Пахомова Вера Николаевна

сайт учителя математики

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Профессия: Учитель математики средней школы

Профессиональные интересы: Использование новых образовательных технологий

Увлечения: Культивирование растений

Регион: Рязанская область

Населенный пункт: с. Поляны

Место работы: МБОУ "Полянская СШ" муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pahomova-vera

О себе

Моя педагогика (эссе)

О УРОК!   ТЫ — СОЛНЦЕ!

 

    Позади сорок пять лет работы в школе. Сорок пять трудовых и тревожных лет. Из них тридцать четыре года работаю учителем математики. Учительское дело сложное, и, сколько бы не работала,каждый новый учебный год для меня будто опять первый и каждый урок — это попытка приподнять «потолок» ребенка, шире открыть цветную гармонию звуков. Да и кто сказал, что занятия математикой непременно должны быть строгими, сухими скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками? Ведь холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной мысли. Даже великий А.С.Пушкин  в своем поэтическом труде «поверял алгеброй гармонию».

     Для чего учат математике в школе? Для того, чтобы дать в ступающему в жизнь человеку ответы на вопросы, которые ставит быстропротекающая, постоянно меняющаяся жизнь.

     Смысл обучения в школе состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка немного математиком — развить способность точно, логически доказательно мыслить.

     От уровня математического образования зависит очень и очень многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой профессионально, а всем без исключения.

     Главное сегодня в работе учителя математики -  переход от информативного к продуктивному уровню, от школы памяти к школе мысли.

     С первых шагов своей педагогической деятельности я стараюсь построить обучение математике на развитии ребенка. Довольна своими уроками только тогда, когда в классе царит атмосфера взаимопонимания, радости от общения, живой интерес к предмету, когда числа, формулы, теоремы «оседают» в голове у детей без «зубрёжки». Как сделать так, чтобы труд на уроке был эффективным, содержательным, чтобы школьники усваивали учебный материал на уроке, чтобы урок развивал и учил учиться? Как сохранить у них огонёк жажды знаний?

     Все начинается с первых дней, с первых огорчений и маленьких побед. Нелегко бывает до конца довести начатое дело. Не у всех сформирована познавательная активность, а потому не все понимают, а для чего они учатся. В пятом, шестом классе очень важно не только дать детям твёрдые знания начал математики, но и не отпугнуть школьников холодной строгостью «царицы наук», увлечь их этим предметом.

     Одна из моих ранних тем по самообразованию — учение с увлечением. Я просматривала телевизионные передачи С.Соловейчика, изучала опыт В.Ф.Шаталова, но изучая опыт мастеров, я всегда старалась взять у них только идею и пропустить её через своё «я», но ни в коем случае не копировать этот опыт.

     Свои уроки строю на деловой основе и доверии, без мелочной регламентации. Ученик учится, а я ему помогаю в организации обучения, т. е. учитель выступает в роли старшего товарища, богатого опытом и знаниями, который помогает учащимся в нелегком труде познания. Я отказалась от оценок на уроке, важен результат работы ученика по теме, промежуточные действия каждого школьника оцениваю только поощрением. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, страха. Ученики не боятся спрашивать то, в чем плохо разобрались. Быть на уроке «солистом», находиться в центре внимания я даю право ученикам. Ведь основой основ рекомендаций психологов является правильно организованная работа ученика. Я руковожу этой работой, направляю ее, но со стороны кажется, что дети сами закрепляют пройденный материал, заполняя пропуски в равенствах, спрашивают друг друга в ходе парной работы и т. д. Чувствует ли ученик потребность в знаниях? Как реагирует на звонок? Я придаю этим вопросам большое значение.  Стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке путём создания проблемных ситуаций, подведения учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам. Поддерживаю желание учеников дополнять ответы товарищей и участвовать в анализе этих ответов при объяснении тех или иных понятий, раскрывая их теоретическую и практическую значимость.

Сегодня я — учитель. Изменения стиля общения — не бояться быть доброй, ласковой с учениками, твёрдая ориентация на развивающее обучение — помогли мне сделать мой труд и общение с детьми радостными. В своей работе я всего лишь иду рядом со своими учениками: учатся они — учусь и я: понимать, прощать, поддерживать их и винить во всех промахах прежде всего себя (не успела, не смогла, пока не научила). С их помощью открыла я дверцу в удивительный мир математики, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Надо только чаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза.Сегодня, как никогда в нашу современную жизнь вторгается математика с её особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога. Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того как ученые изучают природные и социальные явления. В этой жизни я чувствую себя востребованной. Сейчас идет последний урок в 11 классе, который поставит ещё одну точку на отрезке моей педагогической жизни. И пусть меняются времена и мы меняемся вместе с ними, но по-прежнему из пункта А в пункт В выходит пешеход, а две трубы наполняют водой бассейн, … . Вновь учитель стоит у доски. И хочется верить, что мои уроки помогут нашим детям в их взрослой жизни. Есть такая народная присказка: солнце не должно сердиться на светлячка!

     Будем солнцем в классе!  И поэтому:

Любовь свою и нежность

Я отдавать готова

Для тех, кто ходит в школу

Учиться и творить.

И главное – терпенье,

Хотенье и уменье.

Вот такова, сегодня,

Учительская жизнь!

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы