Годовой календарный график
Согласовано: Рассмотрено: Утверждено:
начальник управления на педагогическом совете Приказ от 03.09.2013г. №
образования администрации 31.08.2013г., протокол №1 Заведующая МДОУ №6
Пугачевского района Рассмотрено: ______________________
___________________________ на Попечительском совете Л.В.Шевченко
«___»______________2013г. «___»___2013г. протокол №
Годовой
календарный график
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №6 г.Пугачева Саратовской области»
на 2013-2014 учебный год.
Продолжительность учебного года | Летний оздоровительный период: |
Начало учебного года: 01.09.2012г. | 01.06.2013г.- 31.08.2013г. – 13 недель. |
Окончание учебного года: 31.05.2013г. |
|
Продолжительность учебного года в учебных неделях: 36 недель. | |
Количество групп: 2 младшая группа – 25 человек Средняя группа – 25 человек Старшая группа – 27 человек Подготовительная группа – 26 человек. | |
Режим дня, график образовательной деятельности (приложение №1) | |
Расписание дополнительных услуг: (приложение №2) | |
Организация работы по подготовке детей к школе: Воспитатели: Голышева Н.И. -1категория Семенкина И.Н.- 1категория Количество детей поступающих в школу- 26 чел. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
(приложение №3) | |
Охрана жизни и здоровья детей: региональная программа «Основы здорового образа жизни» Н.П.Смирновой (приложение №4) | |
Работа с родителями: - общие родительские собрания; - групповые родительские собрания - консультации, беседы, лектории (приложение №5) | |
График работы педагога-психолога: Шалапкина Анна Николаевна Высшее педагогическое образование; г.Москва, Гуманитарная Академия, 2010г. Стаж – 6 лет. 7 мес. Нагрузка: 0,5 ставки График работы:
Среда: 14.00. - 17.30- «Наедине с психологом» - консультирование родителей, педагогов. 15.30. - 16.00. – работа с детьми старшей группе 16.00. – 16.30. – работа с детьми подготовительной группе.
Четверг: 8.30.- 9.20. индивидуальная работа с детьми 9.30. – 9.50. – работа с детьми младшей группы 10.00.-10.25. – работа с детьми средней группы 11.00. –14.00. – консультирование, психопрофилактика, релаксация, индивидуальная работа с детьми |
Приложение №1
График образовательной деятельности
МДОУ «Детский сад №6 г. Пугачева» на 2013-2014 учебный год.
Наименование группы | Время занятий | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
2-ямладшая | 9.20.-9.35.
9.45.-10.00.
10.05-10.20. | Познание (формирование целостной картины мира) Физическая культура | Познание (Ф.Э.М.П.+ констр.) Физическая культура | Коммуникация (разв. речи)
Музыка | Чтение худ.лит
Худ.тв-во (лепка/апплик.) Физ.культура на воздухе | Худ.тв-во (рисование)
Музыка |
Средняя | 9.00-9.20
9.30.-9.50.
10.05.-10.25. | Музыка Познание (формирование целостной картины мира) Худ. тв-во (рисование) | Физическая культура.
Познание (Ф.Э.М.П.)
| Коммуникация (разв.речи) Худ.тв-во (лепка) Физическая культура на воздухе | Худ.тв-во (апл./конст) Физическая культура. | Чтение худ.лит
Музыка |
Старшая | 9.00.-9.25.
9.35.-10.00.
10.10.-10.35. | Коммуникация
Познание (формирование целостной картины мира) Физическая культура | Познание (Ф.Э.М.П.) Музыка Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность) | Худ.тв-во (рисование) Познание (формирование целостной картины мира) Физ.культура на воздухе. | Чтение худ.лит Худ.тв-во (апл./лепка) 3.Физическая культура | 1.Коммуникация (разв.речи) 2.Музыка 3.Худ.тв-во (рисование) |
Подготовительная | 9.00-9.25.
9.45.-10.10
10.20.-10.45. | Познание (формирование целостной картины мира) Музыка
Чтение художественной литературы | Познание (Ф.Э.М.П.) Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность) Физическая культура | Познание (формирование целостной картины мира) Художественное творчество (рисование) Музыка | Познание (Ф.Э.М.П.) Художественное творчество
Обучение грамоте
Физическая культура (на воздухе) | Коммуникация
Художественное творчество
Физическая культура |
Приложение №2
Расписание дополнительных услуг.
№ | Название кружка | Руководитель | Количество детей |
1 | «Радуга»- нетрадиционная техника рисования | Коновалова О.В. | 26 чел. |
2 | «Мой родной край» | Селиванова Т.А. | 26 чел. |
3. | «Лесовичок» - работа с природным материалом | Семенкина И.Н. | 27 чел. |
4. | «Умелые ручки» - оригами | Зимина Г.А. | 25 чел. |
5. | «Родничок» - русское народное творчество | Романова Л.Г. | 28 чел. |
6. | «Малышок» - ОЗОЖ | Косова О.В., Ходина В.И. | 25 чел.
|
7. | «Теремок» - театрализованная деятельность | Минаева И.В. | 16 чел. |
8. | «В здоровом теле- здоровый дух» | Шикунова О.П. | 18 чел. |
Приложение №3
План мероприятий по подготовке детей к школе.
Месяц | Для воспитателей | Для родителей | Для заведующей |
Сентябрь |
| Уроки общения с ребенком (родительское собрание) Психолог
Индивидуальное консультирование родителей (по заявкам) | Изучение литературы, подборка диагностических методик, установление связей со школой. |
Октябрь | Беседа. Готовность детей к обучению в школе. Тестирование. Психолог.
| О психофизических особенностях развития детей предшкольного периода. Развитие эмоционально-волевой сферы будущего школьника. | Уровень речевого развития детей подготовительной группы. (Из наблюдений посещения пед.процесса) Заведующая |
Ноябрь | Физическая готовность детей к школе. Инструктор по ф/к, медсестра | Психолого-педагогический бюллетень «Скоро в школу» | Взаимопосещения педпроцесса |
Декабрь | Беседа «Эмоционально-волевая готовность детей к школе» | Папка-передвижка «Роль родительских установок в эмоциональном развитии детей» |
|
Январь | Беседа. Умственная готовность детей к обучению в школе. Тест. | Папка-раскладушка «Вы спрашивали… Мы отвечаем…» |
|
Февраль | Круглый стол по результатам диагностических методик | Подбор диагностических методик «Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе» | Подготовка и проведение круглого стола.
|
Март | «Готовность детей к школе в сфере общения» - беседа. | Консультация в родительский уголок: «Научим детей общению» | Психологический тренинг «Умеем ли мы общаться» |
Апрель | «Мотивационная готовность к школе» Итоги диагностики готовности к школе. | Подготовка родителей к школе: «Тип личности ребенка и его готовность к школе» Психолог | Организация экскурсий в школу. |
Май | Выпускной праздник «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» |
| Оформление документов выпускников детского сада. |
Режим дня на холодный период года
МДОУ «Детский сад №6 г. Пугачева»
Наименование мероприятий | 2-я младшая гр. | Средняя гр. | Старшая гр. | Подготовительная гр. |
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.30.-8.20. | 7.30.-8.25. | 7.30.-8.30. | 7.30.-8.30. |
2. Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.20.-8.40. | 8.25.-8.45. | 8.30.-8.50 | 8.30.-8.50. |
3.Игры. | 8.40.-9.00. | 8.45.-9.00. | 8.50.-9.00. | 8.50.-9.00. |
4.Организованная образовательная деятельность | 9.00.-9.55. | 9.00.-10.00. | 9.00.-10.35. | 9.00.-10.50. |
5.Второй завтрак | 9.55.-10.00. | 9.50.-9.55. | 10.00.-10.05. | 10.10.-10.15. |
6.Подготовка к прогулке, прогулка. | 10.00.-12.00. | 9.55.-12.10. | 10.35.-12.35. | 10.50.-12.50. |
7.Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед. | 12.00-12.50. | 12.10.-12.50. | 12.35.-13.00 | 12.50.-13.10. |
8.Подготовка ко сну, сон. | 12.50.-15.00. | 12.50.-15.00. | 13.00.-15.00. | 13.10.-15.05. |
9.Подъем, закаливающие процедуры. | 15.00.-15.20. | 15.00.-15.20. | 15.00.-15.20. | 15.05.-15.20. |
10. Игры, самостоятельная деятельность, кружковая работа. | 15.20.-15.45. | 15.20.-15.45. | 15.20.-15.55. | 15.20.-15.55. |
11.Подготовка к полднику, полдник. | 15.45.-16.10. | 15.45.-16.05. | 15.55.-16.10. | 15.55.-16.10. |
12.Чтение художественной литературы | 16.10.-16.25. | 16.05.-16.20. | 16.10.-16.30. | 16.10.-16.30. |
13.Подготовка к прогулке, прогулка. | 16.25.-17.30. | 16.20.-17.30. | 16.30.-17.30. | 16.30.-17.30. |
14.Уход домой. | 17.30. | 17.30. | 17.30. | 17.30. |
Приложение №5
Работа с родителями
1. | «Знакомство родителей с работой детского сада» -Нормативные документы и обязанности родителей. -Основные задачи работы детского сада - Возрастные особенности детей.
-Знакомство с работой медсестры в детском саду.
-Отчет о расходовании попечительских средств | Сентябрь |
Заведующая
Педагог-психолог
Мед.сестра
Председатель Попечительского совета |
2. | « Итоги работы за 2013-2014 учебный год»
-Профилактика детского травматизма.
- Летний оздоровительный период - знакомство с планом работы.
- Безопасное поведение на водоемах в летний период.
- Отчёт о расходе попечительских средств. Ремонт в ДОУ. | Май | Заведующая, воспитатели
Медсестра
Заведующая
Косова О.В.
Председатель Попечительского совета. |
Согласовано: Утверждаю:
Методист УО Заведующая МДОУ
«Детский сад№6г.Пугачева»
_____/Держицкая Л.Е./ _________/ Шевченко Л.В./
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 г.Пугачева Саратовской области»
2013 год
Содержание
Пояснительная записка
- Организация режима пребывания детей в ДОУ
- Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
- Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
6.Условия реализации образовательной программы ДОУ
Приложение
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №6 г.Пугачева Саратовской области» (далее ДОУ) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
В ДОУ воспитывается 100 детей, из них 58 девочек и 42 мальчика в возрасте от 3 до 7 лет. Анализ семей воспитанников ДОУ показал: 62 полных семьи, 9 неполных; 80 родителей с высшим образованием, 37 родителей со средне – специальным образованием, 24 родителей со средним образованием; 46 родителей рабочие, 5 безработные. Из многодетных семей – 2 детей, из малообеспеченных семей – 18 детей. В ДОУ работают 10 педагогов: из них 8 воспитателей. Из них с 1 категорией 8 педагогов.
Содержание образовательного процесса в ДОУ выстроено в соответствии с
Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является: художественное – эстетическое направление в развитии воспитанников.
Особенности образовательного процесса
Цели и задачи образовательного процесса
Цели:
- создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- сформировать основу базовой культуры личности, всесторонне развивать психические и физические качества личности, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Создать в ДОУ систему личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
- Создать в ДОУ комплексную систему по физическому воспитанию и оздоровлению детей, приобщению к здоровому образу жизни.
- Развивать любознательность, произвольность психических процессов, активность в различных видах деятельности.
- Создать условия для творческого способа получения любых знаний.
- Развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром ( эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную).
- Сформировать духовно- нравственный потенциал ребенка через социализацию личности, творчество и приобщение к ценностям культуры.
Содержание воспитательно-образовательного процесса строится на :
- предоставлении воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, творческой, организаторской и трудовой с учетом интересов и склонностей;
- обеспечении благоприятного психологического климата в ДОУ, развитии и совершенствовании предметно-развивающей среды.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы
В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения:
-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
-соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному « минимуму»;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
-признание уникальности и неповторимости каждого ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
-уважения к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;
-принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
-Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
1.Организация режима пребывания детей в ДОУ.
Режим работы детского сада №6 г.Пугачева – 10-ти часовой
время работы: с 7.00. до 19.00.
