Елисеенко Ольга Викторовна

Сайт учителя начальных классов

Учиться – одно, научить – другое

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: инновации

Увлечения: вязание спицами, крючком

Страна: Россия

Регион: Алтайский край

Населенный пункт: Бийск

Место работы: МБОУ "СОШ №31"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/olga-viktorovna-eliseenko
Ничего не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера
П.Л. Капица

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

 Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Это будущее России. Каким оно будет, зависит и от меня. Многие годы работы в школе научили меня принимать детей такими,  какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы.

 Школа – это моё главное увлечение. Ей я отдаю всё своё время и силы. Жить по-другому уже не умею. А когда не остаётся сил, вспоминаю строки из стихотворения

Н.А. Заболоцкого:

« Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться,

И день, и ночь, и день и ночь!»

О себе

Закончила Бийский государственный педагогический институт, работаю учителем начальных классов. Имею первую квалификационную категорию. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Антон Семенович Макаренко

"Педагогическая поэма"

 

"В это время я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался.

Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным обьектом воспитания.

У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения.

Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики."

 

Мой взгляд на мир

Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример

(моя педагогическая философия)

Думала: главное - формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось - всего лишь любить.

Только любить. Вот и всё.

С.В.Белова

                                                                                В служении делу или любви к другому 

                                                                             человек осуществляет сам себя.

                                                                                                                 В.Франкл

 

        Сколько волнений, тревог и надежд переполняют душу ребенка первого сентября. Но и я, только начиная свою педагогическую деятельность, да и сейчас тоже, по прошествии уже почти двадцати лет работы в школе, волнуюсь не меньше: каких детей подарит мне судьба, смогу ли я их научить тому, чему должна? А чему я должна их научить и как? Что нужно делать для того, чтобы мой сегодняшний школьник не повторил слова героини повести Тендрякова «Ночь после выпуска»: «Школа не научила нас любить»?

 На самом деле, чему только мы не учим детей в школе! Из года в год выходят наши ученики во взрослую жизнь, узнав таблицу умножения, правописание орфограмм, формулы, факты, даты, открыв и продолжая открывать законы объективного мира. Но жизнь вскоре потребует от них много такого, чего в школе «не проходили», поскольку помимо объективного мира, в котором мы живем и с которым взаимодействуем — мира техники, науки, природы, - существует мир субъективный - мир человеческих отношений, оценок, чувств, восприятий и ощущений.

Ученики по-разному относятся к тем или иным школьным предметам, учителям, к своему образованию, наконец, к себе; они по-разному проявляют активность в учебном процессе, в соответствии со своей системой ценностей делают разные выборы. Нет ничего проще заставить ученика следовать тем или иным требованиям, имея в арсенале авторитарные средства воздействия. Вот только результат будет фиктивным, не гарантирующим глубокого осмысления ребенком навязанного ему дела.

 Ребенка не научишь любить, если сам любить не умеешь, если нет в тебе гуманитарного знания о своем собственном внутреннем мире и о мире другого. Так важно, чтобы к детям шли педагоги, «наученные любви», которые могут действительно искренне любить и развивать детей. Даже самые эффективные технологии не срабатывают, когда их используют «несчастные» учителя. От «любящего» и «любимого» педагога идет живая энергетика, позволяющая поглубже заглянуть в ребенка, открыть его для себя и для него самого. «Любящая» деятельность учителя – это и забота, и уважение, и ответственность, и знание, то есть активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека – своего ученика.

Многие педагоги мне возразят: «Когда думать о высокой материи, заглядывать в душу ребенка, помогать ему «стать хорошим человеком», если понимаешь, что за «три часа в неделю» должен, осознавая зависимость от государства, родителей, общественного мнения, выполнять план и программу, т.е. подгонять ученика под образовательный стандарт, жалея времени на выстраивание с ним отношений?» Проблема любви в педагогической реальности требует серьезного осмысления, а не декларации «вообще» любви к детям.

        Как учитель, я обязана передавать  предметные  знания, но ещё я вижу свою задачу в том, чтобы учить любить и учиться любить – все это, с моей точки зрения, не только делает из моих учеников грамотных и самобытных личностей, но и что немаловажно – помогает человеку учиться быть Человеком. Что это значит?

 В моём понимании, Человеком является тот, кто вступает  во взрослую жизнь гуманным, милосердным ко всем окружающим. Я учу своих детей жить без  насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности, поскольку не только сам человек формирует свое «Я», но и окружение накладывает на него свой отпечаток. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют  трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры. Сегодня как никогда актуален лозунг: школе требуется личность!

К.Д.Ушинский протестовал против выпуска в жизнь просто офицеров, инженеров, учителей, в которых слишком «мало человека». Поэтому я всегда помню, что каждый мой ученик -  человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.  Также я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться. 

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что полноценное преподавание в школе может происходить только в условиях актуализации личностного начала ученика и учителя, в процессе их диалога, основанного на любви и к предмету, и друг к другу.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».

Моё портфолио

Я первый год работаю по ФГОС второго поколения по УМК «Школа России». Этот комплект позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. В своей практике преподавания предпочтение отдаю проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. 
Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Применяю разнообразные формы и методы работы для достижения этой цели, оказываю помощь в развитии интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Школа России». Для реализации цели на уроках использую проблемно-поисковый подход, дидактическую игру, формирую навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки через взаимопроверку,  самопроверку, проверку по образцу. На уроках обеспечиваю  дифференцированное обучение через учебное сотрудничество, учебный диалог и нравственные позиции детей, которые формирую в процессе их совместной деятельности, когда проявляется уважение друг к другу, умение отстоять свою позицию и принять позицию другого, стремление помочь однокласснику, умение радоваться успехам других детей. 
        Для расширения и углубления знаний школьников использую передовые педагогические технологии. Информационные, мультимедийные средства обучения используются в качестве сопровождения учебной деятельности практически на всех уроках. Тае как ко всем урокам, кроме изобразительного искусства имеются ЭИ.
   Широко применяю технологию развивающих игр. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые во всем своем разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом, знакомят с разными  способами передачи информации, позволяют ребенку идти вперед, развивать свои творческие способности. Они разработаны по содержанию, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного  и радостного творчества. Важнейшая роль  в данной модели принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся  совместно   анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
       Проблемное обучение предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. 
      Применение модели дифференцированного подход в обучении предусматривает  использование на уроках заданий разных по  степени сложности. Задания  разной степени сложности «А», «В», «С» предусматривает обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении,  и выбор предоставляется  самому школьнику. 
      Применение здоровьесберегающих технологий обеспечивает мотивацию к здоровому образу жизни, формирует ценностно- смысловые ориентации.  Одним из показателей эффективности использования заявленных технологий является обеспечение у учащихся мотивации к обучению, развивает познавательную и творческую активность; дети понимают, чему будут учиться, выполняя каждое задание, учатся планировать работу, прогнозировать результат, осуществлять контроль и давать самооценку.
   Реализуя здоровьесберегающие технологии в обучении, использую активные формы развития и сохранения физического здоровья детей - летние и зимние экскурсии по родному краю, физминутки, Дни здоровья, уроки Здоровья.
Важным условием перехода школы к новому уровню образования является информатизация образовательного процесса. Активно внедряются в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии. Имеется кабинет, оснащенный компьютерной техникой. Рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, проектором, имеется интерактивная доска, принтер, нетбуки для детей.  
Применяю компьютерные технологии, позволяют развить исследовательские способности учеников, повышают познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями,  учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 
Все это позволяет использовать информационные технологии  на разных этапах урока. 
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания, самостоятельной работы  использую:
-мультимедиа технологии:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
-презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
-презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
Учебную деятельность неразрывно связана с внеурочной деятельностью, внеклассной работой. Во второй половине дня провожу с детьми внеурочные занятия для развития их интересов, способностей, выявления склонностей к той или иной  деятельности.
Разработала Программу воспитательной работы с классом, в которой главное внимание уделяется развитию личности. Для выявления интересов и склонностей детей применяю метод диагностики с привлечением специалистов из «Психологического центра». Большое внимание уделяю структуре, содержанию, особенностям, тематике, разработке классных часов, родительских собраний и др.
 Все мероприятия направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления. Воспитательные мероприятия планируем совместно с учащимися и родителями. В классном коллективе ежегодно проходит акция «Неделя добра», «Неделя экологии». Также ежегодно проходят предметные недели. 
Класс является активным участником всех мероприятий, проводимых в школе. Мои ученики являются также активные участники разнообразных конкурсов  муниципального и регионального уровней.
Участие и результативность детей в мероприятиях различного уровня позволяют сделать вывод о сформированных творческих способностях, стремлении к самореализации, успешной адаптации учащихся.
Задачи, которые решает Программа развития, направлены на развитие у детей духовно-нравственных качеств, культуры поведения и общения, на развитие навыка достойно жить среди людей, воспитание активной гражданской позиции. 
Одним из приоритетных направлений работы классного руководителя считаю работу  с родителями. 
Благодаря содружеству с родителями сформировано позитивное  отношение ко всему, что происходит в классе. Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания - это общение, в процессе которого рассказываю о проблемах, радостях, результатах детей. Родители – активные участники всего, чем занимаются в школе их дети.
Современный учитель, обладая определенным уровнем знаний, профессиональной компетентностью,  должен стремиться к профессиональному     росту, самосовершенствованию.
 Весь свой профессионализм и личный опыт стараюсь использовать для того, чтобы мои ученики показывали сформированные знания, имели оценочные суждения, были порядочными людьми. Я  считаю, что лучше хвалить, чем ругать- педагогика успеха приносит хорошие результаты. В моей педагогической деятельности самооценка является основой саморазвития, причем  не только для меня самой, но и для моих воспитанников. 
 Стараюсь помочь моим ученикам разглядеть то прекрасное, что окружает их в  этом  мире, потому что только способность видеть красоту дарит им веру в себя и справедливость, тот необходимый заряд оптимизма, который будет спутником на их жизненном пути.

Добавить грамоту в портфолио