Система коррекционной работы с детьми ОВЗ.
учебно-методический материал
В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2023.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционной работы с детьми ОВЗ.
В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Система коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении специальных образовательной программ.
Рассмотрим подробнее понятие « система коррекционной работы».
Система – это нечто целое, предусматривающее собой единство закономерно находящихся в определенной связи частей.
( словарь И. Ожегова).
За коррекционной работой закрепляется смысл « исправление» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В коррекционной работе стремятся к определенному психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Составляющими системы коррекционной работы являются: цель, принципы, структура, содержание, формы, методы, технологии и результаты.
Целью системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно – развивающего обучения как формы активной медико - психолого-пеагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности.
Нормативной базой системы являются:
- Типовое положение о специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
- Закон « Об образовании» РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Устав школы.
Данная система реализует принципы:
- Гуманизм
- Принцип личностно – ориентированного подхода;
- Принцип дифференцированного подхода;
- Принцип коррекционной направленности образовательного процесса
Система коррекционно - развивающего обучения предполагает наличие школьного психолого – медико - педагогического консилиума ( ПМПК), специальных учебников и программ, максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям.
Структура системы включает в себя три составляющие:
- Диагностическую
- Учебно – воспитательную
- Лечебно – профилактическую
Диагностическая составляющая – консилиум, в состав которого входят педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, медицинский работник, завуч, директор.
Задачи консилиума:
- Выявление уровня особенностей развития познавательной деятельности ( речи, памяти, внимания, работоспособности), изучение эмоционально – волевого, личностного развития детей;
- Выявление актуального уровня развития;
- Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекции обучения и воспитания;
- Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов;
- Подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровня школьной успешности;
- Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, действующими в работе консилиума.
Деятельность педагога – психолога имеет следующие направления:
- Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях;
- Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся;
- Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе адаптации вновь прибывших детей;
- Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка;
- Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.
Целью логопедического сопровождения является оказание помощи обучающимся в развитии устной и письменной речи для дальнейшего успешного обучения и формирования ключевых социальных компенсаций.
Задачи логопедического сопровождения следующие:
- Создание социальной и речевой среды каждому воспитаннику, помочь в раскрытии его способностей;
- Максимально исправить недостатки устной и письменной речи;
- Скоординировать работу специалистов для осуществления комплексного подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений.
Основными направлениями социально- педагогической работы являются:
- Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классе, школе;
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость, посещение учреждения;
- Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;
- Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций детей в семье;
- Социальная защита обучаемого в связи с возникшими проблемами, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
- Пропаганда и разъяснение прав ребенка, семьи педагогам;
- Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними в интересах решения социальных проблем обучающихся.
Учебно – воспитательная составляющая включает в себя следующие основные положения:
- Пребывание ребенка в комфортном психологическом климате в классах с наполняемостью до 12 человек;
- В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирование учебной мотивации, формирование обще интеллектуальных умений и навыков, устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки.
- Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов.
Содержание учебно – воспитательного процесса строится на основе базисного учебного плана для специальных коррекционных школ YIII вида. Содержание предметов определяет программа для и специальных коррекционных образовательных учреждений YIII вида и специализированные учебники по данной программе.
Воспитательная роль – сформировать положительно мотивированное поведение. Данную задачу решают классные руководители, разнообразные направления воспитательной деятельности, кружковая работа.
Формы коррекционной работы можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные – это классные уроки и воспитательные занятия, индивидуальные и групповые занятия психолога, логопеда, соцпедагога, занятия в кружках.
К нетрадиционным можно отнести экскурсии, игры, концерт, соревнования, КВН, путешествия, интегрированные уроки и занятия.
В системе коррекционной работы используются разнообразные методы:
- Методы, зависимые от средств обучения;
-Методы, учитывающие степень активности обучающихся;
- Методы организации деятельности;
- Методы контроля и стимулирования.
В системе коррекционно – развивающей работы используются следующие технологии:
- Личностно – ориентированного обучения;
- Технология внутриклассной дифференциации ( по М. С. Певзнер);
- Элементы проблемного обучения ( по Эльконину);
- Технологии развивающего обучения ( Занкова Л.В.)
- Коррекционно – развивающее обучение и воспитание ( Е. Д. Худенко)
- Технологии учебного проектирования;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии;
- Интегрированное обучение;
- Информационные технологии;
- Технологии КТД
Лечебно – профилактическая составляющая системы коррекционной работы обеспечивает соматическое и психическое здоровье обучающихся.
Медицинский работник использует данные медосмотра для организации лечебно – профилактической работы.
Педагоги на своих уроках и мероприятиях реализуют здоровьесберегающие технологии, тем самым укрепляя здоровье обучающихся. В школе проводятся занятия ритмики, психологические занятия, специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья.
В качестве показателей результативности и эффективности системы коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ можно считать такие показатели как
- стабильность успеваемости
- Повышение познавательной активности, учебной мотивации, рост уровня воспитанности
- Уменьшение числа различных заболеваний
-динамику индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ
- сравнительная характеристика данных медико – психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения с положительной динамикой.
Грамотно организованная система коррекционно –развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие логопеда, учителя и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письма в условиях детского туберкулезного стационара»
Данная методическая разработка предназначена для практикующих логопедов медицинских и педагогических учреждений. В работе раскрываются особенности взаимодействия учителей и воспитателей с логопедом с ...
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики ум...
"Нейроигры в коррекционной работе с детьми"
Консультация для педагогов и родителей....
ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы....
Организация коррекционной работы с детьми группы риска на примере речевого развития.
Организация коррекционной работы с детьми группы рискана примере речевого развития. Включает несколько тесно взаимосвязанных аспектов:∙ Создание условий для полноценного развития коррекционной ра...
Программа коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья
Учащиеся с ОВЗ, большинство из которых имеют особые образовательные потребности, испытывают значительные затруднения в достижении результатов, закрепленных федеральным стандартом. Поэтому ...
Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
- Мне нравится (1)