Программа “Здоровье” Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить. Педагогический коллектив МДОУ – детского сада № 5 «Незабудка» в последние годы работал над созданием программы “Здоровье”. Именно разработка этой программы привела коллектив д/сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что их главная задача - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний. Проанализировав основную образовательную программу «Детство» под редакцией Бабаевой д/с”, Программу развития МДОУ на 2005-2009 уч. годы, где физ. воспитанию уделяется большое внимание, коллектив педагогов, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, заведующая, старшая мед. сестра пришли к выводу, что не в полной мере уделялось внимание коллектива закаливанию детского организма, профилактике простудных заболеваний. Анализ состояния здоровья воспитанников 2005-2008 г.г. выявил рост заболеваемости детей, так в 2005 году случаев заболеваемости – 221, пропуск ребёнком по болезни составлял – 10,9 дн., в 2006 году случаев заболеваемости – 240, пропуск по болезни составил – 11,1 в 2007 году случаев заболеваемости – 353 , пропуск по болезни одним ребёнком – 14,4 в 2008 году случаев заболеваемости – 443, пропуск по болезни одним ребёнком – 14 дн. 80% всей заболеваемости приходится на грипп и другие инфекции верхних дыхательных путей.
Педагогическим коллективом не в достаточной степени реализуется потребность детей в движении в течение дня, не выполняется физиологически необходимое ребёнку количество движений, физ. занятия не решают проблемы тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, а, следовательно, не дают должностного эффекта в укреплении здоровья. Физкультурные. занятия однообразны, т. к. подчиняются определённой жёсткой методике их проведения, не развивают интерес к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей, ещё труднее их развить. Нормативы физ. подготовленности не учитывают уровень физ. развития детей, запас их сил и состояние здоровья. Разрабатывая принципиально новую схему физ. воспитания, мы изучили - программу «Здоровый малыш» (оздоровление детей в ДОУ) под редакцией З.И. Бересневой
- программу Р. Б. Стёркиной “Основы обеспечения безопасности жизни детей дошкольного возраста”, которая имеет 5 направлений:
- “Человек и окружающие его люди”.
- Человек и окружающая его природа.
- Человек дома и опасности, которые его подстерегают.
- Человек и здоровье.
- Человек на дорогах
- Большое внимание уделили изучению учебно-методического пособия «Оздоровление детей в условиях детского сада» под редакцией Л.В. Кочетковой
- Изучили методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» автора и составителя О.Н. Моргуновой.
- Познакомились с учебно-методическим пособием «Воспитание здорового ребёнка» под редакцией М.Д. Маханёвой.
Разрабатывая программу “Здоровье” на 2009 – 2013 годы, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физ. Воспитания органически входила в жизнь МДОУ, включала бы в себя инновационные формы и методы, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий. Программа “Здоровье”, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, – это комплексная система воспитания ребёнка-дошкольника, здорового физически, выносливого, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, готового к обучению в школе. Программа “Здоровье” предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателям, узким специалистам МДОУ содержания воспитания и обучения. Использование различных методик позволяет использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей. Задачи программы “Здоровье” - Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
- Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
- Совершенствовать совместную работу педагогического и медицинского персонала по коррекции патологии зрения у детей с косоглазием и амблиопией.
- проводить работу по профилактике снижения остроты зрения.
- Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
- Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья и здорового образа жизни.
- Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
- Оздоровление часто болеющих детей, профилактика и лечение у них анемии
- Проводить постоянную работу, направленную на профилактику простудных заболеваний, острых инфекций, острых кишечных заболеваний, гельминтоза, кариеса, туберкулёза и др.
Принципы программы. Программа разработана в результате практической работы с детьми и родителями на основе наблюдений, диагностирования, поисков и размышлений. При разработке её мы руководствовались следующими принципами в работе с детьми: демократизация, гуманизация и индивидуализация, которые в свою очередь предлагают отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка. Педагогический коллектив во главе с заведующей МДОУ Ермолаевой М.А.. стремится превратить д/сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений – сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.
Программа реализуется в следующих направлениях: - Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Укрепление материально-технической базы учреждения.
Для реализации задач намеченных программой “Здоровье” в МДОУ ЦРР созданы следующие условия: - имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, “бегущая дорожка”, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, тактильная дорожка для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для “игровых дорожек”, имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий, тренажёры: велосипед, силовой, мягкие модули, горизонтальная цель для метания, комплексы для физкультурных занятий;
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, горкой;
- имеется картотека для подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
- имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
- имеется офтальмологический кабинет, оснащённый оптическим оборудованием для лечения амблиопии, косоглазия, диагностическим оборудованием, компьютером с программами для лечения и коррекции зрения;
- небольшой, но уютный зимний сад, оборудован в переходном коридоре;
- кабинет логопеда (логопункт) и тифлопедагога для индивидуальной коррекционной работы;
- работают узкие специалисты: психолог, учитель-логопед, тифлопедагог, инструктор по физ. воспитанию, старший воспитатель, старшая медсестра, врач-офтальмолог;
- в каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.
