Главные вкладки
Пронина Елена Валерьевна
"сайт учителя начальных классов"
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: развитие творческих способностей на материале русского языка
Увлечения: театр, музыка, книги
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: г. Казань
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 140" Советского района г. Казани
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pronina-elena-valerevna«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
«Моя педагогическая философия – педагогика как любовь»
«У каждого человека есть сердце, у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я - дурным. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно неумен. Оба мы только обыкновенные люди».
Принц Сетоку, 7 век
Что это? Мы привыкли: «Педагогика как наука», «Педагогика как искусство». А «Педагогика как любовь»? Но с чего, позвольте спросить, начинается любовь? С учебных планов и программ? С педагогических технологий? Простите, но это скучно! Ведь учить может и машина, и чем дальше, тем лучше она это делает. А вот воспитывать, развивать может только человек. И воспитывает он либо человечишку, либо Человека с большой буквы. А для большой буквы нужна Большая любовь. Да, настоящая педагогика начинается с Любви! И кончается там, где кончается Любовь. А технологии – они только инструмент в руках Учителя.
Всё начинается с любви.… И когда человек появляется на свет, и когда он взрослеет, и когда он плачет, и когда ребенок смеется.
Всё начинается с любви.… И с самого начала у человека появляется потребность в другом человеке: мама, воспитатель, учитель – потому что от них зависит его счастье. Ведь стать счастливым ему должен помочь другой. А вот несчастливыми, мне кажется, люди делают себя сами.
В принципе педагогика – это та самая наука, которая исследует, анализирует. Ставит вопросы о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился». И пусть душа – это нечто неосязаемое, то, что не подлежит расшифровке.… Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь обрести ему себя, стать творческой личностью. Всё это очень важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало – мы в ответе за других. И если я – человек, и если я – педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой Душой. В ВЕЛИКО-душного человека.
Любовь – это процесс, и чтобы подняться до любви, следует пройти несколько стадий: привлечь внимание к себе; заинтересовать собой; увлечь собой; прийти к сотрудничеству.
Привлечь внимание, то есть расположить к себе. А для этого необходимы дружелюбный настрой; душевная удовлетворенность; искренность; тактичность; приятный четкий голос; приветливое выражение лица; улыбка, улыбка и еще раз улыбка.
Первое впечатление, как правило, бывает стойким и долго влияет на характер общения, будучи или верным или ошибочным.
Заинтересовать собой. Вот здесь и нужны наши достоинства. Любой ребенок от всей души хочет понравиться нам, все делая «по-честному» (на пределе сил). Он пытается обратить внимание, чтобы мы могли его заметить и похвалить, и нет для него высшего счастья, чем быть отмеченным нашей похвалой:
«Вот – Я.
Вот Я какой хороший».
Ощущение ребенком своих достоинств и есть чувство собственного достоинства, которое дает уверенность в себе, в своем деле. А помочь маленькому человечку самоутвердиться – это важнейшая задача Учителя.
Увлечь собой. Увлечь собой – значит понять и почувствовать другого. Значит, смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей.
У Л.Н.Толстого есть фраза: «Любить человека – это относиться к нему как к чужому, но еще и любить». Учитель и ученик – у них разные точки зрения. Начиная с ракурса: один видит доску и учителя, а другой класс. А если не класс – ДРУГИХ людей. Разных, отличных от себя и друг от друга, и каждый день новых, потому что я должен быть для себя и для них новым, и они тоже должны изменяться – у нас разные ценности и разные позиции. И педагогическую деятельность следует рассматривать как процесс совместной деятельности учителя и ученика.
Увлечь собой для учителя – это, прежде всего, приобщить учеников к своему опыту и ценностям, ввести другого в новую организацию жизнедеятельности и мышления, то есть «развернуть себя», чтобы дети попали в своеобразную зону новых ролей, отношений, ценностей. Задачи учителя – приблизить детей к себе. Для этого надо либо самому идти к ним, либо их пригласить к себе. Мне кажется, лучше второе – я пригласила их к себе, чтобы показать им, что они могут быть другими, не лучше и не хуже, а другими; тем самым образовать у них новое представление о самих себе.
Умение смотреть на мир глазами других людей, исследовать точку зрения других – это же и есть изменение себя. Не изменение себе, а способность почувствовать другого и помочь ему.
Сотрудничество. Сотрудничество – это взаимодействие двух миров; мира учителя и мира ученика. Не сумма миров, а разность в своем единстве – они не могут совпадать, они заведомо «рассогласованы».
Известно, что мир ученика – это мир социальной ситуации – семья, улица и т.д.
Мир педагога – это мир культуры. Именно он осуществляет «ввод ребенка в культуру». И если он становится «своим», то перестает быть учителем (с друзьями приятно проводить время, а от учителя дети ждут реальной помощи). И если я педагог, я не учу, помогаю учиться. Я знаю, что учиться – это очень трудно, и я, как учитель, должен тебя заставить заучивать (и это надо), переписывать и очень строго проверять и оценивать – это моя работа. И ты это прекрасно знаешь. Я не буду облегчать тебе жизнь – «как легко учиться», «подслащивать пилюлю» знаний, умений, навыков – просто я могу помочь тебе, как врач помогает больному, стараясь не просто облегчить боль, а вылечить человека.
А для этого я:
- Во-первых, трудное для тебя сделаю привычным;
- Во-вторых, помогу предотвратить твои возможные ошибки, неудачи (неудачи в обучении – это нормально);
- В-третьих, знаю, что любить – это верить в успех другого – со мной ты сможешь даже «перепрыгнуть пропасть»;
- В-четвертых, понимаю смысл моей педагогической деятельности как организацию твоего успеха;
- В-пятых, должен подготовить и тебя к успеху, т.е. сделать все, чтобы ты мог предъявить свое (открыть тебя в тебе).
Отсюда один из важнейших принципов педагогики – принцип сотрудничества.
Без учителя нет и ученика, а если нет ученика, значит, нет и учителя. Мы обречены быть вместе, потому что тогда мы действительно МЫ. И почему же нам с тобой должно быть плохо, это же наша с тобой жизнь. А у нас у каждого она одна. Значит, и надо ее наполнить любовью. И тогда:
Я – УЧИТЕЛЬ – верю в достижение тобой успеха – именно это и есть
ЛЮБОВЬ. И твой успех – это успех моей работы, моей
жизни.
ТЫ – УЧЕНИК – доверяешь мне. И тогда у нас все будет получаться
замечательно. Я нужен тебе для того, чтобы ты смог
превзойти самого себя. И ты веришь в моё
СО - СТРАДАНИЕ,
СО – ДЕЙСТВИЕ,
СО – ТВОРЧЕСТВО,
которые приобщают тебя к
КРАСОТЕ, ИСТИНЕ, ДОБРУ.
О себе
Пронина Елена Валерьевна, учитель начальных классов
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Ш.Амонашвилли "Школа радости"
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты