ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ


Предварительный просмотр:

D:\Мои документы\Мои рисунки\план шк.медиации\план шк.медиации 002.jpg

Пояснительная записка

Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2020 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.        Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.

В МКОУ Полянской ООШ служба медиации способствует реализации требований ФГОС основного  общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения». Служба медиации действует на основании действующего законодательства и Положения о школьной службемедиации.

Цель: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

 Задачи:

1. проведение восстановительных программ для участников конфликтов;

2. создание безопасной среды благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

3.  информирование педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Тематический план работы школы по погружению в тему «Школьная служба медиации» участников образовательных отношений на  2018 – 2019

Образовательные события

Кол-во часов

Участники  

Ответственные

1

Служба медиации в школе

1

Педагоги

Заместитель директора по УВР

2

Особенности школьных конфликтов.

1

Педагоги

Заместитель директора по УВР

3

Культура взаимоотношений

1

Педагоги

Заместитель директора по УВР

4

Восстановительная медиация.

1

Педагоги

Заместитель директора по УВР

5

Особенности медиации в школе.

1

Педагоги

Заместитель директора по УВР

6

Процесс медиации в школе

1

Педагоги

Заместитель директора по УВР

Планируемые результаты:

- знание норм и правил межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса;

- умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта;

- владение техниками, методиками разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.

Чем служба может помочь педагогам?

1. Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами;

2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации, может помочь развитию школьников;

3. Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов;

4. Приобретаются новые знания и практические навыки в области выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников;

5.  Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;

6.  Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде;

7.  Укрепляется роль школьного самоуправления

Информационные ресурсы

1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр Судебно-правовая  реформа, 2012.

2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.  

3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

4. http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/oproekte/73-projectinfo

5. http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva

6. http://www.8-926-145-87-01.ru/

7. http://mediators.ru/rus/course/school/

8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html



Предварительный просмотр:

1. Общие положения.

1.1. Служба медиации является направлением воспитательной работы в образовательном учреждении в виде деятельности, направленной на урегулирование и разрешение конфликтов на основе добровольных усилий педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

  1.2. Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, в том числе:

-   Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;              -   Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ;

- настоящего Положения;

 - методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (направлены письмом № ВК844/07 от 18.11.2013);

- Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 года № 1430);

- Плана первоочередных мероприятий до 2019 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы;

2. Нормативно-правовая база, определяющая условия и регламент проведения процедуры медиации.

2.1. В части 2 статьи 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ устанавливается круг споров, применение процедуры медиации по отношению к которым регулируется данным Федеральным законом. Речь идет о спорах, возникающих из гражданских правоотношений (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), а также трудовых и семейных правоотношений.

2.2. Семейные споры возникают из нарушения прав и неисполнения обязанностей, устанавливаемых «Семейным кодексом Российской Федерации».

2.3. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательной организации применительно к конфликтам, подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора (как они понимаются в соответствие с законодательством Российской Федерации), определяется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ.

2.4. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательной организации применительно к конфликтам, не подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора, определяется методическими рекомендациями федерального и регионального уровней и настоящим положением.

3. Цели и задачи службы медиации.

3.1. Целями службы медиации является:

3.1.1. Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;

3.1.2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;

3.1.3. Создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений;

3.1.4. Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.

3.2. Задачами службы медиации являются:

3.2.1. Проведение медиаций и школьных конференций;

3.2.2. Обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения конфликтов обучающихся образовательного учреждения;

3.2.3. Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации.

 

4. Принципы деятельности службы медиации.

4.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

4.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное содействие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в медиации.

4.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов службы медиации не разглашать полученные в ходе своей деятельности сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также медиативное соглашение (по согласованию с участниками встречи и подписанное ими).

4.1.3. Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение

. 4.1.4. Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и время медиатора

5. Порядок формирования службы медиации.

5.1. Руководителем службы может быть заместитель директора по воспитательной/учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогический работник образовательного учреждения, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора образовательного учреждения ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и 3

 5.2. Проводить процедуру медиации может только сотрудник службы, прошедший обучение проведению процедуры медиации.

6. Порядок работы службы медиации.

6.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, обучающихся, представителей администрации образовательного учреждения, специалистов службы медиации, родителей (законных представителей).

6.2. Решение о целесообразности проведения процедуры медиации принимается службой медиации в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.3. Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной процедуре. Если действия одной стороны или обеих сторон могут быть квалифицированы как нарушение дисциплины, для проведения медиации также необходимо письменное согласие родителей (законных представителей).

6.4. Процедура медиации не проводится с обучающимися младше 10 лет, а также с лицами, страдающими психическими заболеваниями

6.5. Сотрудники образовательного учреждения информируют стороны конфликта о возможности обратиться в службу медиации. Переговоры с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательного учреждения по организации процедуры медиации проводит руководитель службы или её сотрудники из числа педагогов.

6.6. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.7. В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном или устном соглашении в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.8. Копия соглашения может быть предоставлена администрации образовательного учреждения только при письменном согласии сторон.

6.9. Служба медиации содействует в определении способа выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в соглашении, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств сотрудники службы медиации могут проводить дополнительные встречи сторон с целью оказания помощи в установлении причин и трудностей, а также в поиске путей их преодоления, что может быть оговорено в письменном или устном соглашении.

6.10. Ответственность за возможные нарушения при осуществлении медиации наступает в соответствии с действующим законодательством.

6.11. При необходимости специалисты службы медиации информируют стороны конфликта о возможности прибегнуть к помощи других специалистов и служб (социального педагога, психолога, юриста и прочее).

6.12. Деятельность службы медиации фиксируется в обобщенном виде в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы и доступ к которым имеет только руководитель службы в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.13. При необходимости представитель администрации образовательного учреждения, курирующий службу медиации или являющийся её сотрудником, организует проведение супервизий для специалистов службы медиации образовательного учреждения, а также обеспечивает участие её представителя в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

 

7. Организация деятельности службы медиации.

7.1. Службе медиации по согласованию с администрацией образовательного учреждения предоставляется помещение для встреч и проведения медиаций, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

7.2. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о её деятельности и возможностях среди педагогов и обучающихся.

7.3. Специалисты службы медиации имеют право на получение услуг психолога, социального педагога и других специалистов образовательного учреждения.

7.4. Администрация образовательного учреждения содействует взаимодействию службы медиации с социальными службами и другими организациями района и города. Администрация содействует обращению педагогов образовательного учреждения в службу медиации.

7.5. Один раз в полугодие служба медиации проводит организационное совещание.

8. Заключительные положения.

8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по согласованию со службой медиации.

8.3. Инициаторами изменений, вносимых в положение о службе школьной медиации, могут стать представители администрации образовательного учреждения, специалисты службы медиации образовательного учреждения, а также представители органов школьного самоуправления.


.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; методических  рекомендаций по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медиации и примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий и конфликтов Правительства Санкт –Петербурга комитета по образованию Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования института развития образования кафедры психологии , Санкт –Петербург -2014 г. 

Актуальность темы. Школьная служба медиации - это взрослые и дети,  деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций. Обе стороны ищут  конструктивный метод решения проблем и самый краткий путь к взаимопониманию сторон. Цель у всех участников - профилактика правонарушений, конфликтов, конфликтных ситуаций на основе принципов медиации. Важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности родителей. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе конфликтов детей в школе, для которого характерно :ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении школьников. При этом именно родители играют большую роль в формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.

Обоснование программы.   Конфликты и споры между людьми имеют такую же древнюю историю, как и само существование человечества. Традиционно, как кажется, конфликты разрешаются либо силовым методом, либо используются судебные процедуры. Новый способ разрешения конфликтов –  это медиация. Умение компетентно в реальном конфликте снизить  его последствия  и перевести  конфликтную  ситуации в  позитивное для себя русло, можно,  зная  основы разрешения конфликтов с помощью медиации. Эти знания с успехом можно применить в воспитательно-образовательном процессе в школе в виде профилактической работы по разрешению конфликтов с помощью  родителей обучающихся.

Целью программы является: просвещение родительской общественности о целях и  работе СШМ; создание условий для формирования конфликтологической компетентности родителей, содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов медиации.


Задачи программы:

  • Создать условия для просвещения родителей через презентации, мероприятия школы с целью прояснения ценностей медиации и разъяснить ее суть.
  • Создать условия для овладения родителями знаний  о причинах конфликтов между детьми, динамике их развития, возможных исходах;
  • Создать условия для формирования отношения родителей к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми и детьми в частности;
  • Создать условия для формирования у родителей навыков эффективной коммуникации и разрешения конфликтов  в конфликтной ситуации  между детьми и взрослыми  в образовательно- воспитательном  процессе ;
  • Создать условия для  разрешения конфликтных  ситуаций в школе между  детьми с согласия родителейс помощью СШМ.

Ожидаемые результаты: формирование у родителей конфликтологической компетентности, которая проявляется:

  • в знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
  • в преодолении однозначной негативной оценки конфликтов в общении между детьми;
  • в овладение навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции, а также  возможность обучения этим навыкам  своего ребенка и применения их на практике;

Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате родительского классного собрания, родительских встреч.

Организация занятий. Программа рассчитана на 8 занятий по 1 академическому часу каждое (1-2 занятия в течение каждой учебной четверти)

Методическое обеспечение. Ведущим программы может быть педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии, которому необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), выстраивания отношений в коллективе родителей и знания о ситуации  конфликтов в классе, школе в целом.

        Занятия проводятся в классной комнате, имеющей  стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства встреч с родителями  необходимы раздаточные материалы.

Целевая группа. Программа предназначена для родителей  общеобразовательных школ.

Учебно-тематический план

Тематические блоки / темы

количество часов

Медиация и ее суть.

Как возникают и развиваются конфликты между детьми. Последствия конфликтов.

Профилактика, предотвращение и управление конфликтом.

Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов. Другие методы разрешения  конфликтов.

Как разрешать конфликты? Обращаться ли в СШМ? Общение в конфликте.

Качества, важные для бесконфликтного общения между людьми.

Самоконтроль в конфликте ребенка и взрослого.

Подведение итогов.

1

1


1

1


1

1

1

1

Итого

8 часов

Содержание программы.

Тема

Часы

Краткое содержание

Медиация и ее суть.

1

Понятия медиации. Принципы медиации. Области применения. Школьная медиация. СШМ.

Как возникают и развиваются конфликты между детьми. Последствия конфликтов.

1

  • Модели поведения детей в конфликтах.
  • Последствия конфликтов для ребенка.
  • Как избежать негативного влияния ссор на ребенка?

Профилактика, предотвращение и управление конфликтом.

1

Предотвращение конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. Способы развития и поддержания сотрудничества. Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Методы управления конфликтами.

Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов. Другие методы разрешения  конфликтов.

1

Переговоры как способ разрешения конфликтов. Переговоры на основе интересов. Ответная агрессия. Уход от конфликта. Подавление конфликта. Тест.

Как разрешать конфликты? Обращаться ли в СШМ? Общение в конфликте.

1

Общение в конфликте. Ошибки в сфере урегулирования конфликтов. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение.

Качества, важные для бесконфликтного общения между людьми.

1

Бесконфликтное общение: пять золотых правил.

Рекомендации по управлению конфликтами (памятки).

Самоконтроль в конфликте ребенка и взрослого.

1

Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации” с целью более глубокого самопознания и самоопределения в различных ситуациях общения.

Подведение итогов.

1

Заключительное занятие, где участники могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. 

Итого

8

Оценка эффективности программы.

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. На основе мнений  родителей -участников программы;

2.На основе оценок со стороны ведущего программы,  классного руководителя.

3.Самотестированием участников программы.

 Информационно - методическая поддержка.
Доска для записей; аудио-, видео- и мультимедийное оборудование.

Список литературы.

Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:

  • Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
  • Карнизова Л. М. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство - М., -2015.
  • Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? – СПб, 2001.
  • Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
  • Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
  • Токарева В.С. Нам нужно общение. – М., 2008.
  • Гришина Н.В.Психология конфликта. 2-е издание – П., 2000.
  • Сайт https://4brain.ru 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Различные аспекты проблемы межличностных конфликтов подростков представлены в работах Э.М. Александровской, Ю.Е. Алешиной и А.С. Коноводовой, Н.У. Заиченко, Е.Г. Злобиной, В.А. Кан-Калика, Д.В. Колесова, И.Ю. Кулагиной, и др. Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью формирования у подростков способности конструктивно разрешать проблемные ситуации в целях профилактики их негативных последствий и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающих решение данной задачи.

Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось изучение поведения подростков в конфликтной ситуации и определение возможностей развития навыков конструктивного разрешения конфликтов, подготовка к проведению процедур медиации.

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе c тем, это самый ответственный период, т.к. именно в этот период заклaдываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к oбществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные c активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это сaмопознание, сaмoвыражение и самоутверждение.

B начале подросткового возраста y ребенка появляется и устанавливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответствующего обращения c собой как со взрослым человеком. однако подросток еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств y старших людей, подросток часто некритически подражает им. Довольно часто взаимоотношения со взрослыми характеризуются повышенной конфликтностью. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения.

Перестройка всей сложившейся системы отношений с родителями, учителями, сверстниками приводит к возникновению противоречий, конфликтов. Необходимо отметить, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.

Можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. В психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах “трудный”, “конфликтный” и т.д. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередко лживых поступках. Отсюда вытекает особая конфликтность поведения подростков. Стоит отметить, что в конфликтной ситуации подростковая позиция отличается особой эмоциональностью и агрессивностью. Заметную роль в этом играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Соответственно конфликтное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, может выражаться в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и даже убийствах.

Таким образом, конфликтность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие конфликтности и агрессивности подростка влияют также природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в ссоре, в драке и пр. Кроме того, конфликт может быть вызван необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода.

Основная цель программы: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Основные задачи реализации программы:

1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;

3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

4. Научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;

5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

Предполагаемый положительный результат:

- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

-Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Форма работы: групповая

Основные методы:  групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации.

Продолжительность занятия: 35- 45 минут.

Возраст участников: 11-15 лет

Количество человек: от 15 до 22

Ход работы: ритуал приветствия; упражнения; итоги занятий; ритуал прощания.


План реализации программы по профилактике конфликтов среди подростков

п/п

Тема тренингово занятия

Цель

Инструменты

Упражнения

1

«Что такое конфликт. Причины возникновения»

Сформировать представление о природе конфликтов

Лист бумаги, фломастеры

  • Ассоциация со встречей;
  • Что такое конфликт;
  • Что приводит к конфликту
  • Приективная методика «Несуществующее животное»;
  • Аплодисменты по кругу.

2

«Поговорим о дружбе»

Содействовать в формировании представления о дружбе

Карточка с алфавитом;

Карточка с пословицами;

Листы бумаги

  • Печатная машинка;
  • Отгадай загадку;
  • Пословицы о дружбе;
  • Займи позицию;
  • Волшебный стул;
  • Кодекс дружбы.

3

«Навыки общения»

Изучить процесс принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии

Карточки для игры

  • Ревущий мотор;
  • Молва;
  • Слухи;
  • Варианты общения.

4

«Навыки общения»

Развивать навыки общения

  • Ассоциация со встречей;
  • Шалаш;
  • Похвали себя;
  • Комплимент.

5

«Я среди людей»

Познакомить с правилами получения и передачи информации

Бумага, фломастеры

  • Ассоциация со встречей;
  • Что такое положительные качества;
  • Выражение чувств;
  • Поддержи товарища;
  • Звезда.

6

«Отношение к конфликтам»

Развивать способность адекватного реагирования на конфликтные ситуации

Бумага, фломастеры

  • Ассоциации со встречей;
  • Смена акцентов;
  • Дружная ладошка.

7

Управление конфликтами

Формировать отношение к конфликтным ситуациям, как к новым возможностям самосовершенствования

  • Ревущий мотор;
  • А или Б.

8

«Он первый начал», или способы решении конфликтных ситуаций

Оказать помощь в решении конфликтных ситуаций

Бумага, карточки, фломастер,брошюра «Куда обратиться за помощью»

  • Конфликт в сказке;
  • Конфликт- это хорошо или плохо;
  • Пять способов решения конфликтов;
  • Ситуация;
  • Найди выход.

9

«Мотивы агрессивного поведения»

Изучить мотивы агрессивного поведения

Карточки со скороговорками, магнитофон

  • Шла Саша по шоссе;
  • Визуализация «Горы» Д.В. Ильина

10

«Негативные чувства»

Повысить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств.

Магнитофон

  • Толкалки;
  • Переменное дыхание;
  • Визуализация «Летнее поле» (Е.В. Трошева)


Содержание занятий

Занятие №1

«Что такое конфликт. Причины возникновения»

Цель: Сформировать представление о природе конфликтов

Инструменты: Бумага, фломастеры ,коробка

Организационный момент

Приветствие. Сведения о себе.

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Основная часть

«Что такое конфликт»

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.

Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

«Работа в микрогруппах»

Определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.

После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист бумаги.

Итог: - итак, что приводит к конфликту? (неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. )

Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

Проективная методика «Несуществующее животное»

Ритуал прощания

«Аплодисменты по кругу»

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие №2

«Поговорим о дружбе»

Цель: содействовать в формировании представления о дружбе

Инструменты: Карточка с алфавитом; карточка с пословицами;бумага

Организационный момент

Приветствие.

«Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Основная часть

«Отгадай загадку»

-Ребята посмотрите на доску, здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.

5 18 21 8 2 1 (ДРУЖБА)
-Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе, о значении этого слова. Нужна ли дружба людям или можно обойтись без друзей. 
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. 
« 
Пословицы о дружбе»

Нам хорошо знакомы пословицы о дружбе. Вспомним их:
-Не имей 100 рублей, а…
-Старый друг лучше…
-Нет друга – ищи, а…
-Друг познаётся…

«Займи позицию».

-Ребята, приведём свои аргументы в защиту дружбы. Почему заняли позицию « Дружба нужна?»

«Волшебный стул»

Желающий может сесть на стул в центре класса, ребята могут говорить сидящему только добрые слова, комплименты

«Притча о дружбе»

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

«Кодекс дружбы»

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

Ритуал прощания

«Собери рукопожатие»

Участникам предлагается в течение 30 секунд пожать руки как можно большему числу других участников, каждому партнеру руку можно пожимать лишь один раз. Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

«Занятие №3»

«Навыки общения»

Цель: изучить процесс принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии

Инструменты: карточки для игры

Организационный момент

Приветствие.

«Ревущий мотор»

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

Основная часть

«Молва»

Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.

После выполнения этого задания участниками перечитываем рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации.

- что произошло с информацией?

Возможная история для игры "Слухи"

"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".

- С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)?

- Что происходит с общением людей в случае искажения информации?

- С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?

«Варианты общения»

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

- Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

- Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

- Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

- Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

- Что помогает вам в общении?

Ритуал прощения

Если Вам понравилось занятие, вы поднимите по команде «три-четыре»- большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три- четыре».

Занятие №4

«Навыки общения»

Цель: развить навыки общения как одного из элементов в профилактике конфликтов

Организационный момент

Приветствие.

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Основная часть

«Шалаш»

Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.

Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.

Итог: - Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"?

- Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?

«Похвали себя»

Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.

Вопрос: Как вы себя ощущали, когда хвалили себя?

«Комплимент»

Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

Вопрос: Как вы себя ощущали, когда хвалили вас?

Ритуал прощения

Если Вам понравилось занятие, вы поднимите по команде «три-четыре»- большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три- четыре».

Занятие №5

«Я среди людей»

Цель: Познакомить с приемами и передачи информации

Инструменты: Фломастеры, бумага

Организационный момент

Приветствие.

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Основная часть

Беседа «Что такое положительные качества» (ответы учащихся)

«Выражения чувств» (радость, обида, грусть, растерянность) (пантомима)

«Пойми рисунок» (нарисовать схематично рисунок – солнце, домик или человечек – на спине впереди стоящего одноклассника, выборочно опросить ребят: кто какой рисунок рисовал, какой рисунок был нарисован на их спине, на основе собственных ощущений)

Обсудить, какие чувства могут испытывать люди в процессе общения. Как важно уметь увидеть человека, которому плохо, и предложить ему свою помощь.

«Поддержи товарища» (обсуждение предложенных ситуаций; поиск слов: как поддержать товарища в трудной ситуации, как ему помочь;

- ты потерял мобильный телефон
- ты получил “2” по контрольной работе
- ты поссорился с товарищем
- ты забыл дома тетрадь с домашним заданием)

«Звезда»

«В каждом из нас глубоко-глубоко живет звезда. У всех она разная, разная по форме, размеру, цвету. Но у каждой звездочки есть лицо. Какое оно?

Может быть, оно смеется, а может быть, просто улыбается. А какой-то звездочке стало грустно. Нарисуйте свою звездочку. Какая она?»

(Учащиеся рисуют свою звезду и наклеивают ее на импровизированный небосклон)

Ритуал прощения

Если Вам понравилось занятие, вы поднимите по команде «три-четыре»- большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три- четыре».

Занятие №6

«Отношение к конфликтам»

Цель: развить способность адекватного реагирования на конфликтные ситуации

Инструменты: бумага, фломастеры

Организационный момент

Приветствие.

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Основная часть

«Смена акцентов»

Вспомните не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и напишите на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставите букву "Х" и, начисто перепишите предложение.

Прочитайте полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)

Вопрос: Что изменилось?

Разрешился ли конфликт?

«Дружественная ладошка»

На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя. Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

Ритуал прощения

Если Вам понравилось занятие, вы поднимите по команде «три-четыре»- большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три- четыре».

Занятие №7

«Управление конфликтами»

Цель: сформировать отношение к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования.

Организационный момент

Приветствие.

«Ревущий мотор»

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

Основная часть

«А или Б»

Разбейтесь на пары, займите места, сидя напротив друг друга, и решите, кто будет А, а кто В в каждой паре.

-Выберете для обсуждения тему, которая вас интересует. Упражнение состоит из трех этапов:

1) Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45 секунд).

- Было ли это приятно или наоборот?

- Было ли трудно кому-нибудь говорить?

2) Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 мин.).

- Было ли это приятно или наоборот?

- Было ли трудно кому-нибудь говорить?

- По каким признакам можно определить, что вас не слушают?

3) То же самое, но теперь В говорят, А не слушают (1 мин).

- Было ли это приятно или наоборот?

- Было ли трудно кому-нибудь говорить?

4) Предложите всем А говорить снова (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молча (2 мин.).

- Было ли это приятно или наоборот?

- Было ли трудно кому-нибудь говорить?

- По каким признакам можно определить, что вас слушают?

5) То же самое, только А и В меняются ролями (2 мин.).

Обсуждение.

Ритуал прощения

Если Вам понравилось занятие, вы поднимите по команде «три-четыре»- большой палец, если нет, то опустите большой палец вниз. И так «три- четыре»

Занятие №8

«Он первый начал, или способы решения конфликтной ситуации»

Цель: научить способам решения конфликтных ситуаций

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с фразы современной бельгийской писательницы Амели Нотомб «Взрослые смеются над детьми, которые в свое оправдание ноют «он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же»

Основная часть

«Конфликт в сказке»

Сейчас вам необходимо вспомнить мультфильмы, сказки, где происходила конфликтная ситуация. (обсуждение)

Пример: золушка, 12 месяцев, сказка о рыбаке и рыбке

«Конфликт- это хорошо, или плохо»

А теперь, я предлагаю вам подумать- Конфликт- это хорошо, или плохо? 1 ая- группа- выписывает как можно больше минусов конфликта, 2-ая- как можно больше плюсов. (3 минуты)

МИНУСЫ КОНФЛИКТА

ПЛЮСЫ КОНФЛИКТА

ухудшение отношений между людьми,

затрата времени, сил,

различные потери.

решение ситуации,

движение с мертвой точки, развитие,

выяснение и удовлетворение целей участников конфликта,

начало совместной деятельности.

Самое главное в роли конфликта- это умение их правильного разрешения.

«Пять способов решения конфликтов»

Существует 5 способов поведения в конфликте, давайте рассмотрим каждый их них:

  1. Соперничество- критика, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физической силы, перекрикивание.
  2. Уступка- полное согласие, чувство бессилия, плач, полное подчинение одной из сторон.
  3. Избегание- молчание, игнорирование обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации.
  4. Компромисс- решение конфликта на основе взаимных успуток.
  5. Сотрудничество- поиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы.

«Ситуация»

Сейчас ребята, я предлагаю вам обсудить ситуацию:

Миша забросил на шкаф шапки пяти одноклассниц и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Девочки отреагировали на выходку по-разному: Валя тихо плакала и стала просить Мишу достать шапку. Вера сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Таня сказала: “Если ты мне отдашь шапку, я тебе дам списать математику”, а Лена предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки, и обсудить, как можно быстро достать шапки.

«Найди выход»

Я предлагаю каждой группе по ситуации, которую вы должны обсудить и разыграть исход благоприятным способом. Другая группа должна проанализировать, какой способ решения конфликта избрала другая команда.

СИТУАЦИЯ №1:

Один приятель говорит другому, что раз он занимается танцами, то он «не мужик».

- ты ходишь на танцы? Как был ботаником, так им и остался! Танцор, блин! Ты же не мужик!

- А ты сам-то мужик? Над тобой все девчонки смеются!.......

СИТУАЦИЯ №2:

Один одноклассник подходит к другому, и говорит «Ты сел не за свою парту». Другой одноклассник отвечает «Я буду сидеть там где захочу!»…….

Рефлексия

Ребята, какой-либо не был конфликт. В любой ситуации надо искать совместно решение. И всегда оставаться людьми.

Занятие №9

«Мотивы агрессивного поведения»

Цель: изучить мотивы агрессивного поведения

Инструменты: карточки со скороговорками

Организационный момент

Приветствие.

Психолог предлагает подросткам сначала поздороваться друг с другом так, будто они только недавно расстались, а потом предлагает поздороваться так, будто они давно друг друга не видели.

Основная часть

«Шла Саша по шоссе»

Данная игра является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» и родилась в процессе занятий с группой родителей агрессивных детей. Игровое упражнение проводится в два этапа.

1-й этап. Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе...» После этого все продолжают бродить по комнате и ворчать себе под нос. По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.

2-й этап. Участники с серьезными лицами ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующей встречи.

Обсуждение.Участники отвечают на вопросы тренера (психолога).

  • Что чувствовали после проведения 1-го и 2-го этапов игры?
  • В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?
  • Наблюдал ли каждый из участников эффект катарсиса на втором этапе работы?
  • Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них?
  • Могли бы они посоветовать близким выразить гнев в другой форме?

Визуализации «Горы» (автор — Д. В. Ильина.)

«Теплый солнечный летний день. Ты сидишь на горной лужайке, покрытой зеленой мягкой травой. Твоя спина опирается на нагретый солнцем камень. Вокруг тебя возвышаются величественные горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой, доносится легкий запах цветов и нагретых за день скал. Легкий ветерок ерошит твои волосы, нежно касается лица.

Ты оглядываешься вокруг. Со своего места ты видишь горный хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока.

Вокруг стоит удивительная тишина: ты слышишь лишь далекий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты чувствуешь, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает тебя.

Ты поднимаешь глаза и видишь над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в безграничной синеве. Ты смотришь на него и случайно ловишь его взгляд. И вот уже ты — орел, и твое тело легко и невесомо. Ты паришь в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминаешь каждую подробность».

Рефлексия

Занятие №10

«Негативные чувства»

Цель: повысить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств

Инструменты: магнитофон

Организационный момент

Приветствие.

Каждый участник встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!» или «Рад вас видеть!». Ведущий просит, чтобы фразы и пожелания не повторялись.

Основная часть

«Толкалки»

«Разбейтесь на пары. Встаньте друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями на своего партнера. По моему сигналу начните толкать партнера с места при условии, что никто никому не должен причинять боль. По моему сигналу „СТОП" прекратите толкаться».

Данное упражнение позволяет разыграть конфликтную ситуацию и отработать агрессию через игру и позитивное движение.

После выполнения упражнения можно обсудить с участниками, какие эмоции вызвало это упражнение, понравилось оно или нет, почему. Что испытывал каждый участник, когда его толкали?

«Переменное дыхание».

Инструкция: «Делай вдохи и выдохи, медленно пока не возникает напряжение. Медленно вдыхай носом, можешь при этом считать „один-два-три". Как только появится напряжение, делай выдох. Выдыхай ртом, также до ощущения напряжения, тоже можешь считать. Постарайся, чтобы выдохи были несколько длиннее вдохов, если выдыхать трудно, можешь несколько приоткрыть рот. Повторяй это упражнение в течение двух минут.

Открой глаза. Как ты себя чувствуешь? Что ты ощущал во время выполнения упражнения? А сейчас снова закрой глаза и представь лицо самого любимого человека.

Снова открой глаза, как самочувствие, кого представлял, какое сейчас настроение? И еще раз закрой глаза».

Визуализация «Летнее поле», автор — Е. В. Трошева.

«Представь себе, что ты идешь по летнему залитому солнцем полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь, как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые — они радуют твой взгляд.

Ощути, как с каждым вдохом тебе становится легко. Ты чувствуешь, как прозрачная энергия цветов заполняет тебя.

С этим ощущением ты легко и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мысли становятся спокойными и безмятежными, спокойствие полностью охватывает тебя.

Теперь ты опускаешься ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь, какие цветы мягкие и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вдохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь.

Картинка медленно растворяется, поле исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза».

Рефлексия

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 2009
  2. Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000
  3. 3. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 2010
  4. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург,2007
  5. Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 2000
  6. Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:2006
  7. Федосенко Е.В.«Психологическое сопровождение подростков.Система работы, диагностика, тренинги», СПб.:Речь, 2009



Предварительный просмотр:




Предварительный просмотр:

Утвержден

Директор школы:__

Сорокин А.А.

Приказ №____ от 31.08.2020г

Паспорт

службы медиации _МКОУ Полянской ООШ (наименование ОО)

Терновского муниципального района Воронежской области

на 2020- 2021 учебный год

Служба медиации ОО

1

Образовательная организация

МКОУ Полянская ООШ

2

Адрес, телефон

Воронежская область, Терновский район, село Поляна, улица Школьная, дом 8

3

Директор

Сорокин Александр Андреевич

4

Руководитель службы медиации ОО

Школьникова Элла Станиславовна

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

службы школьной медиации

1

Приказы по образовательной организации (об утверждении Службы, состава Службы)

Приказ № 47/3 от 08.09.2014

Кадровое обеспечение

ФИО

Основная

должность

Обучение

медиации

(где, когда, кол-во часов (не менее 72 ч.), № удостоверения)

1

Руководитель- медиатор

Школьникова Элла Станиславовна

учитель

Город Воронеж БУДПО Воронежской области «Институт развития образования», 2016 год, 72 ч, № 02-31-1312

2

Специалист

Иконникова Людмила Евгеньевна

учитель

3

4

Специалисты, волонтеры / «группа равных»

ФИО

Должность

Класс

1

Махотова Сабрина

волонтер

8

План работы

службы медиации _МКОУ Полянской ООШ 

Терновского муниципального района Воронежской области

на 2020- 2021 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственный

I. Проведение программ восстановительной медиации

1

Классный час «Разрешение конфликтных ситуаций в школе»

5-9 классы

Сентябрь 2020

Кл.руководители 5-9 кл

2

Психологические игры на сплоченность,

1-4 классы;

ноябрь

Иконникова Л.Е.

3.

Анкетирование учащихся 5 – 9 классов по выявлению причин конфликтов

5-9 классы

Школьникова Э.С.

4.

Коллективные игры-тренинги, направленные на сплочение и сотрудничество (в рамках кл.часов)

1-7  классы

январь

Кл.руководители

5

Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»,

 

1-4 классы

март

Иконникова Л.Е.

Колоскова Е.А.

6.

Проведение акции «Прояви милосердие»

8-9 классы

май

Александрова В.А. Ерофеева Г.А.

II. Проведение профилактической работы

1.

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

Учащиеся 1-9 классов 

В течение года

Администрация школы

2.

Практикум «Рациональное разрешение конфликтов»

8,9 кл

В течение года

Администрация школы

III. Участие в областных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.)

Медиаторы,

специалисты Службы

IV. Проведение информационно-просветительской работы

1.

Информирование педагогического коллектива, учащихся школы о службе школьной медиации.

Учащиеся, педагоги

сентябрь

администрация

2.

Проведение ознакомительной встречи с родителями на общешкольном родительском собрании

родители, педагоги

сентябрь

Руководитель службы школьной медиации

3.

Освещение работы службы школьной медиации на школьном сайте

В течение года

Ответственный за школьный сайт

Руководитель службы школьной медиации:                    Школьникова Элла Станиславовна



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Полянская  ООШ Терновского муниципального района  Воронежской области

Журнал

регистрации  обращений

в  Службу  медиации

Начат      «      »                            20    г.

Закончен «      »                            20    г.

п\п

Дата

ФИО

(кто обратился)

ФИО

участников конфликта

(класс)

Суть конфликта

(кратко)

Отказ от проведения процедуры медиации

Письмен.

заявление

Устное заявление (подпись)

1 сторона

2 сторона

ФИО

Подпись



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Полянская ООШ Терновского муниципального района  Воронежской области

Журнал

регистрации  проведения

процедуры  медиации

Начат      «      »                            20    г.

Закончен «      »                            20    г.

№ п/п

Дата

Код случая

Медиатор

Количество встреч

Результат

Примечания

Письменное соглашение

Устное соглашение

Стороны не пришли к соглашению

Передано в территориальную СМ

Приложение

Виды случаев по составу участников:

Коды участников:

Код случая

  • Учитель-ученик
  • Учитель-родитель
  • Учитель-учитель
  • Учитель-администрация
  • Ученик-ученик
  • Ученик-родитель
  • Родитель-администрация

  • Ученик – 1
  • Учитель – 2
  • Родитель – 3
  • Администрация – 4

Код случая – двузначное число.

Первым записывается код обратившегося.

Если у ситуации есть правовой аспект (официальная жалоба, КДН, ОДН, ВШК, комиссия по трудовым спорам и т.д.), после двузначного кода записывается буква «П».

Примеры: конфликт двух учеников, в результате которого участники поставлены на ВШК – «1*1П», конфликт учителя с родителем (родитель обратился к медиатору) – «3*2».