В перспективе. - оборудование кабинета ФИЗО (помещение, стационарный ингалятор, массажёры с введением специалиста по массажу);
Работа с детьми Осуществляется воспитателями, младшими воспитателями, медицинскими работниками, инструктором по физвоспитанию, психологом, логопедом, дефектологом, тифлопедагогом, муз. руководителем. Она включает в себя 10 разделов: - Диагностика;
- Полноценное воспитание;
- Система эффективного закаливания;
- Организация рациональной двигательной активности;
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;
- Создание представлений о здоровом образе жизни;
- Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
- Коррекционная работа;
- Лечебно-профилактическая работа;
- Летне-оздоровительные мероприятия.
I раздел – Диагностика Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Медицинские работники: врач-педиатр и старшая медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности. Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой «Детство» наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни: учитель-логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь; педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы; инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физ. подготовке; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития. Итогом обследования является проведение медико-психолого-педагогического консилиума (малого педагогического совещания), на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2-3 раза в год. Первый в конце сентября месяца на начало учебного года, второй – промежуточный – в январе, третий в мае по итогам учебного года. При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.
II раздел – Полноценное питание В организации питания придерживаться естественных потребностей ребёнка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договорённости. В работе по организации питания используем рекомендации Н.Амосова, В.Леви, Г.Шаталовой. Объяснять детям, что пищу, которую взял, выбрасывать аморально. Принципы организации питания: - Выполнение режима питания;
- Гигиена приёма пищи;
- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания,
- Эстетика организации питания (сервировка);
- Индивидуальный подход к детям во время питания;
- Правильность расстановки мебели.
III раздел – Система эффективного закаливания Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка. Основные факторы закаливания: - Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, во время прогулки, других режимных моментах;
- Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В д/саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: - Соблюдение температурного режима в течение дня;
- Правильная организация прогулки и её длительность;
- Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
- Облегчённая одежда для детей в д/саду;
- Сон в трусах;
- Гимнастика после сна;
- Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
- Полоскание рта прохладной водой;
- Комплекс контрастных закаливающих процедур по «тропе здоровья»;
- Обливание ног прохладной водой (летом)
Методы оздоровления: - Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в т.ч. по дорожке препятствий;
- Хождение босиком летом по спортивной площадке.
- Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;
- Массаж грудной клетки махровой рукавичкой.
В перспективе предлагается: Продолжать лечебно-оздоровительную работу, деля её на этапы: I этап – интенсивной профилактики – готовить ребёнка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводится по методике З.И. Бересневой в программе «Здоровый малыш». II этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждению ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными настоями. III этап – реабилитационный. Детям предлагаются травяные чаи, оздоровительные напитки, витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья. IV раздел – Организация рациональной двигательной активности Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания: - Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
- Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
- Повышение физической работоспособности;
- Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
- Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду - Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
- Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы. Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые).
- Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
- Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания - Физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;
- Туризм (прогулки-походы);
- Дозированная ходьба;
- Оздоровительный бег;
- Физкультминутки;
- Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;
- Утренняя гимнастика;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Логоритмическая гимнастика (см. приложение “Модель усовершенствования двигательного режима детей в старшем возрасте” №1 “З”).
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач: - Традиционные;
- Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
- Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, “Путешествие в весенний лес” и др.
- Тематические занятия: “Осень в гости к нам пришла”; они могут быть с одним предметом, например, “Поиграй со мной, дружок” (мяч);
- Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
- Занятия-зачёты: для проведения диагностики по основным видам движения и развития физических качеств (1 раз в квартал);
- Занятия-походы;
- Занятия в форме оздоровительного бега;
- Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика);
- Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.
Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении. В перспективе: - Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия;
- Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья;
- Организация тренировочных секций (ритмика);
- Организация занятий по группам здоровья и учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.
V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей - Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.
- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (желательно четырёхразовое), укладывание на дневной и ночной сон ( для детей круглосуточной группы); общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима – динамические.
- Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон (для детей круглосуточной группы). Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в д/саду должно быть два сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
- Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.
VI раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям: - привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для решения этих задач в д/саду созданы условия. Каждая группа д/сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и младший воспитатель обучает тщательно вытирать ноги перед входом в помещение, учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию. В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки. Перед сном дети стараются бесшумно заходить в спальню, не создавая сутолоки, тихо раздеваются и аккуратно складывают одежду на стулья, не мешая засыпающим детям. Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, зубами, носом. Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через занятия, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач д/сада, сотрудники ГИБДД и инспектора госпожнадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности. VII раздел - применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов В настоящее время этот раздел программы приобретает всё большую актуальность, так как многие взрослые люди и дети переходят из состояния физиологического напряжения (стресса – по Г. Селье) в патологическое состояние дистресса, характеризующегося повышенной раздражительностью и утомляемостью, нарушением сна, сниженной работоспособностью. Принципы по разделу программы (по Ю. Ф. Змановскому): - Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.
- Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссёрских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии.
- Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
- Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
- Обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.
- Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).
- Использование психоаналитических и личностноориентированных бесед с детьми с аффективными и невротическими проявлениями.
- Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции.
- Использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.
Для осуществления вышесказанных принципов в д/саду созданы необходимые условия: - В д/саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей. Помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей.
- Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
- Отношения между работниками д/сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
- Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых комнат, раздевальных комнат, спальных, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
- В группах д/сада силами воспитателей оборудованы уголки “уединения”, где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.
- Эмоциональное благополучие ребёнка в д/саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносит в это музыкальный руководитель Голованова Е.Н. и воспитатели групп. Проходят в д/саду празднования Дней рождения, ярмарки, посиделки, спортивные праздники и развлечения: “Масленица”, «Пасха», «Рождественская ёлка» и др. Большой популярностью стали пользоваться как у родителей, так и у детей музыкальные спектакли, художественным руководителем которых является Голованова Е.Н.
- Снижение утомляемости ребёнка на занятиях является мотивация к занятию, построение занятия на интересе ребёнка и индивидуальных подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
- Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник-актёр.
- Большая роль в психокоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
Перспектива: - Оборудовать комнату психологической разгрузки, как для детей, так и для сотрудников.
- Учить детей приёмам релаксации, используя их не менее трёх раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.
- Продолжать использовать в работе элементы психогимнастики.
VIII раздел – Коррекционно-педагогическая работа с детьми Ортоптическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на коррекцию зрения у детей. Логопедическая коррекция направлена на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Достижение этих целей обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется врачом-офтальмологом, тифлопедагогом, логопедом и воспитателями на специальных индивидуальных, фронтальных занятиях.
Организация и проведение коррекционной работы осуществляется врачом-офтальмологом, тифлопедагогом и логопедом д/сада в несколько этапов: - комплексное обследование речи детей;
- отбор в индивидуальные подгруппы;
- составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);
- контроль-обеспечение промежуточного и итогового контроля;
- анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.
Помимо непосредственной работы с детьми врач-офтальмолог, тифлопедагог, логопед участвуют в проведении круглых столов (консилиумов), ведут консультативно-коррекционно-педагогическую работу с родителями.
Принципы коррекционной работы. - принцип систематичности;
- принцип сознательности и активности, т. е. сознательное, активное отношение ребёнка к своей деятельности, которая зависит от интереса;
- принцип игровой заинтересованности в достижении поставленного результата
- принцип временной образовательной интеграции, основанный на объединении детей с недостатками развития зрения с нормально видящими детьми;
- принцип наглядности – осуществляется путём безукоризненного показа изображения педагогом;
- принцип всестороннего обследования предмета (включая все органы чувств);
- принцип доступности и индивидуализации – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей со зрительной и речевой патологией;
- основным принципом построения любого логопедического занятия является тесная связь с родителями (домашние тетради).
Перспектива: Обучение специалистов, работающих с детьми, страдающих патологией зрения, разработка новых авторских программ для работы с детьми коррекционных групп. IX раздел – Лечебно-профилактическая работа Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей. В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма. Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально; годовой план лечебно-профилактических процедур. Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами (педагогика сотрудничества). Лечебно-профилактическую работу осуществляют: врач-педиатр, старшая медицинская сестра, врачи-специалисты детской поликлиники: - Комплекс упражнений по нарушению осанки, плоскостопия,
- Кислородный коктейль,
- Витаминотерапия: аскорбиновая кислота,
- Оксолиновая мазь, глюконат кальция,
- Медикоментозное лечение железосодержащими препаратами.
Лечебно-оздоровительная работа с детьми осуществляется согласно плана на текущий учебный год. Физкультурно-оздоровительную работу осуществляют: педиатр д/сада, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, воспитатели. - Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.
- Физкультурные занятия босиком.
- Подвижные игры и физические упражнения на улице.
- Хождение на лыжах.
- Гимнастика после сна
- Спортивные игры и соревнования.
- Интенсивное закаливание стоп.
- Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
- Общекорректирующие упражнения.
- Элементы психогимнастики, релаксации.
X раздел – Летне-оздоровительные мероприятия Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций. Формы организации оздоровительной работы: - закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
- физкультурные занятия в природных условиях (в парке, на спортивной площадке);
- туризм;
- физкультурные досуги и развлечения;
- утренняя гимнастика на воздухе;
- интенсивное закаливание стоп;
- витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
Работа с педагогамиРабота с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах: - актуализация внимания воспитателей на ответственность их роли в воспитании здорового ребёнка;
- просветительная работа по направлениям программы “Здоровье” и т.д.
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
- консультации воспитателей по основам детской возрастной физиологии, психотерапии, офтальмологии;
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия: - Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.
- Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также систему их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
- Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты).
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
- Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду.
- Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
- Разработка и внедрение психологических, педагогических, медицинских методов коррекции.
- Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
- Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.
- Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению.
Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. - Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, элементы психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
- Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
- Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
- Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.
- Психологические тренинги.
Работу с педагогами условно делим на 3 блока: I блок: Состояние образовательного процесса и состояние здоровья. - разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
- диагностика состояния здоровья всех возрастных групп;
- диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду;
- создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экологическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
II блок: Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей. - подготовка и переподготовка квалификационных специалистов (инструкторов по физической культуре, инструктор по лечебной физкультуре, психологов);
- тесная взаимосвязь между медиками и педагогами в вопросах коррекции;
- разработка и внедрение психологических, педагогических и медицинских методов коррекции;
- пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы, радиопередачи и т. д.).
III блок: Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья: - создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей, включают в себя: - внедрение современных методов мониторинга здоровья;
- разработка систем физического влияния, основанных на индивидуально-психологическом подходе;
- внедрение новых технологий и методов коррекции и реабилитации в учреждениях для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии, а также систему их социального сопровождения после выпуска из учреждения;
- обеспечение методической и дидактической литературы специалистов, повышающих свою профессиональную квалификацию.
Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе: - внедрение сбалансированного разнообразного питания;
- организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.
Работа с родителямиОдним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: семья, д/сад, общественность. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями: - Повышение педагогической культуры родителей.
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
- Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.
- Духовно-нравственное просвещение родителей для сохранения чистоты взаимоотношений в семье и поддержания атмосферы любви и заботы о детях;
- Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Использовать следующие формы работы с родителями: - Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Дни открытых дверей.
- Экскурсии по д/саду для вновь прибывших.
- Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).
- Совместные занятия для детей и родителей ( используя программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»).
- Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (врача-офтальмолога, педиатра, тифлопедагога, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинскую сестру).
- Родительский лекторий;
- Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи: - Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).
- Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.).
- Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
- Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе: - Анкета для родителей.
- Беседы с родителями.
- Беседы с ребёнком.
- Наблюдение за ребёнком.
- Изучение рисунков на тему: “Моя семья” и их обсуждение с детьми.
- Посещение семьи ребёнка.
В своих беседах при знакомстве с родителями, детьми, в период адаптации ребёнка и проведения индивидуального подхода к ребёнку воспитатели ведут беседы по следующим направлениям: - Какое состояние ребёнка, часто ли болеет и что страдает у него в первую очередь?
- Есть ли хронические заболевания?
- Какого состояния нервная система?
- Как переключается с одной деятельности на другую?
- Какие традиции и привычки сложились дома в процедурах еды, засыпания, посещения туалета?
- Какие требования предъявляют к д/саду?
- Какого режима придерживаются дома?
- Чем любит ребёнок заниматься, что может доставить радость ребёнку?
- Как называют ребёнка дома? (темперамент, если знают)
Педагог очень хорошо должен знать ответы на эти вопросы, т. к. это необходимо в первую очередь для индивидуального подхода и лучшей адаптации ребёнка в д/саду. Медицинская сестра собирает в данном направлении свои сведения. В зависимости от точности ответов родителей намечается индивидуальный подход к ребёнку на занятиях, в т. ч. на занятиях по физической культуре, при закаливании, при посещении зимнего сада (если есть аллергия на цветы). С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе: - Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
- О питании дошкольников.
- Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и влияние их на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
План на ближайшие 5 лет: - Продолжить проведение совместных мероприятий: “дней здоровья”, туристических походов, праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров-практикумов “Давайте узнавать малыша вместе”, с привлечением специалистов.
- Организовать новую форму работы с родителями “Что умею сам – научу детей”, как дни семейных увлечений в вечернее время.
- Беседы с родителями Православного священника о взаимоотношениях в семье и по вопросам воспитания детей
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс по программе «Детство»: консультации, беседы.
Ожидаемые результаты реализации программы:- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.
- Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников д/сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
|