Шабашова Ирина Владимировна

сайт учителя начальных классов

«В любых делах при максимуме сложности Подход к проблеме всеж-таки один:Желанье – это множество возможностей,А не желанье – множ

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: исследовательская деятельность младших школьников; применение ИКТ в начальной школе; проектная деятельность

Увлечения: цветы, музыка, вождение автомобиля

Регион: Москва

Населенный пункт: г. Москва, поселение Десёновское, Яковлево

Место работы: ГБОУ Школа №2068 г. Москвы

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shabashova-irina-vladimirovna
Суть не в том чего достиг, а в том, от чего отказался.

О себе

Закончила Тверской государственный университет. Замужем, две дочери.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Война и мир

Мой взгляд на мир

Сколько волнений, тревог и надежд переполняют душу ребенка первого сентября. Но и я, только начиная свою педагогическую деятельность, да и сейчас тоже, по прошествии уже 14 лет работы в школе, волнуюсь не меньше: каких детей подарит мне судьба, смогу ли я их научить тому, чему должна? А чему я должна их научить и как? Что нужно делать для того, чтобы мой сегодняшний школьник не повторил слова героини повести Тендрякова «Ночь после выпуска»: «Школа не научила нас любить»?

 На самом деле, чему только мы не учим детей в школе! Из года в год выходят наши ученики во взрослую жизнь, узнав таблицу умножения, правописание орфограмм, формулы, факты, даты, открыв и продолжая открывать законы объективного мира. Но жизнь вскоре потребует от них много такого, чего в школе «не проходили», поскольку помимо объективного мира, в котором мы живем и с которым взаимодействуем — мира техники, науки, природы, - существует мир субъективный - мир человеческих отношений, оценок, чувств, восприятий и ощущений.

Ученики по-разному относятся к тем или иным школьным предметам, учителям, к своему образованию, наконец, к себе; они по-разному проявляют активность в учебном процессе, в соответствии со своей системой ценностей делают разные выборы. Нет ничего проще заставить ученика следовать тем или иным требованиям, имея в арсенале авторитарные средства воздействия. Вот только результат будет фиктивным, не гарантирующим глубокого осмысления ребенком навязанного ему дела.

 Ребенка не научишь любить, если сам любить не умеешь, если нет в тебе гуманитарного знания о своем собственном внутреннем мире и о мире другого. Так важно, чтобы к детям шли педагоги, «наученные любви», которые могут действительно искренне любить и развивать детей. Даже самые эффективные технологии не срабатывают, когда их используют «несчастные» учителя. От «любящего» и «любимого» педагога идет живая энергетика, позволяющая поглубже заглянуть в ребенка, открыть его для себя и для него самого. «Любящая» деятельность учителя – это и забота, и уважение, и ответственность, и знание, то есть активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека – своего ученика.

Многие педагоги мне возразят: «Когда думать о высокой материи, заглядывать в душу ребенка, помогать ему «стать хорошим человеком», если понимаешь, что за «три часа в неделю» должен, осознавая зависимость от государства, родителей, общественного мнения, выполнять план и программу, т.е. подгонять ученика под образовательный стандарт, жалея времени на выстраивание с ним отношений?» Проблема любви в педагогической реальности требует серьезного осмысления, а не декларации «вообще» любви к детям.

        Как учитель, я обязана передавать  предметные  знания, но ещё я вижу свою задачу в том, чтобы учить любить и учиться любить – все это, с моей точки зрения, не только делает из моих учеников грамотных и самобытных личностей, но и что немаловажно – помогает человеку учиться быть Человеком. Что это значит?

 В моём понимании, Человеком является тот, кто вступает  во взрослую жизнь гуманным, милосердным ко всем окружающим. Я учу своих детей жить без  насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности, поскольку не только сам человек формирует свое «Я», но и окружение накладывает на него свой отпечаток.Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют  трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры. Сегодня как никогда актуален лозунг: школе требуется личность!

К.Д.Ушинский протестовал против выпуска в жизнь просто офицеров, инженеров, учителей, в которых слишком «мало человека». Поэтому я всегда помню, что каждый мой ученик -  человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.  Также я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться. И потому на встречу с новым  приглашаю детей не насильственно, а осторожно, желая показать, что именно на уроках , в книгах можно найти решение многих проблем, открыть для себя свою собственную душу и увидеть все ее богатства. И стараюсь никогда не забывать, что литературный «диалог» будет содержательнее, если учитель будет заботиться о содержании своего внутреннего мира, о профессионально-личностном развитии, поскольку его познавательный опыт, опыт взаимодействия с людьми, его собственный «диалог» с жизнью – все это «сырой материал» для будущих уроков».

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что полноценное преподавание в школе может происходить только в условиях актуализации личностного начала ученика и учителя, в процессе их диалога, основанного на любви и к предмету, и друг к другу.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». 

Моё портфолио

 

Портфолио профессиональной  педагогической деятельности

учителя начальных классов

Шабашовой Ирины Владимировны

Фамилия, имя, отчество:Шабашова Ирина Владимировна

Район:  г. Москва, п. Десёновское, д. Яковлево

Образовательное учреждение:  ГБОУ Школа №2068

Должность:учитель начальных классов

 

      В муниципальном общеобразовательном учреждении Яковлевской средней общеобразовательной школе я работаю с 2000 года. В 2000 году я окончила Тверской государственный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования», присуждена квалификация учитель начальных классов.

Педагогическая деятельность в школе определяет степень участия в реализации программы развития образовательного учреждения. Моя роль в осуществлении программы — исполнитель.                                                                         Каждый учитель   в   своей   педагогической   деятельности   ставит   определённую цель профессионального развития. Ключевая идея цели моего профессионального развития: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.                                         Таким образом, поставленная цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения.
Основной стратегией педагогической деятельности по достижению поставленной цели является повышение качества образования.                                                                                                                                                                            Изменение структуры  и содержания начального образования привели к  совершенствованию ведущего вида деятельности – учебной. А именно, свои уроки строю таким образом, чтобы формировать в каждом ученике не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему познать самого себя как субъекта, который обогащают себя совокупностью знаний, с помощью учителя развивает свои способности. Нынешним школьникам свойственно прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, поэтому построение учебного процесса на моих уроках идет на основе гуманизации отношений детей и взрослых. На протяжении многих лет я работала по УМК «Школа России». С 2009 уч.года апробирую новую программу и учебники по УМК «Гармония».  На своих уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь использовать все возможности для развития личности ученика, и активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний,  создает все условия для формирования познавательной активности учащихся, стимулирует ситуацию успеха. Поэтому все уроки  стараюсь построить на основе современных образовательных технологий, где особое место занимают  здоровьесберегающие технологии на основе способов познания: «слушатель», «зритель», «деятель» и основных характеристик урока: трудность, насыщенность, эмоциональность; элементы технологии личностно-ориентированного метода.  Познавательную активность учащихся стимулирую через проведение различных форм уроков, уроков с элементами игровых технологий: урок-путешествие (Русский язык  2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»), урок-исследование (Литературное чтение (внеклассное чтение) 4 класс «Приключения Тома Сойера») , урок-сказка, урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-игра (Обучение грамоте 1 класс «Буква В,в»; Окружающий мир 1 класс «Органы чувств»; Математика 1 класс «Число и цифра 5»),  урок КВН, урок-практикум (Окружающий мир 1 класс «Откуда берутся снег и лёд?), урок развития речи с элементами игры ( Русский язык 1 класс «Большая буква в названиях населённых пунктов. Чудеса народных промыслов»). Игровая деятельность помогает создать в классе благоприятный эмоциональный климат.

   Одной из главных задач на уроках и во внеурочной предметной деятельности для учителя является  снижение перегрузок для учащихся, укрепление их здоровья. Я организую режим труда и отдыха школьников, создаю такие условия для работы, которые обеспечивают высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяют отодвинуть утомление и избежать переутомления. Для этого на уроках использует физминутки для снятия напряжения тела, пальчиковую гимнастику, для развития мелкой моторики руки, гимнастику для глаз, в целях снятия напряжения с глазного яблока, постоянно работаем в «Уголках здоровья», слежу за посадкой учащихся.  

   Работая по УМК «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой, я стараюсь уже не только передавать знания, умения и навыки, но и проектировать личностное развитие каждого учащегося. Использование различных приемов, постановка проблемных вопросов, новые методические подходы к изучению проблемы позволяют, учитывая особенности каждого ребёнка, вводить его в мир терминов, правил родного   языка, способствуя максимальному интеллектуальному развитию. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности, личный «субъектный» опыт ребёнка, приобретённый в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения.  На уроках я сочетаю приёмы фронтальной, дифференцированной и индивидуальной работы. Допускаю нелинейную организацию урока, например, первая часть – обучение всего класса по общей программе, вторая – дифференциация обучения с учетом индивидуально психологических особенностей. Уровень познавательного интереса у большинства обучаемых на уроках высок. Используя методику определения развития познавательного интереса Г. И. Щукиной, была  проведена диагностика, результаты которой оформлены в виде диаграммы.

Особенности обучения этих детей можно разбить на 2 группы: в первую группу входят общие способы организации деятельности детей; во вторую – особые приёмы обучения. Дети с высоким уровнем развития познавательного интереса принимают активное участие в дополнительных развивающих мероприятиях. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в конкурсах и  олимпиадах  международного уровня («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Интеллектуальный марафон для младших школьников»). В 2008-2009 учебном году в конкурсе «Русский медвежонок» Зайцева Алина  заняла 2 место в районе.

2007-2008

 (3 класс)

2008-2009

(4 класс)

2009-2010

(1 класс)

2009-2010

(2 класс)

Интеллектуальный марафон

 

«Кенгуру»

Интеллектуальный марафон

 

«Кенгуру»

 

Интеллектуальный    марафон

 

 

«Русский медвежонок»

«Русский медвежонок»

«Русский медвежонок»

5 из 9

учащихся

8 из 9

учащихся

7 из 9

учащихся

 

9 из 9

учащихся

21 из 21

учащегося

22 из 22

учащихся

5 из 9

учащихся

9 из 9

Учащихся

2 место в районе

 

Мои ученики ежегодно принимают участие в школьных и районных смотрах-конкурсах и творческих выставках, становятся лауреатами проводимых конкурсов. Это такие мероприятия, как:

·        выставка поделок и рисунков «Человек и природа».

·        конкурс поделок «Праздничный наряд для новогодней красавицы».

·        Акция «Посылка солдату».

·        Акция «Пластиковая бутылка»

     Как классный руководитель я провожу много мероприятий, способствующих нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию учащихся. Целью воспитательной работы  с младшими школьниками – создание системы внеклассной работы и психолого-педагогических условий, обеспечивающих общее развитие творческих способностей младших школьников.

В системе работы с родителями  обучающихся в начальной школе я стараюсь обеспечивать взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (его основных параметров: взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и др.) Приглашаю родителей на уроки, внеклассные мероприятия, даю индивидуальные консультации.

 В декабре 2009 года в рамках районного семинара для учителей начальной школы района по теме: « Использование ИКТ в начальной школе»  был показан  урок-путешествие «Состав числа 5»,  проведён единый  тематический классный час по теме «68-лет со дня битвы под Москвой». В обсуждение за круглым столом я показала и рассказала, как можно использовать на уроках в начальной школе ИКТ.  

 

Динамика успеваемости учащихся

 

 

2009-2010 (2 класс)

2010-2011 (3 класс)

2008-2009 (4 класс)

Процент успеваемости

Процент качеста

Процент успеваемости

Процент качества

Процент успеваемости

Процент качества

Русский язык

100

53

100

55

100

57

Математика

100

57

100

60

100

62

Литературное чтение

100

65

100

67

100

70

Окружающий мир

100

67

100

70

100

70

 

 

Динамика успеваемости учащихся по первому классу

 

Литературное чтение

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Не знали буквы (%)

Знали буквы (%)

Читали по слогам (%)

Беглое чтение (%)

Ориентирование на плоскости (%)

Счет в пределах 10 (прямой и обратный) (%)

Выполнение операций сложения и вычитания (%)

Сравнение множеств (%)

Развита мелкая моторика (%)

Сформированность фонематического слуха (%)

Овладение звуковым анализом (%)

Умение называть предметы и его свойства (%)

Знание времен года и его признаков (%)

Умение рассказывать по картинке (%)

На начало уч. года

(21 человек)

22

78

39

22

56

83

56

61

67

56

50

67

83

78

На конец уч. года

(21 человек)

 

0

100

35

65

100

100

100

95

88

74

84

100

100

95

 

           Проанализировав результаты своей деятельности, прихожу, к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения дают стабильные результаты.

  Работа по совершенствованию системы оценивания учебных   достижений младших школьников ведётся в различных направлениях:

·        безотметочное оценивание в 1классе;

·        пятибалльная система оценивания (во 2-4 классах);

·        словесная оценка достижений учащегося учителем (в 1-4 классах);

·        самооценка учащихся (1-4 классах);

·        оформление портфолио учебных достижений каждого ученика.

·        ведение карт развития каждого ученика

       Такая система оценивания помогает осуществить разноуровневый подход к каждому школьнику. Безотметочное обучение позволяет ученику снять напряжение, т.к. результаты диагностической работы не оцениваются по пятибалльной школе оценок. Введение отметок в учебный процесс предполагает стимулирующее воздействие на ученика наглядное выявление степени успеваемости усвоения детьми учебных программ, а также реализацию идей мониторинга образовательного процесса. Полученная информация в результате оценки позволяет мне оценить возможности каждого ученика понять его проблемы даёт возможность их исправить, а также оценить и проанализировать особенности применяемой методики, эффективность работы на уроках помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений. Самооценка – это важнейший процесс, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, поэтому, начиная с первого класса в структуру урока, введён рефлексивно-оценочный этап.  Правильная система оценивания положительно влияет психологическую атмосферу класса.

Класс, в котором я работаю, 22 человека, где средняя степень сформированности коллектива. Класс отличает дружеская, доверительная атмосфера. В своей практике применяю следующую форму взаимодействия с родителями – сотрудничество. Работа с семьёй – одна из главных задач школы. Первое знакомство с родителями будущих первоклассников начинается в детском саду, встречи продолжаются в течение четырёх лет – на родительских собраниях, открытых занятиях, праздниках, в походах, экскурсиях, при проведении индивидуальных консультаций, при посещении семей на дому.

Оценивая взаимоотношения с коллегами, хочется отметить высокий уровень общительности, деловые сотруднические отношения, в ходе которых происходит обмен опытом.

Стараюсь постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. В этих целях: прохожу курсы повышения квалификации, провожу открытые уроки, участвую в научно-практических конференциях, семинарах и МО учителей начальных классов, выступаю на круглых столах.  В моей профессиональной деятельности особое место занимает самообразование, которое осуществляется через изучение опыта работы учителей по новой технологии; через современную психолого-педагогическую литературу.

Однако возникают трудности при разрешении следующих вопросов:

·        как правильно построить учебный процесс обучения, если в классе есть неподготовленные дети;  

·        как обеспечить выполнение большого объема предлагаемых заданий учебника и тетрадей за один или два урока;

·        как обеспечить полноценное усвоение учебного материала, если нет наглядных пособий по изучаемым темам.

 Пути решения возникших проблем:

·        если  в классе есть неподготовленные дети, то приходится организовывать дополнительные занятия;

·        необходимо организовывать на уроке дифференцированный и индивидуальный подход обучения;

·        для успешного усвоения учебного материала учащимися, приходиться изготавливать наглядные пособия своими руками.

Поэтому, остаются резервы начальной школы по решению возникающих вопросов, а также дальнейшее совершенствование учебной деятельности в начальной школе.

         Таким образом, данная система организации учебного процесса способствует выполнению программы, даёт возможность реализовать концепцию методической системы развивающего обучения младших школьников, позволяет проявить творческий, личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивает разнообразие методических приемов, сочетание различных средств и форм обучения, повышает интерес к изучаемому материалу, активность высказывания детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.  

По результатам работы  награждена почетными грамотами школы и дипломом Управления образования администрации Ленинского муниципального района за участие в 3 конкурсе по краеведению среди школьников и учителей Ленинского муниципального района «Наш край», посвящённый 65-летию разгрома фашистских войск под Москвой.

Добавить грамоту в портфолио