Предеина Любовь Витальевна

Сайт воспитателя коррекционной школы-интернат VIII вида

Только вместе-только дружно!!!

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Склонность к творческому труду

Увлечения: аппликации из соломки

Регион: Курганская область

Населенный пункт: р.п. Каргаполье

Место работы: ГКС(К)ОУ Каргапольская школа-интернат VIII вида

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/predeina-lyubov-vitalevna
Век живи-век учись!
Старая русская поговорка.

Добро пожаловать гость, надеюсь информация находящаяся здесь, поможет вам!

О себе

Закончила Катайское педагогическое училище, по профессии воспитатель, в школе-интернат, работаю 11 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Толстой Л.Н. "Война и мир".

Мой взгляд на мир

Все что не делается, все к лучшему!

Моё портфолио


Методическая разработка по направлению народоведения.

 

Задачи: возрождение традиций русской национальной культуры,

обогащение знаний учащихся о жизни наших предков;

развитие речи, артистичности у детей

; воспитание дружбы, товарищества.

Цель:  приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное и эстетическое  богатство традиционной культуры. 

Оборудование:  рисунок ёлки, маски, костюмы ряженых.

 

 

 

Ход  занятия.

I. Сообщение целей и задач мероприятия:

Педагог: Сегодня мы продолжаем знакомство с историей возникновения праздников, традиций и обычаев нашего  народа. Ведь это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир.

Нам надо не только знать, помнить, хранить, но и  уметь самим соблюдать и исполнять эти традиции, обычаи. Мы, часто не отдавая себе отчёта, являемся носителями древних  представлений о мире. Почему существует традиция водить хороводы вокруг ёлки, надевать костюмы, маски, таким образом, превращаясь из обычных людей в волшебных, и даже в зверей - зайчиков, лисичек и т.д. На все вопросы мы постараемся найти ответы изучая данный курс. 

II. Актуализация опорных знаний.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на  прошлом  занятии. Отгадайте загадку: Что же это за девица?

                                            Не  швея, не мастерица,

                                            Ничего  сама не  шьёт,

                                            А в  иголках круглый год.  (ЁЛКА) 

Правильно. Катя с помощью родителей нарисовала  для  нас  ёлочку, которую  мы  с  вами  должны украсить игрушками. За  каждый правильный ответ на ёлке будет появляться новая игрушка. Будьте внимательны!

ВОПРОСЫ:

1)      Какой праздник  мы  празднуем 1 января? (Новый год)

2)      Когда в древности,  русичи праздновали Новый год? (1 марта, 1 сентября)  

3)      С каких времён этот праздник  стал январским? (Со времён Петра I)

4)      Какой праздник мы празднуем 7января? (Рождество Христово)

5)      Без чего мы не представляем празднование Рождества? (Без ёлки)

6)      Почему  наряжают  именно  ёлку?

7)      Ёлка – это  символ чего? (Здоровья, долголетия, бессмертия)

Сегодня мы должны собрать  книгу стихов, песенок про ёлку. Расскажите, что  вы подготовили. (Дети рассказывают наизусть стихи  про ёлку, отдают  листочки  учителю, подшивается  книга)

Музыкальная пауза. Споём песню «В лесу родилась ёлочка»

III.Формирование новых знаний и практических умений учащихся.

1) Беседа педагога.

Педагог: День Рождества Христова в церкви празднуется  особенно торжественно. Храм украшен ёлками. Зажигаются лампадки. Это  торжество  длится 12 дней, до Крещения.

-          А когда наступит Крещение? (19 января)

-          Как называется это время с Рождества до Крещения? (Святки)

-          Сегодня продолжим наше путешествие по народному календарю. Речь пойдёт о народном празднике – Святки (Святые вечера). Домашние детские, девичьи обычаи и радость этих дней тесно связаны с забытыми обрядами древних, дохристианских праздников.

В древности, тысячу с лишним лет назад, в честь зимнего  солнцеворота жгли славяне костры по берегам рек. А ещё прежде – древние египтяне, римляне праздновали в это время года победу солнца над тьмой и холодом.

Шло время и «рождественские Святки» стали одним из самых долгожданных  праздников в народном календаре. Всё это время  было праздничным, в дом приходили ряженые – кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо сажей намажет, или наденет маску – из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательным рождественским увеселеньем были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы.  Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На святки ездили в гости и принимали гостей, навещая близких и родных.

-Какой обряд в праздновании Рождества дошёл до нашего времени? (Колядование) 

-Что вам известно о колядовании?

2) Работа со словарём.

А теперь заглянем в  толковый словарь.

Колядовать – ходить по домам с поздравлениями.

Колядки – народные песни про Рождество Христово.

Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из Колядок почти вытиснились языческие символы и стали преобладать христианские. Нередко Христославы – те, кто в праздник Рождества Христова ходят по домам славить Христа, выкрикивали колядки с элементами запугивания хозяев. После угощения колядовщики  от  души  благодарили  хозяев, желая им здоровья, благополучия.

Наши ребята подготовили  для вас колядки. Давайте послушаем как же это происходило в старину(инсценирование) 

3) Сценки с использованием колядок.

1 СЦЕНКА

     -Эй, дядька Архип,  выноси  добро  во  двор!

-          Как на улице  мороз, примораживает  нос!

-          Не  велит  долго  стоять, велит  скоро подавать!

-          Или  тёпленький  пирог!

-          Или  маслица, творог!

-          Или  денежку  копьём!

-          Или рубль  серебром! 

Хозяин: Пожалуйте,  гости,  я  вас дождался. Дом  мой просторный, щи  мои  жирны. Сдобные лепёшки  не лезут в окошки.

Хозяйка: Не   плясали  и  не пели, угощенья  захотели?

Колядовщики:

-А   что, ребята, потешим  хозяев?

-Что  нам  стоит поплясать да частушки  запевать!

-К  нам  пришло  Рождество, знать  всем  будет весело.

-Всем   добро и  счастье, никакой напасти!

-Нас  мороз не  напугает, не  пугают холода!

-Нас  колядка  согревает, пляски  будут до утра!

-Вы, девчата, попляшите,   а  мы  песенки  споём.

-Вы, ребята, пригласите, веселей плясать вдвоём.

Хозяин: Ай да колядовщики! Ай  да молодцы!

Хозяйка: Пироги  несу  с печи!  Угощайтесь!

-Дай  Бог  тому, кто в  этом  дому!

-Вам и  каша  густа!

-Вам  и  мёд  на  уста!

-Вам  и  плюшек с  творогом!

-И  детишек  полон дом!

А  теперь  пойдём к дядьке Николаю. 

4)  Работа в группах

Учитель: Посмотрим, а сумеете ли  вы   колядовать. Каждой группе  раздать  колядки (на подготовку отводится 3 мин.)

1группа: Приходила  Коляда  накануне  Рождества.

Кто   даст  пирога – тому  полон  хлев скота,

Овин  с  овсом, жеребца  с хвостом!

Кто  не  даст  пирога – тому  куричья  нога!

2 группа: Коляда!  Коляда! Ты  подай  пирога,

Или хлеба ломотину, или  денег  с  полтину!

Или  курочку  с  хохлом,

Петушка  с  гребешком!

Или  индюшку, или  сена  клок,

А не  то  вилы в бок.

Учитель: И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им  счастья, благополучия, достатка, здоровья.

3 группа: На  новый год, на ново счастье  уродилась пшеничка,

Горох, чечевичка! На  поле – копнами,

На  столе – пирогами. Чтоб  здоровы  были,

Чтоб  долго  жили!

Дай  вам, Господи, всего-то  на  свете:

Одна-то корова  по  ведру  доила,

Одна-то  бы  кобыла   по  два  воза  возила.

Спасибо этому дому, пойдём  к  другому.  

5) Гадания в Святки.

Учитель: Но на  святки не  только веселились, но и гадали о будущем, о своей судьбе и в шутку и всерьёз. Но чаще гаданья молодых девушек превращались в весёлую забаву.

1)           Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же.

2)           Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый приди причесать мне голову!»

3)           Несколько девушек брали по лепёшке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гаданье предвещало, что первой выйдет замуж та, чью лепёшку первой съела собака. 

Учитель: Девушки гадали: по упавшему башмачку, по следам на снегу, по колодцу, по тени, по плеску воды и т.д. Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверия, не признаёт гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным  гаданиям как к игре.

-Постарайтесь  к следующему занятию сами  узнать, а как ещё девушки старались заглянуть в будущее? Ведь в этих играх было столько пения, смеха, надежды на счастье. 

6) Игры   в Святки.

Учитель: Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодёжь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание. Стол ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу. После ужина начинались хороводы, игры.

-Давайте и мы с вами поиграем.

1)  ИГРА «КОЛЕЧКО»     

-Я золото хороню у батюшки в терему.

Кому золото попало, там метёлкой распахало.

2) ИГРА «ВОРОТЦА»

Дети становятся в круг взявшись за руки, пока играем музыка. Дети бегают из круга в круг. Как только музыка закончилась – они должны быстро покинуть круг.

IV. Итог  занятия.

-          Что вы нового узнали?

-           Что вам запомнилось больше всего?

-          Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

-          А теперь возьмите шарики и разукрасьте их, мы соберём шар нашего настроения. 

-          Играет музыка И.Купала «Ай, заинька…», дети рисуют и прикрепляют на ватман свои  разноцветные шарики

 

Мои публикации:
Дополнительное образование
Основы безопасности жизнедеятельности
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы