Методичка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правила посещения занятий и мероприятий
ПРАВИЛА посещения и анализа занятий и мероприятий
Настоящие Правила посещения и анализа занятий и мероприятий определяют алгоритм действий должностных лиц и работников, в чьи должностные обязанности входит изучение и обобщение позитивного опыта и осуществления контроля. Правила посещения занятий и мероприятий составлены в целях регламентации посещения занятий и мероприятий, защиты работников, избежания конфликтных ситуаций, нарушений этики и субъективных оценок работы специалистов.
Должностные лица и работники, обладающие правом посещать занятия
1. Без разрешения (согласия) специалиста, его занятия и внеаудиторные мероприятия могут посещать администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели предметно-цикловых комиссий.
2. Другие работники и педагоги посещают занятия и мероприятия по согласованию со специалистом.
3. Не допускается посещение занятий и мероприятий лицами, не имеющими отношения к реабилитационному процессу и его субъектам.
4. Не допускается посещение занятий детьми других групп.
5. Посещение открытых занятий и мероприятий, проводимых в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.п., разрешается всем участникам.
6. По уважительным причинам
Специалист имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время (болезнь специалиста, отсутствие на занятие большого числа детей из-за эпидемии и т.п.).
Организация посещения занятия или мероприятия
1. Посещение занятий и мероприятий должностными лицами регулируется графиком или планом, утвержденным должностным лицом (директор или его заместитель).
2. График посещения занятий и мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения специалистов в начале года (сентябрь).
3. Обязательное предварительное ознакомление специалиста с целями посещения занятия или мероприятия.
4. Должностные лица, обладающие правом контроля (администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели предметно-цикловых комиссий), могут предварительно ознакомиться с перспективными планами специалиста, реабилитационной программой.
Ограничения в процессе наблюдений на занятие
1. Запрещается появление посетителя на занятие (мероприятие) после его начала.
2. Посетителю запрещается покидать мероприятие до его завершения.
3. Руководство учреждения может покинуть аудиторию только в исключительных случаях.
4. Посещающий не в праве вмешиваться в ход занятия или мероприятия.
5. Во время занятия, посещающий не имеет права беседовать с детьми, задавать им вопросы и т.д.
6. Посещающий занятие или мероприятие, не имеет право выражать свое отношение к специалисту или детям (и к занятию) выражением лица, мимикой и т.п.
7. Посещающий занятие работник выключает свой мобильный телефон.
8. Фотосъемки, аудио-видеозаписи на занятии разрешается делать только с согласия специалиста и руководства учреждения.
Наблюдение реабилитационного процесса на занятии
1. Посещающий занятие работник ведет запись результатов наблюдения; должностные лица, имеющие функции контроля, делают записи в специальных бланках, журналах (тетрадях).
2. Аудио-видеозаписи и фотосъемки можно делать, не нарушая хода занятия и не создавая помехи для восприятия содержания темы детьми (если на запись получено разрешение специалиста и руководства заведения).
3. По согласованию (и с разрешения) со специалистом и руководством учреждения в конце занятия посещающий может задать вопросы детям, или предложить выполнить мини – задания.
4. Запрещается изменение хода и структуры занятия по просьбе (требованию) посещающего занятие работника.
5. Работнику (работникам), посещающему (им) занятие, в аудитории отводится отдельный стол позади детей. Посетителю не разрешается сидеть за одним столом.
6. Посещающий занятие работник имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.
7. Посещающий работник не имеет права задерживать детей после завершения занятия.
Статус информации, полученной при посещении занятия
1. Информация, полученная в ходе посещения занятий и мероприятий должностным лицом, обладает статусом внутренней информации.
2. Информация о деятельности специалиста открыта для членов коллектива.
3. С информацией о деятельности специалиста (и об занятие) вправе ознакомиться члены коллектива.
4. Запрещается доведение до сведения детей и родителей информации о занятии, а также о деятельности специалиста.
