Система коррекционной работы с детьми ОВЗ.
учебно-методический материал

В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2023.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционной работы с детьми ОВЗ.

В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Система коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении специальных образовательной программ.

Рассмотрим подробнее понятие « система коррекционной работы».

Система – это нечто целое, предусматривающее собой единство закономерно находящихся в определенной связи частей.

( словарь И. Ожегова).

За коррекционной работой закрепляется смысл « исправление» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В коррекционной работе стремятся к определенному психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития.

Составляющими системы коррекционной работы являются: цель, принципы, структура, содержание, формы, методы, технологии и результаты.

Целью системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно – развивающего обучения как формы активной медико - психолого-пеагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности.

Нормативной базой системы являются:

- Типовое положение о специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

- Закон « Об образовании» РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Устав школы.

Данная система реализует принципы:

  • Гуманизм
  • Принцип личностно – ориентированного подхода;
  • Принцип дифференцированного подхода;
  • Принцип коррекционной направленности образовательного процесса

Система коррекционно - развивающего обучения предполагает наличие школьного психолого – медико - педагогического консилиума ( ПМПК), специальных учебников и программ, максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям.

Структура системы включает в себя три составляющие:

  • Диагностическую
  • Учебно – воспитательную
  • Лечебно – профилактическую

Диагностическая составляющая – консилиум, в состав которого входят педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, медицинский работник, завуч, директор.

Задачи консилиума:

  • Выявление уровня особенностей развития познавательной деятельности ( речи, памяти, внимания, работоспособности), изучение эмоционально – волевого, личностного развития детей;
  • Выявление актуального уровня развития;
  • Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекции обучения и воспитания;
  • Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов;
  • Подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровня школьной успешности;
  • Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, действующими в работе консилиума.

Деятельность педагога – психолога имеет следующие направления:

- Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях;

- Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся;

- Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе адаптации вновь прибывших детей;

- Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка;

- Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.

Целью логопедического сопровождения является оказание помощи обучающимся в развитии устной и письменной речи для дальнейшего успешного обучения и формирования ключевых социальных компенсаций.

Задачи логопедического сопровождения следующие:

  • Создание социальной и речевой среды каждому воспитаннику, помочь в раскрытии его способностей;
  • Максимально исправить недостатки устной и письменной речи;
  • Скоординировать работу специалистов для осуществления комплексного подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений.

Основными направлениями социально- педагогической работы являются:

  • Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классе, школе;
  • Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость, посещение учреждения;
  • Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;
  • Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций детей в семье;
  • Социальная защита обучаемого в связи с возникшими проблемами, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
  • Пропаганда и разъяснение прав ребенка, семьи педагогам;
  • Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними в интересах решения социальных проблем обучающихся.

Учебно – воспитательная составляющая включает в себя следующие основные положения:

  1. Пребывание ребенка в комфортном психологическом климате в классах с наполняемостью до 12 человек;
  2. В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирование учебной мотивации, формирование обще интеллектуальных умений и навыков, устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки.
  3. Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов.

Содержание учебно – воспитательного процесса строится на основе базисного учебного плана для специальных коррекционных школ YIII вида. Содержание предметов определяет программа для и специальных коррекционных образовательных учреждений YIII вида и специализированные учебники по данной программе.

Воспитательная роль – сформировать положительно мотивированное поведение. Данную задачу решают классные руководители, разнообразные направления воспитательной деятельности, кружковая работа.

Формы коррекционной работы можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные – это классные уроки и воспитательные занятия, индивидуальные и групповые занятия психолога, логопеда, соцпедагога, занятия в кружках.

К нетрадиционным можно отнести экскурсии, игры, концерт, соревнования, КВН, путешествия, интегрированные уроки и занятия.

В системе коррекционной работы используются разнообразные методы:

- Методы, зависимые от средств обучения;

-Методы, учитывающие степень активности обучающихся;

- Методы организации деятельности;

- Методы контроля и стимулирования.

В системе коррекционно – развивающей работы используются следующие технологии:

  • Личностно – ориентированного обучения;
  • Технология внутриклассной дифференциации ( по М. С. Певзнер);
  • Элементы проблемного обучения ( по Эльконину);
  • Технологии развивающего обучения ( Занкова Л.В.)
  • Коррекционно – развивающее обучение и воспитание ( Е. Д. Худенко)
  • Технологии учебного проектирования;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Игровые технологии;
  • Интегрированное обучение;
  • Информационные технологии;
  • Технологии КТД

Лечебно – профилактическая составляющая системы коррекционной работы обеспечивает соматическое и психическое здоровье обучающихся.

Медицинский работник использует данные медосмотра для организации лечебно – профилактической работы.

Педагоги на своих уроках и мероприятиях реализуют здоровьесберегающие технологии, тем самым укрепляя здоровье обучающихся. В школе проводятся занятия ритмики, психологические занятия, специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья.

В качестве показателей результативности и эффективности системы коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ можно считать такие показатели как

- стабильность успеваемости

- Повышение познавательной активности, учебной мотивации, рост уровня воспитанности

- Уменьшение числа различных заболеваний

-динамику индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ

- сравнительная характеристика данных медико – психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения с положительной динамикой.


Грамотно организованная система коррекционно –развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие логопеда, учителя и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письма в условиях детского туберкулезного стационара»

Данная методическая разработка предназначена для практикующих логопедов медицинских и педагогических учреждений. В работе раскрываются особенности взаимодействия учителей и воспитателей с логопедом с ...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики ум...

"Нейроигры в коррекционной работе с детьми"

Консультация для педагогов и родителей....

ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы....

Организация коррекционной работы с детьми группы риска на примере речевого развития.

Организация коррекционной работы с детьми группы рискана примере речевого развития. Включает несколько тесно взаимосвязанных аспектов:∙ Создание условий для полноценного развития коррекционной ра...

Программа коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья

Учащиеся  с ОВЗ, большинство из которых имеют особые образовательные потребности, испытывают значительные затруднения в достижении результатов, закрепленных федеральным стандартом.  Поэтому ...

Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...