РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ.
статья
В результате научно-технического прогресса дети стали менее активными, а духовные и социальные ценности переоценены. В настоящее время у ребят особое внимание уделяется телевидению, интернету и компьютерным играм. Налицо негативные последствия, так как рост и развитие человека напрямую зависят от его активности в движении. Для полноценного развития и сохранения здоровья подростка необходимо соблюдать определенную норму физической активности, которая должна быть установлена на определенном этапе его развития. Недостаточная двигательная активность является одним из важнейших факторов, влияющих на обменные процессы в организме и состояние костно-мышечной, сердечно -сосудистой систем. Это приводит к нарушению работы сердечно – сосудистой системы и других органов, а также к нарушениям обмена веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ.
В настоящее время в обществе центральную роль играет сохранение здоровья детей, как ключевой фактор будущего благополучия страны.
Анализ детского здоровья показывает, что заболеваемость детей в нашей стране неуклонно растет. Это результат длительного влияния неблагоприятных социальных, экологических и природных факторов на здоровье человека.
В результате научно-технического прогресса дети стали менее активными, а духовные и социальные ценности переоценены. В настоящее время у ребят особое внимание уделяется телевидению, интернету и компьютерным играм. Налицо негативные последствия, так как рост и развитие человека напрямую зависят от его активности в движении.
Для полноценного развития и сохранения здоровья подростка необходимо соблюдать определенную норму физической активности, которая должна быть установлена на определенном этапе его развития. Недостаточная двигательная активность является одним из важнейших факторов, влияющих на обменные процессы в организме и состояние костно-мышечной, сердечно -сосудистой систем. Это приводит к нарушению работы сердечно – сосудистой системы и других органов, а также к нарушениям обмена веществ.
В арсенале физического воспитания имеется немало средств и методов, содействующих формированию духовно-нравственных и морально-волевых качеств личности, которые с успехом могут быть использованы в процессе обучения. Из опыта своей работы знаю, как не просто бывает соединить в уроке задачи обучения и воспитания студентов. Главными задачами духовно-нравственного и физического воспитания является:
- гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
- усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России. Жить по принципу: «В здоровом теле, здоровый ДУХ!»
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи[2, с. 21].
В нашем учебном заведении уделяется серьезное внимание развитию двигательной активности студентов. Однако, как показывает практика, за 2-3 урока физкультуры в неделю и факультативные занятия положения не могут улучшить, поскольку они восполняют дефицит двигательной активности на 15-20%.
Одним из простейших и эффективных средств развития духовного и физического здоровья, на мой взгляд, является обучение студентов самостоятельным занятиям физической культурой, через домашние задания. Их задачей является овладение знаниями, умениями, навыками организации и проведения занятий физической культурой для улучшения здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма.
В настоящее время активно вводятся в работу образовательные стандарты третьего поколения. Важным условием реализации новых образовательных стандартов СПО является организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) студентов, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физическая культура».
Целью самостоятельных занятий физической культурой студентов СПО является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое усвоение изучаемого теоретического и практического курса, формирование навыков применения простейших методик самооценки работоспособности, функционального состояния, физического здоровья, физического развития и умение использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные методики[3, с. 16].
Главная цель моей педагогической деятельности не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Основные направления моей работы для достижения поставленной цели при проведении занятий физической культурой:
- формировать умение использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
- формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом и нравственном образе жизни;
- развивать умение самостоятельно осваивать прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;
- всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое здоровье и высокую работоспособность студентов;
- совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта[4, с. 34].
В своей работе по организации самостоятельных занятий студентов придерживаюсь оздоровительной направленности, которая решает задачи укрепления здоровья. Подбор физических упражнений направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.
Подбираю такие физические упражнения, которые в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.
Независимо от предусмотренных задач, в основе любого самостоятельного занятия физическими упражнениями лежит физическое, психическое и социальное благополучие каждого обучающегося [5, с. 78]. Моя работа по организации самостоятельных занятий строится на основе комфортности – студенту нужны приятные эмоции от физических упражнений, они должны доставлять только приятные ощущения, он должен осознавать, что делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущать результат. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.
Приобщаю студентов к уверенности в необходимости занятий. Трудно переоценить психологический настрой на занятия физкультурой. Уверенность в необходимости и пользе занятия физической культурой являются мощным подспорьем организму. Эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Приучаю студентов всегда не только верить в результат, но обязательно продумывать, каким именно будет этот результат.
В своей работе использую личностно-ориентированный подход. У каждого человека имеется неповторимое своеобразное сочетание индивидуальных особенностей. Индивидуализация образовательного процесса один из важнейших принципов моей педагогической деятельности. Он характеризуется необходимостью учёта особенностей каждого обучающегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. При разработке индивидуальных заданий исхожу из намеченных траекторий индивидуального развития, учитывая уровень знаний, умений и навыков; общие и специальные возможности; познавательные интересы студента.
Вводные нормативы и задания дают мне начальную информацию о физических данных студента. На их основании разрабатываю индивидуальные задания, суть которых заключается в том, чтобы каждый обучающийся смог улучшить свои физические возможности. И если следующее тестирование этого не подтверждает, то вношу изменения в индивидуальные задания.
Обращаю особое внимание студентов на то, что в процессе выполнения домашнего задания, необходимо рационально распределять физические нагрузки. Это предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом. Частота занятия физкультурой также строго индивидуальна. Обучаю студентов рассчитывать нагрузку и частоту занятий в зависимости от его тренированности. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние, привести к сильной усталости и даже к физическим травмам. А маленькие нагрузки не дадут ожидаемого эффекта. Необходимо строить занятия физкультурой по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному.
Огромную роль в процессе занятий физкультурой играет самоконтроль- самостоятельные регулярные наблюдения занимающегося с помощью простых и доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием и их измененяем под влиянием занятий. Обучающимся рекомендую вырабатывать у себя привычки навыки, способствующие повышению их умственной и физической работоспособности. Нужно знать, сколько времени требуется для отдыха и восстановления сил, какими средствами и методами достигается при этом наибольшая эффективность.
Поэтомуприобщениестудентовк физической культуреявляетсяважнымфакторомформированияздорового образа жизни.Сповсеместнымразвитием и дальнейшим совершенствованием организованных формфизическоговоспитания,показдоровьеиобразованиеучащихсявзаимосвязаныивзаимообусловлены,самостоятельныефизическиеупражнениятемтяжелее,чемкрепче здоровьеучащихся,тем продуктивнеебудуттренировки,иначе конечная цель обученияпотеряетсвойистинныйсмысл и ценность.Длятого чтобыстудентыхорошоадаптировались кучебнойсредеисохранялииукреплялисвоездоровьевовремяучебы,необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность,котораяобеспечиваетсясистематическимисамостоятельнымифизическиминагрузками.
Список литературы и источников
1. Бароненко В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов СПО / В. А Бороненко – М.: Альфа-М: ИНФА-М, 2008. – 352 c.
2. ЛотоненкоА.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи. Теория и практика физ. культуры. – 1998. – №6. – С. 21-24.
3. Туревский И. М. Самостоятельная работа студентов факультетов физического воспитания. М.:Метафора, 2003. – 118 с.
4. Иванова М.А. Самостоятельные занятия во внеурочное время.- М.: Метафора, 2009. – 86с.
5. Решетников Н.В. Физическая культура: учебное пособия для студентов СПО / Н. В. Решетников – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
исследоватнльская статья....

Физическая культура личности студента как вид общей культуры.
Воспитание здорового студента является приоритетной задачей в нашем колледже. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый студент» мы обязаны включать не только телесное здоровье об...

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.
Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....
Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры
В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Презентация "Развитие предметной одаренности обучающихся по предмету физическая культура"
В представленной презентации содержится материал по видам, формам одаренности детей по предмету физическая культура. Данную презентацию учителя физкультуры могут использовать на конференции, педсовета...
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу
Статья о развитии познавательного интереса через самостоятельную работу студентов...

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"
Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"...