннюю гимнастику, спортивные досуги, праздники, дни здоровья, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные праздники помогают решению задачи укрепления здоровья детей.

Коллектив детского сада уделяет большое внимание закаливающим процедурам.    Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с учетом рекомендаций врача, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Проводятся профилактические мероприятия:

  • осмотр детей во время утреннего приема;
  • антропометрические замеры;
  • анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в год;
  • ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
  • лечебно-профилактические мероприятия;
  • с-витаминизация третьего блюда.

Ежегодно проводятся  осмотры детей врачами-специалистами.

 Физкультурные занятия, музыкальные занятия, проводимые с элементами психогимнастики, снимают возбудимость, успокаивают детей, способствуют постановке правильного дыхания, благоприятно влияют на психоэмоциональный статус ребенка.

  Однако, сравнительный анализ выявляет неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей. Год от года увеличивается количество воспитанников с хроническими патологиями. Современные дошкольники имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушение опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, аллергические проявления.

    По-прежнему увеличивается количество физически ослабленных, часто и длительно болеющих детей. Возможно поэтому, несмотря на систематическую медико-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками, заболеваемость снижается плохо, дети болеют часто и длительно. Количество дней, пропущенных на одного ребенка по болезни (ОРЗ, ОРВ) остается на прежнем уровне.

 

Период

Число дней пропущенных по болезни 1 ребенком.

2010г.

10,4

2011г.

10,3

2012г.

10,3

Таким образом:  необходимо  больше внимания уделять  охране и укреплению здоровья детей. Следует продолжать работу по снижению заболеваемости детей и в следующем году, продолжить взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей потребности здорового образа жизни.

V. Организация питания.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющим здоровье детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. В МДОУ организовано 4-х разовое питание на основе десятидневного меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах, утвержденным заведующим ДОУ. Документация по организации питания заполняется в соответствии с требованиями. Функционирует бракеражная комиссия (приказ от 29.08.2012г. №40). При поставке продуктов строго отслеживается наличие сертификатов качества.Контроль за организацией питания осуществляется заведующим ДОУ,  медицинской сестрой. В детском саду имеется вся необходимая документация по организации детского питания. На каждый день пишется меню-раскладка.  

Таким образом: дети в МДОУ обеспечены полноценным сбалансированным питанием.

          VI.  Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Здание детского сада оборудовано современной пожарно-охранной сигнализацией и тревожной кнопкой, что позволяет оперативно вызвать наряд  охраны в случае чрезвычайной ситуации. Обеспечение условий безопасности в МДОУ выполняется согласно локальным нормативно-правовым документам. Имеются планы эвакуации. Прогулочные площадки в удовлетворительном санитарном состоянии и содержании.
В ДОУ разработан Паспорт антитеррористической защищенности;
С детьми проводятся беседы, занятия по ОБЖ, развлечения    по соблюдению правил безопасности на дорогах. Проводится  вводный инструктаж с вновь прибывшими сотрудниками, противопожарный инструктаж. Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников.

Таким образом: в ДОУ соблюдаются правила по охране труда, противопожарной безопасности и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.

   VII Материально-техническое обеспечение ДОУ.

     В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды.  Имеется индивидуальное отопление,  водопроводная и канализационная системы.
В детском саду имеются:

  • групповые помещения - 4
  • кабинет заведующего - 1
  • кабинет педагога-психолога - 1
  • музыкально-физкультурный зал-1
  • пищеблок - 1
  • прачечная - 1
  • медицинский кабинет -1

  Все кабинеты оформлены. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием,  современными информационными  стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития.  В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей,  предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. В этом учебном году пополнен фонд игрушек  для воспитанников в группе.   Для обеспечения педагогического процесса была приобретена методическая и познавательная литература, игры и пособия.

Таким образом: предметно-пространственная среда  в МДОУ «Детский сад №6» способствует всестороннему развитию дошкольников.

 

VIII. Социальная активность и партнерство ДОУ

С целью повышения качества образовательных услуг, уровня реализации основной общеобразовательной программы ДОУ  в течение учебного года коллектив детского сада поддерживал прочные отношения с социальными учреждениями :

  • Детская поликлиника
  • Детская библиотека
  • Краеведческий музей

 IX. Основные нерешённые проблемы.

  • лицензирование медицинского кабинета;
  • взаимодействие с семьей;
  • замена детских кроватей в средней группе

   X. Основные направления ближайшего развития ДОУ

Для успешной деятельности в условиях модернизации образования МДОУ  должен реализовать следующие направления развития:

  • совершенствовать материально-техническую базу учреждения;
  • продолжить повышать уровень профессиональных знаний и умений педагогов;
  • усилить работу по сохранению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса, продолжить внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • формировать систему эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.