Режим дня в ДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья.
Наименование мероприятий | 2-я младшая гр. | Средняя гр. | Старшая гр. | Подготовительная гр. |
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00.-8.20. | 7.00.-8.25. | 7.00.-8.30. | 7.00.-8.30. |
2. Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.20.-8.40. | 8.25.-8.45. | 8.30.-8.50 | 8.30.-8.50. |
3.Игры. | 8.40.-9.00. | 8.45.-9.00. | 8.50.-9.00. | 8.50.-9.00. |
4.Организованная образовательная деятельность | 9.00.-9.55. | 9.00.-10.00. | 9.00.-10.35. | 9.00.-10.50. |
5.Второй завтрак | 9.55.-10.00. | 9.50.-9.55. | 10.00.-10.05. | 10.10.-10.15. |
5.Подготовка к прогулке, прогулка. | 10.00.-12.00. | 9.55.-12.10. | 10.35.-12.35. | 10.50.-12.50. |
6.Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед. | 12.00-12.50. | 12.10.-12.50. | 12.35.-13.00 | 12.50.-13.10. |
7.Подготовка ко сну, сон. | 12.50.-15.00. | 12.50.-15.00. | 13.00.-15.00. | 13.10.-15.05. |
8.Подъем, закаливающие процедуры. | 15.00.-15.20. | 15.00.-15.20. | 15.00.-15.20. | 15.05.-15.20. |
9. Подготовка к полднику, полдник. | 15.20.-15.35. | 15.20.-15.35. | 15.20.-15.35. | 15.20.-15.35. |
10.Игры, самостоятельная деятельность, кружковая работа. | 15.35.-16.00. | 15.35.-16.00. | 15.35.-16.00. | 15.35.-16.00. |
11.Чтение художественной литературы | 16.00.-16.15. | 16.00.-16.15. | 16.00.-16.20. | 16.00.-16.20. |
12.Подготовка к прогулке, прогулка. | 16.15.-18.15. | 16.15.-18.15. | 16.20.-18.20. | 16.20.-18.20. |
12.Возвращение с прогулки, игры. | 18.15.-18.20. | 18.15.-18.20. | 18.20.-18.30. | 18.20.-18.30. |
13.Подготовка к ужину, ужин. | 18.20.-18.35. | 18.20.-18.35. | 18.30.-18.45. | 18.30.-18.45. |
14.Игры, уход домой. | 18.35.-19.00 | 18.35.-19.00. | 18.45.-19.00. | 18.45.-19.00. |
Реализация образовательных областей в МДОУ «Детский сад №6 г.Пугачева» на 2012-2013 учебный год.
Наименование группы | Время занятий | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
2-ямладшая | 9.20.-9.35.
9.45.-10.00.
10.05-10.20. | Познание (формирование целостной картины мира) Физическая культура | Познание (Ф.Э.М.П.+ констр.) Физическая культура | Коммуникация (разв. речи)
Музыка | Чтение худ.лит
Худ.тв-во (лепка/апплик.) Физ.культура на воздухе | Худ.тв-во (рисование)
Музыка |
Средняя | 9.00-9.20
9.30.-9.50.
10.05.-10.25. | Музыка Познание (формирование целостной картины мира) Худ. тв-во (рисование) | Физическая культура.
Познание (Ф.Э.М.П.)
| Коммуникация (разв.речи) Худ.тв-во (лепка) Физическая культура на воздухе | Худ.тв-во (апл./конст) Физическая культура. | Чтение худ.лит
Музыка |
Старшая | 9.00.-9.25.
9.35.-10.00.
10.10.-10.35. | Коммуникация
Познание (формирование целостной картины мира) Физическая культура | Познание (Ф.Э.М.П.) Музыка Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность) | Худ.тв-во (рисование) Познание (формирование целостной картины мира) Физ.культура на воздухе. | Чтение худ.лит Худ.тв-во (апл./лепка) 3.Физическая культура | 1.Коммуникация (разв.речи) 2.Музыка 3.Худ.тв-во (рисование) |
Подготовительная | 9.00-9.25.
9.45.-10.10
10.20.-10.45. | Познание (формирование целостной картины мира) Музыка
Чтение художественной литературы | Познание (Ф.Э.М.П.) Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность) Физическая культура | Познание (формирование целостной картины мира) Художественное творчество (рисование) Музыка | Познание (Ф.Э.М.П.) Художественное творчество
Обучение грамоте
Физическая культура (на воздухе) | Коммуникация
Художественное творчество
Физическая культура |
Сетка занятий педагога-психолога.
Дни недели/форма работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми | 15.00.-18.00 | 9.00.-12.00 | - | 9.00.-12.00 | 9.00.-12.00 |
Сетка занятий включает расписание занятий воспитателя в каждой возрастной группе, расписание занятий по физической культуре и музыкальному воспитанию.
Особенности организации образовательного процесса в группах младшего дошкольного возраста:
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.
Одним из определяющих факторов воспитания малыша является предметно-развивающая среда. Для комфортного пребывания детей в детском саду созданы все необходимые условия: имеются групповые и спальные комнаты, стены которых покрашены в нежные цвета, комнаты для гигиенических процедур, имеется разнообразная детская мебель. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группах есть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счёты, кубики, набор объёмных геометрических форм. В каждой группе есть кукольный уголок, где дети совместно с воспитателем получают сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладевают навыками действий с этими предметами. В игровых уголках собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта; игровая мебель: кроватки, стол, шкафы для посуды, куклы, посуда.
Особое внимание в группах младшего возраста уделяем развитию речи. Считаем одним из важных условий развития речевой активности детей организацию речевых уголков. Все они оформлены в соответствии с методическими рекомендациями.
Немаловажное значение для развития речи малыша имеют занятия в театральных уголках, которые снабжены разными видами театров.
Организация развивающей среды направлена на социально-личностное развитие ребёнка, поэтому в группах есть различные уголки для игр девочек и мальчиков, уголки ряжений, уголки уединения, различные ширмы.
Образовательная деятельность проводятся как со всей группой, так и индивидуально в 1 и 2 половине дня. В теплое время года максимальное число игр происходит на участке во время прогулки. Физкультурные и музыкальные занятия могут проводиться в зале со всей группой
Прием детей на улице в теплый период года, в весеннее-осенний период при температуре воздуха +8 градусов.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 15 минут.
Проведение совместной деятельности по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников ежедневно.
Ежедневное использование в работе дидактических игр для формирования нравственных основ младшего дошкольника.
Для эффективного решения программных задач выделено специальное время для ежедневного чтения детям.
Ежеквартальное проведение открытых просмотров для родителей по реализации приоритетных направлений группы.
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста:
Участниками образовательного процесса являются дети 5-7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо соблюдение следующих условий:
- Комплектация групп определяется количеством детей, достигших 5 лет, получивших направление в ДОУ с учетом требований СанПиН.
- Для родителей детей старшей и подготовительной к школе групп организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
- Воспитатели и специалисты ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в ближайших школах.
- Освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.)
- Выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы.
- При необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Общее время дополнительных занятий не превышает 30 минут в день.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.
- Самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно- развивающей средой.
Предметно – развивающая среда организуется на принципах свободного зонирования и подвижности. Состояние материальной базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
· Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
· Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее время с 7.00. до 8.30. и в вечернее время с 17.00. до 19.00.
· Занятия (традиционные, интегрированные), игры-развлечения, наблюдения и экскурсии проводятся ежедневно с группой детей в первую половину дня.
· Коррекционные занятия проводятся индивидуально, с подгруппой детей в первой половине дня по сетке занятий педагога-психолога.
· В теплое время года максимальное число занятий и других мероприятий проводится на участке во время прогулки.
· Физкультурные и музыкальные занятия проводятся в зале со всей группой в соответствии с сеткой занятий на текущий год.
Физкультурно-оздоровительной работа ведется в двух направлениях:
1. Лечебно-профилактическое и оздоровительное
2. Двигательное
1. Лечебно-профилактическое и оздоровительное направление (витаминотерапия, лечебная физкультура, оздоровительный массаж, музыкотерапия, закаливание, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата);
Принципы оздоровления в детском саду
• комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года и др.;
• непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
• максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников;
• интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс;
• использование простых и доступных технологий;
• формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала и воспитателей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
2. Двигательное направление (физкультурные занятия на воздухе, физкультурные праздники, досуги, спортивные соревнования).
2.Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Каждая образовательная область специфична для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по возрастным группам. Учитывая, что каждая образовательная область имеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Перечень комплексных программ
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы,М.А., Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
2.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Перечень программ и технологий
-Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
-Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
-Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.
-Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
2.2. Содержание образовательной области «Здоровье»
Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно – гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Перечень программ и технологий
Н.П. Смирнова Программа Основы здорового образа жизни Ч.1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений – Саратов, Научная книга, 2000.
Л.И.Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами 2 -4 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
М.А.Павлова, М.В.Лысогорская Образование в области здоровья. Методические рекомендации для воспитателей. Саратов 2004.
2.3. Содержание образовательной области «Безопасность»
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира) через расширение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;
- передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Перечень программ и технологий
Т.Ф.Саулина Три сигнала светофора. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2009г.
Ю. Давыдова, С.Романова Один дома или техника детской безопасности. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.
Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М.: «Творческий центр – сфера,» 2009г.
Перечень пособий
Безопасность дорожного движения – наглядная информация
Правила безопасности для детей – наглядная информация
Знаки безопасности
Диски «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге».
2.4. Содержание образовательной области «Социализация»
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Перечень программ и технологий
Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика – синтез; 2006г.
Н.А.Рыжова Наш дом- природа. Москва 2005г.
Николаева С.Н. Юный эколог – Москва, Мозаика – Синтез, 2010
Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» Конспекты занятий. М.: «Мозаика-синтез», 2008г.
О.В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика-Синтез» 2008г.
Н.В.Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Москва 2002г.
И.Ф.Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Методическое пособие. «Творческий центр» 2009г.
Т.В.Иванова Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. «Корифей»2008г.
Перечень пособий
Вохринцева С. «Окружающий мир» Транспорт. Профессии. Времена года. Комнатные растения. Мир животных.
2.5. Содержание образовательной области «Труд»
Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Перечень программ и технологий
Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2009
Л.В.Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала. М.: Мозаика – Синтез, 2007
Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2005
Л.В.Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала Конспекты занятий. М.: «Мозаика – синтез»,2008г.
И.В.Новикова Конструирование из бумаги в детском саду. Ярославль 2007г.
Перечень пособий
Игрушки из бумаги. Дидактическое пособие.
2.6 Содержание образовательной области «Познание»
Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Перечень пособий (развитие речи, математика)
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М.: Просвещение, 2007.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе – М.: Мозаика – Синтез, 2005
Бондарева Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе д/сада» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» Воронеж:Т.Ц.»Учитель» 2006г
Новикова В.П. Математика в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2003 /по всем возрастным группам/
В.В. Гербова Занятия по развитию речи – М.: Мозаика – Синтез, 2009
Новикова В.П. Математика в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи. Программа. Методические рекомендации. Москва, Издательский центр «Винтана-Граф» 2008г.
Перечень программ, технологий, пособий (конструирование)
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала - М.: Мозаика – Синтез, 2006
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2005
2.7. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Перечень программ и технологий
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе 2- 7 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Перечень пособий
Н.П.Ильчук Хрестоматия для дошкольников. Москва 1999г.
Книга для чтения в детском саду и дома – Издательство Оникс, 2009.
2.8. Содержание образовательной области «Художественное творчество»
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Перечень программ и технологий
Лыкова И.А. Программа художественного развития детей 2- 7 лет. Цветные ладошки – М.: Карапуз – Дидактика, 2007.
Лыкова И.А. Цветной мир – народной искусство в детском саду – М.: Сфера, 2007.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
В.В. Гербова «Приобщение к художественной литературе». – М.: 2006.
2.9. Содержание образовательной области «Музыка»
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
-приобщение к музыкальному искусству.
Перечень программ и технологий
М.Б. Зацепина. «Музыкальное воспитание в детском саду», М.: 2006.
М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова « Народные праздники в дестком саду» - М.: 2006.
М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Праздники и развлечения» -М.: 2006.
Перечень пособий
Зинина И. «Сценарии праздников в детском саду и дома» -Минск.:2007.
Праздники в детском саду. С ост.:Г.А. Лапшина. – В.: 2009.
Музыкальное сопровождение и оформление праздников в детском саду.- В.: 2007.
3.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования оцениваются системой мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, проявляя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты.
Промежуточная оценка (один раз в полугодие) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы.
Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.
Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, аппаратурных методов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Итоговые результаты (интегративные качества) представлены в портрете выпускника, в котором отражаются качества и степень их сформированности.
Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести те результаты, на достижение которых направлена используемая в ДОУ программа, с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения Программы. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется два раза в год (сентябрь –май).
2 Часть. Приоритетное направление в работе ДОУ.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческой инициативы ребенка, создание условий для его социализации.
Для получения ожидаемых результатов в детском саду создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из следующих компонентов:
- Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды);
- Организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
- Координация работы с другими учреждениями и организациями.
Данная система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов ДОУ, заведующей детским садом. Совместная и умелая деятельность всех специалистов достигается согласно совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Работа в детском саду ведется в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ в совокупности с парциальными программами: «Программа художественного развития 2-7 лет. Цветные ладошки» /авт. Лыкова И.А./, программа музыкальное воспитание в детском саду под ред. М.Б.Зацепиной.
Развивающая среда является одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в детском саду. Все группы детского сада эстетически оформлены, имеются различные игровые уголки: театральный, уголок ряженья, уголок творчества и т.д. Для занятий имеется набор музыкальных инструментов для детей, DVD, музыкальный центр, пианино. В детском саду функционируют кружки художественно-эстетической направленности. Каждый месяц устраиваются вставки детских работ: рисунков, поделок из природного материала, поделок из бросового материала. Дети, занимающиеся в театральном кружке радуют других дошкольников и родителей инсценировками сказок.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
· групповые и подгрупповые занятия,
· развлечения,
· праздники,
· музыкальные вечера,
· дидактические игры,
· выставки рисунков и поделок.
Спектр дополнительных услуг в детском саду разнообразен, функционируют кружки художественно-эстетической направленности: «Радуга» кружок нетрадиционной техники рисования, «Лесовичок» - работа с природным материалом, «Теремок» - театральный кружок, «Умелые ручки» - оригами.
№ | Название кружка | Руководитель | Время работы. |
1 | «Радуга» нетрадиционная техника рисования | Коновалова О.В. | вторник |
2 | «Лесовичок» работа с природным материалом | Семенкина И.Н. | вторник |
3 | «Теремок» театрализованная деятельность | Нефедьева М.С. | вторник-среда |
4 | «Умелые ручки» оригами | Зимина Г.А. | среда |
Цели:
- формирование эстетического отношения и художественно – творческого развития;
Задачи:
- создание условий для свободного эксперементирования с художественными материалами и инструментами;
- восприятие художественного вкуса и чувства гармонии;
- развитие художественно – творческих способностей.
В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплекс:
- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
- перспективные планы кружковой работы;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- дидактические игры;
- художественная и познавательная литература эстетической направленности.
Реализация программы художественно-эстетического развития дошкольников требует постоянного совершенствования педагогического мастерства воспитателей.
Повышение педагогического мастерства осуществляется в следующих направлениях:
- повышение мастерства педагогов через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации. Открытые занятия, смотры-конкурсы. Ежегодно одна из задач воспитательно-образовательного процесса направлена на развитие творчества детей. Опытные педагоги делятся опытом работы, консультируют других педагогов, устраивают лектории для родителей.
- ежегодное посещение районных методических объединений для воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей;
- самообразование.
Условия реализации образовательной программы ДОУ
1.Управление реализацией программы:
МДОУ «Детский сад №6 г.Пугачева» является частью дошкольной ступени образования города Пугачева Саратовской области. Учредителем дошкольного учреждения является Администрация Пугачевского муниципального района.
В МДОУ функционирует чётко продуманная, гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы.
