петкун наталья викторовна

сайт учителя ииностранного языка

делай как мы , делай лучше нас

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: методика преподавания

Увлечения: выращевание цветов

Страна: Казахстан

Населенный пункт: п.Герцена Карасуский район

Место работы: ГУ "Герценская основная школа"

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/petkun-natalya-viktorovna
«Людям нужна ответная реакция и поощрение для комфортного обучения. Таким образом, оценивание должно быть гуманным»
Лев Выготский


По данным,  опубликованным Международной организацией улучшения школы  «существует тесная взаимосвязь между обучением и успеваемостью в школах. Давно выработанная культура обучения в классе: преподавать  это говорить, обучаться – значит слушать, знание – это предмет, преподаваемый учителями и находящийся в книгах, не отвечает темпам развития государства и его запросам   к выпускнику средней школы». (Журнал «Вопросы исследования МОУШ», номер 34, 2010 год). Ответ на вопрос «Как построить обучение в школе, чтобы её выпускники не только могли успешно продолжить обучение, стать достойными гражданами своей страны, но и могли быть равноправными, успешными во всем мировом сообществе?» требует комплексного подхода к анализу сложившейся практики.

Современное педагогическое сообщество отличает динамизм, стремление к совершенствованию профессиональных компетенций. И это ответ на вызовы быстроменяющегося, насыщенного высокотехнологичными медиасредствами общества. Проведение стартовой диагностики позволяет изучить   эффективность  процессов преобразований в школе, оценить сонаправленнось среды обучения  с выводами ОЭСР о характеристиках инновационной среды (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014). Только на основе глубоко анализа возможно спланировать, осуществить и (повторно) отследить процесс преобразований происходящих в школе.

Несомненно важно, что в школе имеется  краткосрочный и долгосрочный Планы развития.   В данных документах определен результат образовательной политики школы, заявившей о себе как о школе научных знаний. Сформулирована миссия школы – создание условий для развития, саморазвития и реализации творческого потенциала личности через:

обучение школьников, в соответствии с их потребностями и способностями;

формирование личности, нацеленной на самосовершенствование, способной к самостоятельному освоению новых знаний и творческой деятельности в различных областях науки и практики.

социализацию учащихся, призванной помочь им  принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без нанесения вреда окружающему.

Определена методическая тема школы на 2012-2014 годы как «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях открытого образовательного пространства».  Согласованность миссии и методической темы с ключевыми выводами об инновационной среде, подготовленными ОЭСР, позволяет предположить, что педагогический коллектив и администрация школы     готовы к внедрению преобразований.

Как уже было сказано,  и  как подтверждают результаты анкетирования педагогов школы (Отчет В Анкета №1) большинство респондентов отмечают, что в школе «уделяют большое внимание развитию персонала». И как следствие, педагогический коллектив школы обладает достаточно высоким творческим потенциалом, владеет широким диапазоном педагогических стратегий и методик.  При этом, сопоставление анкет с изученными документами школы, указывают на «владение значительной частью педагогов современными техниками, формами, методами и подходами проявляется чаще всего на уровне знаний», не вполне развита способность к интегрированию различных подходов и методов, прослеживается недостаточный объем знаний эффективного и целесообразного их использования.  По данным анкеты №2 (Отчет В) менее половины учащихся  из опрошенных участвуют в обсуждении проблемы урока, только треть работает в группе над решением какой-либо проблемы. Другими словами, необходимо совершенствовать «содержательную направленность используемых стратегий обучения, работу в группах, самостоятельную работу учащихся» (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014). Данный вывод подтвержден тем, что только половина учащихся согласна с объективностью выставления оценок и ответами респондентов (Отчет В, анкета № 2). Т.е., в большей степени, педагогический коллектив школы слабо использует «стратегии и методики, содействующие совместному обучению, оказывающие помощь в самообучении и индивидуальных, самостоятельных «открытиях» (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014). Это свидетельствует о том, что  учителя школы обладают не достаточно глубоким понимаем сущности процесса обучения, о механизмах повышения мотивации к обучению школьников. Скорее всего данная ситуация обусловлена отсутствием или слабым уровнем использования методик преподавания учителей, включающих «персональную обратную связь с каждым учеником» [1].

Необходимость использования новых подходов к обучению подтверждена и результатами анкетирования родителей (Отчет В, анкета № 5).  Это подтверждает важность введения таких форм обучения, которые «на всех уровнях школы – уделяют внимание обучению детей, поддерживают учителей в совместной работе на уровне класса, помогают контролировать и оценивать улучшения с помощью сбора данных о систематическом подходе к вводимым инновациям» (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014).

При проведении стартовой диагностики акцент сделан на сопоставлении данных в аналитических материалах школы, в том числе, приоритетных направлениях развития педагогичного коллектива,  и анкетирования с характеристиками инновационной среды обучения , сформулированными ОЭСР. Это позволяет соотнести желаемое, продуманность шагов для его достижения и оценить степень приближения к результатам.  Данные анкет являются неоспоримым фактом  введения преобразований. При этом, важно и глубокое понимание сущности процессов «успешное преподавание» и «успешный учитель». И, как убеждает нас процесс обучения на курсах 1-го уровня, это понимание должно быть «неотъемлемой частью» учителя, так же как и опора на «три помощника учителя» (Шульман, 2007). В отчете В уже приведены факты, свидетельствующие о достаточно высоком профессиональном уровне педагогического коллектива и администрации школы.  Успешное позиционирование педагогами школы себя на уровне города, области и республики обусловлено продуманной политикой школы по достижению обозначенных в программе развития школы результатов, в том числе, и создание собственной диалоговой площадки на портале dar1.kz. Это важно для создания ситуации успеха, положительного имиджа учебного заведения и согласуется с мнением Bolam, McVahon, Stoll et al. «профессиональное развитие требует  позиционирования себя в рамках профессионального обучающегося сообщества учителей» (2005). Противоречие  заключается именно в том, что при высокой оценке уровня административного сопровождения развитием коллектива, механизмов изучения и обобщения «лучшего опыта по совершенствованию практики преподавания и обучения» показатели качества и успеваемости, удовлетворенности процессом обучения в школе на протяжении ряда лет не улучшаются. Кроме того, школой накоплен достаточно богатый опыт использования ИКТ и методик их использования как «эффективного инструмента преподавания» (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014). Сложность и не однозначность оценки данной работы заключается в том, что из 75 учащихся только одна десятая (Анкета № 2, Отчет В) «использует компьютер, лабораторное оборудование, дополнительную литературу» на уроках. 

Еще одна проблема, обуславливающая выбор стратегического направления, выявленная в ходе анкетирования работников школы (Отчет В, Анкета №1) «Вовлеченность». Только треть респондентов ответили «часто» или «практически всегда» на вопросы данного направления.  Т.е. в школе, как на уровне администрации, так и на уровне отдельного учителя не достаточно развито умение «сотрудничать»  (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014). Это отражено в оценках учащихся и  родителей. На вопрос «В работу по развитию школы  активно вовлекаются внешние организации и отдельные независимые лица (педагогические ВУЗы, эксперты, консультанты и др.)» более половины  респондентов также ответили «редко». Это может препятствовать не только внесению позитивных изменений в практику школы, но и негативно сказываться  на создании среды развития профессиональных компетенций учителей. Важность  обсуждения итогов педагогической практики подчеркивается исследованиями ОЭСР (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014) и является неотъемлемым требованием к современному учителю. Согласно материалам (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014, с.130) «наиболее значимым является стремление сделать процесс рефлексии более системным и реализуемым в условиях сотрудничества с коллегами».  Понятие «рефлексия в действии» введенное Шоном (1983) предполагает «взгляд на опыт, принятие во внимание используемые эмоции и теории, что влечет за собой создание новых восприятий, помогающих действовать в изменяющейся ситуации».

Таким образом, сопоставительный анализ стартовых возможностей школы с характеристиками инновационной среды ОЭСР  (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014) убеждает меня в возможности и целесообразности внесения изменений в практику моей школы. А именно:

  • оказание содействия непрерывному профессиональному развитию учителей через развитие навыков рефлексии  собственного практического опыта с целью  «обеспечения максимальной эффективности используемых подходов и методов» (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014);
  • позиционирование опыта использования формирующего оценивания как инструмента, обеспечивающего механизм, совершенствования преподавания, «поиска наиболее эффективных методов обучения, обеспечения обратной связи, а также мотивирования учеников на более активное включение в своё учение» (Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014);
  • внесение изменений в собственную практику работы с классом с целью обеспечения успешности обучения в профильной школе и формирования у учащихся устойчивой мотивации к познавательной деятельности через активное использование стратегий формативного оценивания.

 

Данные предположения полностью согласуются  с приоритетными направлениями развития школы (Отчет В) и будут благотворно влиять на создание инновационной образовательной среды.  Обсуждение результатов оценивания стартовых возможностей школы с администрацией и педагогическим коллективом школы помогли в составлении Плана Учителя Лидера на период практики. При этом, в ходе исследовательской беседы, опираясь на рекомендации Руководства для учителя 1-го уровня (стр.130-152) были согласованы основные принципы введения преобразований: рациональность, открытость, коллегиальность, рефлексивность. Нам удалось согласовать участников «фокус-группа» из числа педагогов, прошедших уровневые курсы: один учитель 1-го уровня, один второго и 2 третьего. Определить в качестве «менти» молодого учителя физики, который не проходил обучение на уровневых курсах, однако проявляет большой интерес и потребность в улучшении собственной практики преподавания, испытывающий проблемы в сохранении мотивации к учению среди учащихся 7-х классов.

   Определение темы исследования на период практики как  «Формативное оценивание как инструмент развития успешности обучения» опирается на теоретические положения, описанные в Руководстве для учителя 1, 2 и 3-го уровней и позволяет разрешить противоречия выявленные в ходе аудита стартовых возможностей школы. Кроме того, администрация, завершая эксперимент по теме «Формирование качественной информационно-образовательной среды как условие личностного развития» в 2014 году, планирует внести изменения  в систему методической работы.  Выявленные противоречия  школы в области  эффективного и системного применения новых подходов в образовании станут определяющими для предстоящих изменений.

Приоритетные направления, на которые направлен План:

  • Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познавательной деятельности;
  • Совершенствование системы оценки качества обучения в школе на основе показателей педагогических компетенций, результатов школьного и внешнего контроля.

По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания  и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает Оценивание для Обучения.

Не случайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Задачами оценивания явялется:

  • определение уровня  подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса, отслеживание эффективности учебной программы;
  • отслеживание индивидуального прогресса и коррекция   индивидуальной  траектории развития ученика;
  • мотивирование   учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы и формирвование позитивного отношения к процессу обучения в целом;
  • обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями.

Исходя из глубокого убеждения о том, что обучение можно улучшить, если применять правильное оценивание. По результатам исследований [2, стр.126] этого можно достичь если присутствуют такие направления как:

  1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.
  2. Активное участие учеников в обучении.
  3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.
  4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников.
  5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

Таким образом, предлагаемая  тема исследования позволяет определить механизм для устранения противоречий внутри школы и обеспечения успешности обучения, самообучения и развития учащихся. А именно применить подходы  формативного оценивания, которое направлено на  определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей (такое обучение как известно является формативным, иначе оцениванием для обучения).

Основная цель Плана: Формирование навыков использования формативного оценивания.

Задачи:

  • Определить уровень умений и навыков,  опыта педагогического коллектива школы по использованию видов оценивания, как механизма развития таких аспектов личности, как социальный, познавательный и эмоциональный (стр. 138, Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014);
  • Ознакомить педагогов со стратегиями эффективного оценивания деятельности обучающихся;
  • Развивать навыки использования стратегий оценивания;
  • Сопровождение практики работы учителя по внедрению стратегий Оценивания для Обучения;
  • Мониторинг эффективности использования Оценивания для Обучения.

 

С целью реализации Плана планируется провести:

Серию последовательных уроков на основе собственного Среднесрочного плана по физике. Цель – обоснование возможности использования формативного оценивания для разрешения основных проблем в практике работы учителей школы и создания ситуации успешности для обучающихся 10-го класса.

         Серию коучингов  по проблеме Оценивание для Обучения. Основная задача – изменить позицию учителя, ознакомить педагогов со стратегиями эффективного оценивания деятельности обучающихся. 

         Встречи-консультации и беседы  с коллегами для уточнения практики, уточнения возникающих вопросов и обсуждения возможных действий для их решения.

Менторинг, основная задача которого исследование  и сопровождение практики коллеги учителя физики для повышения эффективности учебного занятия.

         Аудит вводимых преобразований с целью выявления результатов и эффективности вводимых инноваций для всех участников УВП.

         Ключевым моментом при проведении всех предлагаемых мероприятий является необходимость усиления рефлексивной составляющей как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Опираясь на «десять ключевых принципов обучения» (стр. 133, Руководство для учителя. 1-й уровень, 2014) и на «модель эффективного ментора (Иган, 1998) мною сформирован «портфель», способствующий повышению результативности.  В него вошли: активные стратегии проведения  и оценивания коучингов, вопросы для собеседования с менти, администрацией, комплекс анкет для учащихся и учителей, рекомендации учителей-практиков Назарбаев интеллектуальных школ по вопросам внедрения формативного и критериального оценивания; банк информационных источников по проблеме исследования.

Ожидаемый результат  от реализации Плана определен по двум направлениям.

Направленный на учителя

  • понимание сущности формативного оценивания - Оценивание для Обучения
  • применение формативного оценивания на уроках отдельных учителей;
  • развитие навыков использования критериального оценивания на уроках отдельных учителей;
  • повышение  уверенности в «успешности» обучения.

Направленный на ученика

  • активное участие учащихся 10-го класса в процессе собственного учения, повышение мотивации к познавательной деятельности;
  • умение учащихся 10-го класса  разрабатывать критерии оценивания и оценивать свои знания на основе критериального оценивания.

 

Таким образом, опираясь на подход «Исследование в действии», описанный в работах Кеммис (2007) можно предположить, что планируемые преобразования «изменят практику людей, их понимание сущности педагогической практики и условий её реализации; модифицирует содержание понятий «речь», «практика», формируя инновационные модели, согласованные с новыми направлениями жизни».

 

 

 

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень). Второе издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014
  2. Предкурсовые задания. Первый (продвинутый уровень). Второе издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
  3. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»
  4. Журнал «Вопросы исследования МОУШ», номер 34, 2010 год

 


 

 

О себе

имею высшее образование, замужем , 3 детей

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

петр 1 , достоевский "Отцы и дети"

Мой взгляд на мир

 

Лидер - кто он? Кого можно назвать лидером? Много раз в жизни мы сталкивались с этим определением. Будучи ребёнком, я думала, что лидер – это тот, кто обладает силой, кто сильнее меня. Немного повзрослев, я думала, что лидер - это тот, кто умеет хорошо говорить, умеет организовать какую - нибудь деятельность, может в той или иной степени влиять на своих сверстников. Кто делает что-то больше, чем остальные. Уже работая в школе, в моём понятии «Лидер» приобрёл несколько иные характеристики: это тот, кто ставит перед собой цель и стремиться её добиться, это тот, кто стремиться к совершенству. Тот, кто выступает на собраниях и не боится трудностей. Обучаясь на курсах в Центре педагогического мастерства, изучая тему «Лидерство», я немного изменила своё мнение по отношению к лидерству, узнала несколько другие его характеристики. Так кого же можно назвать лидером? Во – первых, лидера характеризует внутренняя сила. Он должен уметь отстаивать себя, своё мнение, свои убеждения и увлекать других. Лидер должен уметь действовать без страха, не бояться принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение. Во – вторых, лидер должен быть всегда на виду, сконцентрирован на людях, оказывать поддержку тем, кто в этом нуждается. Лидер открывает перед другими людьми возможности, а вот как они их используют, и используют ли вообще - это их выбор. Учитель – лидер проявляет свои лидерские качества, чтобы оказать влияние на своих коллег и окружение. Он должен обладать глубокими знаниями о школе и более широком сообществе. Должен быть заинтересован в более глобальных проблемах школы и учеников. Иметь своё мнение и многое видеть наперёд. Учитель – лидер должен быть уверенным, целеустремленным, критически мыслящим, эрудированным. Может и не боится взять инициативу в свои руки и быстро найти правильное решение любой проблемы.
Подводя итог можно выделить 4 качества хорошего лидера:
- брать ответственность
- делегировать действия
- уметь контролировать
- быть инициативным

 

Моё портфолио



Анкета педагогического работника
Название образовательного учреждения:
ГУ "Герценская основная школа"
 
 
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Место работы (полное название):
2. Территория Карасуского района:                            п. Герцена
 
3. Должность:учитель английского языка
4. Образование:высшее Костанайский социально-экономический университет имени Залхурнай Алдамжар
 Профессия (основная):
 
8. Стаж педагогической работы:                                                       10 лет
 
 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы