Изготовление растворов ВМС и коллоидных растворов.
методическая разработка

Методическая разработка по ПМ 02 Технология изготовления лекарственных форм в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

для преподавателя

по выполнению практических работ

ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».

МДК.02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

Тема 3.4 Растворы ВМС. Коллоидные растворы.

Специальность: 33.02.01 Фармация

Чита – 2024

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю ПМ 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

Автор учебно – методической разработки:

Толмачева Е.С., преподаватель ГПОУ «ЧМК»

Рассмотрена на заседании

ЦМК «Фармация»

Протокол № 7 от «22» апреля 2024г.

Председатель ЦМК_____________ Богданова А.И.

2024 год

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

Специальность: 33.02.01 Фармация

Модуль с указанием раздела: ПМ 02 «Изготовление лекарственных препаратов

в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».

Раздел 1. Технология изготовления лекарственных форм.

Тема: «Изготовление растворов пепсина, протаргола, колларгола, ихтиола».

Вид занятия: Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.

Форма проведения: лабораторно - практическое занятие.

Методы обучения: Практико – операционный, словесный

Цели занятия:

Учебная:

  •  изготовление гомогенных мазей по предложенным прописям рецептов и требования учреждений здравоохранения;
  • формирование профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.4. Оформлять документы первичного учета по изготовлению лекарственных препаратов.

ПК 2.5. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях.

Задачи: После изучения темы студент должен:

Иметь практический опыт:

  • изготовления коллоидных растворов по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения;
  • упаковки и оформления изготовленных коллоидных растворов к отпуску.

Уметь:

  • делать расчеты массы лекарственных веществ и растворителя, необходимые для изготовления коллоидных растворов массо - объёмным методом.
  • готовить коллоидный раствор;
  • упаковать коллоидный раствор;
  • оформлять к отпуску готовый коллоидный раствор.

Знать:

  • нормативно – правовую базу по изготовлению коллоидных растворов;
  • порядок выписывания рецептов и требований;
  • требования производственной санитарии;
  • правила изготовления коллоидных растворов;
  • физико – химические свойства лекарственных веществ, используемые для изготовления коллоидных растворов;
  • правила оформления лекарственных форм предназначенных к отпуску.

Развивающая:

  • развитие умений обобщать факты и делать выводы;
  • формировать умение воспринимать и осмысливать знания, выделять главное, составлять план, осуществлять необходимые расчеты;
  • развитие привычек учебного труда: готовность к занятию, организованность;

Воспитательная:

  • выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. (ОК 01).
  • осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02)
  • работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ( ОК 04)
  • осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. (ОК 05).

Средства обучения:

  • Информационные средства: методические (нормативная документация, таблицы, лекционный материал, пособие к практическим занятиям по фармацевтической технологии, учебники).
  • Наглядные средства: материальные (набор рецептурных бланков формы 107-1/у с прописями гомогенных мазей, посуда для изготовления мазей, фармацевтические субстанции, вспомогательный материал).
  • Технические средства: калькулятор.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Межпредметные связи:

ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»,

УД: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Органическая химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Математика»..

  • Внутримодульные связи:

ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК.02.01 Технология изготовления        МДК.02.02 Контроль качества

лекарственных форм                                      лекарственных средств.

  • Внутрипредметные  связи:

Темы: «Общая характеристика жидких лекарственных форм. Типовая технологическая схема изготовления».

«Понятие о стерильности. Требования к воде очищенной».

«Физико – химические свойства веществ».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

  1. Лекционный материал (лекция № 11);
  2. Технология изготовления лекарственных форм: учебник для медицинских училищ и колледжей/ В.А. Гроссман – 2-изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020 – 336с.
  3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ Г.В. Михайлова, под ред. И.И.Краснюк. – ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 656с.
  4. Государственная фармакопея, XIV, Москва. «Медицина», 2018год.
  5. Приказ МЗ РФ от 01.07.2016г. №751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

Дополнительная:

  1. Фармацевтическая технология руководство к практическим занятиям. Учебное           пособие для студентов среднего профессионального образования/ И.И. Краснюк., Н.Б.Демина, М.Н. Анурова. - ГЭОТАР-Медиа,2019. - 368с

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение

Примерное

время, мин.

1.

Организационная часть

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности, помещения к занятию. Организация внимания студентов.

3 мин

2.

Мотивация учебной деятельности

Актуализация темы (значение в проф. деятельности, актуализация, актуальность проблемы, перспективы). Определение формируемых компетенций.

4 мин

3.

Цель занятия

Объявление темы. Определение целей и задач занятия (студенты записывают тему занятия, цели занятия).

3 мин

4

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

Выполнение письменных индивидуальных заданий.

1

20 мин

5.

Основная часть занятия. Закрепление изученного материала.

Работа по алгоритму:

Анализ способа изготовления коллоидного раствора массо-объёмным  методом

- поэтапное произведение расчетов на примере коллоидного раствора;

  • алгоритмизация технологического процесса
  • групповое обсуждение и проверка полученных результатов;
  • анализ рецептов заданных на дом:
  • индивидуальная работа студентов (по желанию) у доски по изложению технологии изготовления лекарственной формы по предложенному алгоритму;
  • формулирование выводов по изложенной прописи находящихся на местах студентов.

2

3

80 мин

6.

Самостоятельная работа

Изготовление лекарственной формы для отпуска по предложенной прописи рецепта.

4

40 мин

7.

Закрепление изученного материала

Индивидуальное решение тестовых заданий по теме.

5

25 мин

8.

Подведение итогов

Подведение итогов, анализ полученных результатов, выставление оценок студентам.

Рефлексия.

3 мин

9.

Домашнее задание

Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.

6

2 мин

Итого:

180 мин.


Приложение 1

Письменные индивидуальные задания для проверки исходных знаний по теме 3.4.

Растворы ВМС. Коллоидные растворы.

Вариант-1

  1. Дайте определение высокомолекулярным соединениям.
  2. Приведите примеры коллоидных веществ.

Вариант-2

  1. Опишите, в чем заключается принцип защиты коллоидов. С какой целью это делается?
  2. Приведите примеры ограниченно набухающих ВМС.

Вариант-3

  1. Дайте определение коллоидным растворам.
  2. Приведите примеры неограниченно набухающих ВМС.

Вариант-4

  1. В чём заключается особенность приготовления раствора протаргола?
  2. Изложите классификацию ВМС. Приведите примеры.

Вариант-5

  1. Дайте сравнительную характеристику растворам ВМС и коллоидным растворам.
  2. В чём заключается особенность приготовления раствора колларгола?


Эталоны ответов.

Вариант 1

  1. Высокомолекулярными соединениями (ВМС) называют вещества с молекулярной массой от нескольких тысяч до миллиона и более.
  2. К коллоидным веществам относят: колларгол, протаргол, ихтиол.

Вариант 2

  1. Принцип защиты коллоидов заключается в сочетании коллоиднораздробленного вещества, по своей природе гидрофобного, с ВМС, обладающими высокими гидрофильными свойствами. Связь между гидрофобными и гидрофильными компонентами достигается за счет адсорбции ВМС на коллоидных частицах. Благодаря защите гидрофобных коллоидов макромолекулами ВМС они приобретают новые, очень ценные для практики свойства: агрегативную устойчивость, спонтанность растворения и обратимость.
  2. К ограниченно набухающим ВМС относят: растворы желатина, растворы крахмала.

Вариант 3

  1. Коллоидные растворы (золи) - дисперсные системы, размер частиц которых находится в пределах 1—100 нм (0,1 мкм).
  2. К неограниченно набухающим ВМС относят: растворы камедей, микстуры с пепсином

Вариант 4

  1. Протаргол насыпают тонким слоем на поверхность воды и оставляют в покое. При этом происходят постепенное набухание частичек протаргола на границе раздела с водой, а затем переход в раствор.
  2. ВМС можно разделить на две группы:
  • Неограниченно набухающие. Пример: растворы камедей, микстуры с пепсином.
  • Ограниченно набухающие. Ограниченное набухание ВМС заканчивается образованием эластического геля (студня). Пример: растворы желатина, крахмала.

Вариант 5.

  1. Сравнительная характеристика:

Растворы ВМС

Коллоидные растворы

  • Молекулы ВМС - это гигантские образования, состоящие из сотен и даже тысяч отдельных атомов.
  • Растворы ВМС устойчивы.
  • Некоторые растворы ВМС обладают свойством обратимости.
  • Растворы ВМС обладают способностью светорассеяния, приводящей к опалесценции или мутности раствора.
  • В коллоидных системах каждая частица

агрегат атомов и молекул, называемый мицеллой.

  • Коллоидные растворы агрегативно неустойчивы
  • Коллоидные растворы не обладают свойствами обратимости.
  • Свет рассеивается в коллоидном растворе.
  1. В связи с медленным набуханием растворы колларгола приготавливают путем его растирания с небольшим количеством воды и последующим разбавлением остатком растворителя.

Критерии оценки:

5 баллов

Выбрана верная технология изготовления л.ф., определение дано верно, ответ полный развёрнутый.

4 балла

Выбрана верная/частично верная технология изготовления л.ф., определение дано верно/частично верно., ответ полный не развёрнутый.

3 балла

Выбрана верная/частично верная технология изготовления л.ф., определение дано верно/частично верно, ответ полный не развёрнутый.

2 балла

Выбрана неверная технология изготовления л.ф., определение дано неверно, ответ не полный не развёрнутый.

Приложение 2

Номенклатура коллоидных растворов по прописям рецептов, поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения:

     1. Rр: Sol. Collargoli 2% - 20ml

            M.D.S. капли.

2. Rр: Sol. Protargoli 2% - 30ml

           M.D.S. По 2 капли в нос.

3.  Rр: Sol. Protargoli 1% - 100ml

           M.D.S. Для промывания носа.

4. Rр: Sol. Collargoli 1% - 100ml

            M.D.S. Для спринцеваний.

5. Rp.: Sol. Ichthyoli 5% - 150 ml

            D. S.: Для компрессов.

6. Rp.: Pepsini 3,0

            Sol. Acidi hydrochloridi 2% - 200 ml

            M. D. S.: По 1 ст.ложке 3раза  в день

            во время еды.

Эталон ответов

1. ППК (оборотная сторона):

Mколларгола = 2%*20мл/100% = 0,4грамм

Сфактическая = 2% <3%

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

Сollargoli 0.4

Aq. Purificatae 20 ml

Vобщий =20 ml

Vфасовки = 20ml №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

В связи с медленным набуханием растворы колларгола приготавливают путем его растирания с небольшим количеством воды и последующим разбавлением остатком растворителя. Растворы колларгола фильтруют через бумагу  только при условии, что она беззольна; в противном случае зольные элементы бумаги, особенно соли Fe, Са и Mg, вызовут коагуляцию колларгола и обусловят его потери на фильтре. Отпускают во флаконе темного стекла.

2.  ППК (оборотная сторона):

 Mпротаргола = 2%*30мл/100% =0,6грамм

Сфактическая = 2% <3%

ППК (лицевая сторона):

Дата ___ № рецепта___

Aq.purificatae 15ml

Protargoli 0.6

Aq.purificatae 15ml

Vобщий = 30ml

Vфасовки = 30 ml №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

Все растворы протаргола в воде изготавливают, используя его способность неограниченно набухать и затем самопроизвольно переходить в раствор. Протаргол насыпают тонким слоем на поверхность воды и оставляют в покое. При этом происходят постепенное набухание частичек протаргола на границе раздела с водой, а затем переход в раствор.

Так как Vлек.формы 30мл и концентрация протаргола менее 3%готовим раствор методом двух подставок: lелим воду на две части, в одной растворяем протаргол и фильтруем в отпускной флакон через промытую водой вату. Оставшейся водой промываем фильтр так же в отпускной флакон.

Отпускают лек.форму во флаконе тёмного стекла.

3. ППК (оборотная сторона):

Mпротаргола = 1%*100мл/100% =1,0 грамм

Смах=3%/0,64 = 4,7% > 2%, значит Vводы = 100 мл

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

Aq.purificatae 100ml

Protargoli 1,0

Vобщий = 100ml

Vфасовки = 100 ml №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

4. ППК (оборотная сторона):

Mколларгола =1%*100мл/100%=  1,0

Смах= 3% / 0,61=4,9% > 1%, значит Vводы = 100мл

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

 Collargoli 1,0

Aq.purificatae 100ml  

Vобщий = 100ml

Vфасовки = 100ml  №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

5. ППК (оборотная сторона):

Mихтиола =5%*150мл/100%=  7,5 грамм

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

 Ichthyoli 7.5

Aq.purificatae ad 150ml  

Vобщий = 150ml

Vфасовки = 150ml  №1

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

Ихтиол – природный защищенный коллоид (альбихтол).

Ихтиол – аммониевые соли сульфокислот сланцевого масла (продукт сухой перегонки битуминозных сланцев). Сиропообразная жидкость растворима в воде и частично в спирте.

Технология изготовления: Отвешивают 7,5 ихтиола в выпарительной чашке. Добавляем небольшое количество воды очищенной. Растворяем пестиком. Переливаем в мерный цилиндр. Доводим водой очищенной до 150мл.

6. ППК (оборотная сторона)

VHCl 8,3% =2%*200мл/ 100% = 4мл.

Vводы = 200-4 = 196мл.

ВРДHCl = 2мл > ЛРД = 4мл*15/200= 0,3мл

ВСДHCl = 6мл > ЛСД = 0,3*3 = 0,9мл

ППК (лицевая сторона):

Дата_____ №рецепта___

Aq.purificatae 196 ml

Sol.Ac.hydrochlorici 8.3% -4ml

Pepsini 3.0

Vобщ = 200 ml

Vфас = 200 ml

Подписи

Изготовил

Проверил

Расфасовал

Технология изготовления: готовят во флаконе для отпуска. В первую очередь во флакон помещают 196 мл воды очищенной. Затем отмеривают 4мл хлористоводородной кислоты 8,3%. Затем отвешивают 3,0 пепсина и помещают во флакон для отпуска. Растворяют. Раствор не фильтруется.

