В помощь классному руководителю

Бирюкова Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

 Классным руководителям,  лидерам ДШО.

Список статей

из журналов и газет по вопросам организации деятельности

органов ученического самоуправления.

1. Нормативно-правовые (локальные) акты школьного самоуправления (положения о старосте класса, об ученическом совете школы, о конференции, о президенте учащихся (статус, компетенция, выборы); материалы по диагностике. (журнал «Заместителя директора школы по ВР» №2, 2003, стр.55-84. Здесь же Положение о смотре учета кабинетов, о смотре-конкурсе «Класс года»).

2. Организация детского самоуправления в гимназии (г. С.- Петербург, журнал «Практика административной работы» №7, 2003, стр. 68-71; об обязанностях основных должностных лиц школьного самоуправления).

3. Компоненты системы школьного самоуправления школы №137 г. Москвы (Совет школы, Совет старшеклассников, Совет дела, Советы классов, Совет клубов по интересам). (Журнал «Заместителя директора школы по ВР» № 2, 2004, стр. 26-30).

4. Школьное самоуправление: движение к системе (журнал «Воспитательная работа в школе» №3, 2003, стр. 39-40).

5. Типичные ошибки ученического самоуправления (журнал  «Воспитательная работа в школе №7, 2003, стр. 61-68).

6. Законы для тебя (журнал «Сельская школа» №6, 2000, стр. 97-101).

7. Законы граждан школы, написанные самими ребятами (журнал «Сельская школа» №2, 2004, стр. 12-30).

8. Службы примирения в системе школьного самоуправления (журнал «Народное образование» №9, 2005, стр. 173-177).

9. Школьное самоуправление (газета «Педагогический вестник» №8, 2002, стр. 5).

10. Детский парламент работает по-взрослому («Учительская газета» №43 за 25 октября 2005 г).

Заместитель директора по ВР: Бирюкова Е.В.



Предварительный просмотр:

В помощь классному руководителю, старшей вожатой.

Примерный перечень

поручений учащихся (в структуре ученического самоуправления) в классе.

1. Направление «Знание»:

  1. консультанты по какому-либо предмету;
  2. координаторы КТД;
  3. организаторы конкурсов;
  4. организаторы лектория;
  5. организатор бесед;
  6. организатор контроля за ведением дневников, состоянием учебников;
  7. помощник классного руководителя по ведению дневников учащихся;
  8. ответственный за рубрику в стенной газете «Учись учиться».

2. Направление «Трудовые дела»:

  1. ответственный за оформление кабинета;
  2. ответственный за озеленение класса;
  3. ответственный за организацию дежурства;
  4. организатор трудовых десантов и субботников;
  5. член ремонтной бригады класса;
  6. хозяйка класса.

3. Направление культурно-массовой работы:

  1. помощник классного руководителя;
  2. член Совета творческого дела;
  3. организатор экскурсий, театральных встреч;
  4. член лекторской группы;
  5. диктор школьного радио;
  6. организатор интересных встреч;
  7. руководитель творческого дела;
  8. оформитель;
  9. бутафор;
  10. имиджмейкер.

4. Направление «Здоровье»

  1. физорг (организатор спортивных дел);
  2. инструктор по спорту, туризму;
  3. игротехник;
  4. консультант по спорту.

5. Направление гражданско-патриотическое:

  1. член Совета Комнаты Боевой Славы, музея, уголка;
  2. экскурсовод;
  3. лектор;
  4. ответственный за подготовку и проведение бесед к памятным (победным) дням России;
  5. помощник руководителя игры «Зарница», «Зарничка»;
  6. ответственный за выпуск исторического бюллетеня;
  7. ответственный за рубрику в классном уголке «Наши права»;
  8. политинформатор.

6. Направление – классные СМИ:

  1. ответственный за выпуск юмористических листков;
  2. редактор классной стенгазеты (летописи класса);
  3. член пресс-центра;
  4. фотокорреспондент;
  5. юный художник;
  6. журналист;
  7. архивариус.

7. Направление – шефство над младшими школьниками:

  1. вожатый;
  2. инструктор по правилам дорожного движения;
  3. инструктор по правилам пожарной безопасности;
  4. инструктор по правилам поведения в школе.

В классе могут быть созданы сектора по направлениям воспитательной деятельности:

  1. учебный сектор;
  2. культмассовый;
  3. спортивный;
  4. оформительский;
  5. трудовой;
  6. информационный (радио, видео);
  7. штаб порядка;
  8. патриотический;
  9. художественно-эстетический.

Самоуправление в классе способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Циклограмма работы классного руководителя

 

Ежедневно:

контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания

Еженедельно:

проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса

Ежемесячно:

проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.

В конце каждой четверти:

подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В конце учебного года:

проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.

Перечень функциональных обязанностей учащихся

 

Староста.

Замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует, уточнив у связного. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

Журналист.

Отвечает за сохранность классного журнала. Получает журнал и сдает его классному руководителя. Передает журнал учителям из рук в руки. Следит за заполнением списков. Обеспечивает выставление оценок и заполнение сведений о посещаемости в конце четверти

Секретарь.

Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Объявляет результаты рейтинга после каждого истекшего месяца. Оформляет сводную ведомость рейтинга. Вычерчивает в личных делах графики рейтинга.

Главный по цепочке

Составляет “цепочку” оповещения в соответствии с местом жительства учащихся. Оформляет схему цепочки для каждого одноклассника. Обеспечивает передачу срочных сведений по телефону. Следит за работой цепочки и выясняет, где и по какой причине она не срабатывает. Отвечает за связь непосредственно перед классным руководителем.

Главный дежурный по классу.

Составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Следит за сменой очередности дежурных после 3-го урока. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски

фельдшер

Еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Ведет в классе профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок

Книжник.

Раздает учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке и приобретенных родителями учащихся. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.

Цветовод.

Ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений. Организует пересадку цветов и смену грунта. Раздает цветы на хранение на лето и собирает их перед началом учебного года.

Физорг.

Организует ежедневную утреннюю зарядку. Помогает учителям в проведении физкультпауз во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечает за сохранность спортинвентаря.

Прораб.

Организует класс на общественно-полезный труд. Выясняет у заместителя директора фронт работ на ОПТ. Раздает инвентарь и отвечает за его сохранность и возврат. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.

Ответственный за столовую

Помогает классному руководителю собирать деньги на питание и передавать их в столовую. Своевременно назначает дежурных и отправляет их в столовую за 5 минут до конца урока. Ведет учет количества питающихся в столовой и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой. Несет ответственность за качество дежурства: сервировку стола и его уборку после обеда.

Казначей.

Организует сбор денег на дидактические материалы, фотографии, билеты в культурно-развлекательные учреждения и на другие внеклассные мероприятия по просьбе классного руководителя или учителей. Аккуратно и четко ведет всю документацию по сбору денег в каждом случае. Поддерживает связь с классным руководителем и учителями. Своевременно информирует учащихся о предстоящем сборе денег, его сроках, цели и сумме. Обеспечивает сохранность собранной суммы и ее передачу по назначению классному руководителю или учителям.

Кондуктор.

Ежемесячно составляет список учащихся, которым необходимы проездные билеты. До 22 числа каждого месяца организует сбор денег на проездные билеты. Обеспечивает своевременную сдачу денег секретарю школы. Вовремя информирует учащихся класса о возможных изменениях в сроках сбора денег в связи с каникулами или праздниками. Получает проездные у секретаря и раздает их ученикам не позднее последнего дня каждого месяца.

Главный дежурный по школе.

Организует дежурство по школе в соответствии с графиком. Распределяет учащихся по постам дежурства и заблаговременно предупреждает их об этом. Ведет контроль за явкой утром, выходом на посты во время перемен и качеством дежурства. Обеспечивает наличие у дежурных повязок и подобающего внешнего вида. Докладывает классному руководителю и классу о результатах дежурства по школе.

Художник.

Составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям

Связной.

Ежедневно контролирует посещаемость учащихся. Составляет список отсутствующих для выяснения причин отсутствия. Сообщает о причине отсутствия старосте и классному руководителю. Поддерживает связь с классным руководителем и учителями-предметниками. Является связующим звеном для передачи любой информации между учителями, классным руководителем и учениками.

.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное агентство по образованию

Методические рекомендации

по развитию ученического самоуправления

в общеобразовательных учреждениях*

Методические рекомендации адресованы руководителям общеоб разовательных учреждений (директорам, заместителям директоров по воспитательной работе), а также педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитате лям, старшим вожатым. Они направлены на обеспечение развития уче нического самоуправления в условиях общеобразовательного учреж дения (школы, гимназии, лицея), учреждения дополнительного об разования детей.

Понятийный аппарат

В представленных методических рекомендациях используется поня тийный аппарат, опирающийся на положения российского законода тельства и разработки современной педагогической науки.

Самоуправление — принцип автономного управления малыми со обществами, общественными организациями и объединениями в гра жданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения — наравне с еди ноначалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального за конодательства право на участие в управлении образовательным учре ждением.

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятель ности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоя тельности в принятии и реализации решений для достижения общест венно значимых целей.

Детская общественная организация (объединение) — добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интере сов. Взаимоотношения детской общественной организации (или не скольких организаций) с другими формированиями образовательно го учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Творческое объединение обучающихся по интересам — форма орга низации творческой деятельности (секции, студии, кружки, клубы и т.д.) в системе дополнительного образования детей. Сегодня в учреж дениях дополнительного образования детей создано более 500 тыс. творческих объединений по интересам (художественное и техническое творчество, физическая культура и спорт, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность и др.). Кроме того, такие объе динения сегодня развиваются и на базе общеобразовательных учреж дений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение в системе дополнительного образования детей осуществляет свою дея тельность на основе образовательной программы.

Органы ученического самоуправления и детские общественные ор ганизации (объединения), создаваемые на базе образовательного уч реждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию ор ганов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона РФ "Об образовании".

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для раз вития государственно-общественной системы управления образова тельным учреждением, социализации и профессионального самооп ределения учащейся молодежи.

________________

* Приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агенства по образованию от 03.03.2005 № 14-11-43/01.

В соответствии с Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы1, одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001, развитие само управления в общеобразовательном учреждении рассматривается в ка честве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.  

Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправ ление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необяза тельное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что, как правило, в уставе общеобразова тельного учреждения данное положение зафиксировано.

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих обще образовательных учреждениях России успешно применяются различ ные формы самоуправления, действуют разнообразные модели учени ческого самоуправления, включенные в общую систему самоуправле ния школой.

Основное предназначение ученического самоуправления — удов летворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении  насущных проблем общеобразовательного учреждения. Уча стие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует фор мированию более четкой и осознанной гражданской позиции и цен ностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социаль ную компетенцию; развивает социальные навыки поведения и уста новки на самостоятельное принятие решений в проблемных социаль ных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоя тельно "проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправле ние проявляется в планировании деятельности коллектива, организа ции этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреж дений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь "играют в демократию". Тогда как самоуправление и ученическое са моуправление, в частности, должны стать реалиями всего образова тельного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеоб разовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо собности, найти интересное дело, организовать его выполнение, при нимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.

В этих условиях крайне важно разобраться с понятием "учениче ское самоуправление" и детские и молодежные общественные органи зации (объединения) рассматривать в качестве партнеров органов уче нического самоуправления, а не их замены. На поддержку и развитие детского движения направлено решение коллегии Минобразования России от 29.05.2001 № 11/1 "Об опыте взаимодействия органов управ ления образованием и детских общественных объединений". Именно на поддержку, а не на создание, так как в соответствии с российским законодательством, в том числе с Законом РФ "Об образовании", "принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общест венные, общественно-политические организации (объединения), дви жения и партии, а также принудительное привлечение их к деятель ности этих организаций... не допускаются" (п. 15 ст. 50).

Нормативная база для организации ученического самоуправления

Правовой основой развития ученического самоуправления в обще образовательном учреждении являются Закон РФ "Об образовании" и Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

______________

           1 См. Официальные документы в образовании. – 2002. - № 10. – С. 15-33. – Ред.

Самоуправ ление — важнейший принцип управления образовательным учрежде нием. В статье 35 Закона РФ "Об образовании" подчеркивается: "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправле ния. Формами самоуправления образовательного учреждения являют ся совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетен ция определяются уставом образовательного учреждения".

Статья 50 "Права и социальная поддержка обучающихся, воспи танников" гарантирует школьникам право "...на участие в управле нии образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выра жение собственных мнений и убеждений".

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверж денное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, за крепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

•   статья 50: обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участие в управлении общеобразовательным учреждени ем в форме, определяемой уставом учреждения;

• статья 68: управление общеобразовательным учреждением осу ществляется в соответствии с законодательством Российской Федера ции и уставом общеобразовательного учреждения и строится на прин ципах единоначалия и самоуправления;

•  статья 69: формами самоуправления общеобразовательного учре ждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечитель ский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в уставе каждого общеобразовательного учреждения. Если этого нет, то необходимо внести дополнения (изменения) в устав своего учрежде ния. При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса — это требование закона, а не желание или "добрая воля" учредителя или администрации школы.

Для эффективного функционирования самоуправления нужны до полнительные локальные акты, такие, как Положение о самоуправ лении общеобразовательного учреждения, в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесо образно разработать и принять отдельные положения об органах, пред ставляющих интересы участников образовательного процесса и фор мирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для ак тивизации процесса формирования самоуправления общеобразователь ного учреждения можно разработать предложения и внести соответст вующие изменения в Положение о педагогическом совете, где кон кретизировать его функции именно как органа самоуправления педа гогического коллектива, наделенного административными функция ми, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого уче нического самоуправления.

