Изучение правил дорожного движения
1..Программа "Безопасная дорога"
2.Презентации к занятиям.
3.Проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izucheniyu_pravil_dorozhnogo_dvizhenichya.docx | 659.05 КБ |
doroga_i_deti.docx | 14.74 КБ |
proektchtoby_druzhililyudi_i_mashiny.docx | 13.88 КБ |
ciklogramma_raboty_s_detmi_vne_proekta.docx | 23.6 КБ |
didakticheskiy_material_po_pdd.docx | 168.16 КБ |
shkola_peshehodnyh_nauk.ppt | 1.77 МБ |
azbuka.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. И каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Наши дети будут не только пешеходами, им предстоит быть и водителями, поэтому надо донести до их сознания, что пешеходы и водители взаимосвязаны. На дорогах страдают не только пешеходы по вине водителей, но и водители по вине пешеходов. Часто страдают и машины.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Построение работы по обучению ребёнка правилам дорожного движения должно проводиться по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей второй младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята старшей группы: ведь большинство из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу. И здесь, главная проблема - невнимательность детей на дороге, не достаточно быстрая реакция при решении дорожных ситуаций, т. к. внимание у детей дошкольного возраста является рассеянным. Важно научить ребёнка сосредоточиться в нужный момент, адекватно оценить обстановку на дороге. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения в комплексе с мероприятиями валеологического плана, а так же через все виды деятельности.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями.
1.Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
2.Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых.
3.И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Трудности работы в том, что мы живём в сельской местности, и дети практически не сталкиваются ежедневно с дорожной азбукой. Вторая трудность - нам нужно намного больше наглядного материала. Ещё одна трудность – это разновозрастная группа. Это требует более гибкого планирования.
И нужно помнить всем - дорога не прощает шалости и безответственности.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.
Цель программы:
- Вооружить системой знаний дошкольников по вопросам безопасного поведения на дороге;
- Формировать практические навыки поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.
- Формировать интерес детей к проблеме безопасности.
Задачи:
- Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения через практическую деятельность.
- Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
- Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
- Формировать представления дошкольников о безопасности дорожного движения на специально организованных занятиях.
- Повышать педагогическую грамотность родителей.
Организация и содержание работы
Работа проводится проектным методом. Проект рассчитан на две недели. Мы пришли к выводу, что обращаясь к одной и той же теме каждый день, мы формируем целостное восприятие проблемы. Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Мы разработали проекты «Дорога и дети», «Чтобы дружили, люди и машины». Над первым работаем на осенних каникулах. Он носит ознакомительный характер, рассчитан на 12 часов занятий с детьми, 2 часа с педагогами и родителями.
На втором этапе мы планировали закрепить уже известное детям и расширить новым материалом. Реализуется на весенних каникулах.(10 часов с детьми и 2часа с родителями).
Кроме того в самых различных режимных моментах рекомендуем еженедельно планировать беседы, чтение художественной литературы, игры, просмотр видеофильмов, иллюстраций, минуток безопасности.
Возраст обучающихся 3-7 лет.
Срок реализации – 4 года.
Организация предметно-развивающей среды
1.Оформление уголка для родителей.
2.Разметка на площадке дороги, пешеходного перехода, перекрестка, светофора. (Оформление транспортно дорожки)
3.Светофор.
4.Красочные дорожные знаки.
5.Настенные и настольные игры.
6.Машины, велосипеды.
7. Маски для инсценировок.
8.Книги, раскраски.
Методическое обеспечение работы:
- Диагностический метод
- Наблюдение;
- Беседа;
- Сказкотерапия
- Игры.
- Викторины
- Конкурсы
- Загадки, стихи.
- 9.Занятия, занятия – путешествия.
- ИЗО
- Видео
- Музыкальное сопровождение.
Работа с детьми (методы обучения)
- Занятия, беседы
- Чтение художественной литературы
- Праздники
- Экскурсии
- Игры, викторины, соревнования
- Тематические недели
- Просмотр видеофильмов
- Компьютерные игры
- Сюжетно – дидактические игры
Методы воспитания
- Внушение
- Упражнение
- Пример
- Поощрение
- убеждение
Работа с родителями
- Родительские собрания, консультации
- Совместные праздники
- Дни открытых дверей
- Выпуск газет, буклетов
- Папки – раскладки, стенды.
- Выпуск памяток
- Лектории
- Семинары – практикумы.
Средства:
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения, компьютер, плакаты, оформленные уголки, игрушки , настольно – печатные, сюжетно - ролевые и дидактические игры.
Ожидаемые результаты
Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей интереса к проблемам безопасности на дороге.
Содержание программы
В первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Тематическое планирование. Старшая и подготовительная группы. (12 часов) (первое полугодие)
№ | Тема | Всего часов | Понятия |
1. | Транспорт Слайдовая презентация «Транспорт». «Пассажирский транспорт». Автобус, трамвай, троллейбус. (Отличие) Специальный транспорт | 2 1 1 | Водитель, пассажирский, грузовой, специальный. |
2 | Знакомство с дорогой Слайдовая презентация «Дорога» Занятие « Дорога – не место для игр» | 2 1 1 | Тротуар, обочина, проезжая часть |
3. | Мы – пешеходы Занятие «Пешеходы и транспорт». Слайдовая презентация «Торопыжка» Викторина «Пешеход на улице» | 2 1 1 | Светофор, «Зебра». «Островок безопасности» |
4 | Мы – пассажиры Готовы ли мы стать пассажирами» Правила поведения в транспорте. | 2 1 1 | Правила поведения в транспорте, маршрут. |
5 | Дорожные знаки Дорожные знаки Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» | 2 1 1 | Запрещающие, предупреждающие и т д. |
6 | Чтение произведений «Волшебная горка» и др. | 1 | |
7 | Итоговое занятие Досуг «Лучший пешеход» | 1 | |
Работа с педагогами Самоанализ «Что я знаю о ПДД»
| 1 | ||
Работа с родителями Анкетирование | 1 |
Тематическое планирование. Старшая и подготовительная группы (10ч часов) (второе полугодие)
№ | Тема | Всего часов | Понятия |
1. | Безопасная улица | 1 | Двухстороннее движение |
2 | Транспорт нашего села. Рассматривание иллюстраций. | 1 | Тротуар, обочина, проезжая часть |
3. | Правила пешеходов. (Слайдовая презентация «Азбука безопасности на дороге») | 2 1 1 | Светофор, «Зебра». |
4 | Перекрёсток Опасный перекрёсток Безопасный перекрёсток | 2 | Перекрёсток Регулируемый Нерегулируемый |
5 | О чём говорят дорожные знаки Группы знаков (Слайдовая презентация «Дорожные знаки») | 1 1 | «Въезд запрещён», «разрешено движение только велосипеду» |
6 | Игра – викторина «Знаки на дороге» | 1 | Значение жестов регулировщика. |
6 | Профессия водитель | 1 | Правила поведения водителя на дороге. |
7 | Итоговое занятие «Кто самый грамотный на транспортной площадке»» | 1 | |
Работа с педагогами Самоанализ «Что я знаю о ПДД»
| 1 | ||
Работа с родителями Родительское собрание ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В СЕМЬЕ Викторина «Знаешь ли ты» | 1 |
Тематическое планирование. Вторая младшая и средняя группы. (12 часов)
№ | Тема | Всего часов | Понятия |
1. | Транспорт: Как транспорт помогает людям. Рассматривание иллюстраций «Полезные машины» Слайдовая презентация «Транспорт» | 2 1 1 | Грузовая машина, шофёр, автобус, троллейбус. |
2 | Улица «Мы знакомимся с улицей» Помощники на дороге. | 2 1 1 | Тротуар, дорога, детская площадка. «Пешеходный переход», «Дети», «островок безопасности» |
3. | Мы – пешеходы: «Три сигнала светофора»Слайдовая презентация. Грамотный пешеход «Осторожно, зимняя дорога» | 3 1 1 | Светофор, «Зебра». |
4 | Мы – пассажиры Рассматривание фотографий с видом пассажирского транспорта | 2 | Правила поведения в транспорте, маршрут. |
5 | Назначение дорожных знаков | 1 | Понятие правила для пешеходов, правила для водителей. |
6 | Заучивание стихотворений | 1 | |
7 | Разучивание игр. | 1 | |
Работа с педагогами Самоанализ «Что я знаю о ПДД»
| 1 | ||
Работа с родителями Анкетирование Досуг для детей младшего дошкольного возраста «Мой друг - светофор». | 1 |
В конце обучения дети знают:
1. Из каких частей состоит улица?
2. Что такое перекресток?
3. Зачем нужны тротуары?
4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
5. Когда и где можно переходить улицу?
6. Зачем нужен светофор?
7.Что обозначает красный, желтый, зеленый свет светофора?
8. Почему нельзя перебегать через улицу перед едущим ав томобилем?
9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?
10. Где можно кататься на велосипеде?
11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?
12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?
Использованная литература
1. Кобзева Т. Г.
Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников,2010
2. Зименко Наталия Александровна
Опыт работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения «Открытый урок».
Составила: Шекунова В.Н.- воспитатель МБДОУ «Заветильичёвский детский сад «Солнышко»Алейского района Алтайского края
Предварительный просмотр:
Проект «Дорога и дети»
День первый.
1 .Беседа «На чём мы путешествуем?»
2Слайдовая презентация «Дорога»
3Правила поведения на тротуаре.
4 Рисование «Дорога».
День второй
1 Беседа «Пассажирский транспорт»
2. «Готовы ли мы стать пассажирами?»
3.Правила поведения в транспорте.
4.3анятие «Дорога - не место для игр»
5. Чтение сказки «Волшебная горка»
6. Заучивание песни «Разрешается - запрещается»
День третий
1 .Водитель автобуса. Наблюдение за работой школьного автобуса.
2.Занятие «Специальный транспорт» Слайдовая презентация транспорт (Слайды с 26 -29)
3.Пешеходы и транспорт. Пешеходный пешеход.
4.Загадки.
5 Заучивание стихотворений.
День четвёртый
1 .Дорожные знаки.
2. Рисование «Дорожные знаки»
3.Викторина «Пешеход на улице»
4. Игра «Собери светофор»
День пятый
1 .Правила поведения в общественных местах.
2.Ирра загадка «Это я, это я, это вся моя семья»
3.Игра «Опасная сказка»
4. Игра «знаешь ли ты дорожные знаки?»
5. Досуг «Лучший пешеход». Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Проект «Чтобы дружили люди и машины»
День первый
Безопасная улица.
Транспорт нашего села. Приложение к программе. (Старшие)
Как транспорт помогает людям (младшие)
Аппликация «Дорога»
День второй
Правила пешеходов.
Аппликация «Машина» (Младшие)
Слайдовая презентация «Школа переходных наук»
День третий
Слайдовая презентации «Нам на улице не страшно», «Гуляй по улицам с умом».
Перекрёсток
Три сигнала светофора (Младший возраст).
Заучивание песенки
День четвёртый
«О чём говорят дорожные знаки»
Профессия – водитель.
Игра – викторина «Знаки на дороге»
Слайдовая презентация «Азбука безопасности на дороге»
День пятый
Слайдовая презентация «Я хочу жить».
Итоговое занятие «Знаки на дороге»
Слайдовая презентация
«Азбука безопасности на дороге».
Конкурс стихотворений.
Предварительный просмотр:
ЦИКЛОГРАММА работы с детьми вне проекта
№ п/п | Формы взаимодей ствия с детьми | Группы |
1 Сентябрь Первая неделя Вторая половина дня.
| 1.Аппликация «Машина» 2.Аппликация «Кораблик» | Вторая младшая и средняя. Старшая и подготовительная |
Вторая неделя. Прогулка. | Экскурсии (наблюдения) | 2-я младшая |
К дороге. | – подгот. | |
Третья неделя | Ситуации общения | 2-я млад- |
(беседы) | шая – подгот. | |
Утро. | Беседа по вопросам: 1.Можно ли играть на дорогах в нашем селе?2.На дороге нет пешеходного перехода. Значит ли это, что можно не соблюдать правила»? 3.Чем опасна сельская дорога? Развлечение «Всем без исключения о правилах движения» | |
Четвёртая неделя. | Инструктажи | 2-я млад- |
шая - под- | ||
готови- | ||
- | тельная | |
Октябрь | Проблемные си туации. | Средняя - |
подготови- | ||
Первая неделя Вечер. | Ситуация №4 из слайдовой презентации «ГИБДД» | тельная |
Вторая неделя | Сюжетно- | Старшая, |
ролевые игры | под- | |
готови- | ||
«Автомастерская» | тельная | |
Третья неделя | Подвижные игры | 2-я млад- |
шая - под- | ||
«Верно - неверно | готови- | |
Утро. | «Верно – неверно» Стр.147 | тельная |
Четвёртая неделя. | Музыкально- | 2-я млад- |
театрализованные деятельность | шая - под- | |
готови- | ||
Занятие. | Заучивание песни «Разрешается – запрещается» | тельная |
Ноябрь Вторая неделя Вечер. | Лепим светофор. Лепка. «Опасная ситуация на дороге» | 2-я мл. Ст. и под. гр. |
Третья неделя | Инструктаж «Правила передвижения группой» | Ст. и подг. |
Четвёртая неделя. Прогулка. | Экскурсия в клуб. Цель: знакомство с улицей и знаком «скользкая дорога» | Ст. и подг. |
Декабрь Первая неделя | Беседа «Особенности зимней дороги» Памятка для пешеходов «Внимание, гололед!» Слайдовая презентация «Школа пешеходных наук» | 2 –я млад. и ср гр. Ст. и подг. Группы. |
Вторая неделя | Подвижная игра «Самый быстрый» Презентация «Гуляй по улице с умом» | Старший дошкольный возраст. |
Вторая неделя | Беседа «Как себя нужно вести в транспорте» Рассматривание плакатов «Как нельзя вести себя в транспорте» | Средняя гр.» Старший д. в. |
Третья неделя. | Дидактическая игра «Назови ошибки, которые совершили дети» | Старший д.в. |
Четвёртая неделя | Слайдовая презентация «Изучаем правила дорожного движения» История ПДД, Знаки, Правила перехода улицы. | Старший д в. |
Январь Вторая неделя | Рассматривание картинок с изображением перекрёстка. Игра «Дорожные знаки» | Все возраста. Старшие. |
Третья неделя | Игра «Теремок» | Старший дошкольный |
Четвёртая неделя | Заучивание стихотворений о ситуациях на дорогах. «Игра «Мы – пассажиры» | Младший и средний возраст. Старший возраст |
Февраль Первая неделя | Беседа «Как можно и как нельзя переходить улицу» Рассматривание картинок. Слайдовая презентация «Нам на улице не страшно» | |
Вторая неделя | «Дорога глазами детей» Выставка детских работ детей других детских садов. | |
Третья неделя | Физкультурный досуг "Красный, желтый, зеленый" | Средний и старший |
Четвёртая неделя | «Чего нельзя делать на дороге» (Рассматривание рисунков из приложения. Слайдовая презентация «Я хочу жить») | |
Март Первая неделя. | Минутка безопасности. Куда нужно обращаться, если на дороге случилась беда. | |
Вторая неделя | «Чего нельзя делать на дороге летом» «Чего нельзя делать на дороге зимой» | |
Третья неделя. | Минутка безопасности «Как нужно правильно переходить улицу» | |
Четвёртая неделя | Мини – путешествие в историю дорожных знаков. (Приложение №4) Раскраски | |
Апрель Первая неделя | Из истории светофора | |
Вторая неделя | «О чём говорят знаки». Ситуация общения. | |
Третья неделя | Конкурс стихотворений о ПДД. | |
Четвёртая неделя. | Игра «Собери знак» | |
Май Первая неделя | Конструирование из бумаги. Закладка «Светофор» | |
Вторая неделя | Заучивание стихотворения «Здесь на посту в любое время» Слайдовая презентация «Дорожные знаки и светофор» | |
Третья неделя. | Чтение произведений Н.Носова «Метро» …….. | |
Четвёртая неделя | Ситуации общения. (Приложение №4) Раскраски | |
Июнь Первая неделя | Слайдовая презентация «Торопыжка» (Поведение на дороге) | |
Вторая неделя | Наблюдение за движением транспорта и работой водителя. (На прогулке) | |
Третья неделя | Игра «Виды транспорта» | |
Четвёртая неделя | Слайдовая презентация «Посвящение в пешеходы» Игра «Виды пассажирского транспорта» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Заветильичёвский детский сад «Солнышко» Алейского района Алтайского края
Дидактический материал по правилам дорожного движения
Ермакова Евгения Николаевна,
- за правильный ответ получают фишку.
Вопросы
Какие дома на нашей улице?
Как движутся автомобили – в одну сторону или в обе (одностороннее, двустороннее)?
Кто пешеход? Где они находятся?
Где едут машины?
Где пересекаются две улицы, как называется?
Где и как надо переходить перекресток?
А пешеходы как должны переходить перекресток?
Что означает «пешеходный переход»? какае они бывают?
По дорогам движется транспорт, назовите виды транспорта?
Пассажирский транспорт, для чего нужен?
Как называется часть дороги, по которой едут автомобили?
Как называется часть дороги, по которой идут пешеходы?
Для чего нужен светофор? Какие сигналы светофора вы знаете?
«С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор
С перекрестка с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам
Его читать!
Различать ты должен ясно-
Цвет зеленый, желтый, красный».
Из книги Г. Георгиева «Светофор»
«Пешеход! Пешеход!
Помни ты про пешеход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет».
«Шагая осторожно
За улицей следи
И только там, где можно
Ее переходи.»
Шагая осторожно
Движением полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи! С. Михалков * * *
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Н. Сорокин
Пешеходный светофор
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый — бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить».
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!»
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут,
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут...
Я. Пишумов
Развивающие игры.
Цель: развитие наглядно-образного мышления на основе задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве; закрепление правил дорожного движения; развитие познавательного движения.
Оборудование: игровое поле, на котором изображена «карта» с разветвленными дорожками и домиками на концах. На отдельных карточках – «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.
Ход игры: перед ребенком находится дорожка, по которой нужно пройти к домику и отметить его. Чтобы правильно пройти к домику, необходимо смотреть на письмо.
Примерное содержание письма: «иди по травке к светофору, мимо елочки к вишенке, далее мимо знака «Пешеходный переход» к домику».
Во время игры ребенок называет дорожные знаки, которые встречаются на пути.(см. Приложение 1)
Моделируемые знаки
Цель: закрепить знания детей о знаках дорожного движения. Развитие зрительной памяти, внимания.
Оборудование: элементы знаков: круги (красный, синий), треугольники (красный), прямоугольники (синий), силуэт человека, детей, велосипед и т. д.
Ход игры: перед ребенком набор элементов знаков. Нужно собрать знак дорожного движения. Пример: из элементов собрать знак «Пешеходный переход» и др.
Цель: бегать в колонне , парами, взявшись за руки.Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Развивать внимание, память.
Ход игры: детей делят на 2 группы:
- 1 –водители автобуса, различных машин;
- 2 – пешеходы.
Воспитатель – милиционер, у него светофор.
На одной стороне площадки стоят дети-шофера, на другой – гараж (там рули-машины).
На слова:
«Собирайтесь, шофера,
На работу вам пора (дети идут в гараж к машинам-стульчикам парами)
Мы в дорогу для машины
Запасные взяли шины (дети берут гимнастические палки (насосы) и выполняют движения)
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем,
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас.» (дети кладут палки и берут обручи (рули))
Воспитатель называет машину, и ребенок выезжает на дорогу. Машина едет до знака «переход», до перекрестка. Воспитатель – милиционер показывает желтый, зеленый круг, а шофер выполняет действия, теперь можно продолжать движение. Знак – «автобусная остановка», останавливаются автобусы, пассажиры входят, кто-то выходит.
Если грузовые машины – то они просто выполняют требования светофора. На остановке дети проговаривают:
«Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь,
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор»
Воспитатель показывает красный круг и говорят дети:
«Светит красный светофор:
Нет проезда – стой, шофер!»
Теперь показывает желтый круг, автобус готовится к движению, дети говорят:
«Светит желтый – погоди,
Значит, нет еще пути.
А зеленый светофор –
Поезжай вперед, шофер!»
На зеленый – автобус едут и говорят:
«Стук-стук-стук, день-день-день,
Так мы ездим целый день».
Затем «машины» возвращаются в гараж.
Цель: закреплять правила перехода через дорогу; развивать ловкость, глазомер.
Оборудование: светофор, небольшой мяч, линия для броска (в 5 шагах от светофора).
Ход игры: «Пешеходы по очереди идут на перекресток. Перейти перекресток – это значит, на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Если попал в красный - не перешел улицу, то выходишь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.
Красный, желтый, зеленый
Цель: продолжать упражнять в определении цвета и ловкости; развивать внимание, умение играть в команде.
Оборудование: линия старта, 3 флажка (между ними расстояние четыре шага), линия финиша, воздушные шары (красный, желтый, зеленый по 2 шт.)
Ход игры: на старте 3 команды по 5 человек, первый держит шар одного цвета. Нужно подбрасывая шар, обойти свой флажок и вернуться на линию старта. Передать шар следующему игроку.игра продолжается до тех пор, пока все команды не вернутся на старт. За лопнувший шар команда получает шарик другого цвета.
«Дидактический светофор»
Цели: закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора; развивать творческое мышление, восприятие, внима ние; учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональ ным состоянием (красный цвет сердится, а зеленый улыбается). Материал: четырехсторонний светофор (с одной стороны светофор с тремя сигналами, с другой стороны светофор без сигналов; с третьей стороны кармашек с сигналами светофо ра, с четвертой стороны картинки, изображающие глаза, рот, нос в эмоциональном состоянии радости и гнева.)
Ход игры
.
Ребенку предлагается посмотреть на светофор и запомнить, в каком порядке расположены сигналы, и затем по памяти он должен правильно составит светофор; также ребенок может определить, какой цвет светофора ассоциируется у него с запре том, а какой с разрешением.
«Дорожное лото»
Цели: развивать у детей наблюдательность на дороге; за креплять правила поведения на улицах города; учить детей ана лизировать ситуации на дороге.
Материал: карточки с различными ситуациями на дороге; необходимые атрибуты и дорожные знаки к дорожной ситуации.
Ход игры
Детям предлагаются карточки с различными ситуациями на дороге, они должны подобрать необходимые атрибуты и до рожные знаки к дорожной ситуации.
«Угадай, на чем повезешь»
Цель: познакомить детей с разновидность транспорта и его назначением в жизни человека.
Материал: большая грузовая и легковая машины, картин ки на липучках с изображением людей, овощей, фруктов, дров, песка...
Ход игры
Детям предлагается рассортировать картинки (что могут пе ревозить грузовая и легковая машины).
«Чья дорожка»
Цели: закреплять у детей правила поведения на улице; учить находить дорожку для каждого участника дорожного движения.
Материал: картинки с различным видом наземного транспорта, людьми и поле с различным видом дорог: тротуар, железная дорога, метро, проезжая часть.
Ход игры
Детям предлагается расположить участников движения на нужной дорожке.
«Угадай, какой знак?»
Цели: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры
1-й вариант. Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подхо дит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают этот знак по опи санию.
Светофор (Дима П.,6 л.)
На нашей улице стоит серьезный светофор. И днем и ночью он горит, охраняя наш покой. Загорелся красный свет, это значит – «СТОЙ!», дороги нет! Приготовиться идти – скажет желтый свет. А зеленый свет – «ИДИ!» путь открыт! Свободно.
История с котенком (Алеша П., 6,5л.)
Жил-был маленький Автомобильчик. Он очень боялся ездить по дороге, боялся больших машин. Но однажды маленькому Автомобильчику нужно было съездить на автозаправку. По дороге с ним произошел удивительный случай. Он увидел Котенка, который переходил дорогу в неположенном месте. Тут из-за угла выехал на большой скорости Большой Грузовик. Котенок мог погибнуть. Автомобильчику было страшно. Но он не раздумывая, бросился вперед. Он загородил Котенка, смело встал на пути Большого Грузовика. Котенок продолжал свой путь, даже не думая об опасности, которая ему грозила. А Большой Грузовик очень удивился и остановился перед Автомобильчиком. Аварии не было. Они разъехались по своим делам. После этого случая маленький Автомобильчик уже никого не боялся, смело выезжал на улицу. Он никогда не нарушал правила уличного движения.
Правила движения (Алина Дж.,6л., ее мама)
В детском садике у нас
Висит большой плакат
Он всем детишкам говорит:
Где идти, а где стоять.
Переходы, тротуары, и конечно, светофор,
Пешеходная дорожка и подземный переход.
Для чего они мы знаем,
Мы в них играем круглый год.
(Данил Ж.,6,5л.,с мамой Юлей)
Вот стоит на перекрестке
Интересный очень знак:
Он моргает красным, желтым глазом,
А зеленый бережет для нас!
Моргнул он красным глазом-
Стой! Остановись!
Желтый быстро загорелся,
Значит ты постой и жди.
А зеленый - добрый глаз
Приглашает в путь!
(Яник И., 6,5л., с папой)
Я с мамой утром рано
В детский сад иду.
И нас на пеекрестке
Встречает светофор.
Всегда предупреждает он,
Как дорогу перейти.
Зеленый свет нам помогает
Спокойно улицу пройти.
(Егорка К., 6л. и папа)
Свет зеленый загорелся,
Иди и не спеши,
Как только красный появился,
Стой! Стой! И не беги.
Побежишь беда – случится,
И в больницу попадешь.
Вот поэтому, детишки,
Будьте бдительны всегда!
Улица, где все спешат
Кто такие пожарные, знают все. По первому зову, по сигналу тревоги они мчатся на помощь, едут на красных автомобилях пожар тушить. На пожарных автомобилях и сигнал ставят особый — он сиреной называется. Как загудит, так все услышат! Это для того, чтобы знали, что машина едет пожар тушить, все бы ей дорогу уступали.
А если кто-нибудь станет дорогу перебегать, шофер сразу же на тормоза нажимает, машину остановит,
время потеряет, когда приедет на пожар, то от дома лишь угольки останутся. Ни на минуту нельзя задер живать пожарную машину.
Спешит к больному «скорая помощь», на ней док тор едет, лекарства везет. На «скорой» красный крест нарисован, ей тоже сирену поставили. Нельзя ей ни на секундочку в пути задерживаться, надо доктору поскорее к больному приехать.
Шоферы грузовиков тоже спешат по своим делам. Быстро-быстро едет машина, на ее кузове написано: «Молоко». Она свежее молоко везет в магазин, ее там очень ждут.
А вот мчится еще один грузовик, на кузове его на писано: «Хлеб». Он булки свежие везет. Каждому хо чется побыстрее купить свежего хлеба.
Едет большой грузовик, тащит за собою прицеп, на нем гора кирпича. Шофера ждут строители — они дом строят, стены кладут, им очень нужен кирпич, чтобы работа не остановилась. И уголь тоже очень нужно при везти, чтобы отопление действовало, в домах тепло было. Мчатся автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, в них люди едут: одни — на работу, другие — домой, а тре тьи — в гости или в театр. На улице много людей, они тоже идут по своим делам. Бегут машины, одни по мостовой, другие несутся над головами людей по мос там и эстакадам, а третьи мчатся по туннелям под землей. На улице все спешат. И не только на той, где ты живешь, а на всех. На всех улицах, на всех доро гах. И никто не должен мешать шоферам, пешеходам. Там должен быть порядок. Все ему должны подчи няться. И ты должен научиться жить с машинами в мире, знать, какой порядок должен быть да улице.
И. Серяков
Машина, которую рисовать научили
Ребята играли во дворе, а по мостовой ходила и вор чала мотором какая-то смешная машина. Она ничего не везла, а только ворочалась на улице. То вперед по едет, то назад, а потом поперек мостовой начнет дви гаться. И все грузовики и легковые автомобили перед ней останавливались. Ждали, пока она проедет.
— Смешная! — сказал Саша. — А почему на ней никто не ездит? Почему она ничего не везет?
— Охота ехать на такой! — сказал кто-то. — Она же еле-еле движется. И зачем только придумали такую?
— Зачем, зачем? — передразнила его Алена. — Она гке рисует! Мелом или чем-нибудь.
— Разве машины могут рисовать? Они же не ху дожники. А где у нее кисть? Где краски? А бумага есть рисовальная?
— А бумага ей совсем не нужна, она же по мосто вой рисует. Не веришь? Посмотри!
Ребята стали смотреть на мостовую, а там и вправду черточки да линии какие-то после нее остались. Белые.
— А зачем она рисует? — интересовались все.
— Давай спросим Татьяну Семеновну, — предло жила Алена.
— Зачем черточки на мостовой машина рисует? — спросил Саша.
— Подойдите все сюда, — сказала Татьяна Семе новна. — Сейчас про машину буду рассказывать и про то, что она рисует.
Все собрались в кружок и стали слушать.
— Это, дети, очень полезная машина, — начала вос питательница. — Она по улицам ходит и рисует. Только никаких, конечно, картин она рисовать не может. В од ном месте черточку сделает, в другом линию проведет.
— Мела у нее нет, а есть белая краска да кисть механическая для рисования.
— А где они?
— Внутри машины спрятаны.
— А зачем она их рисует?
— Она рисует линии, которые указывают, где надо переходить улицу и где можно стоять ждать, пока ма шины пройдут. Эти линии должны знать все.
И. Серяков
Ученый дружок
К Саше в гости приехал двоюродный брат Леша. Он в деревне живет, в большом городе никогда не бывал. Даже трамваи и троллейбусы только на картинках да в кино видел.
Когда Леша собрался с мамой уезжать домой, Саша сказал бабушке:
— Мне очень хочется Леше мяч подарить! Хочешь, мяч подарю? — спросил он Лешу.
— Очень хочу!
— Хорошо придумал, Саша, — похвалила бабушка, — купим Леше мяч. Пусть играет и нас почаще вспомина ет. Одевайтесь же, ребята, пойдем в магазин.
Все стали собираться. Черная лохматая собака Дру жок на ковре в прихожей лежала и притворялась, буд то спит. А только заметила, что все стали одеваться, вдруг начала прыгать, визжать от радости, старалась лизнуть Сашу в самый нос.
— На место, — прикрикнул Саша. Дружок улегся на ковер, смотрел всем в глаза и вилял хвостом. Это он просил, чтобы его взяли с собой и не оставляли одного в квартире. Когда бабушка открыла дверь, Дружок выскочил на лестницу. Все спустились во двор, а там Генка песчаную крепость строил.
— Ты куда? — спросил он Сашу.
— Мяч мне покупать, — похвалился Леша. — Ко жаный!
— Возьмите и меня с собой. Я знаю, где мячи про даются, — попросил Генка.
— Ладно уж, пойдем, — великодушно разрешил Саша. Все вышли на улицу. Дружок стал из стороны в сторону бегать по тротуару и везде совал свой нос, забегал вперед, смотрел Саше в глаза, вилял хвостом.
— К ноге, — скомандовал Саша. Дружок стих и послушно пошел рядом.
— Смотри! — почти крикнул Генка и показал ру кой на другую сторону улицы.
— А на что смотреть? — недоуменно пожал плеча ми Саша.
— Как на что? Не видишь, что там магазин «Спортив ные товары»? Там же мячи продают!
— Мячи? — радостно переспросил Леша. Ему так хотелось скорее получить кожаный мяч, что даже тер пения не хватало.
— Бежим, — крикнул он и бросился на мостовую. И в тот же миг Дружок прыгнул и вцепился зубами в Лешину куртку и стал тащить его обратно.
— У, какой злой, — недоуменно пробурчал Леша, отряхивая полы куртки.
— Не злой, а ученый! — возразил Саша. — Ты ду маешь, он тебя хотел укусить? Он тебе бежать через мостовую не разрешил. Здесь же переходить нельзя. Понял?
— А откуда он знает, что переходить нельзя? — спросил Леша.
— Мы его правилам движения обучили, — смеясь, ответил Саша.
— Он еще и не то знает! Улицу надо там перехо дить, где пуговицы есть.
— Ну и потеха! — не поверил Леша. — Зачем ули це пуговицы? Это же не пальто или какая-нибудь ру башка!
— Оторвались у кого-нибудь от пальто и валяются на мостовой, — хихикнул Генка.
— И совсем это не такие пуговицы, которые на ру башке или пальто. И не те, что оторвались! — горя чился Саша. — И вот увидите!
Пока ребята спорили, Дружок побежал вперед. Все пошли тоже вперед. Потом Дружок остановился, по смотрел в сторону наших друзей, завилял хвостом и сел на край тротуара. Если бы он умел говорить, то ребята услышали бы:
— Идите сюда! Я нашел место, где мостовую можно переходить.
— Чего это он сел? — спросил Леша.
И правда, когда они подошли к Дружку, то увиде ли, что на мостовой вдавлены в асфальт два ряда боль ших, блестевших на солнце металлических круга, очень похожих на пуговицы. Между ними была полоска мо стовой, которая шла на другую сторону улицы.
— Ну что я говорил? — торжествующе сказал Саша. — Видишь теперь пуговицы?
— Ну есть, — смутились ребята. — А мы и не видели.
— Это же пешеходный переход, — сказала бабуш ка. — Здесь можно мостовую переходить. — И все пошли через улицу, а Дружок бежал впереди. Когда купили мяч, бабушка сказала:
— Надо еще в булочную за хлебом зайти. — И все пошли дальше. Потом Дружок побежал вперед, оста новился и посмотрел на Сашу, вильнул хвостом и сел на край тротуара.
— Дружок показывает место, где перейти мосто вую можно, — авторитетно заявил Саша.
— А где пуговицы? Никаких пуговиц нет! — ска зал Лепта, когда они пришли к тому месту.
— А зато белые квадратики есть, шашки! Их вместо пуговиц нарисовали! Из квадратиков две цепочки со ставили, а между ними полоска. Она поперек улицы.
— Это тоже пешеходный переход, — подтвердила бабушка.
— Только здесь не пуговицы, а шашки, — все перешли мостовую. I
— Фруктов теперь купим, — сказала бабушка.
Чтобы попасть во фруктовый магазин, нужно было |
перейти другую улицу. Все шли молча. Потом Дру жок стал прыгать, визжать и забегать вперед и вскоре сел.
— Смотри, — крикнул Леша, — опять место пере хода нашел! Через всю мостовую нарисованы широкие белые полосы.
— По ним тоже можно перейти, — сказал Саша. А когда купили фруктов, все пошли домой той же дорогой.
Дружок быстро отыскивал места переходов. Леша восхищался догадливостью Дружка.
И. Серяков
* * *
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
(Светофор.)
* * *
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом
Остановятся все сразу.
А зеленым подмигнет —
И машины и народ
Отправляются вперед.
(Светофор.)
* * *
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой... (велосипед).
* * *
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
* * *
Два колесика подряд,
Их ногами вертят.
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. (Велосипед.)
* * *
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржали — побежала
Телега без коня.
(Грузовик.)
Что за чудо — синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус.)
* * *
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл.)
* * *
Бывает ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Моечная машина.)
* * *
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор.)
* * *
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор.)
* * *
Держусь я только на ходу,
А если стану — упаду.
(Велосипед.)
* * *
У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трехглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы.
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас.
— Стоп! —
Гласит его приказ.
Желтый глаз глядит на нас:
— Осторожно!
А зеленый глаз —
Для нас:
— Можно!
Так ведет свой разговор
Молчаливый... (светофор}.
* * *
Запылал у чудища
Изумрудный глаз —
Значит, можно улицу
Перейти сейчас.
(Светофор.)
* * *
Не похож я на коня,
А седло у меня.
Спицы есть...
Они, признаться,
Для вязанья не годятся. (Велосипед.)
* * *
У меня друзей не счесть,
Среди них и козлик есть.
Он с веселым голоском —
Колокольчиком-звонком.
Взял его за рожки.
Еду по дорожке.
(Велосипед.}
1. Чтоб тебя я подвез, мне не нужен овес.
Накорми меня бензином, на копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль, побежит,.. (автомобиль).
2. Дом по улице идет, на работу нас везет.
Не на куриных тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
3. Этот знак такого рода - он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.
(Пешеходный переход.)
4. Тут и вилка, тут и ложка:
Подзапалились немножко,
Накормили и собаку.
Говорим спасибо знаку,
(Пункт питания.)
5. Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу ездим?
(Трамвай.)
6. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Регулировщик.)
* * * Два брата бегут, а двое догоняют.
(Автомобиль.}
* * * По плохой... далеко не уедешь. (Дорога.)
Кто знает правила,
Для тех они не ребус:
Вагон трамвая — впереди
На остановке обходи
По переходу обходи
Автобус и троллейбус.
* * *
В жизни, в пути не однажды
Знак тебе встретится каждый.
Требуют знаки дорожные:
Будьте всегда осторожными!
* * *
Сквозь тишь и зелень дачных мест
Идет состав на полной скорости.
Знак «Осторожно, переезд» —
Предупреждает нас о поезде.
* * *
Где поворачивает транспорт,
Быть невнимательным опасно!
Не просто так сигнал мигает,
Он пешеходам помогает.
* * *
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или старым
Уступить не позабудь.
* * *
Мы знака каждого значение
Усвоили и поняли:
Здесь — в обе стороны движение,
А здесь одностороннее
По левой стороне шоссе
Идем... Пусть бег машин стремителен.
И нам видны машины все,
И сами мы видны водителям! •
* * *
Полезно знать для пешеходов
Обозначенье переходов.
Чтоб выбрать верный и прямой
Путь к школе, скверу и домой!
* * *
Мы не скажем, что сейчас
Для ворот опасен пас...
Но бесспорно вывод ясен,
Что для жизни пас опасен!
Не дороги, а дворы —
Место для такой игры!
* * *
Чудо-палочка, она
Всем знакома, всем видна.
Днем заметна, а под вечер
Изнутри освещена.
Если бы...
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
— На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
— Мне наплевать на красный свет!
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись: «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
— Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза —
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!» —
И как попало ездить стал.
Ушел бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да... Там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины — прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину...
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
О. Бедарев
Запрещается — разрешается
И проспекты и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается...
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается...
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом даже детям
Разрешается...
В. Семернин
* * *
Над Москвой луна, как блюдце,
Бродят тени облаков...
Но не успел проснуться
Наш трамвай — ив рейс готов.
Чисто вымытый и свежий,
По земле бросая тень,
Он выходит в путь, как прежде,
Начиная новый день.
Неба краешек искрится,
Шпиль высотный заалел...
Просыпается столица.
Значит, надо торопиться:
У трамвая много дел.
В пять утра по распорядку
Он на станцию идет.
Сделал первую посадку
И к метро повез народ.
В летний день и на морозе
Он идет путем своим.
На завод людей подвозит
И домой потом развозит,
Если рельсы есть под ним.
Он гремит по рельсам гулко
Вдоль окраин городских,
По безвестным переулкам,
Мимо улочек глухих,
Мимо рек и огородов,
Мимо парков и садов...
Вдаль уходит с каждым годом
Нить трамвайных проводов.
С. Баруздин
Это еду я бегом
Мчат колеса
По дороге.
Над дорогой
Мчатся ноги.
Это еду я
Бегом!
Это я бегу
Верхом!
Я и сидя
Бегу!
И сижу
На бегу!
И машины качу,
И качусь,
Куда хочу!
В. Берестов
Машина моя
Машина, машина, машина моя!
Работаю ловко педалями я.
Машину веду у всех на виду.
Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Машина, машина, машина моя!
Шофер невелик и сама ты мала.
И нас постовой не пустит с тобой
Проехать по улице, по мостовой.
Машина, машина, машина моя!
Когда-нибудь станешь мала для меня
А я подрасту и тогда поведу
Большую машину у всех на виду.
Я. Пишумов
Машины
На улице нашей
Машины-машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
Я. Пишумов
Гололед
Февраль был теплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут еще снежку метель
На тротуар подбросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется —
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница;
Один затылок трет рукой,
Другой от боли морщится.
Шофер отвел от них беду.
(Так не всегда случается)..
. На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
И. Лешкевич
Светофор
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет:
«Нет!»
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит:
«Проходите», — говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
47
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать! В. Кожевников
Кто храбрей?
Как-то раз на Каланчевке,
На трамвайной остановке,
Спор зашел у двух друзей —
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку,
Не боясь попасть в беду,
И, проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу. —
Это что! — Сергей заметил. —
Тоже мне еще герой!
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
Петя, спором увлеченный,
Вслед за другом побежал.
Встречный транспорт возмущенно
Тормозами скрежетал.
Вы, конечно, знать хотите,
Чем закончился их спор?
Не спешите, погодите —
Спор не кончен до сих пор.
Петя страшно горячится,
Жарко спорит с ним Сергей.
Два дружка лежат в больнице,
Выясняют, кто храбрей.
А. Рангов
Чудесный островок
Как река, проспект широк,
Здесь плывет машин поток.
И хотя нет ни моста,
Ни парома на пути,
Каждый может очень просто,
Каждый может очень просто
Эту реку перейти.
Собирается народ
У таблички «Переход».
Пешеходов не тревожит
Блеск огней, машин поток —
Перейти им всем поможет,
Перейти им всем поможет
Пешеходный островок.
Свет зеленый впереди —
Не робей, вперед иди.
Ты дошел до середины —
Вдруг зажегся красный свет,
Снова двинулись машины,
Снова двинулись машины,
И дороги дальше нет.
Тут увидишь ты у ног
Этот самый островок.
Подожди, постой до срока
На чудесном островке,
Он на улице широкой,
Он на улице широкой,
Словно остров на реке. А. Дмоховский
Светофор
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик — светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам...
Самый строгий — красный свет,
Если он горит, Стоп!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет: —
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он — препятствий нет,
Смело в путь иди...
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
А. Северный
* * *
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный глаз
Глядит в упор —
Это строгий Светофор.
Вид он грозный Напускает,
Дальше ехать Не пускает...
Подождал шофер Немножко,
Снова выглянул
В окошко. Светофор
На этот раз
Показал Зеленый глаз,
Подмигнул И говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!» М. Пляцковский
* * *
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли.
Всем, кто в городе живет.
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
Шашек белые квадраты
И на стрелке «Переход».
С. Михалков
* * *
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Ю. Яковлев
* * *
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
В. Головко
* * *
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Это всё вам подтвердит
Добрый доктор Айболит. С. Яковлев
Тише едешь – дальше будешь.
Опасайся бед, пока их нет
Гляди в оба, да не разбей лоба,
* Ехал прямо, да попал в яму.
* * *
Стоп, машина,
Стоп, мотор!
Тормози
Скорей,
Шофер!
Красный глаз
Глядит
В упор —
Это строгий
Светофор.
Цель: закрепить представления детей о назначении свето фора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора.
Ход игры
Ведущий раздает детям кружки разных цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответст вующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цвета.
Цель: познакомить детей с правилами перехода (проезда) пешеходного перехода, регулируемого светофором.
Материал: красные, желтые, и зеленые круги, машины фигурки детей.
Ход игры
Один из играющих устанавливает определенные цвета све тофора (открытием красных, желтых или зеленых кругов), ма шин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через переход машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ро лями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цве тами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игро ков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем
Цель: познакомить детей с правилами перехода (проезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Материал: красные, желтые, и зеленые круги, машины фигурки детей.
Ход игры
Один из играющих устанавливает определенные цвета све тофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), ма шин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ро лями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цве тами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игро ков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок
( набирает меньшее число штрафных очков), считается
победителем.
Цели: закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора; развивать творческое мышление, восприятие, внима ние; учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональ ным состоянием (красный цвет сердится, а зеленый улыбается). Материал: четырехсторонний светофор (с одной стороны светофор с тремя сигналами, с другой стороны светофор без сигналов; с третьей стороны кармашек с сигналами светофо ра, с четвертой стороны картинки, изображающие глаза, рот, нос в эмоциональном состоянии радости и гнева.)
Ход игры
.
Ребенку предлагается посмотреть на светофор и запомнить, в каком порядке расположены сигналы, и затем по памяти он должен правильно составит светофор; также ребенок может определить, какой цвет светофора ассоциируется у него с запре том, а какой с разрешением.