Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине " Математика" ( геометрия)
методическая разработка
Данный сборник составлен к рабочей программе общеобразовательной дисциплины " Математика" ( геометрия) на базе основного общего образования пр подготовке специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика с учетом естественно - научного профиля, получаемого профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_geometrii._krasnova_l.n.docx | 1009.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Математика» ( геометрия).
Краснова Л.Н.
Нижний Новгород
2024
Содержание.
- Пояснительная записка………………………………………………………....3
- Темы практических работ………………………………………………………5
- Практические работы…………………………………………………………...6
- Ответы.…………………… …………………………………………………...23
- Глоссарий………………………………………………………………………26
- Список литературы……………………………………………………………28
1.Пояснительная записка.
Данный сборник составлен к рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» ( геометрия) и предназначен для изучения геометрии с целью реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело , 31.02.03 Лабораторная диагностика ( учебной дисциплины ОД.03 Математика «общеобразовательного цикла») с учетом естественно - научного профиля, получаемого профессионального образования. Практические задания направлены на формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки студентов.
Целью создания разработки является оказание помощи студентам первого курса в освоении учебного материала по дисциплине. Материалы составлены к темам теоретических занятий по математике 31 - 42 . Работы можно проводить как на мотивационно- ориентировочной части занятия - актуализации ( фронтальная работа по готовым таблицам, записям на доске, домашнему заданию и т.п.), так и на рефлексивно- оценочной части - подведении итогов урока.
Цели практических занятий:
-помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;
-научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;
-научить их пользоваться справочной литературой;
-формировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
Задачи практических занятий :
-расширение, углубление и детализация научных знаний, полученных на лекциях. Практические задания логически продолжают лекции;
-повышение уровня усвоения учебного материала;
-привитие умений и навыков;
-развитие научного мышления и речи студентов;
-проверка и учет знаний. Все формы практических заданий являются важным средством более действенной проверкой знаний, оперативной обратной связи, осуществляемой по формуле «студент-преподаватель»;
-развитие научного кругозора и общей культуры;
-развитие познавательной активности;
-привитие навыков ведения коллективной беседы, участие в творческой дискуссии.
Критерии оценивания практических работ
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
86-100 | 5 | отлично |
66-85 | 4 | хорошо |
50-65 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | неудовлетворительно |
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки и недочеты.
К категории существенных ошибок следует отнести ошибки, связанные с незнанием, непониманием учащимися основных положений теории и с неправильным применением методов, способов, приемов решения практических заданий, предусмотренных программой.
К категории несущественных ошибок следует отнести погрешности, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, чертежей, а также погрешности и недочеты, которые не приводят к искажению смысла задания и его выполнения.
Обобщенные требования к студентам при выполнении практических работ:
а) теоретически подготовиться к выполнению работы;
б) выполнить работу в полном объеме с соблюдением необходимых требований к еѐ выполнению;
в) оформить отчет правильно и аккуратно, выполнить расчеты;
г) самостоятельно выполнить индивидуальное задание, ответить на контрольные вопросы и сделать выводы;
д) при наличии пропуска соблюсти порядок выполнения пропущенных практических работ.
Порядок выполнения пропущенных работ:
а) при наличии пропуска студент обязан изучить материал самостоятельно, предварительно взяв задание у преподавателя;
б) подготовить отчѐт о практической работе, соблюдая все требования, предъявляемые к выполнению практических работ;
в) сдать преподавателю практическую работу при следующей явке.
Организация выполнения и контроля практических работ по дисциплине «Математика» является подготовительным этапом к сдаче экзамена по данной дисциплине.
2.Темы практических работ.
1. (ТЗ31) Геометрия на плоскости……………………………………………….6
2.(ТЗ32) Основные понятия стереометрии. Взаимное расположение прямой и плоскости, двух прямых в пространстве………………………………………...7
3.(ТЗ33)Параллельность прямых, прямой и плоскости. Параллельность плоскостей…………………………………………………………………………7
4.(ТЗ34)Геометрические преобразования пространства. Параллельное проектирование……………………………………………………………………9
5.(ТЗ35)Параллелепипед и его элементы. Тетраэдр и его элементы………...10
6.(ТЗ36)Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей………………………………………………………………………..13
7.(ТЗ37)Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах……14
8.(ТЗ38)Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями……...15
9.(ТЗ39)Расположение прямых и плоскостей в окружающем мире ( природе, архитектуре, механике)………………………………………………………….16
10.(ТЗ40)Понятие многогранника и его элементы…………………………….17
11.(ТЗ41)Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма.……….19
12.(ТЗ42)Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида…………..20
3.Практические работы.
Работа №1.
Тема: Геометрия на плоскости .
Теоретические сведения:
Параллелограмм — это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Площадь параллелограмма можно найти:
1)S = a × h, где a — сторона, h — высота, проведенная к этой стороне.
2) S = a × b × sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними.
3) S = 0,5 × (d1 × d2) × sinβ, где β — угол между диагоналями, d1 и d2 — две диагонали.
Свойства параллелограмма :
1)Противоположные стороны параллелограмма равны.
2) Противоположные углы параллелограмма равны.
3) Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.
4) Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника.
5) Сумма углов в параллелограмме, прилежащих к одной стороне, равна 180 градусам.
Теорема косинусов: a2 = b2 + c2 - 2bc cos α, где a,b,c – стороны треугольника, α – угол, противолежащий стороне а.
Теорема синусов: == , где а,b, с – стороны треугольника, α, β, γ – противолежащие углы.
Площадь круга : S = π.
Площадь сектора: S = α⁰.
Расстояние между точками А ( ; ) и В (; ):
АВ =
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1. Две стороны параллелограмма равны 6 см и 8 см, а угол между ними — 60°. Найдите: 1) бoльшую диагональ параллелограмма; 2) площадь параллелограмма. 2. В треугольнике МКР КР = 7 см, МР = 7 см, угол К равен 45°. Найдите угол М. 3. Около правильного треугольника ABC со стороной 18 см описана окружность с центром O. Найдите площадь сектора, содержащего дугу ВAC. 4. Докажите, что четырёхугольник ABCD с вершинами в точках A (1; -1), B (−4; 4), C (−2; 6) и D (3; 1) является прямоугольником. | 1. Две стороны параллелограмма равны 3 см и 5 см, а угол между ними — 30°. Найдите: 1) бoльшую диагональ параллелограмма; 2) площадь параллелограмма. 2. В треугольнике ABC AC = 6 см, BC = 6 см, угол A равен 30°. Найдите угол B. 3. Около правильного шестиугольника ABCDEF со стороной 8 см описана окружность с центром O. Найдите площадь сектора, содержащего дугу ACE. 4. Докажите, что четырёхугольник ABCD с вершинами в точках A (3; 5), B (−1; −1), C (−7; −5) и D (−3; 1) является ромбом. |
Работа №2.
Тема: Основные понятия стереометрии. Взаимное расположение прямой и плоскости, двух прямых в пространстве.
Теоретические сведения:
Аксиома1: Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
Аксиома2: Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
Аксиома3: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Следствия из аксиом:
- Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
- Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость , и притом только одна.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1.Верно ли, что: а) любые три точки лежат в одной плоскости; б) любые четыре точки не лежат в одной плоскости; в) прямая лежит в плоскости данного треугольника, если она пересекает две его стороны? 2.Точки А, В, С не лежат на одной прямой, МϵАВ, КϵАС, ХϵМК. Докажите, что точка Х лежит в плоскости АВС. 3.Даны пересекающиеся плоскости α и β. Прямая а лежит в плоскости α и пересекает плоскость β в точке А. Прямая b лежит в плоскости β и пересекает плоскость α в точке В. Докажите, что АВ – линия пересечения плоскостей α и β. | 1.Верно ли, что: а) любые четыре точки лежат в одной плоскости; б) через любые три точки проходит плоскость и притом только одна; в) прямая лежит в плоскости данного треугольника, если она проходит через одну из вершин треугольника? 2.Прямые a и b пересекаются в точке О, Аϵ а, Вϵ b , YϵAB. Докажите, что прямые а и b и точка Y лежат в одной плоскости. 3.Плоскости α и β пересекаются по прямой m. Прямая а лежит в плоскости α и пересекает плоскость β. Пересекаются ли прямые а и m? Почему? |
Работа №3.
Тема: Параллельность прямых, прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
Теоретические сведения:
Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.
Теорема: Через любую точку пространства , не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна.
Лемма: Если одна из двух параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость.
Теорема: Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
Прямая и плоскость называются параллельными, если они не омеют общих точек.
Признак параллельности прямой и плоскости: Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой – нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна данной плоскости.
Следствие 1: Если плоскость проходит через данную прямую, параллельную другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей параллельна данной прямой.
Следствие 2: Если одна из двух параллельных прямых параллельна данной плоскости, то другая прямая либо также параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости.
Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
Признак параллельности двух плоскостей: Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1.Укажите ложное предложение. 1)Две плоскости параллельны, если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости. 2)Через любую точку вне данной плоскости можно провести плоскость, параллельную данной и притом только одну. 3)Если прямая пересекает одну из двух пересекающихся плоскостей, то она обязательно пересекает и другую плоскость. 4)Две плоскости, параллельные третьей плоскости, параллельны друг другу. 2.На какой вопрос следует дать отрицательный ответ? 1)Может ли при параллельном проектировании прямоугольника получиться трапеция? 2) Может ли при параллельном проектировании отрезка получиться точка? 3) Может ли при параллельном проектировании прямоугольника получиться квадрат? 4) Может ли при параллельном проектировании прямоугольника получиться параллелограмм? 3.Даны плоскость и точка вне ее. Укажите геометрическое место середин отрезков, один из концов которых находится в данной точке, а другой конец лежит в данной плоскости. 1) Точка; 2) отрезок; 3)прямая; 4)плоскость. 4. Дан треугольник АВС, ЕϵАВ, КϵВС, ВЕ:ВА=ВК:ВС=2:5. Через прямую АС проходит плоскость α, не совпадающая с плоскостью треугольника АВС. а) Докажите, что ЕК∥α. б) Найдите длину отрезка АС, если ЕК=4см. | 1.Укажите верное предложение. 1) Если плоскость пересекает одну из двух пересекающихся плоскостей, то она пересекает обязательно и другую плоскость. 2)Через любую точку пространства можно провести не более одной плоскости, параллельной каждой из двух пересекающихся прямых. 3)Через любую прямую можно провести плоскость, параллельную данной плоскости. 4) Если две плоскости параллельны некоторой прямой, то эти плоскости обязательно параллельны. 2.На какой вопрос следует дать отрицательный ответ? 1) Может ли при параллельном проектировании отрезка получиться точка? 2) Может ли при параллельном проектировании квадрата получиться трапеция? 3) Может ли при параллельном проектировании квадрата получиться прямоугольник? 4) Может ли при параллельном проектировании прямоугольного треугольника получиться остроугольный треугольник? 3. Укажите геометрическое место середин отрезков с концами на двух параллельных плоскостях. 1) Отрезок; 2) прямая; 3) полуплоскость; 4) плоскость. 4. Дан треугольник АВС, МϵАВ, КϵВС, ВМ:МА=3:4. Через прямую МК проходит плоскость α, параллельная прямой АС. а) Докажите, что ВС:ВК=7:3. б) Найдите длину отрезка МК, если АС=14см. |
Работа №4.
Тема: Геометрические преобразования пространства. Параллельное проектирование .
Теоретические сведения:
Отображение, сопоставляющее которой точке Х фигуры F ее параллельную проекцию– точку Х’ фигуры F’, называется параллельным проектированием фигуры F.
При параллельном проектировании не выбирают направление параллельного проектирования параллельно плоскости проекции.
При параллельном проектировании плоских фигур не выбирают направление параллельного проектирования параллельно плоскости, которой принадлежит эта плоская фигура, т.к. получающаяся при этом проекция не отражает свойства данной плоской фигуры.
Если направление параллельного проектирования перпендикулярно плоскости проекций, то такое параллельное проектирование называется ортогональным(прямоугольным) проектированием.
Если плоскость проекций и плоскость, в которой лежит данная фигура параллельны (a||(АВС)), то получающееся при этом изображение равно прообразу.
Параллельное проектирование обладает свойствами:
1) параллельность прямых (отрезков, лучей) сохраняется;
2) отношение длин отрезков, лежащих на параллельных или на одной прямой сохраняется;
3) Линейные размеры плоских фигур(длины отрезков, величины углов) не сохраняются (исключение ортогональное проектирование).
Теорема. При параллельном проектировании для прямых, не параллельных направлению проектирования, и для лежащих на них отрезков выполняются следующие свойства:
1. Проекция прямой есть прямая, а проекция отрезка – отрезок.
2. Проекции параллельных прямых параллельны или совпадают.
3. Отношение длин проекций отрезков, лежащих на одной прямой или на параллельных прямых, равно отношению длин самих отрезков. α X’
Следствие: при параллельном проектировании середина отрезка проектируется в середину его проекции.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1. Каким образом следует изображать пространственную фигуру на плоскости? 2. Перечислить основные свойства параллельного проектирования. 3. Если плоскость треугольника параллельна плоскости проектирования, то его проекцией будет _________________. 4. Из точки М проведен перпендикуляр МВ, равный 4см, к плоскости прямоугольника АВСД. Наклонные МА и МС образуют с плоскостью основания прямоугольника углы 45⁰ и 30⁰ соответственно. Докажите, что треугольник ВДС является проекцией треугольника МДС на плоскость прямоугольника и найдите его площадь. | 1. Какое соответствие называется параллельным проектированием на плоскость β в направлении прямой l? 2. Если прямая параллельна линии проектирования, то её проекция – ___________. 3. Проекцией треугольника является ________, если плоскость треугольника параллельна линии проектирования l. 4. Из точки М проведен перпендикуляр МД, равный 6см, к плоскости квадрата АВСД. Наклонная МВ образует с плоскостью квадрата угол 60⁰. Докажите, что треугольник АВД является проекцией треугольника МАВ на плоскость квадрата и найдите его площадь. |
Работа №5.
Тема: Параллелепипед и его элементы. Тетраэдр и его элементы.
Теоретические сведения:
Параллелепипед – поверхность, составленная из двух равных параллелограммов и четырех параллелограммов.
Свойства параллелепипеда:
1.Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны.
2.Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.
Тетраэдр – поверхность, составленная из четырех треугольников.
Содержание:
Тест.
Вариант 1
- Определить сумму ребер правильного тетраэдра, если одно из ребер равно 10.
- Дан тетраэдр ABCD. Укажите ребра, скрещивающиеся с ребром AD.
- Дан тетраэдр ABCD. Укажите ребра, скрещивающиеся с ребром BD.
- Пусть точки M и N - середины ребер AB и AC тетраэдра ABCD. Будет ли прямая MN параллельна плоскости BCD.
5. Выберите верное утверждение:
1) Если ребра тетраэдра, которые прилегают к одной вершине, перпендикулярны между собой, то такой тетраэдр называется прямоугольным.
2) Если ребра тетраэдра, которые прилегают к одной вершине, перпендикулярны между собой, то такой тетраэдр называется равногранным
6. Сколько ребер имеет параллелепипед?
7. Закончите определение:
Параллелепипед - это четырехугольная призма, основаниями которой являются ... .
8. Выберите свойства, которыми обладает параллелепипед:
1) Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.
2) Противолежащие грани любого параллелепипеда равные квадраты.
3) Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой в отношении 1 : 3.
4) Диагонали параллелепипеда не пересекаются.
5) Противолежащие грани параллелепипеда равны и лежат в параллельных плоскостях.
9. Две вершины, которые не принадлежат одной грани, называются... .
10. На ребрах DD1 и CC1 параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 даны соответственно точки K и F. Назовите ребро верхнего основания, которое пересекает прямая KF
Вариант 2
- Дан тетраэдр ABCD. Укажите ребра, скрещивающиеся с ребром DC.
- Выберите слова, от которых происходит название "тетраэдр":
1) ребра 2) три 3) грани 4) четыре.
3. На ребрах DB и DA тетраэдра DABC взяты соответственно точки K и F (не середины ребер). В какой плоскости расположена прямая KF?
4.На ребрах DB и DA тетраэдра DABC взяты соответственно точки K и F (не середины ребер). Выберите прямые, которые будут пересекаться с прямой KF:
- Выберите верное утверждение:
1) Тетраэдр, все грани которого равные между собой треугольники называется прямоугольным.
2) Тетраэдр, все грани которого равные между собой треугольники называется правильным.
3) Тетраэдр, все грани которого равные между собой треугольники называется равногранным.
6. Сколько вершин имеет параллелепипед?
7. Укажите верное соответствие между изображениями параллелепипедов и их названиями
а) прямоугольный параллелепипед
б) прямой параллелепипед
в) наклонный параллелепипед
8. Две вершины параллелепипеда, не принадлежащие одной грани, называются ... .
9. На ребрах DD1 и CC1 параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 даны соответственно точки K и F. Назовите ребро нижнего основания, которое пересекает прямая KF
- ABСDА1B1C1D1 - прямой параллелепипед, основание ABСD - квадрат. Найдите площадь боковой поверхности параллелепипеда, если ребро AD равно 10 см, а ребро CC1 равно 8 см. В ответе укажите только число без единиц измерения. Например, 200.
Работа №6.
Тема: Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей.
Теоретические сведения:
Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними 90⁰.
Лемма: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.
Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой , лежащей в этой плоскости.
Теорема1: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости.
Теорема 2: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.
Признак перпендикулярности прямой и плоскости: Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.
Две пересекающиеся плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90⁰.
Признак перпендикулярности двух плоскостей: Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны.
Следствие: Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1.Закончите предложение и сделайте рисунок: а) Две прямые называются перпендикулярными, если… б) Прямая перпендикулярна плоскости, если она… в) Через данную точку пространства можно провести прямую, перпендикулярную данной плоскости и притом…. г) Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то… д) Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то… 2.Через катеты ВД и ВС прямоугольных треугольников АВД и АВС проведена плоскость α, не содержащая их общий катет. Будет ли АВ ┴α? 3.Отрезок МН пересекает некоторую плоскость в точке К. Через концы отрезка проведены прямые НР и МЕ, перпендикулярные плоскости и пересекающие ее в точках Р и Е. Найдите РЕ, если НР = 4см, НК = 5см, МЕ = 12см. | 1.Закончите предложение и сделайте рисунок: а) Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если… б) Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то… в) Все прямые, проходящие через данную точку прямой и перпендикулярные к этой прямой, лежат в… г) Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости… д) Если две плоскости перпендикулярны прямой, то они… 2.АВСД – квадрат. Отрезок МД перпендикулярен к плоскости АВС. Докажите, что МВ┴АС. 3.АВСД – прямоугольник. Отрезок АЕ перпендикулярен к плоскости АВС. ЕВ = 15см, ЕС = 24см, ЕД = 20см. Докажите, что треугольник ЕДС прямоугольный и найдите АЕ. |
Работа №7.
Тема: Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах.
Теоретические сведения:
АН – перпендикуляр, проведенный из точки А к плоскости α.
Н – основание перпендикуляра
АМ – наклонная, проведенная из точки А к плоскости α.
М – основание наклонной.
НМ – проекция АМ на плоскость α.
Перпендикуляр, проведенный из данной точки к плоскости, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой плоскости.
Теорема о трех перпендикулярах: Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
Содержание:
| 2 вариант |
1.Через катеты ВД и ВС прямоугольных треугольников АВД и АВС проведена плоскость α, не содержащая их общий катет. Будет ли АВ┴α? 2. Из точки М проведен перпендикуляр МВ, равный 4см, к плоскости прямоугольника АВСД. Наклонные МА и МС образуют с плоскостью основания прямоугольника углы 45⁰ и 30⁰ соответственно. А) Докажите, что треугольники МАД и МСД прямоугольные. Б) Найдите стороны прямоугольника. | 1.АВСД – квадрат. Отрезок МД перпендикулярен к плоскости АВС. Докажите, что МВ┴АС. 2.Из точки М проведен перпендикуляр МД, равный 6см, к плоскости квадрата АВСД. Наклонная МВ образует с плоскостью квадрата угол 60⁰. А) Докажите, что треугольники МАВ и МСВ прямоугольные. Б) Найдите сторону квадрата. |
Работа №8.
Тема: Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями.
Теоретические сведения:
Углом между прямой и плоскостью , пересекающей эту прямую и не перпендикулярной к ней, называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость.
Угол между плоскостями – это двугранный угол. Градусной мерой двугранного угла называется градусная мера его линейного угла.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1.Какое предложение станет неверным, если в нем слово «прямая» заменить словом «плоскость»? 1) Две прямые параллельны, если каждая из них параллельна третьей прямой. 2) Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то другая прямая перпендикулярна этой плоскости. 3)Через любую точку можно провести прямую, перпендикулярную плоскости и притом только одну. 4) Если прямая перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и другой прямой. 2.Треугольник АВС прямоугольный (угол С равен 90⁰), угол А равен 30⁰, АС = а, ДС┴АВС, ДС = а. Чему равен угол между плоскостями АДВ и АСВ? | 1.Какое предложение станет неверным, если в нем слово «прямая» заменить словом «плоскость»? 1) Каковы бы ни были две точки, существует, и притом только одна, прямая, проходящая через эти две точки. 2) Из каждой точки, не лежащей на данной прямой, можно провести перпендикулярную прямую. 3) Через любую точку можно провести прямую, перпендикулярную данной плоскости. 4) Через точку вне данной прямой можно провести прямую, параллельную этой прямой, и притом только одну. 2.АВСД – ромб. Угол А равен 60⁰, АВ = m, ВЕ┴АВС, ВЕ = . Найдите угол между плоскостями АЕД и АВС. |
Работа №9.
Тема: Расположение прямых и плоскостей в окружающем мире ( природе, архитектуре, механике).
Теоретические сведения:
Теорема Пифагора : + = , где а , в – катеты прямоугольного треугольника, с – гипотенуза.
Средняя линия трапеции – отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции.
Средняя линия трапеции равна полусумме ее оснований.
Объем прямоугольного параллелепипеда : V = авс, где а,в,с – измерения параллелепипеда.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1. Верхние концы двух вертикально стоящих столбов, удаленных на расстояние 3,4 м, соединены перекладиной. Высота одного столба 5,8 м, а другого — 3,9 м. Найдите длину перекладины. 2.Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном положении , находится на высоте 24м от земли. Расстояние от основания флагштока до места крепления троса на земле равно 7м. Найдите длину троса. 3. Два ребра коробки, выходящие из одной вершины, равны 1, 2. Объем коробки равен 6. Найдите площадь ее поверхности. 4. Найдите на улице и приведите примеры иллюстрации следующего геометрического понятия: - параллельные прямая и плоскость; - пересекающиеся прямая и плоскость; - прямая, лежащая в плоскости; - пересекающиеся прямые. | 1.Наклонная крыша установлена на трех вертикальных опорах, основания которых расположены на одной прямой. Средняя опора стоит посередине между малой и большой опорами. Высота малой 1,3м, высота средней опоры 2,5м. Найдите высоту большой опоры. 2.Пожарную лестницу длиной 20м приставили к окну. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 12м. На какой высоте находится верхний конец лестницы? 3. Два ребра коробки равны 7 и 4, а ее объём равен 140. Найдите площадь поверхности этой коробки. 4. Найдите на улице и приведите примеры иллюстрации следующего геометрического понятия: - параллельные плоскости; - пересекающиеся плоскости; - скрещивающиеся прямые; - параллельные прямые. |
Работа №10.
Тема: Понятие многогранника и его элементы.
Теоретические сведения:
Многогранник – поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело.
Многогранники бывают выпуклые и невыпуклые. Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани.
В противном случае многогранник называется невыпуклым.
В выпуклом многограннике сумма всех плоских углов пр каждой его вершине меньше 360⁰.
Содержание:
| 2 вариант |
1.От деревянной правильной пятиугольной призмы отпилили все её вершины (см.рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? 2.Плоскость, проходящая через три точки A, B и C, разбивает куб на два многогранника. Сколько граней у многогранника, у которого больше граней? 3.Плоскость, проходящая через три точки A, B и С, разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько рёбер у многогранника, у которого больше вершин? 4.Плоскость, проходящая через точки A, B и C (см.рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько рёбер у получившегося многогранника с бо́льшим числом вершин? | 1.От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см.рис.). Сколько рёбер у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? 2.Плоскость, проходящая через точки A, B и C (см.рис.), разбивает куб на два многогранника. Сколько вершин у получившегося многогранника с бо́льшим числом граней? 3.Плоскость, проходящая через три точки A, B и C, разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько вершин у многогранника, у которого меньше граней? 4.Плоскость, проходящая через точки A, B и C, рассекает тетраэдр на два многогранника (см.рис.). Сколько вершин у получившегося многогранника с большим числом граней? |
Работа №11.
Тема: Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма.
Теоретические сведения:
Призма – многогранник, составленный из двух равных n – угольников, расположенных в параллельных плоскостях и n параллелограммов .
Призма называется прямой, если боковые ребра призмы перпендикулярны к основаниям, в противном случае призма называется наклонной.
Прямая призма называется правильной, если ее основания – правильные многоугольники.
Площадью полной поверхности призмы называется сумма площадей всех ее граней.
= + 2
Площадь боковой поверхности призмы называется сумма площадей ее боковых граней.
Теорема: Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
1.Какое из указанных свойств куба не является свойством любого прямоугольного параллелепипеда? 1)Диагонали куба пересекаются в одной точке. 2)Точка пересечения диагоналей куба является его центром симметрии. 3)У куба все ребра равны. 4)У куба противоположные грани равны. 2.Ребро куба равно а ( см.рисунок). Укажите неверное утверждение. 1)Диагональ грани куба равна а. 2)Диагональ куба равна а. 3) у куба четыре диагонали. 4)Диагонали куба образуют с гранями углы в 45⁰. 3.Ребро куба равно а ( см.рисунок). Укажите неверное утверждение. 1)Площадь грани куба равна . 2)Угол между диагоналями куба равен 90⁰. 3)Полная поверхность куба равна 6. 4)Площадь диагонального сечения куба равна . 4.Какая из указанных фигур является сечением куба (см.рисунок) плоскостью, проходящей через вершины , , С? 1)Квадрат. 2)Прямоугольник. 3)Ромб. 4)Трапеция. | 1.Какое из указанных свойств куба не является свойством любого прямого параллелепипеда? 1)Все грани куба равны. 2)Все диагонали куба равны. 3) У куба противоположные грани параллельны. 4)Все двугранные углы куба равны. Стороны основания прямоугольного параллелепипеда равны а и в, а боковое ребро – с (см.рисунок). 2.Какой из указанных углов является линейным углом двугранного угла, образованного гранями DC и ( см. рисунок)? 1)<D. 2)<D. 3)<С. 4)<C. 3.Какая из указанных фигур не может быть сечением прямоугольного параллелепипеда (см. рисунок) плоскостью, проходящей через вершины и C? 1)Треугольник. 2)пятиугольник. 3)прямоугольник. 4)Трапеция. 4. Укажите неверное утверждение.(см. рисунок). 1)Диагональ параллелепипеда Dравна . 2)Площадь диагонального сечения АC равна с. 3)Если <СА=𝛗, то = . 4)Если <АВ=α, то tgα=. |
Работа №12.
Тема: Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Теоретические сведения:
Пирамида – многогранник, составленный из n – угольника и n треугольников.
Площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех ее граней.
= +
Площадь боковой поверхности пирамиды называется сумма площадей ее боковых граней.
Пирамида называется правильной, если ее основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является ее высотой.
Свойства правильной пирамиды:
- все боковые ребра равны;
- Боковые грани – равные равнобедренные треугольники.
Теорема: Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему.
Усеченная пирамида – многогранник, гранями которого являются два n – угольника, расположенные в параллельных плоскостях и n четырехугольников.
Боковые грани усеченной пирамиды – трапеции.
Усеченная пирамида называется правильной , если она получена сечением правильной пирамиды плоскостью, параллельной основанию.
Содержание:
1 вариант | 2 вариант |
Высота правильной треугольной пирамиды равна а, радиус окружности , описанной около ее основания, 2а. Найдите: а) апофему пирамиды; б) угол между боковой гранью и основанием; в) площадь боковой поверхности: г) плоский угол при вершине пирамиды. | Апофема правильной четырехугольной пирамиды равна 2а, высота пирамиды равна а. Найдите: а) сторону основания пирамиды; б) угол между боковой гранью и основанием; в) площадь поверхности пирамиды; г) расстояние от центра основания пирамиды до плоскости боковой грани. |
4.Ответы.
Работа №1.
1 вариант | 2 вариант |
2.60⁰. 3.72π. | 1.1) ; 2) 7,5. 2.45⁰. 3.42π. |
Работа №2.
1 вариант | 2 вариант |
1.а) да; б) нет; в) да. | 1.а) нет; б) нет; в) нет. |
Работа №3.
1 вариант | 2 вариант |
1.3) 2. 1) 3. 4) 4. а) Использовать признак подобия треугольников и признак параллельности прямой и плоскости. б) АС=10см. | 1. 2) 2. 2) 3. 4) 4. а) Использовать утверждение 1⁰ из п.6 и подобие треугольников. б)МК=6см. |
Работа №4.
1 вариант |
|
4. 8 . | 4. 3 . |
Работа №5.
1 вариант | 2 вариант |
1.60. 2.ВС. 3.АС. 4.Да. 5.2). 6.12. 7.Параллелограмм. 8.1), 5). 9.Противоположные. 10.. | 1.АВ. 2.4). 3.АВД. 4.ВД, АД, АВ,. 5.3). 6.8. 7.1-б; 2-в; 3-а. 8. Противоположные. 9.СД. 10.320. |
Работа №6.
1 вариант |
|
1.а)угол между ними 90⁰; б)перпендикулярна двум пересекающимся прямым в этой плоскости; в) только одна; г)и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости; д) она перпендикулярна и другой прямой тоже. 2.Да. 3.12. | 1.а) перпендикулярна любой прямой в этой плоскости; б) и вторая прямая перпендикулярна этой прямой; в) плоскости, перпендикулярной данной прямой; г) параллельны; д) параллельны. 2.По определению прямой, перпендикулярной к плоскости. 3.7. |
Работа №7
1 вариант | 2 вариант |
1.Да. 2.б) АВ = 4см, ВС = 4см. | 2.б) см. |
Работа №8
1 вариант | 2 вариант |
1.3) 2. arctg / | 1.1) 2. 45⁰ |
Работа №9
1 вариант | 2 вариант |
1.3,9м. 2. 25м. 3.22 | 1.3,7м. 2. 16м. 3.166 |
Работа №10
1 вариант | 2 вариант |
1.17 2.7 3.12 4.9 | 1.27 2.10 3.6 4.6 |
Работа №11
1 вариант | 2 вариант |
1.3 2.4 3.2 4.2 | 1.3 2.3 3.2 4.3 |
Работа №12
1 вариант | 2 вариант |
а) 2а; б) 60⁰; в) 6 ; г) 2arctg/ | а) 2а; б) 45⁰; в) 8 + 1); г) а. |
5.Глоссарий.
Аксиома - исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным , без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами.
Боковые грани усеченной пирамиды – трапеции.
Геоме́трия (от др.-греч. γεωμετρία ← γῆ «земля» + μετρέω «мерить; оценивать», букв. землемерие) — раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения.
Две пересекающиеся плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90⁰.
Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.
Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними 90⁰.
Отображение, сопоставляющее которой точке Х фигуры F ее параллельную проекцию– точку Х’ фигуры F’, называется параллельным проектированием фигуры F.
Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани.
Многогранник – поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело.
Параллелепипед – поверхность, составленная из двух равных параллелограммов и четырех параллелограммов.
Параллелограмм — это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Пирамида – многогранник, составленный из n – угольника и n треугольников.
Пирамида называется правильной, если ее основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является ее высотой.
Планиметрия – раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости.
Площадь боковой поверхности пирамиды называется сумма площадей ее боковых граней .
Площадь боковой поверхности призмы называется сумма площадей ее боковых граней.
Площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех ее граней.
Площадью полной поверхности призмы называется сумма площадей всех ее граней.
Призма – многогранник, составленный из двух равных n – угольников, расположенных в параллельных плоскостях и n параллелограммов .
Призма называется прямой, если боковые ребра призмы перпендикулярны к основаниям, в противном случае призма называется наклонной.
Прямая призма называется правильной, если ее основания – правильные многоугольники.
Прямая и плоскость называются параллельными, если они не имеют общих точек.
Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой , лежащей в этой плоскости.
Средняя линия трапеции – отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции.
Стереометрия – раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Теорема Пифагора : + = , где а , в – катеты прямоугольного треугольника, с – гипотенуза.
Тетраэдр – поверхность, составленная из четырех треугольников.
Углом между прямой и плоскостью , пересекающей эту прямую и не перпендикулярной к ней, называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость.
Усеченная пирамида – многогранник, гранями которого являются два n – угольника, расположенные в параллельных плоскостях и n четырехугольников.
Усеченная пирамида называется правильной , если она получена сечением правильной пирамиды плоскостью, параллельной основанию.
6.Список литературы:
- Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 10-11 классы» : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. Уровни – М.: Просвещение, 2014г.
- Баум И.В., Брызгалов К.Н., Горзий Т.А. « Задания по геометрии для 9 и 10 классов.»: Методическое пособие- М.Просвещение, 1987г.
- Воскресенская О.Л. Технология разработки тестовых заданий (тезисы лекций).http://www.openclass.ru/wiki-pages/52962
- Ершова А.П., ГолобородькоВ.В. « Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. – М.: Илекса, 203г.
- Зив Б.Г. «Дидактические материалы по геометрии для 10 – 11 класса» - М.: Просвещение, 1997г.
- Канашина Е.М. Использование тестов в учебном процессе. http://www.testobr.narod.ru/index.htm
- Ковалева Г.И. « Геометрия 11 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна и др.- Волгоград: Учитель, 2007г.
- Мордкович А.Г., Суходский А.М. « Справочник школьника по математике». – М.: Издательский Дом ОНИКС, 1999г.
- Смирнова И.М. « Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 10-11 класс» - М.: «Аквариум», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике для обучающихся в СПО
Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике предназначены для обучающихся, которые уже освоили общеобразовательную дисциплину математика и перешли к изучению высшей матема...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ЕН "Математика" для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 151901 «Технология машиностроения»
Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. Дисциплина "Документационное обеспечение управления"
Методические рекомендации содержат конкретные материалы в помощь студентам по выполнению практических занятий по дисциплине "Документационное обеспечение управления"....
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине ОДп.10 Математика для студентов 1 курса
Всесторонняя подготовка специалистов – это не только приобретение знаний, но и выработка умений применять знания на практике и в жизни. Особенно важными являются умения по специальностям. Однако специ...
Методические указания по выполнению практических работпо ПМ.03 Планирование и организация процесса архитектурного проектирования МДК.03.02 Тема 1.3 «Общие положения градостроительного кодекса»
Методические указания по выполнению практических работпо ПМ.03 Планирование и организация процесса архитектурного проектированияМДК 03.01. Планирование и организация архитектурного проектировани...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работдисциплины «Основы предпринимательской деятельности»...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине " Математика" ( алгебра)
Данный сборник составлен к рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины " Математика" ( алгебра) и предназначен для изучения алгебра и начал анализа на базе основного общего обра...