Нормативно-правовое обеспечение соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
В ДОУ руководство по приоритетному направлению осуществляется в строгом соответствии с Законом «Об образовании», Уставом ДОУ, Положением об Управляющем совете, Положением о педагогическом совете, Положением об оплате труда, Положением о собрании трудового коллектива и других локальных актах.
Детский сад своей деятельностью: воспитанием, обучением, развитием, осуществлением необходимой коррекции, проведением профилактических и оздоровительных мероприятий – для полноценного развития ребенка решает следующие задачи:
- охрана жизни и здоровья воспитанников;
- укрепление здоровья и снижение детской заболеваемости;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
- приобщение детей к человеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей.
Управление детским садом осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления ДОУ являются:
- общее собрание коллектива;
- педагогический совет;
- родительский комитет;
- попечительский совет.
Руководство осуществляется в строгом соответствии с Законом «Об образовании», Уставом ДОУ, Положением о Попечительском совете, Положением о педагогическом совете, Положением об оплате труда, Положением об общем собрании трудового коллектива и других локальных актах.
2.Организация предметно - развивающей среды.
Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательно – речевое и социально – личностное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно – игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для занятий.
Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.
Учреждение имеет свой стиль; интерьер основных и вспомогательных помещений насыщен творческими работами детей и взрослых.
Психолог в дошкольном учреждении.
Важную помощь в организации учебно – воспитательного процесса оказывает педагог – психолог. При организации работы с детьми, родителями и воспитателями он учитывает программу детского сада и помогает реализовать ее с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его психологического возраста личностных качеств, уровня профессиональной квалификации педагогов и специфики семейного воспитания.
Большое внимание уделяется разработке методов и способов коррекции микроклимата в группах, индивидуальной работе в процессе адаптации детей к детскому саду.
Особое место отводится работе с детьми, имеющими трудности в обучении, эмоциональном развитии. Для них проводятся специальные индивидуальные и групповые корректирующие занятия, что способствует организации благоприятного климата и нормального стиля общения между воспитателями и детьми.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста необходима тесная связь с семьей, в которой он воспитывается.
Семья - социальный институт воспитания. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
- приобщение семей в воспитательно-рбразовательный процесс.
При работе в данном направлении используются различные методы и приемы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность посетить любые занятия и режимные моменты, принять активное участие в жизни детей в детском саду.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
При работе в данном направлении используются родительские собрания, конференции, консультации, лектории, семинары-практикумы, беседы.
Работа с родителями направлена на информирование о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, привлечение внимания к успехам и проблемам дошкольников.
Эффективность работы по развитию детей зависит от координации работы с другими учреждениями.
Коллектив детского сада сотрудничает с Центром развития творчества детей и юношества, музыкальной школой, Центральной детской библиотекой, театральным коллективом г. Балаково. В ДОУ для детей организуется показ спектаклей, кукольных театров, музыкально-тематических развлечений.
Взаимодействие с другими организациями
Преемственность в работе ДОУ и школы
Большинство наших выпускников продолжают обучение в различных школах нашего города.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Для достижения педагогических целей, наличия объективной и достоверной информации о развитии личности воспитанника, о состоянии и результатах воспитательно – образовательного процесса применяем диагностический инструментарий, направленный на эффективность и результативность.
Одним из главных условий эффективности работы является овладение педагогами новых методик и современных разработок, направленных на:
1. развитие различных видов мышления;
2. развитие коммуникативных способностей;
3. сохранение и развитие здоровья детей (морфофункциональные показатели физического здоровья, группа здоровья, частота заболеваемости).
Развитие личности и профессиональный рост педагогов:
1. рост их профессионализма, педагогического мастерства и творчества;
2. модернизации содержания образования, организации программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
3. гуманизации отношений между педагогами, воспитанниками и их родителями.
В качестве показателей педагогической целесообразности реализации представленной программы развития можно выделить:
• Обновление содержания общего образования с учетом использования ИКТ
• Успешная социальная адаптация воспитанников к изменяющейся образовательной среде (успешно осваивающих общеобразовательные программы)
Таким образом, реализация образовательной программы ДОУ обеспечивает повышение качества воспитательно – образовательного процесса и рост профессиональных качеств у педагогов.