проекты
Предварительный просмотр:
Проект игры «КУБИГОРОД»
Разработала проект учитель-логопед МДОУ №13 Нугманова Р.К.
Игра «КУБИГОРОД»
Цель. Развитие всех сторон речи, психологических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения, эмоции, общей и мелкой моторики рук.
Вид проекта: комплексный.
По продолжительности – краткосрочный: 1 месяц.
Это игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению логопеда.
Куб «Артикуляционная гимнастика»
Описание куба. На гранях куба изображения: солнышко, бабочка, уточка, лягушка, слоненок, лошадка. На месте головы слоненка приклеено зеркало. Возможно использование сказки и стихотворного материала.
Упражнение «Солнышко»: язычок выглянул из окошечка, увидел ласковое солнышко и решил погреться и позагорать – широкий язык положить на нижний ряд зубов.
Упражнение «Бабочка»: язычок увидел бабочку, которая летала над цветком вверх-вниз, вверх-вниз – острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
Упражнение «Уточка»: язычок отправился погулять, во дворе он увидел уточку – вытянуть губы, звукоподражание: кря-кря-кря.
Упражнение «Лягушка»: язычок дальше пошел гулять, на пруду он увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так: растянуть губы в улыбке.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
Упражнение «Слоненок»: увидел язычок в зоопарке слоненка – сделать из губ трубочку.
А теперь слоненок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Упражнение «Лошадка»: увидел веселый язычок лошдку и вспомнил, что давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.
Я лошадка – Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок!
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок-цок-цок-цок!
Покатился язычок на лошадке и отправился домой – язычок спрятать.
Куб «Определи на ощупь»
Цель. Развитие тактильного восприятия, умения определять на ощупь фактуру, соотносить её с предметом и называть его.
Описание куба. На каждой грани куба наклеены предметы из разных по фактуре материалов (фольга, наждачная бумага, мех, мешковина, ситец, буклированная ткань).
Задание – соответственно цели применения пособия.
Куб «Малышок»
Цели:
- развитие зрительного восприятия;
- активизация умения подбирать картинки по заданной лексической теме и делать обобщения.
Описание кубов. Имеется несколько кубиков, на гранях которых изображены предметные картинки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Животные» и т.д.
Задание 1: найти на кубике названную картинку.
Задание 2: найти на своем кубике картинку по заданной лексической теме – обобщающему понятию.
Куб «Предлоги» и «Приставочные глаголы»
Куб «Предлоги»
Цель. Обучение умению правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Описание куба. На гранях куба изображены схемы предлогов.
Дети передают по цепочке куб, произнося считалочку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать!
Ребенок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет её. Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с этим «маленьким словечком» - предлоом. Педагог может задать тему, например: предложение про осень, в котором будет «маленькое словечко» на.
Куб «Сосчитай-ка»
Цели:
- развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза;
- воспитание выдержки, коммуникативных способностей, умение подчиняться общим правилам игры;
- формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания определенное количество раз (в соответствии с числом кружков на грани).
Описание куба. На шести гранях куба изображены круги в количестве от 1 до 6.
Ход игры. Ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание столько раз, сколько кружков на грани, обращенной к нему.
Задание1: произнести автоматизированный звук, слог со звуком.
Задание 2: назвать гласные либо согласные звуки.
Задание 3: придумать слова с заданным звуком.
Задание 4: придумать слово с заданным количеством звуков либо слогов.
Задание 5: подобрать признак, действие к предмету, оъекту, названному педагогом или изображенному на картине.
Задание 6: составить предложение из заданного количества слов.
Куб «Звуковая дорожка»
Цель. Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры речи.
Описание куба. На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.
Ход игры. Дети находят грань с заданным изображением, произносят автоматизированный звук на одном выходе, проводя пальцем, указкой, карандашом по звуковой дорожке, подбирают картинку с заданным звуком и называю изображение.
Варианты заданий:
«Крутые горы» - произнести звук [р];
«Змейка» - произнести звук [ш];
«Улитка» - произнести звук [с], [з], [ш], [ж], [р];
«Чайник кипит» - произнести звук [с];
«Лабиринт» - произнести звук [р];
«Полянка» - произнести звук [ц]; [ч], [ж].
Куб «Звуковой»
Цели:
- формирование умения давать характеристику звуками речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки;
- развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.
Описание куба. На гранях куба изображены символы звуков:
- красный кружок – гласный звук;
- синий кружок с колокольчиком – согласный твердый, звонкий;
- синий кружок с зачеркнутым колокольчиком или без колокольчика – согласный твердый, глухой;
- зеленый кружок с колокольчиком – согласный мягкий, звонкий;
- зеленый кружок с зачеркнутым колокольчиком или без колокольчика – согласный мягкий, глухой;
Задание1: назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.
Задание2: назвать слово на данный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.
Задание 3: придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4: найти и принести из группы предметы (выбрать картинки в лото), в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5: показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук (определенный ребенком начальный, конечный звук в слове.
Куб «Читай-ка»
Цели:
- знакомство детей с графическим изображением букв;
- формирование первоначально навыка чтения открытых слогов, умения составлять слова из данных слогов и подбирать слова, начинающиеся на даны слог.
Описание куба. На одной грани куба представлено изображение изучаемой буквы. На остальных гранях – слоги с этой буквой. (М – ма-мо-му-ме-мы)
Задание1: определить, на что похожа буква, изображенная на выпавшей грани куба (педагог читает стихи об этой букве);
Задание 2: прочитать слог на выпавшей грани куба, затем придумать слова с данным слогом. (В помощь детям могут быть предложены предметные картинки.)
Задание 3: из набора кубиков составить слова из разных слогов.