6. Фото, аудио–видеоматериалы, содержащие информацию о занятии и деятельности специалиста, могут быть использованы в средствах массовой информации с разрешения специалиста, руководства учреждения и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах.
7. При использовании фото, аудио-видеоматериалов в средствах массовой информации, в научных изданиях обеспечивается соблюдение авторских прав специалиста.
Анализ посещенного занятия
1. Должностные лица, посетившие занятие, обязаны дать анализ.
2. Работники других организаций могут дать анализ лишь по просьбе специалиста.
3. Родители, исходя из интересов своего ребенка, имеют право доводить свое мнение о занятии до сведения специалиста и руководителей учреждения.
4. Посетившим занятие работникам дается время для первичного анализа и подготовки текстов своего выступления.
5. Для анализа занятия (и выступления каждого посетившего занятие) отводится достаточное время.
6. Анализ занятию дается в тот же день после занятий (или в день завершения серий посещений), проведение анализа в более поздние сроки не рекомендуется.
7. В ходе анализа не разрешается выступление работников, не посетивших занятие; руководители учреждения (не посетившие занятие) могут принимать участие в анализе как ведущие обсуждения.
8. Не проводящий то же самое занятие специалист может дать оценку занятия с общепедагогических позиций. Должностное лицо (директор или его заместители) обязано должны дать квалифицированный анализ занятия. Каждый посещающий занятие специалист должен знать содержание темы лежащей в основе реабилитационного процесса.
9. Анализ занятия проводится под руководством «ведущего» (председателя предметно-цикловой комиссии, работников методических служб, заместителя директора). При участии нескольких специалистов должностное лицо высказывает свое мнение последним.
10. Анализирующий не повторяет оценки других выступающих, ограничиваясь высказыванием согласия (или несогласия) с выступавшими до него. Выступающий в случае несогласия с мнением других специалистов обязательно обосновывает и доказывает правильность своей позиции. Каждый выступающий, как и специалист, занятие которого анализируется, может высказывать свою точку зрения, принимать участие в споре или дискуссии, возникших в ходе обсуждения.
11. Специалист имеет право слушать выступления коллег при анализе своего занятия.
12. Специалист имеет право на проведение самоанализа своего занятия перед выступлениями посетивших занятие; он также вправе выступить с заключительным словом и выражать свое согласие или несогласие с выступавшими.
13. Использование специалистом рекомендаций, замечаний, критики, высказанных должностными лицами, обязательно.
14. При посещении занятий в рамках научно-практических конференций и семинаров (а также с целью изучения инновационного опыта) специалист сам решает вопрос об участии в обсуждении.
15. Посетивший занятие эксперт обязан довести до сведения специалиста свое мнение о его позитивном или инновационном опыте после завершения наблюдений.
16. По своему усмотрению посетившие занятие работники могут дать рекомендации по совершенствованию реабилитационного процесса.
17. Посещение занятий в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии специалиста квалификационным требованиям той или иной категории.
Документы, отражающие посещение занятия
1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении занятий, обладают статусом документа, они должны иметь признаки документа.
2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.
3. Посещение занятий в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, обладающей статусом и признаками документа.
4. Специалист имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших занятие в рамках аттестации или плановых проверок.
5. Обязательно ознакомление специалиста со всеми документами, составленными после посещения его занятий, под роспись.
6. Решение вопроса об ознакомлении других членов коллектива с документами о деятельности специалиста (в том числе о посещенных занятиях) в компетенции руководства учреждения.
7. Запрещается знакомить родителей с документами, характеризующими деятельность специалиста (в том числе его занятием).
Предварительный просмотр:
Карта наблюдений за деятельностью педагога
1. Ф. И. О._______________________________________________________ 2. Дата рождения_________________________________________________ 3. Семейное положение___________________________________________ 4. Образование___________________________________________________ 5. Год окончания образовательного учреждения_______________________ 6. Наименование образовательного учреждения______________________ _______________________________________________________________ 7. Специальность_________________________________________________ ________________________________________________________________ 8. Квалификация_________________________________________________ 9. Общий стаж___________________________________________________ 10. Педагогический стаж__________________________________________ 11. Стаж работы в учреждении_____________________________________ |
12. Основное направление в работе____________________________________
__________________________________________________________________
13. КПК___________________________________________________________
__________________________________________________________________
14. Категория______________________________________________________
15. Какой опыт обобщала и когда_____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
16. Домашний адрес_________________________________________________
17. Телефон: дом.____________________
моб.___________________________________
Дата заполнения ________________
Подпись:________________
Повышение квалификации педагога
Год | Обучение по программе | Консультации | Открытые занятия в ДОУ | Участие в МО | Участие в группах (творч,, пробл…) | Семинары-практикумы | Конкурсы |
Карта наблюдений педагогического процесса Ф. И. О._______________________________________________________ 2009-2010 учебный год |
Дата | Кто наблюдает деятельность | Цель | Уровень проведения | Краткий анализ по результатам наблюдения | Подпись |
Отв. | В-ль |
Дата | Кто наблюдает деятельность | Цель | Уровень проведения | Краткий анализ по результатам наблюдения | Подпись |
Отв. | В-ль |
Повышение квалификации педагога
Год | Обучение по программе | Консультации | Открытые занятия в ДОУ | Участие в МО | Участие в группах (творч.., пробл…) | Семинары-практикумы | Конкурсы |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки самоанализа занятия
Ф.И.О специалиста___________________________
№ | Название критерия | Оценка | Дополнения |
1. | Характеристика детей Дана ли полная характеристика детей по возрастным, индивидуальным особенностям; если занятие проводится с группой детей, то обоснован ли такой подбор и чем? |
2. | Степень сложности проведённого занятия |
3. | Характеристика программных задач |
4. | Мнение о типе занятия, его соответствие возрасту детей и задачам |
5. | Раскрытие используемых приёмов и методов |
6. | Выделение удачных и неудачных мест в занятии |
0 – не раскрыто
1 – раскрыто
2 – раскрыто полно и глубоко
Дата «____»____________200_г. Подпись _______
Предварительный просмотр:
Контроль в дошкольном образовательном учреждении
Сообщение подготовлено заведующим МДОУ
Шибаевой М.А.
Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном учреждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут заведующему и старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, дабы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке педагогического процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.
Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Закреплена ли мебель, оборудование, ее целостность |
2 | Состояние полов и потолка, окон, фрамуг |
3 | Освещенность помещений, электропроводка |
4 | Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и др.) |
5 | Нет травмоопасных игрушек. состояние игрового материала |
6 | Подбор растений, оборудование для труда |
Состояние участка
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Санитарное состояние участка, его освещенность |
2 | Безопасность поведения прогулки |
3 | Состояние оборудования участка |
4 | Содержание и состояние выносного материала |
Организация деятельности детей в течение дня
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Как проходит раздача и прием пищи в группе |
2 | Проведение утренней гимнастики, физзанятий, состояние оборудования |
3 | Выход детей на прогулки, приход с прогулки (мокрые дети и т.п.) |
4 | Проведение закаливания, состояния оборудования |
5 | Состояние одежды, обуви детей. Наличие на одежде опасных предметов (значки и т.п.) |
6 | Работа с родителями, заведующей, воспитателями по вопросам охраны жизни и здоровья детей |
Содержание работы по укреплению здоровья детей
№ | Вопросы по изучению | Да | Нет | Частично |
1 | Выполнение режима дня. соответствие режима дня сезону и возрасту детей |
2 | Утренняя гимнастика. Оценка комплекса упражнений гимнастики |
3 | Гигиенические требования (одежды, обувь) |
4 | Оздоравливающий эффект |
Содержание прогулки
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Порядок одевания и раздевания детей, навыки по возрастной группе |
2 | Наличие выносного материала по сезону. Занятость детей |
3 | Двигательный режим детей на прогулке |
Закаливание детей
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Анализ причин заболеваемости детей |
2 | Виды специальных мер закаливания в группах, наблюдение в группах, наблюдение и оценка |
3 | Закаливание воздухом, режим, проветривание |
4 | Индивидуальный подход к детям, листы здоровья, карты развития |
Организация питания
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Гигиеническая обстановка: санитарное состояние; проветривание; размещение столовой мебели; выполнение режима питания |
2 | Сервировка стола: учет требований сервировки стола и возраста детей; эстетика сервировки; оценка деятельности дежурных |
3 | Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания: Подготовка детей к приему пищи; организация гигиенических процедур; внешний вид детей, настроение и общение; обстановка в группе во время приема пищи; навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож); культура поведения за столом (есть ли у детей плохие привычки, их причины); врачебные назначения по индивидуальному питанию и их выполнение; вносятся ли изменения в рацион питания с учетом потребностей, функциональных изменений организма, аппетита детей и состояния их здоровья |
4 | Общение воспитателя с детьми во время приема пищи: умение преподнести блюдо (нелюбимое, любимое); обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид; обучение правилам поведения за столом |
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Требования к плану. Виды занятий. |
2 | Формируются ли развивающая (обучающая, воспитательная) задача |
3 | Намечаются ли методы решения планируемых задач |
4 | Планируются ли формирование навыков игровой, трудовой деятельности |
5 | Оборудования занятий (игры, труда) |
Оценка эффективности занятий
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Постановка цели занятия (деятельности) |
2 | Организация действий детей по принятию цели деятельности |
3 | Соответствие содержания учебного материала поставленной цели |
4 | Методы обучения обеспечили: а) мотивацию деятельности; б) сотрудничество воспитателя с детьми; в) организацию детей по достижению поставленной цели |
5 | Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели занятия |
6 | Формы организации познавательной деятельности обеспечили: а) сотрудничество между детьми; б) включение каждого ребенка в деятельность по достижению дидактической цели; в) разнообразие видов деятельности |
7 | Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели |
8 | Уровень достижения цели: а) образовательный аспект; б) развивающий аспект; в) воспитательный аспект |
Оценка среды развития
№ | Критерии оценки Требования к категориям | Создание условий для детского экспериментирования | Создание условий для двигательной активности | Создание условий для художественно-продуктивной деятельности | Создание условий для музыкально-театрализованной деятельности | Создание условий для проявления познавательной активности | Создание условий для сюжетно-ролевых игр | Комментарии |
1 | Соответствие среды развития образовательной программе (2 категория) |
2 | Творческое преобразование среды, соответствие Госстандарту + требования 2 категории (1 категория» |
3 | Создание среды на основе собственных разработок, авторских пособий и т.п. + требования 1 категории (высшая категория) |
Примечания: Балльные оценки: 3 – реализовано полностью; 2 – реализовано частично; 1 – не реализовано
Хронометраж занятия
№ | Вопросы для изучения | Затраченное время | Да | Нет | Частично |
1 | Организация начала занятия |
2 | Подготовка к основному этапу занятия |
3 | Усвоение детьми в ходе объяснения воспитателя новых наблюдений, значений, умений, навыков |
4 | Первичная проверка понимания нового материала |
5 | Закрепление знаний |
6 | Самостоятельная работа по применению знаний: по образцу по сходной ситуации в новой ситуации |
7 | Обобщение и систематизация знаний |
8 | Контроль знаний |
9 | Подведение итогов занятий |
Технологическая карта
№ | Вопросы для изучения | Затраченное время | Да | Нет | Частично |
1 | Тема занятия |
2 | Оборудование |
3 | Образовательный аспект: (дидактическая задача) |
4 | Развивающий аспект |
5 | Воспитательный аспект |
6 | Методы обучения |
7 | Учебно-познавательная деятельность |
8 | Тип занятия |
9 | Реальный результат |
10 | Контроль |
Анализ занятия и других воспитательных мероприятий
1.Общая характеристика анализируемого явления.
2. Характеристика фактов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат воспитательно-образовательной работы, взаимосвязь этих факторов и степень влияния на изучаемый объект.
3. Причины возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на анализируемый объет.
4. Обобщенные выгоды по итогам анализа.
5. Предложения по ликвидации причин выявленных недостатков.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Навыки пользования мылом, расческой, полотенцем, носовым платком. |
2 | Навыки пользования столовыми приборами: а) ложкой б) вилкой в) ножом г) салфеткой |
3 | Культура еды |
4 | Содержание в порядке одежды |
5 | Обращение ко взрослому по имени-отчеству |
6 | Благодарит взрослых и сверстников за оказанную помощь |
7 | Бережное отношение к игрушкам |
8 | Соблюдение элементарных правил поведения в группе |
9 | Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах |
Организация и проведение занятия
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Характеристика программного содержания: соответствие задач программе группы; соответствие уровню развития детей данной группы; соответствие уровню развития детей данной группы; объем программного содержания; конкретность формулировок программного содержания |
2 | Характеристика воспитателя: выделение приемов, используемых для решения поставленных задач; соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы; правильность, точность применения этих приемов |
3 | Характеристика деятельности детей: освоение детьми программного содержания по задачам; особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию) |
4 | Характеристика условий проведения занятия: соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий; соответствие требованиям материально-технических условий; соответствие требованиям функционально-педагогических условий |
Аспектный анализ поведения детей на занятии
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Проявляют ли дети познавательную активность ? |
2 | Реагируют ли дети на приемы активизации деятельности? |
3 | Достигнута ли детьми дидактическая цель? |
Качество знаний и способов действий
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Полнота и глубина знаний |
2 | Особенность знаний |
3 | Умение ими оперировать, применять в разных ситуациях |
4 | Прочность сформированных знаний |
5 | Оценочные суждения |
6 | Формирование и развитие учебных умений |
7 | Научность |
8 | Учет индивидуальных особенностей детей |
9 | Формирование у детей навыков контроля и самоконтроля |
Аспектный анализ деятельности детей
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Принятие детьми цели занятия |
2 | Проявление активности в процессе выполнения задания |
3 | Использования знаний и умений для достижения результата деятельности |
Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Умеют ли дети увидеть и принять связи и отношения природных явлений? |
2 | Умеют ли дети замечать изменения развития? |
3 | Умеет ли определять, замечать и видеть: свойство и качество объекта; изменения развития; взаимодействия живой и неживой природы |
4 | Умеют ли высказывать оценочные явления (есть ли суждения), значимость? |
5 | Умеют ли обобщать явления природы? |
6 | Вызывает ли наблюдение в природе радость и восторг от наблюдаемого объекта? |
7 | Эмоции детей: восторг восхищение изумление интерес равнодушие пассивность |
Умение применять знания и умения на практике
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Умение применять на практике полученные знания? |
2 | Самостоятельность применения разных способов воздействия на природу? |
3 | Ухаживать за животными и растениями по собственной инициативе? |
4 | Правильно ли выбирают орудия труда? |
5 | Постоянство проявления заботы, доброты по отношению к растениям и животным |
6 | Знание последовательности ухода за растениями и животными? |
7 | Эмоциональность наблюдения в природе у детей? |
8 | Отвечает ли объем знаний о природе требованиям программы данной группы? |
Психологический анализ занятия
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1 | Психологический анализ учебной деятельности детей. Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей |
2 | Психологическая оценка занятия: а) уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов); б) соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное отношение); в) соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий) |
3 | Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии: а) наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»); б) коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком); в) внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и к прическе) |
Продолжение следует!