Попова Екатерина Викторовна

сайт молодого специалиста

A little body often harbours a great soul

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: научно-исследовательская работа школьников

Увлечения: журналистика

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: Саратов

Место работы: МОУ Восточно-Европейский лицей

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/popova-ekaterina-viktorovna
Пусть Ваша душа не знает покоя, Прислушивайтесь к шелесту букварей, Пусть будет сердце у Вас большое, Выше звезд и глубже морей

О себе

Выпускница Педагогического Института СГУ им. Чернышевского. Молодой специалист. Неравнодушная, творческая, любящая свою профессию и детей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Януш Корчак.  "Как любить детей"

В.Сухомлинский."Седце отдаю детям"

А.Крупенин,И.Крокина. " Эффективный учитель. Книга о превращении детей в хороших учеников"

Мой взгляд на мир

Будучи молодой, в этом мире я люблю все старое:старых друзей, старые времена,старые обычаи,старые книги,старые вина

Моё портфолио

 

Восточно-Европейский лицей является образовательным учреждением инновационного типа. В связи с этим инновационная работа является важной составляющей  частью работы всего лицея.

 Лицей сотрудничает на основе “Договора о взаимном сотрудничестве” с факультетами СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Научным руководителем является профессор, доктор исторических наук Девятайкина Н.И. В лицее под руководством Девятайкиной Н. И. работает «Лаборатория современных технологий образования», которая является научно-методическим сообществом, включающим в себя вузовских ученых и учителей. Лаборатория призвана обеспечить совершенствование дальнейшего сотрудничества школы с вузами, внедрение новейших достижений науки в практику школы. Лаборатория курирует экспериментальную работу в лицее. В 2006 году открыта региональная экспериментальная площадка по апробации и внедрению в образовательный процесс проекта «Технологии научно-исследовательской работы и информационно-коммуникативной работы в лицее». В реализации проекта принимает участие составитель данного аналитического отчета(справка прилагается). Необходимость разработки и реализации проекта была продиктована самой жизнью. Вопрос об оптимальных средствах подготовки учащихся в условиях очередного этапа реформы школьного образования остается одним из самых актуальных. Модернизация системы образования в России направлена на приведение  результатов её деятельности  в соответствие с запросами государства, общества и личности в период либерализации экономики и демократических преобразований страны. Система образования рассматривается как ресурс социально-экономического развития общества, образование учащегося (гражданина) - как основание его будущей социальной и профессиональной успешности. Следовательно, существенно корректируются цели общего образования.

Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Конкурентноспособность на современном рынке труда зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к новым условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, устарела.  Формирование у выпускника ключевых компетенций, которые способны обеспечить ему профессиональную и социальную адаптацию, должны быть в фокусе общего образования.   

Однако пока еще не ставилась комплексная задача  организации и проведения подобной работы в рамках строгой научно-методической системы, при условии  вовлечения всего коллектива учителей и учащихся, в рамках единого проекта, рассчитанного на несколько лет, и дающего возможности анализа организации, течения и результатов эксперимента. В этом заключается новизна эксперимента.

Основная идея изменений – комплексное освоение  учителями и  учащимися  на основе современных технологий базовых навыков организации,  осуществления  и презентации результатов разных форм и видов   самостоятельной научной, исследовательской  деятельности, имеющей выраженный новаторский характер.

Объекти предмет  эксперимента– организация  и  системное осуществление  самостоятельной творческой, научно-проектной, исследовательской учащихся лицея.

На первом этапе проводится следующая работа. В первой четверти в 8 классе читается спецкурс «Теоретические основы научно-исследовательской работы» (ТОНИР), затем класс делится на просеминары. Просеминар – одна из форм  руководства научно-исследовательской работой  учащихся.  Форма заимствована из опыта работы преподавателей СГУ со студентами 1-2 курсов. Класс делится на группы с учетом желания, наклонностей учащихся и рекомендаций учителей. Учащимся с высокой мотивацией изучения иностранных языков, предлагается, кроме просеминара, индивидуальная форма работы по индивидуальным планам, в 10-11 классах учащиеся работают в научном обществе обучающихся «Рабочий язык – английский».

Во время занятий на ТОНИРе, в просеминаре, индивидуальных занятий  учащиеся приобретают первоначальные навыки научно-исследовательской работы: реферирование статьи, работа с карточками, библиографические навыки. У лицеистов вырабатывается умение выступать с устными сообщениями и докладами, отвечать на вопросы аудитории.

В течение учебного года проводятся две конференции учащихся в 8 классе «Первый шаг»: одна по результатам работы за 2-ю четверть, вторая по результатам работы в третьей и четвертой четвертях.

Для успешного осуществления руководства детской научно-исследовательской работой проводится учеба учителей в форме семинаров и семинаров-практикумов, на которых выступают все преподаватели-участники региональной экспериментальной площадки.

В соответствии с планом работы научно-методического совета лицея проводится Единый день научно-творческой работы учащихся. В рамках ЕДНТР работают одиннадцать секций: в том числе секция «Лингвистика и страноведение». В работе жюри принимают участие преподаватели лицея и ученые СГУ.

В соответствии с планом работы Городского методического центра на базе лицея проводится  городская научно-практическая конференция учащихся лицеев и гимназий (8-11 классы) «Диалог цивилизаций».   Работы учащихся предварительно рецензируются учеными СГУ.

Актуальность представляемого опыта

Большинство учебных программ, учебников и методик для современной школы все еще делают упор на усвоение школьниками готовой информации по предмету, на отыскание единственного, заранее заданного ответа. В реальной же жизни каждый человек постоянно сталкивается с решением проблемы выбора. Поэтому современная школа призвана дать каждому гражданину не только определенный уровень знаний, но и вооружить интеллектуальными средствами для решения тех трудных задач выбора, с которым он сталкивается в повседневной жизни. Развитие самостоятельности мышления становится весьма актуальной задачей. В современном обществе человеку жизненно необходимо уметь работать с разного рода материалами, критически их анализировать и извлекать из них полезную информацию. Поэтому более актуальной становится задача внедрения в школьную практику научных методов работы: критическое отношение к  источнику, библиографический поиск, анализ, планирование и проведение собственных исследований, оценка достоверности информации, расчет погрешностей и т. д.

Цель инновационного педагогического опыта:

  • развитие ключевых компетенций обучающихся, то есть готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения цели;
  • развитие научно-исследовательской деятельности учащихся на  уроках английского языка и во внеурочной деятельности посредством освоения ими методов научного познания, современных форм и методов поиска, сбора, отбора и анализа разных типов информации, ее организации и многоуровневого представления, в том числе с использованием ИКТ;
  • подготовка учащихся к решению самостоятельных творческих задач разного типа;
  • подготовка учащихся к органическому восприятию вузовских методов и форм обучения со всей его сложной содержательной составляющей.

Задачи:

  • формирование собственной мировоззренческой позиции;
  • формирование целостной поликультурной картины мира;
  •  развитие умения отстаивать свои убеждения, опираясь на научные факты;
  •  выработка навыков интеллектуального труда, публичного выступления, научной дискуссии, коммуникативной культуры.

Апробация и внедрение результатов педагогической деятельности:

2002 год – участие совместно с учителями лицея под руководством профессора СГУ Н.И. Девятайкиной в создании «Лаборатории современных технологий преподавания предметов»  на базе МОУ Восточно-Европейский лицей.

2004 – 2007 годы - участие в разработке концепции и программы экспериментального проекта Восточно-Европейского лицея г. Саратова «Основы научной работы в школе».

2006 год – участие в разработке Проекта развития лицея, разработка лингвистического компонента проекта развития лицея (выписка из Проекта прилагается).

2006 – 2010 годы – участие в реализации экспериментального проекта «Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в лицее», осуществление педагогического руководства творческой и исследовательской деятельностью обучающихся. 

Результатом работы стали многочисленные участия и победы лицеистов в  конференциях разного уровня (лицейских, муниципальных, вузовских, региональных и всероссийских). Многие работы лицеистов получили высокую оценку преподавателей СГУ в процессе рецензирования, послужили основой альтернативной сдачи экзаменов по английскому языку и выбору будущей профессиональной деятельности.

Технические условия:

Восточно-Европейский лицей является образовательным учреждением с хорошей материальной базой. В кабинете английского языка имеется телевизор, видеомагнитофон, проектор, компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами и выходом в Интернет, интерактивная доска. Все это позволяет оптимизировать учебный процесс, внеурочные занятия, стимулировать мотивацию интеллектуальной деятельности.

Существуютопределенные трудности, требующие усилий для преодоления:

  • ограниченность времени, связанная с деятельностью учителя-предметника и, отчасти занятостью кабинета коллегами;
  • трудоемкость процесса сбора материала, обработки его, адаптации, использования русскоязычных источников;
  • ограничение доступа обучающихся к научной литературе,  загруженность другими предметами, существует риск перегруженности ребенка, сокращения времени для отдыха.

Ожидаемый результат:

в результате планомерной научно-исследовательской работы под руководством учителя формируютсяи совершенствуются

  • готовность к разрешению проблем;
  • готовность к непрерывному самообразованию;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • уважение к праву интеллектуальной собственности;
  • технологическая компетентность;
  • лингвистическая компетентность;
  • коммуникативная компетентность;

совершенствуются умения учащихся

  • проводить комплексный поиск  информации в источниках разного типа;
  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
  • классифицировать источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации  информации методы электронной обработки;
  • различать в  информации факты и мнения, гипотезы и теории;
  • планировать и проводить исследовательский практикум;
  • представлять результаты познавательной деятельности в формах реферата, исследовательского проекта, рецензии, публичной презентации.

Работа в рамках экспериментальной площадки привела к

  • увеличению доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
  • разработке критериев и контрольно-измерительных материалов для оценки учебных достижений учащихся в деятельностной форме;
  • изменению позиции участников образовательного процесса: учитель-консультант, организатор, ученик-субъект собственного развития.

Существенную роль играет тот факт, что все выше перечисленное является результатом работы не одного педагога, а сотрудничества, соавторства педагогов и учащихся лицея, что повышает результативность работы каждого педагога, участвующего в данном проекте, создает целостную систему взаимодействия в режиме «учитель-ученик».

Отчасти все вышеизложенное находит свое подтверждение и отражение в отзывах студентов саратовских высших учебных заведений, бывших учащихся лицея.

 

Добавить грамоту в портфолио