Возможно принять и Положение об ученическом самоуправлении, наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность кон кретным содержанием.

Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функ ции родительской общественности на всех уровнях, начиная с инди видуального участия и инициативы отдельного родителя, затем класс ного родительского комитета (собрания), общешкольного органа ро дительской общественности. Такое юридическое оформление позволя ет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.

Модели самоуправления в образовательном учреждении

При организации самоуправления и реализации программы учени ческого самоуправления в общеобразовательных учреждениях реко мендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

• свободный выбор общеобразовательным учреждением модели уче нического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

•   ориентация на личностные и коллективные интересы, потреб ности, способности всех участников образовательного процесса (обу чающихся, педагогов, родителей);

•    деятельностная основа ученического самоуправления, позволяю щая направлять энергию подрастающего поколения на социально по лезные дела;

•    тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с ор ганами местного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации само управления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникаль ности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного про цесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

При разработке авторских моделей организации ученического са моуправления предлагается включать следующие основные разделы.

Раздел I. Требования к качеству разработки модели. Система пока зателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе пред варительного осмысления предстоящего моделирования: научная обос нованность; четкость структуры модели; качество нормативно-регла ментирующей базы; наличие педагогически целесообразной деятель ности; технологичность модели; учет условий данного общеобразова тельного учреждения; положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса; творческий вклад ав торского коллектива.

Раздел И. Структура модели. Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику.

1.  Блок целеполагания — принятие ценностей и идеологии, закла дываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных за дач и определение путей их решения в ходе реализации модели учени ческого самоуправления.

2.  Позиционный блок — общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

3.  Организационный блок — выделение уровней субъектов самоуправ ления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуще ствляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

4.  Нормативный блок — перечень и краткая характеристика основ ных нормативных документов, необходимых и достаточных для эф фективного функционирования данной модели, прежде всего это пол номочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответст венность.

5.   Содержательный блок — позволяет выделить системообразую щую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

6. Технологический блок — раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.

Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей. Опи сание внутренних связей между всеми основными структурными бло ками представленной модели прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели. Опи сание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функциони рования в соответствии с поставленной целью: качество самой моде ли, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педа гогического управления; учет внешних условий и перспектив разви тия; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т.д.

Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели. Сис тема показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной мо дели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внеш ними процессами и социумом; характер изменений отношения к дан ной модели.

Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправ ления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе модели рования могут быть созданы различные модели инновационной дея тельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

В соответствии с представленными выше принципами и подходами существующие в настоящее время модели самоуправления общеобра зовательных учреждений и формы вовлечения участников образова тельного процесса в самоуправление можно сгруппировать следую щим образом.

1. Административная модель (условное название "Школьный со вет") — это формально-правовое самоуправление, основанное на тре бованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой моде ли участники образовательного процесса, в том числе школьники (че рез ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны: 1) полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразователь ного учреждения на территории Российской Федерации; 2) наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализа ции и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1) исключение потенциала воспитательных про грамм (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении; 2) формализация процесса выборов органов самоуправ ления, в том числе и ученического; 3) недостаточный учет возрас тных особенностей школьников.

2.  Игровая модель (условное название "Ньюландия") — самоуправ ление, основанное на соблюдении всех законодательных и норматив ных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразова тельного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников об разовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны: 1) максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии; 2) ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1) несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразователь ного учреждения и воспитательную работу, при психологической не готовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением; 2) излишнее увлечение игровой стороной процесса; 3) возможность реализации данной модели в пол ной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в каче стве обучения актива школьного самоуправления.

3.  Раздельная административно-игровая модель (условное название "День дублера") — это сочетание двух первых моделей с преимущест венным использованием возможностей формально-правового само управления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное назва ние "Демократическая республика") — это сочетание двух первых мо делей, но с преимущественным использованием возможностей игро вой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компе тенции формально-правового самоуправления остаются лишь принци пиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполне ние обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наиболь шей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого уч реждения.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения

        по развитию ученического самоуправления        

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном уч реждении в огромной степени зависит от директора и его заместите лей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам само управления, к их представителям, понимание важности их многооб разия, умение найти компромиссное решение, материальная и мо ральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, — все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реаль ную роль играют все участники образовательного процесса.

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработ ку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность учени ческого самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает ак тивное участие в разработке концепции и программы развития учени ческого самоуправления, занимается вопросами методического обес печения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы замес титель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетен цию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Старший вожатый (педагог-организатор) занимается практически ми вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первич ных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредст венно реализующих воспитательные программы различной направлен ности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как пра вило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном уч реждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Большой вклад в создание условий для развития ученического са моуправления призван внести классный руководитель, который име ет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, кото рые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серь езными социально-психологическими знаниями, способен оказать под держку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).

Особую роль в развитии ученического самоуправления призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знани ям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способно сти детей, организовать постоянно действующую систему психологи ческой поддержки активистов самоуправления; консультировать класс ных руководителей, педагогов и администрацию по различным про блемам, возникающим в процессе организации ученического само управления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профи лю своего предмета, например, во время подготовки очередного ме роприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержа тельно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет воз можность непосредственно включиться в самоуправление общеобра зовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеоб разовательным учреждением, одной из задач которого является акти визация ученического самоуправления, участвует в той или иной сте пени почти весь педагогический коллектив.

Условия развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном уч реждении зависит от успешности решения целого рада задач организа ционного, кадрового, программно-методического, социально-психо логического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого прежде всего необходимо проанализировать социально-пе дагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, вы яснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные компьютерные технологии, воз можности всемирной сети Интернет.

Рекомендуется активнее привлекать к организации выборов орга нов ученического самоуправления специалистов местных и региональ ных избирательных комиссий, работающих по программе Центриз биркома "Правовая культура молодого избирателя".

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необхо димой для развития ученического самоуправления.

Кадровые условия — возможность профессионального роста педаго гов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправле ния и ученического самоуправления, в частности, должно быть орга низовано в рамках продуманной системы и направлено на совершен ствование педагогического мастерства работников общеобразователь ного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Нужны спецкурс по основам организации ученического самоуправ ления в педагогических вузах страны и специальные программы по вышения квалификации в учреждениях профессионального дополни тельного образования работников образования.

Важно активизировать участие педагогов в различных профессио нальных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организа ции и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей са моуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание сво его опыта по организации ученического самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т.д.).

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специали стов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благо приятные условия для подготовки актива ученического самоуправле ния создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загород ных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в рамках регионального взаимодействия.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправ ления невозможно без серьезного программно-методического обеспе чения этого вида деятельности на всех уровнях.

Цели и задачи программно-методических документов должны от ражать общую стратегию развития, основные принципы педагогиче ской деятельности, главные содержательные линии работы по разви тию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, ре шение которой может быть рассчитано на несколько лет под руковод ством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников). Программы обучения навыкам организации самоуправления долж ны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком.

Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

Возможен отдельный курс в программе "Граждановедение", где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специ альный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамот ной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с со блюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

Социально-психологические условия. Администрации общеобразова тельного учреждения рекомендуется вести систематическую разъясни тельную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или яв ное недовольство развитием ученического самоуправления. Не реко мендуется вводить эту воспитательную программу насильно или ис кусственно, так как педагогический коллектив должен "созреть" до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятель ности как "второсортной". Директор, его заместитель по воспитатель ной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педаго гов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опы том, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, де тей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкла де в общее дело коллектива должны знать все участники образова тельного процесса.

Меры, направленные на активизацию развития ученического само управления в образовательных учреждениях Российской Федерации:

1. В 2003/2004 учебном году был организован Всероссийский кон курс моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, призванный способствовать активизации развития школь ного ученического самоуправления во всех субъектах РФ.

2. Проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Уче ническое самоуправление: вчера, сегодня, завтра" по проблемам разви тия ученического самоуправления (апрель 2004 года, по итогам кон курса).

3.  В июне 2004 года во Всероссийском детском центре "Орленок" состоялся Всероссийский детский гражданский форум (творческая сме на активистов ученического самоуправления образовательных учреж дений — победителей конкурса "Лидер-2003").

4.  В мае 2003 года Управлением воспитания и дополнительного об разования детей и молодежи совместно с Академией повышения ква лификации и переподготовки работников образования и Межрегио нальной общественной организацией детей и молодежи "Новая циви лизация" был проведен пилотный Всероссийский семинар  "Психоло го-педагогические и организационно-методические аспекты развития уче нического самоуправления в общеобразовательных учреждениях". В семи наре принимали участие руководители и специалисты органов управ ления образованием различного уровня, специалисты ИУУ и ИПК, директора и заместители директоров школ, педагоги-организаторы и старшие вожатые, классные руководители.

Отработаны программа, содержание и технология семинара, под готовлен пакет раздаточных учебно-методических материалов по про блеме, разработаны примерные локальные акты по организации и деятельности органов самоуправления в общеобразовательных учреж дениях.

В 2004/2005 учебном году на базе Академии повышения квалифи кации была проведена серия курсов повышения квалификации по данной тематике.

5.  В октябре — декабре 2003 года Академия повышения квалифика ции при участии специалистов министерства провела серию курсов "Права детей: социальные и образовательные программы", в рамках которых обучено свыше 500 специалистов, занимающихся проблема ми воспитания и защиты прав детей, развитием самоуправления в управлениях образованием, общеобразовательных учреждениях. В рам ках данных курсов специалисты управления, ученые и педагоги-прак тики знакомят слушателей со спецкурсом, раскрывающим вопросы развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреж дениях.

6.  На федеральном уровне решено возродить проведение всероссий ских лагерей школьного актива. Первый из них был проведен в сен тябре 2004 года в лагере "Зеркальный" под Санкт-Петербургом.

7.  На Всероссийском педагогическом совете, который проводился в течение августа—сентября 2003 года, с помощью Интернет-ресурсов обсуждалась тема "Организация самоуправления в образовательных учреждениях России".

8.  В детской общественной приемной Минобразования России с сентября 2004 года введен специальный день ответов на вопросы по организации ученического самоуправления, который будет проводиться последнюю пятницу каждого месяца.

9. В журнале "Народное образование" открыта постоянно действую щая рубрика "Технология ученического самоуправления", в которой публикуются теоретические материалы, модели ученического само управления, описывается реальный опыт общеобразовательных учре ждений из различных субъектов РФ.

10.  Материалы по обмену опытом организации ученического само управления будут регулярно публиковаться в журналах "Внешколь ник" и "Директор школы", "Граждановедение" (приложение к "Учи тельской газете"). Для этих же целей целесообразно использовать воз можности местной и региональной педагогической прессы.

11.  В рамках издания "Библиотеки Федеральной программы разви тия образования" в 2004 году было издано учебно-методическое посо бие "Организация и развитие ученического самоуправления в обще образовательном учреждении".

Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству по ре шению проблем развития ученического самоуправления в общеобра зовательном учреждении.

Примечание. Рекомендации разработаны на основе научно-исследо вательских материалов, подготовленных по заказу Министерства обра зования Российской Федерации по теме "Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой техноло гии ученического самоуправления в современной российской школе" (авт. кол-в под руководством д-ра пед. наук, проф. Прутченкова А.С.), обсуж дены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправ ления в общеобразовательных учреждениях и Всероссийской научно-прак тической конференции.

     Отдел воспитательной работы и спорта

     Управления по делам молодежи

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель руководителя

агентства А.А.Казенов

05.02.2005

Положение

о II Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений

Федеральное агентство по образованию совместно с Федеральной академией повышения квалификации и профессиональной перепод готовки работников образования, Федеральным центром гражданско го образования и Межрегиональной общественной организацией де тей и молодежи "Новая цивилизация" проводят II Всероссийский кон курс моделей ученического самоуправления (далее — Конкурс).

Цель и задачи Конкурса

Цель — активизация развития ученического самоуправления в об разовательных учреждениях России. Задачи Конкурса:

•    привлечь внимание органов местного самоуправления, обществен ности и педагогических коллективов к необходимости развития и под держки ученического самоуправления в образовательных учреждениях;

•    систематизировать имеющийся опыт функционирования и раз вития ученического самоуправления в общеобразовательных учрежде ниях и учреждениях дополнительного образования детей;

•  определить социально-педагогические условия оптимального раз вития ученического самоуправления в образовательных учреждениях различного типа;

•    пополнить информационный банк реально существующих мо делей ученического самоуправления в образовательных учреждениях Российской Федерации;

стимулировать деятельность педагогических коллективов, под держивающих функционирование и развитие ученического самоуправ ления.

Участники Конкурса

Конкурс проводится по следующим номинациям:

•    общеобразовательная школа

•    лицей, гимназия

•    школа-интернат

•    учреждение дополнительного образования детей.

Порядок и сроки проведения Конкурса

Конкурс проводится с марта 2005 года по август 2006 года.

Первый этап — март — декабрь 2005 года — региональный этап Конкурса. Участники присылают подготовленные материалы по адре су органа управления образованием субъекта РФ с пометкой "II Все российский конкурс моделей ученического самоуправления".

Региональное жюри Конкурса отбирает в соответствии с нижепри веденными критериями заявку (прилагается) и лучшие работы и на правляет их до 15 декабря 2005 г. (дата определяется по почтовому штемпелю) по адресу: 125212 Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2, комн. 302, Федеральный центр гражданского образования, Болотиной Татьяне Владимировне с пометкой "II Всероссийский конкурс моде лей ученического самоуправления".

В случае если в субъекте РФ не проводится 1-й этап Конкурса, авторы вправе самостоятельно направить свои работы для участия во 2-м этапе Конкурса непосредственно в Федеральный центр граждан ского образования (по вышеуказанному адресу).

Второй этап — январь — апрель 2006 года — заочный федеральный этап Конкурса. Отобранные на региональном этапе Конкурса и при сланные в Федеральный центр гражданского образования материалы участвуют в заочной экспертизе, которая проводится экспертами, при глашенными оргкомитетом Конкурса. Эксперты осуществляют отбор полученных материалов в соответствии с нижеприведенными крите риями для участия в очном финале.

Третий этап — май — август 2006 года — очный финал Конкурса, который проводится в виде:

1)  II Всероссийской научно-практической конференции  "Учениче ское самоуправление: проблемы функционирования и перспективы разви тия ". О сроках и месте проведения конференции участникам Конкур са будет сообщено дополнительно;

2)  проведения профильной смены победителей Конкурса во Все российском детском центре "Орленок" летом 2006 года. На смену при глашаются активисты ученического самоуправления, победители и лау реаты 2-го этапа Конкурса.

Требования к содержанию и оформлению материалов

Состав конкурсной документации

1.  Титульный лист, где указываются название учреждения, назва ние модели ученического самоуправления, фамилия, имя, отчество (полностью) автора, его должность, адрес, телефон. Если работа пред ставляется авторским коллективом, то данная информация указыва ется на каждого члена авторского коллектива.

2.  Объяснительная записка должна содержать подробные сведения об образовательном учреждении (полное официальное название, точ ный почтовый адрес с указанием индекса, телефон с указанием кода города, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество директора (руководителя), его рабочий телефон.

3.  Раздел 1 "Описание модели ученического самоуправления", ис пользуемой в данном образовательном учреждении, с изложением:

3.1.  Общей схемы органов ученического самоуправления и их взаи мосвязей.

3.2.  Нормативно-правовой базы, регулирующей функционирова ние ученического самоуправления, с обязательным раскрытием пол номочий каждого органа ученического самоуправления и взаимодей ствия с органами педагогического и родительского самоуправления.

3.3.  Основного содержания деятельности всех органов ученическо го самоуправления (за последние два года).

4.  Раздел 2 "Отношение к представляемой модели", куда могут входить отзывы самих учащихся, учителей, родителей, представите лей муниципальной общественности и т.д.

5.  Приложения, где могут быть представлены методические рекомен дации, формы анкет, тексты опросных листов, схемы, таблицы, про граммы занятий в "Школе лидера ученического самоуправления" и т.д.

6.  Перечень представленных материалов с указанием количества страниц каждого из них.

Объем предъявленного материала (разделы 1 и 2) не должен пре вышать 36 страниц печатного текста формата А4 (1,5 п.л. Word for Windows), представленных на бумаге и дискете 3,5 (или CD-диске). На каждом материале обязательно должны быть указаны авторы и соста вители. Если материалы ранее публиковались или участвовали в кон курсах, необходимо указать где и когда. Объем приложений не огра ничивается.

Желательно представить презентацию в формате Power Point с описанием структуры и опыта функционирования данной модели, а также фотолетопись или фотоархив создания и деятельности органов ученического самоуправления.

Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Рецен зии авторам не высылаются.

Критерии и показатели оценки материалов Конкурса ученического самоуправления:

•    теоретическая обоснованность представленной модели (наличие четкой цели создания и функционирования модели ученического са моуправления; полнота раскрытия цели через конкретные задачи, по ставленные перед данной моделью самоуправления; опора на имею щийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреж дений подобного типа; учет современных педагогических достижений и передового опыта);

•    четкость структуры модели (наличие с учетом поставленной це ли элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормально го функционирования; органичная взаимосвязь элементов модели, от сутствие "лишних" звеньев; взаимодействие с педагогическим и ро дительским самоуправлением, с администрацией образовательного уч реждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса);

•    технологичность модели (апробация представленной модели в условиях данного образовательного учреждения; разнообразие деятель ности органов ученического самоуправления; соответствие содержа ния деятельности цели и задачам данной модели самоуправления; возможность измерить результаты функционирования модели учениче ского самоуправления);

•    учет конкретных условий данного образовательного учреждения (учет традиций образовательного учреждения и сложившегося морально-психологического климата; учет особенностей контингента обучаю щихся; учет воспитательного потенциала педагогического коллектива и родительской общественности; учет социальной ситуации, сложив шейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения в му ниципальном образовании);

•    организационно-педагогическое и материально-техническое обес печение функционирования модели (наличие соответствующих поло жений в уставе общеобразовательного учреждения и других локаль ных актах, регулирующих вопросы самоуправления; наличие методи ческих разработок и материалов для педагогов, координирующих уче ническое самоуправление, и школьного актива; наличие подготовлен ных педагогов (педагогов-организаторов, старших вожатых и др.) и системы их подготовки; наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения; наличие необходимой и доста точной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещений, оргтехники, канцтоваров и т.д.);

•    качество представленного материала (грамотность и аккуратность оформления; соответствие условиям данного Конкурса).

Подведение итогов Конкурса

Участники заочного федерального этапа получают официальное сви детельство участника Конкурса.

Участникам очного финала Конкурса присваивается звание лау реата.

Материалы, представляющие профессиональный интерес для об разовательных учреждений, публикуются в специальном сборнике и педагогических изданиях.

Учредители и спонсоры вручают специальные дипломы.

Результаты Конкурса будут опубликованы в "Учительской газе те", журналах "Народное образование", "Школьные технологии", "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Внешколь ник", "Родительское собрание", "Методист", информационном бюл летене "Официальные документы в образовании" и других образова тельных СМИ.

Телефоны оргкомитета:

(095) 237-8414 — Калиш Ирина Викторовна, главный специалист отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молоде жи Федерального агентства по образованию;

тел./факс (095) 452-0513 — Болотина Татьяна Владимировна, ди ректор Федерального центра гражданского образования.

E-mail: aspru@mail.ru

                                                                                                Приложение

к Положению о II Всероссийском конкурсе

моделей ученического самоуправления

общеобразовательных учреждений

ЗАЯВКА

на участие во II Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления

Полное название образовательного учреждения

Название модели ученического самоуправления

Точный почтовый адрес с указанием индекса

Тел./факс (с указанием междугороднего кода)

E-mail

Фамилия, имя, отчество автора модели

Состав творческого коллектива (если модель разработана авторским коллективом) с указанием руководителя коллектива, его телефона

Направляем материалы с описанием модели ученического само управления (далее — название модели) на II Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления.

Количество страниц___________

Число приложений  ___________

"_____"___________200_ г.

Подпись руководителя

образовательного учреждения

                                                                                                                                         

                                 

                                                                                                                                             М.П.

Организация самоуправления в ЦДО.

Совет ДОО «Фристайл».

Одним из направлений работы в Центре Дополнительного Образования является изучение, развитие и реализация детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. С этой целью была создана в 1993 г.  детская общественная организация «Фристайл». ДОО «Фристайл» - «Федерация решительных инициативных, самостоятельных, творческих, активных, интеллектуальных лидеров».

Первоначально в ее состав вошло 15 школьных организаций, а в  настоящее время она насчитывает 53 детских школьных организаций. «Фристайл» - это детское  объединение, где ребята не только решают вопросы жизнедеятельности коллектива, но и  в процессе общения обмениваются опытом.  Членами организации являются лидеры ДШО школ города и района, образующих Совет ДОО «Фристайл».
Главный законодательный орган детского объединения – Конференция.  Исполнительный орган – Совет ДОО «Фристайл».  На заседании Совета избирается руководитель организации Президент ДОО «Фристайл» – (Два года Президент ДОО учащаяся 10 класса гимназии №1 Улитова Анастасия.  

Между членами Совета распределены направления работы, куратором которых они являются: экология (СОШ №3), милосердие (СОШ №10), патриотическое воспитание  (СОШ № 16), творчество (гимназия №1), спорт (СОШ №15), интеллектуальное (СОШ №16), краеведение. Члены Совета осуществляют взаимодействие и обмен опытом  между общеобразовательными учреждениями.

 Совет принимает участие в организации и проведением городских, муниципальных мероприятий: День Знаний, День Учителя, «Самый Добрый Детский Фестиваль», «Звездный коктейль», конкурсах патриотической песни, новогодних праздниках,  является инициатором мероприятий в ДШО города и района, организует акции. Так же Совет ДОО «Фристайл» сотрудничает со всеми отделами УО и методической службой Центра Дополнительного Образования, работает с ДИМСИ, Молодежным парламентом, с центром «Забота» и «Семья». 

Так же при  Центре Дополнительного Образования происходит обучение актива, лидеров ДШО школ города и района в Школе общения старшеклассников «Лидер», где ребята общаются, развивают свои лидерские и творческие способности, знакомятся со структурой самоуправления, методами развития, динамикой на разных этапах развития коллектива, узнают морально- эстетические ценности  воспитательного коллектива. Происходит  формирование будущих членов Совета ДОО «Фристайл».

Центром Дополнительного Образования осуществляется работа по обучению и оказанию методической помощи вожатым школ города и района, которые являются инициаторами детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Проводятся совещания,  семинары, семинары практикумы по методики развития самоуправления в школе, где рассматриваются проблемы организации деятельности детских управленских структур.