Приложение 3

Тестовые задания для выходного контроля знаний усвоенных и закрепленных в процессе занятия по теме 3.4. Растворы ВМС. Коллоидные растворы.

Укажите правильный ответ:

  1. При изготовлении растворов диспергируют с  водой или глицерином:
  1. колларгол
  2. пепсин
  3. протаргол
  4. желатин
  1. Растворение протаргола производят:
  1. при энергичном взбалтывании
  2. нагревая на водяной бане
  3. при настаивании на поверхности воды
  4. растирая с частью воды или глицерина в ступки
  1. Растворение колларгола производят:
  1. при энергичном взбалтывании
  2. нагревая на водяной бане
  3. при настаивании на поверхности воды
  4. растирая с частью воды или глицерина в ступки
  1. Коллоидные растворы термодинамически:
  1. устойчивы
  2. неустойчивы
  1. Коагуляция коллоидных растворов происходит при фильтровании:
  1. через стеклянные фильтры
  1. через вату
  2. через бумажные фильтры
  3. через марлю
  1. Растворение пепсина производят:
  1. растворяют в максимально разбавленных растворах кислоты хлористоводородной
  2. нагревая на водяной бане
  3. при настаивании на поверхности воды
  4. растирая с частью воды или глицерина в ступки
  1. Набухание при комнатной температуре, а затем растворение при нагревании происходит при изготовлении раствора:
  1. колларгола
  2. пепина
  3. крахмала
  4. желатина
  1. При отсутствии указаний в рецепте в соответствии с ГФ изготавливают раствор крахмала конценетрации:
  1. 1%
  2. 2%
  3. 4%
  4. 5%
  1. При изготовлении микстур, содержащих пепсин, кислоту хлористоводородную и сироп сахарный, пепсин добавляют:
  1. к кислоте хлористоводородной
  2. к сиропу сахарному
  3. к воде очищенной
  4. к воде очищенной после смешивания её с кислотой хлористоводородной 8,3%
  1. Укажите несколько правильных ответов. К коллоидным растворам относят:
  1. пепсин
  2. протаргол
  3. желатин
  4. ихтиол
  5. крахмал.

Приложение 4

Рефлексия:

1.На паре я работал

Активно/пассивно

2.Своей работой на паре я доволен

Доволен/не доволен

3.Пара мне показалась

Короткой/длинной

4.За пару я

Не устал/устал

5.Моё настроение стало

Лучше/хуже

6. Материал пары мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Приложение 5

Домашнее задание:

1. Изучить лекционный материал: лекция 12 и учебник: В.А. Гроссман Технология изготовления лекарственных форм, стр 171.

  1. Технология изготовления суспензий методом конденсации и диспергирования
  2. Особенности изготовления суспензии серы.
  3. Преимущества и недостатки суспензий
  4. Заполнить таблицу в дневниках по предложенным прописям рецептов:

Возьми: Цинка оксид

               Талька

               Крахмала поровну по 5,0

               Глицерина 10,0

               Воды очищенной 100 ml

              Смешай. Дай. Обозначь : Смазывать больное место

Заполнить дневник

Дата

рецепта

Пропись рецепта

Кон троль

Физико- химические свойства л/в

Расчёты ингредиентов, необходимые для изготовления л/ф

Стадии технологического процесса изготовления л/ф

Общие выводы по теме

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие Тема «Изготовление растворов пепсина»

Методический  материал  даёт  возможность проводить занятия, используя  различные  виды контроля по усмотрению преподавателя  в зависимости от уровня  подготовки...

Теоретическое занятие "Общие и особые правила изготовления растворов"

Методическая разработка теоретического занятия "Общие правила изготовления растворов. Особые случаи изготовления растворов" может быть использована преподавателем и студентами специальности ...

Теория "Коллоидные растворы. Растворы ВМС"

Разработка "Изготовление коллидных растворов и растворов ВМС" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления ко...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...

Разработка практического занятия "Изготовление одно- и многокомпонентных растворов"

Разработка занятия для студентов 2 курса  включает вопросы исходного уровня знаний, примеры ситуационных задач, задания для выполнения, алгоритм действия при выполнении задания, тестовые задания....

Разработка практического занятия "Изготовление концентрированных растворов"

Методоческая разработка практического занятия предназначена для студентов и содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний, алгоритм действия по выполнению манипуляций. задания для индивидуальн...

Практическое занятие "Особые случаи изготовления растворов"

Разработка практического занятия предназначена длч студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов, задания для индивидуального выполнения с а...