Рогова Валентина Геннадиевна

Учитель географии

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Краеведение

Увлечения: Чтение книг

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: х.Калининский, Шолоховский район

Место работы: МБОУ Калиниская СОШ

Звание, ученая степень: Учитель

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rogova-valentina-gennadievna
Терпение и труд все перетрут
Народная пословица

Веду кружок краеведения, Предлогаю его программу и презентацию по хутору Калинискому.

 

         Образовательная программа

             краеведческого кружка

              «Истоки»

 

 

 

                                                                               автор программы-

                                                                учитель географии первой

                                                                категории Рогова В.Г.

 

 

 

 

                                         Срок реализации программы 2 года

 

                                         Контингент обучающихся: 15-17 лет

 

 

 

                                       х. Калининский

                                                 2010 год

 

              

 

 

Программа кружка «Истоки».

 

       В содержании школьного образования большое внимание отводится региональному  

компоненту, а именно изучению своего родного края. Учащиеся должны знать культуру, историю своего края и народов, проживающих на берегу Дона. Эту задачу может решить курс «Краеведение».

Программа кружка «Истоки» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся к дальнейшему усвоению программы по изучению своего края.

Особенностью данного курса является то, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты.

Вопросы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения донского края и, в частности самих учащихся и их близких.

  На занятиях рассматриваются проблемы нравственно-патриотического воспитания, которые успешно решаются через краеведческую работу.

Цели работы:

·         формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

·          воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего народа, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своего народа;

·         овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона;

·         воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям региона;

·         бережного отношения к историко – культурному наследию;

Задачи:

  • Вовлекать каждого из учащихся в разнообразные виды практической деятельности;
  • Соблюдение правил внутреннего распорядка работы кружка;
  • Оказывать учащимся посильную помощь при формировании у них умений и навыков;
  • Развивать самостоятельность учащихся при организации практической деятельности и оказывать помощь школьникам в достижении успехов в решении поставленных задач.
  • Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего населенного пункта;
  • Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.

 Формы нравственно – патриотического воспитания:

  1. Походы и экскурсии.
  2. Встречи с ветеранами войны и труда.
  3. Посещение музеев.
  4. Посещение заповедных уголков природы.
  5. Конкурсы, викторины.
  6. Дискуссии.
  7. Составление презентаций.

Категории обучающихся: учащиеся 9-11 классов и проявляющие наибольший интерес к

наукам истории и географии. Набор осуществляется по желанию самих учащихся. Группа создаётся в количестве 15 человек.

Объём часов: всего 70 часов (с учётом экскурсий и походов).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

    Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего хутора. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы донского края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся учащимся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.

          Без малой родины нет родины большой.

Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснешься.
       И в жаркий день у родника напьешься.

Мой край родной! Я с родником.
И с каждым ключиком знаком.
“Родник” и “Родина” - созвучны.
Близки как братья, благозвучны,
Без них и жизнь свою не мыслю,
                    Без них – я дерево без листьев. (Н.Смирнов)

 

Программа и примерное количество часов курса «Истоки».

 

 

 

№ п/п

 

 

 

                Тема занятия.

 

Количество часов.

 

Формы проведения.

Тема 1. Что такое краеведение.    2 часа.

1.

Историко – краеведческая работа.

Работа над введение научного исследования.

1 час.

Беседа с обсуждением плана работы. Развитие у учащихся познавательной и творческой деятельности.

2.

Цели и задачи, которые будут решаться. Краеведение как научная дисциплина.

1 час.

 

Тема 2. Где родился – там и пригодился. 1 8 часов.

3.

История появления на Дону нашего хутора.

1 час.

Оформление странички для музея.

4.

Легенды и предания о происхождении названия нашего хутора.

2 часа.

Сбор информации. Посещение на дому старожилов хутора.

5.

Наш хутор до революции.

2 часа.

Работа с архивными данными.

Подготовка отчета о проделанной работе.

6.

Наш хутор в период революции и гражданской войны.

2 часа.

Сбор информации.

7.

Наш хутор в годы ВОВ. Посещение мемориальных памятников.

2 часа.

Встречи с ветеранами ВОВ.

8.

Герои войны– наши земляки.

1 час.

Подготовка странички для музея.

9.

Наш хутор в послевоенное время.

1 час.

Встреча с передовиками хозяйства.

10.

Предприятия и организации на территории нашего хутора.

2 часа.

Подготовка фотовыставки.

11.

Лесные массивы на территории поселения

2 часа.

Практическое занятие: Сбор материалов о лесничестве.

12.

Первые учебные заведения на территории хутора.

1 час.

Викторина.

13.

Наша школа сегодня.

2 часа.

Подготовка материалов для экскурсии по школе.

Тема 3.  Донской край – моя Родина, предков очаг.12 часов.

14.

Знаменитые и распространенные казачьи фамилии.

1 час.

Изучение распространения фамилии по названию хутора.

15.

Родительский дом – начало – начал.

1 час.

Работа по составлению генеалогического дерева.

16.

Мои родители, бабушка, дедушка и другие родственники.

1 час.

Сбор информации.

17.

Мои родственники, их связь с этапами развития хутора.

1 час.

 Конкурс рефератов: Моя родословная.

18.

Семейный уклад.

2 часа.

Творческое задание «Изучение жителей хутора».

19.

Дом. Герб семьи.

2 часа.

Изучение интерьера, жилища, быта казаков. Экскурсия по хутору.

20.

Занятия и ремесла казаков.

2 часа.

Знакомство с традиционной технологией изготовления предметов быта. Пуховые платки, носки и другое.

21.

Как отдыхали казаки.

2 часа.

Знакомство с песенным творчеством. Сбор старинных казачьих песен и их разучивание.

 Тема 4. Начальные навыки туризма. 19 часов.

22.

Предпосылки развития туризма в родном крае.

1 час.

Шолохов и туризм.

23.

Туристическое районирование Шолоховского района..

2 часа.

Посещение музея.

24.

Туристические маршруты по родному краю.

4 часа.

Поход к столетнему дубу.

Экскурсия в лес и к источнику.

25.

Собираемся в поход. Что надо взять.

1 час.

Игра «На воздушном шаре»

26.

Как правильно уложить рюкзак.

1 час.

Практическая работа.

27.

Как правильно развести костер.

1 час.

Практическая работа на местности.

28.

Приготовление пищи на костре.

4 часа.

Проводится во время похода на практике. Приготовление кулеша и ухи.

29.

Первая помощи при ушибах, порезах, вывихах и другие способы оказания первой помощи в поход.

2 часа.

Практическое занятие.

30.

Уроки ориентирования. Идем по азимуту.

1 час.

Практическое занятие.

31.

Правила поведения во время похода. Что должен помнить турист.

2 часа.

Составление памятки тем, кто отправляется в поход.

 Тема  5. Охрана природы. 14 часов.

32.

Изучение растительности Донского края.

2 часа.

Сбор информации о разнообразии растительного мира.

33.

Лекарственные растения, произрастающие на Дону.

2 часа.

Сбор лекарственных растений.

34.

Рецепты наших бабушек.

2 часа.

Какая травка и от чего помогает. Рецепты здоровья.

35.

Съедобные и ядовитые грибы.

1 час.

 

36.

Животный мир нашей местности.

1 час.

 

37.

Мероприятия по охране окружающей среды, проводимые в нашей местности.

2 часа.

Экскурсия к источнику с целью его очистки.

38.

Редкие и исчезающие виды растений и животных на Дону.

2 часа.

Фотовыставка. Выставка рисунков.

39.

Конкурс «Что ты знаешь о родном крае?»

2 часа.

Рефераты по данной теме.

 Тема 6. Операция «Поиск». 5 часов.

40.

Наши земляки ветераны ВОВ.

2 часа.

Оформление альбома.

41.

Учителя – выпускники нашей школы.

2 часа.

Оформление записей и фотоматериалов.

42.

Подведение итогов работы кружка.

1

Отчет о работе.

 

 

 

 

                                            Список литературы.

 

 

  1. Акимушкин И. И. Исчезающие животные. М.Знание. 1976 г.
  2. Акимушкин И. И. Мир животных. М. Молодая гвардия. 1981 г.
  3. Атлас Ростовской области. ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г.
  4. Долженко Г. П. Я ваш гид.-Ростов-на-Дону:Кн. Изд-во,1991 г.
  5. Изучаем свой край. Учебное пособие/ под общей редакцией Долженко Г.П./Ростов-на-Дону, 1992г.
  6. Нагорный Б. А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону:Кн. изд-во, 1995 г.
  7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания, 1999 г.
  8. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Уч. пособие/ под ред. Смагиной Т. А., Кизицкого М. И./ Ростов-на-Дону: изд.Рост. обл. ИУУ, 1995 г.
  9. Сафиуллин А. З. Основы географического краеведения в сельской школе: М. «Просвещение», 1976 г.
  10. Строев К. Ф. Краеведение:изд-во «Просвещение» М. 1967 г.
  11.  Смирнов А. Мир растений. М.Молодая гвардия 1996 г.
  12.  Экологический вестник Дона. «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской обл.» 2004 г., 2005 г., 2006 г.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

О себе

Я Рогова Валентина Геннадиевна работаю в одной школе 28 лет учителем географии. Имею первую квалифиликационную категорию. Дети сдают ГИА по предмету выше районного. Учавствуют в районных, областных олимпеадах по географии, где занимают призовые места. Участвовали вместе со мной в конкурсе проектов по экологии " Малые реки  своей родины" . Имею грамоту из области за успешное обучение и воспитание. Имею собственные публикации.

Мой взгляд на мир

С надеждой смотрю в будушее. Надеюсь школа будет существовать, будет работа и дети мои будут счастливы, а на Земле будет мир

Мои достижения

п

Моё портфолио

Рогова Валентина Геннадиевна родилась в 1964 году. С отличием закончила школу, педучилище , а затем Ростовский Государственный университет.В одной школе проработала 28 лет. Имею 1 квалификационную категорию . Награждена почетной грамотой Министерства общего профессионального образования Ростовской области.

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио