Овдиенко Марина Викторовна

"сайт учителя начальных классов"

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Организация внеклассных мероприятий

Увлечения: Вязание, путешествия.

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Тихорецк

Место работы: МБОУ СОШ №7 города Тихорецка МО Тихорецкий район

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ovdienko-marina-viktorovna

 

 

О себе

Овдиенко Марина Викторовна, учитель начальных классов. Педагогический стаж 23 года.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Э.Войнич "Овод", М.Шолохов "Судьба человека", "Поднятая целина", .Островский "Как закалялась сталь"

Мой взгляд на мир

Обучение должно быть победным!». В этом восклицании мне видится глав­ный смысл школьной жизни: движение к успеху отдельного ученика, классного коллектива к педаго­гическим победам учителя на конкретном уроке и в профессии вообще. А по большому счету их можно считать оптимистическим девизом педагогики как науки. И я нисколько не сомневаюсь, что он помогает в школе и взрослым, и детям работать и учиться, верить в свои будущие личные победы. Да что там, просто жить в непростом школьном государстве, где все дороги ведут к добру, знаниям, свету!

В этом ключе - гармоничное созвучие темы нынешних чтений: "Спешите, дети, будем учить­ся летать!", в которой каждый учитель найдет не­что личное и что-то общее, объединяющее. При­знаюсь, тема привлекла и просто влюбила в себя сразу и безоговорочно. В ней я увидела очень многое из того, что считала главным в педагоги­ческой работе: широкий горизонт науки, высо­кую цель и смысл учительского труда. Поэтому тема чтений может быть и прекрасным девизом конкретного урока, конкретной методики, отдель­ной школы и педагогики в целом. Трудно ска­зать, какому слову в этом предложении отводится ключевая роль. И все-таки  для мудрого учителя глав­ный смысл видится в прямом обращении к детям, к которым нужно спешить, не опоздать, не задержаться, не растерять время по мелочам, чтобы обязательно всем вместе подняться к успе­ху. А успех - это крылья для полета ученика и учителя. Только для этого, конечно, нужно пра­вильно проложить курс, безошибочно рассчитать силы, время, скорость и оценить возможности каждого. Безусловно, только мудрость учителя и его вдохновение придадут смысл его работе.

А нужно ли своих учеников "учить летать"?

Если понимать за этим движение к успеху на уроке каждого, то ответственность задачи становится понятной. С этим вряд ли можно спорить, но воз­никают справедливые вопросы: как учить детей ле­тать'? как вырастить у них крылья? как поднять на высоту? можно ли застраховать от падений?

Наверное, размышления на сей счет становят­ся для многих учителей большим внутренним мо­нологом с многоточием в конце. Точки никогда не будет, потому что, отвечая на один вопрос, мы задаем себе следующий. Я думаю, что учитель имеет смелость не знать ответы на все вопросы и не бояться этого, потому что главное - знать, как эти ответы искать.

Ответы искать, наблюдая. Наблюдая за собой и детьми. Согласитесь, есть что оценить в своем соб­ственном поведении и поведении детей. И умение видеть себя со стороны - просто необходимая чер­та для учителя. Все это хорошо, но, к сожалению, у педагога почти нет времени на спокойное раз­мышление о себе и прошедшем дне. И приходит­ся эти наблюдения копить, умножать и возвра­щаться к ним тогда, когда тебе представится воз­можность. Подумать есть о чем. Именно подумать, не настраиваясь найти стопроцентно верный от­вет. И в этом диалоге с самим собой, по моему убеждению, рождается и растет настоящий учитель.

Где-то прочитала, что известный актер Рости­слав Плятт различал сорок оттенков тишины в зри­тельном зале. И сразу подумалось про эти сорок оттенков в школьном классе на уроке. И открыла для себя очень простые, но важные педагогичес­кие вещи, не прописанные ни в одном учебнике по педагогике! Ведь согласитесь, есть, существу­ет на уроке тишина недоверия, не­приязни, равнодушия и даже страха. И полная противоположность этому - оттенки тишины дет­ского удивления, восхищения, творческого оза­рения, когда еще минута - и работа буквально закипит. Как опасны одни и как окрыляют дру­гие! Конечно, право учить детей летать дано не каждому учителю. Лишь тому, кто не ставит вер­но заученный ответ выше самостоятельной мыс­ли. Кто учит не мыслям, а мыслить, не подража­нию, а творчеству. И лишь в этом случае мысль дает по­лету высоту, а творчеству — смысл.

А что должно быть рядом? Любовь к детям. Самая бескорыстная и большая, какая существу­ет на белом свете. Невозможно представить, что­бы все назначение учителя в школе - препода­вать предмет. Да даже в том, как мы утром гово­рим детям "Здравствуйте!", смотрим на непосед за последними партами, определяется наша мера любви к ребенку. Интонация первых слов, безус­ловно, важна. Но придаем ли мы значение тому, как выходим из класса: торопливо? безучастно? в плотном окружении детей? Можно это считать мелочью, но даже в банальном выходе с урока для меня виден учитель. Это к тому, что считать в педагогике главным, а что - нет.

Не нова мысль, что учитель в первую очередь представляется во взаимоотношениях с ученика­ми. Как прав Симон Соловейчик, предлагая взрос­лым самый важный путь понимания детей: "Раз­говаривая с ребенком, приходится задирать голо­ву и смотреть вверх. В противном случае ребенка не увидишь". Эту, на первый взгляд, парадоксаль­ную мысль вполне подтверждает школьная прак­тика. И все глаголы этого выражения, как мне кажется, имеют свой особый, правильный, педа­гогический смысл. Отношения с детьми по-на­стоящему хорошие, если в них есть желание ус­лышать в классном хоре каждого отдельно, по­нять его и помочь хоть в чем-то. Соглашусь с мудрой мыслью, запавшей в память давно: люби­те детей столько, сколько можете любить. А ведь любовь наша, действительно, разная. Это дано оценить только детям. И значимость учителя оп­ределяется не его положением и, в конце концов, не разрядом и категорией, а тем, как к нему от­носятся дети и за что благодарят. Не все одина­ково должны любить твой предмет, но ты одина­ково должен любить всех детей. Мне кажется это правильным. И нельзя быть любимым на один день, на неделю. Тебя или принимают и относят в число любимых, или ты так и будешь в созна­нии ребят только учителем биологии, физики, химии и никем больше. А разве правильно гово­рить: завоевать любовь учеников? Почему боем, наступлением на сердца и души? Она должна возникнуть сама по себе, без усилий и напора.

         Мне жаль тех педагогов, которые уходят из школы, так и не узнав, как много определяет в школьной жизни слово "любовь". Наверное, это не было главным в их ежедневной работе, где объяснение, закреп­ление, контроль заслоняли живого ребенка.

Еще один выразительный штрих учительской работы - видеть в ребенке ребенка, его желания, мечты. Мне кажется важным каждому учителю подумать: а хочется ли нашим ученикам общаться с нами после урока, задержаться, чтобы спросить или рассказать о чем-то своем? Если ответ "нет", то мне кажется это грустным. Ведь общение с деть­ми спасает от всяких жизненных неурядиц и боль­шая радость для ребенка. И по дороге домой, слу­чается, вспоминаешь рассказ Витьки о своей ры­жей Мурке, о проказнице-сестре и т. д.

Всегда ухожу из школы с мыслью о том, что что-то осталось несделанным, к чему-то надо вер­нуться. Это состояние становится уже привычным и нормальным. И никому со стороны не видно, сколько вопросов учитель уносит с собой домой. Иногда возникает мысль, что так ли уж важно на них отвечать, ведь есть же безответные вопросы. Наверное, есть, но не в нашей работе. Можно ли не ответить, например, на вопросы: чему мы учим­ся на своих уроках? Или: что считать успехом учителя? И учимся мы тому же, чему учим своих детей: вниманию, пониманию, терпению. Только в привычной схеме урока этому не отведено специального места и не выделено красной пастой в плане. Все как бы понимается учителем без конспекта, сознанием.

Да, наши уроки длятся всего 45 минут, а знания, которые уносят с него дети, будут жить многие годы. Поэтому цените, пожалуйста, высоко свои уроки, уважаемые учителя! И пусть понятия «дух», «душа» - не научные, но мы к ним постоянно обращаемся. И правильно делаем!

Хотелось бы сказать и об оптимизме учителя. Если он не несет каждому ребенку веру в его силы и будущие победы, то ему стоит подумать над тем, почему дети устали от школы и не хотят туда ходить. Так что стоит произнести похвальное слово терпению и оптимизму учителя.

Что еще остается для внутреннего монолога? Научиться держать паузу, давать себе какое-то важное обещание. И еще очень-очень многое…

В моих педагогических размышлениях нет ссылки на преподаваемый предмет. И это сделано сознательно.  Мне хотелось бы обратить внимание на моменты и эпизоды общепедагогические, объединяющие учителей литературы, математики, биологии, химии и др. Ведь в этом и есть смысл объединяющего опыта науки педагогики.

Мои достижения

В 2011 – 2012 учебном году наблюдается положительная динамика результатов выполнения 4 «А» классом диагностических работ по математике. Средний балл по классу выше среднекраевого балла по математике. Обученность – 100%.

            Активно работаю над формированием компетентности обучающихся путём вовлечения детей в проектную деятельность. Учащаяся 4 «Б» класса Гончаренко Ольга стала победителем муниципального этапа  проектов «Родословная моей семьи», заняв 2 место.

Учащиеся моих классов принимают активное участие во Всероссийских и международных конкурсах в  частности в конкурсе «Золотое Руно - 2013» учащийся 4 «Б»  класса Подшивалов Иван стал победителем, заняв 1 место в России. Ученица 1 «А» класса заняла 1 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Математический калейдоскоп» для 1- 4 классов.

Активно участвую в проведении дистанционных мероприятиях : «IV Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1-2 классов», «V Всероссийская  дистанционная олимпиада по математике для 1-2 классов».

Учащиеся моих классов  имеют достижения (первые и призовые места) в спортивных соревнованиях, творческих, проектных конкурсах, фестивалях, форумах различных уровней: Всероссийских, краевых, муниципальных: «Пасха в кубанской семье» - ученица 3 «А» класса Хамраева Анна заняла 1 место в муниципальном этапе, «Светлый праздник Рождества» - ученик 3 «А» класса Фомин Александр занял 1 место в муниципальном этапе, «Зеркало природы» - ученица 4 «А» класса Садовникова Мария заняла 1 место в муниципальном этапе.

           Социально-личностными достижениями учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету является участие обучающихся в социально значимых проектах: «Цветочная клумба», «Победа деда – моя победа», «Математика и жизнь».

           2012 году принимала участие в муниципальном конкурсе «Лучший урок мужества» , заняла 1 место.

Систематически повышаю квалификацию в централизованных формах: в  ГБОУ Краснодарского края ККИДППО по теме «Методические и организационные особенности работы учителей первой ступени, связанные с ведением ФГОС начального общего образования» в объёме 72 часов (удостоверение № 13012, Краснодар, 2012 год).

Моё портфолио

В своей профессиональной деятельности применяю современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, развивающие технологии на уроках окружающего мира, проблемное обучение на уроках литературного чтения, групповую работу на уроках технологии, здоровьесберегающие технологии, учебный диалог на уроках литературного чтения, активные методы обучения на уроках русского языка проблемно-диалогическую технологию введения новых знаний на уроках математики, информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка, окружающего мира, включаю учащихся в проектную деятельность на уроках кубановедения. Умею адаптировать образовательные технологии в соответствии с педагогическими ситуациями, что подтверждается положительными отзывами о проведённых открытых занятиях и мероприятиях.

Регулярно использую сетевые и дистанционные технологии, цифровые образовательные ресурсы в учебной и внеурочной деятельности, что подтвержается справкой директора МБОУ СОШ №7 и отзывами о проведённых мероприятиях и занятиях.

Совершенствую учебно–методическую базу преподаваемых предметов путём разработки программ по предмету на уровне образовательного учреждения, имеющую положительную рецензию методического объединения учителей школы.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы