Методическая разаработка комбинированного занятия Введение в микробиологию
методическая разработка

Маргарита Анатольевна Андреевская

Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии. В разработке представлен сценарий проведения учебного заняятия. Целью разаработки является  повышение  интереса у обучающихся к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, закрепление понимания значимости её для освоения профессиональных дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_no_1.docx233.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ  «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

 по дисциплине      Основы микробиологии и иммунологии

тема занятия           введение в микробиологию

Специальность       34.02.01 Сестринское дело

Курс                           первый

                        

.

Преподаватель Андреевская М.А.

Селенгинск, 2023 г

3

План занятия № 1

Название Основы микробиология, иммунологии, вирусологии

Специальность    Сестринское дело

Курс  I    Группа622

Тема занятия Введение в микробиологию

Тип занятия   Комбинированное

Форма проведения теоретическое

Преподаватель  Андреевская М.А.

Учебные

Знать:

  • роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

Формирование компетенций(указываются конкретные компетенции, на формирование которых направлено данное учебное занятие)

Формируемые ОК: (согласно ФГОС)

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Развивающие:

  • Развивать речь, воображение
  • Развивать клиническое мышление

Воспитательные:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Воспитывать интерес к будущей профессии

Интеграция темы

Междисциплинарные связи: формирование ОК1происходит на дисциплинах Общего гуманитарного и социально-экономического цикла, Математического и общего  естественнонаучного цикла, общепрофессиональных дисциплинах, профессиональных модулях и окончательно сформировываются на  преддипломной практике.

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий, ПП. Закрепление происходит на дисциплинах общественное здоровье и здравоохранение, правовое обеспечение профессиональной деятельности, безопасность жизнедеятельности.

Окончательное формирование и оценка освоения вида профессиональной деятельности

Происходит на ПП, преддипломной практике.

Место проведения:кабинет 38

Продолжительность:90 минут

Оснащение:Раздаточный материал методическое пособие, программное обеспечение  КТП, литература.

Источники информации

Литература:

1. Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.

2.Левинсон У.Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон ;

пер. с англ. под ред. д-ра мед. наук, проф. В. Б. Белобородо-ва. — 2-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. —1184 с.

3. Медицинская паразитология. Атлас : учебное пособие для СПО / О. Г. Макеев, О. И. Кабонина, П. А. Ошурков, С. В. Костю кова ; под редакцией О. Г. Макеева. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 136 с. : ил. — Текст : непосредственный.

4. Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.

3.2.2.  Дополнительные источники

1. Камышева К.С.  Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии й, Изд. 3-е - Учебное пособие – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.-281.

2.В.Б.Сбойчаков, Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований, Учебник для средних медицинских заведений, С-П, Спецлит, 2011.

3. Борисов Л.Б., Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3.2.3.  Интернет ресурсы

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru).

Примерная структурно – логическая схема комбинированного урока

Этапы занятия

Продолжи

тельность

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана урока

1 мин

Сообщает план урока

Слушают

Приложение

№1

3

Контроль знаний

10 мин

Применяет разные виды контроля знаний, оценивает

Отвечают, дополняют, слушают

4

Сообщение новой темы, целей, мотивации, плана изложения новой темы

3 мин

Сообщает тему, цели, мотивирует на изучение темы

Слушают, записывают

Приложение

№2

5

Изложение нового материала

70 мин

Излагает новый учебный материал, в виде рассказа в сочетании с беседой, решение

Слушают, записывают, участвуют в беседе,

Приложение

№3

6

Закрепление темы

10 мин

Применяет разные виды контроля знаний, обобщает

Отвечают, задают вопросы

Приложение

№4

7

Подведение итогов

2 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Слушают

Приложение

№5

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет (Вопросы для подготовки, источники информации)

Слушают

Приложение

6№

Приложение №1

Сообщение плана занятий

План занятия:

1. Сообщение о количестве и форме проведения занятий, контроля, самостоятельной работы студентов.

2. Изложение нового материала по теме «Введение в микробиологию»;

3. Закрепление темы (фронтальный опрос);

4. Подведение итогов.

Приложение № 2

Лекция №1

1. Предмет и задачи микробиологии;

2. История развития микробиологии;

3. Роль микроорганизмов в жизни человека;

4. Научные и практические достижения  медицинской микробиологии и иммунологии.

Актуализация темы

Милиарды микробов населяют стихии и повсюду окружают нас. Незримо они сопутствуют человеку на всём его жизненном пути, властно вторгаясь в его жизнь то в качестве врагов, то как друзья. В громадном количестве они встречаются в пище, которую мы принимаем, в воде, которую мы пьём, в воздухе которым мы дышим и в почве…» так образно характеризовал микрофлору, которая нас окружает, выдающийся русский микробиолог В.Л. Омелянский. По-видимому, в биосфере нет такой среды, в которой не встречались бы микроорганизмы. Всюду, где есть хотя бы какие-то источники энергии, углерода и азота, обязательно встречаются и микроорганизмы, различающиеся по своим физиологическим свойствам. Несмотря на свою малую величину играют огромную роль в природе и жизни человека. Миллионы лет назад на Земле появились патогенные микроорганизмы, и лишь на рубеже ХIХ- ХХ вв. был достигнут решающий перелом в борьбе с болезнями. Но тем не менее, в последнее время появились новые проблемы: ухудшение эпидемиологической обстановки по многим инфекциям, быстрое старение населения, увеличение людей с иммунодефицитами, что способствует широкому распространению заболеваний, вызванные условно-патогенными микроорганизмами. Чтобы достигнуть успеха в деле снижения и ликвидации инфекционных заболеваний, необходимо хорошо знать экологию и биологию их возбудителей, особенности взаимодейсвия с макроорганизмом и закономерности распространения инфекции. Успех мероприятий в значительной степени обеспечивается деятельностью среднего медперсонала.

Приложение №3

  1. Предмет и задачи микробиологии.

Микробиология (от греч. micros- малый, bios- жизнь, logos- учение, т.е. учение о малых формах жизни) - наука, изучающая организмы, неразличимые (невидимые) невооруженным какой- либо оптикой глазом, которые за свои микроскопические размеры называют микроорганизмы (микробы).

         К микроорганизмам относят бактерии, грибы, простейшие, прионы (белковые заразные частицы) — особый класс инфекционных агентов, чисто белковых, не содержащих нуклеиновых кислот, вызывающих тяжёлые заболевания центральной нервной системы у человека и ряда высших животных (так называемые «медленные инфекции») и вирусы.

Невидимые для глаза организмы, составляют большую часть биомассы Земли. Около 3,5 милиарда лет они доминируют в эволюции жизни. Разнообразные по форме и местам обитания они самые вездесущие на земле  от бескрайних морских просторов до пищеварительного тракта человека они окружают нас везде. Их нельзя увидеть, нельзя услышать, нельзя пощупать, но что бы мы не делали, куда бы мы не шли они с нами. Человек состоит из 10 трилионов клеток, а микробов в 10 раз больше т.е 100 трилионов. Они внутри и снаружи нашего организма. Но без них мы бы не протянули и недели.  

Что значит маленькие? Минимальные размеры предмета. Которые человек может видеть в виде точки – 0.07- 0.08 мм. Размеры же микроорганизмов значительно меньше они  исчисляются микрометрами мкм и нанометрами нм (в 1 мм - 1000 мкм, в 1 нм 1000 мкм)

Все микроорганизмы делятся на не патогенные или сапрофиты, их большая часть. Условно-патогенные, которые  могут стать патогенными при определенных условиях, например попадание в необычные для них места обитания или снижение иммунитета человека. Наибольшую печальную известность имеют патогенные микроорганизмы (микробы-патогены) - возбудители заболеваний человека, животных, растений, насекомых. Микроорганизмы, приобретающие в процессе эволюции патогенность для человека (способность вызывать заболевания), вызывают эпидемии, уносящие миллионы жизней. Когда связь инфекционных болезней с микроорганизмами стала очевидной, появились методы такие  контроля как личная гигиена, санитария, дезинфекция, антисептика, вакцина. Но если инфекция все таки случалась, то бороться с ней было не чем. Особенно во время войн больше всего солдат гибло от инфекционных болезней вызванных патогенными микроорганизмами, поскольку эффективных лекарств не было. Врачи мало чем могли помочь. Та же участь ожидала и рожениц, которые могли заразиться во время родов. В начале 20 века врачи могли прописать пациентам с туберкулезом только изоляцию и покой. Лекарств не было. И только в 1929 году британский ученый А. Флеминг сделал удивительное открытие, он заметил, что плесень. Которую он вырастил в лаборатории убивает бактерии. Так произошел большой прорыв  в лечении инфекционных болезней. Но тем не менее, в последнее время появились новые проблемы: ухудшение эпидемиологической обстановки по многим инфекциям, быстрое старение населения, увеличение людей с иммунодефицитами, что способствует широкому распространению заболеваний, вызванные условно-патогенными микроорганизмами. Вирусы еще мало изучены и практически нет эффективных противовирусных препаратов. До сих пор вакцинация является одним из самых действенных методов в борьбе с вирусными инфекциями.

         В связи с огромной ролью и задачами микробиологи не может справиться со всеми вопросами в пределах одной дисциплины и в следствие этого происходит ее дифференцировка в различные дисциплины .

Предметом изучения микробиологии является их морфология, физиология, генетика, систематика, экология и взаимоотношения с другими формами жизни.

Общая микробиология - изучает морфологию, физиологию, биохимию микроорганизмов, их роль в круговороте веществ и распространение в природе.

Техническая микробиология - входит изучение микробов участвующих в производстве антибиотиков, спиртов, витаминов, также разработка методов защиты материалов от воздействия микроорганизмов.

Сельскохозяйственная микробиология - изучает роль и значение микробов в формирование структуры почвы, ее плодородия, минерализация и питание растений.

Ветеринарная микробиология - изучает возбудители заболеваний у животных, разрабатывает методы специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

Медицинская микробиология - рассматривает свойства патогенных и условно - патогенных микробов, их роль в развитие инфекционного процесса и иммунного ответа, разрабатывает методы лабораторной диагностики и специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

Медицинская микробиология подразделяется на

вирусология - изучает неклеточные микробы - вирусы, их природу, химический состав, взаимоотношение с клеткой хозяина, механизмы внутриклеточного паразитизма и т.д.
бактериологию

микологию

протозоологию

иммунологию
Иммунология- это наука об иммунитете.

Иммунитет – способ защиты организма от генетических чужеродных веществ живой и неживой природы с целью сохранения с целью структурной и функциональной целостности организма и его биологической индивидуальности.

Чужеродные вещества (антигены) генетически отличаются от структур собственного организма. Антигенами являются микробы, макромалекулы животного и растительного происхождения (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и их комплексы), а так же чужеродные клетки (клетки злокачественных опухолей, клетки и ткани другого человека или животных). Защиту от антигенов осуществляет иммунная система человека, основной функцией которой является распознавание агента и его уничтожения (нейтрализация, обезвреживание).

Методы микробиологической диагностики.

Методы лабораторной диагностики инфекционных агентов многочисленны, к основным можно отнести следующие.

1. Микроскопический- с использованием приборов для микроскопии. Определяют форму, размеры, взаиморасположение микроорганизмов, их структуру, способность окрашиваться определенными красителями.

К основным способам микроскопии можно отнести световую микроскопию (с разновидностями- иммерсионная, темнопольная, фазово - контрастная, люминесцентная и др.) и электронную микроскопию. К этим методам можно также отнести авторадиографию (изотопный метод выявления).

2. Микробиологический (бактериологический и вирусологический) - выделение чистой культуры и ее идентификация.

3. Биологический - заражение лабораторных животных с воспроизведением инфекционного процесса на чувствительных моделях (биопроба).

4. Иммунологический (варианты - серологический, аллергологический) - используется для выявления антигенов возбудителя или антител к ним.

5. Молекулярно-генетический - ДНК- и РНК- зонды, полимеразная цепная реакция (ПЦР) и многие другие.

  1. История развития микробиологии

Микробиология прошла длительный путь развития, исчисляющийся многими тысячелетиями. Уже в V-IV тысячелетии до н.э. человек пользовался плодами деятельности микроорганизмов, не зная об их существовании. Виноделие, хлебопечение, сыроделие, выделка кож, не что иное, как процессы, проходящие с участием микроорганизмов. Тогда же, в древности, ученые и мыслители предполагали, что многие болезни вызываются какими-то посторонними невидимыми причинами, имеющими живую природу.

Следовательно, микробиология зародилась задолго до нашей эры. В своем развитии она прошла несколько этапов, не столько связанных хронологически, сколько обусловленных основными достижениями и открытиями.

Основные этапы развития микробиологии, вирусологии и иммунологии

К ним можно отнести следующие:

  1. Эмпирических знаний (до изобретения микроскопов и их применения для изучения микромира).

(IV-III тысячелетие до н.э. .XVI в. н.э.) связан скорее с логическими и методическими приемами нахождения истины, т.е. эвристикой, чем с какими-либо экспериментами и доказательствами. Мыслители того времени (Гиппократ, римский писатель Варрон и др.) высказывали предположения о природе заразных болезней, миазмах, мелких невидимых животных. Эти представления были сформулированы в стройную гипотезу спустя многие столетия в сочинениях итальянского врача Д. Фракасторо (1478 - 1553), высказавшего идею о живом контагии (contagiumvivum), который вызывает болезни. При этом каждая болезнь вызывается своим контагием. Для предохранения от болезней им были рекомендованы изоляция больного, карантин, ношение масок, обработка предметов уксусом.

  1. Морфологический период занял около двухсот лет.

Однако доказательство существования невидимых возбудителей болезней стало возможным после изобретения микроскопа. Приоритет в открытии микроорганизмов принадлежит голландскому натуралисту-любителю Антонио Левенгуку (1б32 - 1723). Торговец полотном А. Левенгук увлекался шлифованием стекол и довел это искусство до совершенства, сконструировав микроскоп, позволивший увеличивать рассматриваемые предметы в 300 раз.

Изучая под микроскопом различные объекты (дождевую воду, настои, зубной налет, кровь, испражнения, сперму), А. Левенгук наблюдал мельчайших животных, которых он назвал анималькулюсами. Свои наблюдения А. Левенгук регулярно сообщал в Лондонское королевское общество, а в 1695 г. обобщил в книге «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком».

Антони ван Левенгук в 1675г. впервые описал простейших, в 1683г.- основные формы бактерий

Хотя появление болезней и связывалось с теперь уже открытыми микроорганизмами, однако необходимы были прямые доказательства. И они были получены русским врачом-эпидемиологом Д. Самойловичем (1744 - 1805). Чтобы доказать, что чума вызывается особым возбудителем, он заразил себя отделяемым бубона больного чумой человека и заболел чумой. К счастью, Д. Самойлович остался жив. Впоследствии героические опыты по самозаражению для доказательства заразности того или иного микроорганизма провли русские врачи Г. Н. Минх и О. О. Мочутковский, И. И. Мечников и др.

Вопрос о способе появления и размножения микроорганизмов был решен в споре с

господствовавшей тогда теорией самозарождения. Несмотря на то, что итальянский ученый Л. Спалланцани в середине XVIII в. наблюдал под микроскопом деление бактерий, мнение о том, что они самозарождаются (возникают из гнили, грязи и т.д.), не было опровергнуто.

Это было сделано выдающимся французским ученым Луи Пастером (1822 - 1895), который в остроумном, гениальном по своей простоте опыте показал, что самозарождения не существует. Л. Пастер поместил стерильный бульон в колбу, сообщавшуюся с атмосферным воздухом через изогнутую S-образную трубку. В такой, по существу открытой, колбе бульон при длительном стоянии оставался прозрачным, потому что изогнутость трубки не давала возможности микроорганизмам проникнуть с пылью из воздуха в колбу.

3.Физиологический период (с 1875г.)- эпоха Л.Пастера и Р.Коха.

Л. Пастер - изучение микробиологических основ процессов брожения и гниения, развитие промышленной микробиологии, выяснение роли микроорганизмов в кругообороте веществ в природе, открытие анаэробных микроорганизмов, разработка принципов асептики, методов стерилизации, ослабления (аттенуации) вирулентности и получения вакцин (вакцинных штаммов).

Разносторонне образованный, блестящий экспериментатор, член Французской медицинской академии, Л. Пастер сделал ряд выдающихся открытий. За короткий период с 1857 по 1885 г. он доказал, что брожение (молочнокислое, спиртовое, уксуснокислое) не является химическим процессом, а его вызывают микроорганизмы. Опроверг теорию самозарождения; открыл явление анаэробиоза, т.е. возможность жизни микроорганизмов в отсутствие кислорода. Заложил основы дезинфекции, асептики и антисептики; открыл способ предохранения от инфекционных болезней с помощью вакцинации.

Многие открытия Л. Пастера принесли человечеству огромную практическую пользу. Путем прогревания (пастеризации) были побеждены болезни пива и вина, молочнокислых продуктов, вызываемые микроорганизмами; для предупреждения гнойных осложнений ран введена антисептика [Листер Д., 1867]; на основе принципов Л. Пастера разработаны многие вакцины для борьбы с инфекционными болезнями.

Однако значение трудов Л. Пастера выходит далеко за рамки только этих практических достижений. Л. Пастер вывел микробиологию и иммунологию на принципиально новые позиции, показал роль микроорганизмов в жизни людей, экономике, промышленности, инфекционной патологии, залож

Р. Кох - метод выделения чистых культур на твердых питательных средах, способы окраски бактерий анилиновыми красителями, открытие возбудителей сибирской язвы, холеры (запятой Коха), туберкулеза (палочки Коха), совершенствование техники микроскопии. Экспериментальное обоснование критериев Хенле, известные как постулаты (триада) Хенле- Коха.

4.Иммунологический период.

И.И. Мечников - “поэт микробиологии” по образному определению Эмиля Ру. Он создал новую эпоху в микробиологии - учение о невосприимчивости (иммунитете), разработав теорию фагоцитоза и обосновав клеточную теорию иммунитета.

Одновременно накапливались данные о выработке в организме антител против бактерий и их токсинов, позволившие П.Эрлиху разработать гуморальную теорию иммунитета. В последующей многолетней и плодотворной дискуссии между сторонниками фагоцитарной и гуморальной теорий были раскрыты многие механизмы иммунитета и родилась наука иммунология.

П. Эрлих - немецкий химик, выдвинул гуморальную (от лат. humor - жидкость) теорию иммунитета. Он считал, что иммунитет возникает в результате образования в крови антител, которые нейтрализуют яд. Подтверждением этому было открытие антитоксинов - антител, нейтрализующих токсины у животных, которым вводили дифтерийный или столбнячный токсин (Э. Беринг, С. Китазато). Однако исследования И. И. Мечникова (1845 - 1916) показали, что большую роль в формировании иммунитета играют особые клетки, макро- и микрофаги. Эти клетки поглощают и переваривают чужеродные частицы, в том числе бактерии. Исследования И. И. Мечникова по фагоцитозу убедительно доказали, что, помимо гуморального, существует клеточный иммунитет. И. И. Мечников, ближайший помощник и последователь Л. Пастера, заслуженно считается одним из основоположников иммунологии. Его работы положили начало изучению иммунокомпетентных клеток как морфологической основы иммунной системы, ее единства и биологической сущности. Иммунологический период характеризуется открытием основных реакций иммунной системы на генетически чужеродные вещества (антигены): антителообразование и фагоцитоз/гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ), гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ), толерантность, иммунологическая память. ГЗТ и ГНТ, две реакции, лежащие в основе аллергии (от греч. allos - другой и ergon - действие), т. е. болезней характеризующихся определенными клиническими симптомами, вследствие нетипичной, извращенной реакции на антиген. Аллергические реакции могут возникать, например, на сывороточные препараты, антибиотики, животные и растительные белки, домашнюю пыль, пух, шерсть и т.д.

В 1915 г. русский врач М. Райский впервые наблюдал явления иммунологической памяти, т.е. быструю энергичную выработку антител на повторное введение того же антигена.

Впоследствии Ф. Вернет связал это с формированием в организме клеток памяти - Т-лимфоцитов - после первичной встречи с антигеном. В 1953 г. английский ученый П. Медавар и чешский ученый М. Гашек открыли явление толерантности, терпимости, устойчивости к антигену, т.е. состояния, при котором иммунная система не реагирует на антиген. Толерантность к собственным антигенам формируется в эмбриональном периоде, и ее можно искусственно создать, вводя антиген во время эмбрионального периода либо сразу после рождения ребенка или животного. Явление иммунологической толерантности используется в хирургии при решении проблемы пересадки органов и тканей.

Следует отметить также важность открытия в этот период антигенов нормальных органов и тканей человека и животных [Чистович Ф. Я., 1898; Ландштейнер К., 1900] и индивидуальных, антигенных различий у людей и животных. Частым признаком этих антигенных различий являются индивидуальные группы крови у людей. Отечественный исследователь Л. А. Зильбер (1957) открыл антигены злокачественных опухолей, что явилось началом изучения противоопухолевого иммунитета

Следующим важным этапом в развитии микробиологии стало открытие антибиотиков. В 1929г. А.Флеминг открыл пенициллин и началась эра антибиотикотерапии, приведшая к революционному прогрессу медицины. В дальнейшем выяснилось, что микробы приспосабливаются к антибиотикам, а изучение механизмов лекарственной устойчивости привело к открытию второго-внехромосомного (плазмидного) генома бактерий.

Изучение плазмид показало, что они представляют собой еще более просто устроенные организмы, чем вирусы, и в отличии от бактериофагов не вредят бактериям, а наделяют их дополнительными биологическими свойствами. Открытие плазмид существенно дополнило представления о формах существования жизни и возможных путях ее эволюции.

5. молекулярно-генетический период, который характеризуется рядом принципиально важных научных достижений и открытий,созданием электронного микроскопа.

 К ним относятся:

●  расшифровка молекулярной структуры и молекулярно-биологической организации многих вирусов и бактерий; открытие простейших форм жизни, «инфекционного белка» приона;

●  расшифровка химического строения и химический синтез некоторых антигенов. Например, химический синтез лизоцима [Села Д., 1971], пептидов вируса СПИДа (Р.В.Петров, В. Т. Иванов и др.);

●    открытие новых антигенов, например опухолевых (Л. А. Зильбер и др.), антигенов гистосовместимости (HLA-система);

●      расшифровка строения антител-иммуноглобулинов [Эдельман Д., Портер Р., 1959];

●    разработка метода культур животных и растительных клеток и их выращивания в промышленных масштабах с целью получения вирусных антигенов;

●     получение рекомбинантных бактерий и рекомбинантных вирусов. Синтез отдельных генов вирусов и бактерий. Получение рекомбинантных штаммов бактерий и вирусов, сочетающих свойства родительских особей или приобретающих новые свойства;

●создание гибридом путем слияния иммунных В-лимфоцитов, продуцентов антител и раковых клеток с целью получения моноклональных антител [Келлер Д., Милынтейн Ц., 1975];

●   открытие иммуномодуляторов,  иммуноцитокинов (интерлейкины, интерфероны, миелопептиды и др.), эндогенных природных регуляторов иммунной системы и их использование для профилактики и лечения различных болезней;

●     получение вакцин (вакцина гепатита В, малярии, антигенов ВИЧ и других антигенов), биологически активных пептидов (интерфероны, интерлейкины, ростовые факторы и др.) с помощью методов биотехнологии и приемов генетической инженерии;

●      разработка синтетических вакцин на основе природных или синтетических антигенов и их фрагментов, а также искусственного носителя . адъюванта (помощника) . стимулятора иммунитета;

●  изучение врожденных и приобретенных иммунодефицитов, их роли в иммунопатологии и разработка иммунокорригирующей терапии. Открытие вирусов, вызывающих иммунодефициты;

●  разработка принципиально новых способов диагностики инфекционных и неинфекционных болезней (иммуноферментный, радиоиммунный анализы, иммуноблоттинг, гибридизация нуклеиновых кислот). Создание на основе этих способов тест-систем для индикации, идентификации микроорганизмов, диагностики инфекционных и неинфекционных болезней (опухоли, сердечно-сосудистые, аутоиммунные, эндокринные и др.), а также выявления нарушений при некоторых состояниях (беременность, переливание крови, пересадка органов и т.д.)
В таксономическом отношении микроорганизмы очень разнообразны. Они включают прионы, вирусы, бактерии, водоросли, грибы, простейшие и даже микроскопические многоклеточные животные.

3. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества.

- участие в круговороте большинства химических элементов.

- ключевой фактор почвообразования.

- получение многих пищевых продуктов, кислоты, некоторые витамины, ряд ферментов, антибиотики, лекарственные препараты, ферменты и аминокислоты.

- очистка окружающей среды от различных природных и антропогенных загрязнений.

- классические объекты генетической инженерии

- некоторые  вызывают тяжёлые заболевания у человека, животных и растений.

4. Научные и практические достижения  медицинской микробиологии и иммунологии.

СРС:  Составление сообщений по вопросам истории и развития науки микробиологии, ее  современных достижениях и использовании микроорганизмов на благо человека и о проблемах борьбы с ними.

Приложение №4

Фронтальный опрос

1. Что изучает микробиология?

2. Микроорганизмы – это………..

3. К микроорганизмам относятся…………………

4. Патогенные микроорганизмы – это……………………..

5. Условно-патогенные……………………

6. Сапрофиты…………………………….

7. Иммунология, наука о……………………………………..

8. Иммунитет – это…………………………………………..

9. Кто первый открыл микроорганизмы?

10. Вклад Мечникова в микробиологию.

11. Вклад Л. Пастера.

12. Ивановский открыл…………..

13. Роль микроорганизмов в жизни человека……….

14. Кем из ученых впервые были открыты антибиотики?

15. Что изучает медицинская микробиология?

Приложение №5

Эталоны ответов

1. Наука, изучающая организмы, неразличимые (невидимые) невооруженным какой- либо оптикой глазом, которые за свои микроскопические размеры называют микроорганизмы (микробы).

2. Микроорганизмы –это организмы, имеющие микроскопические размеры, не видимые  не вооруженным глазом.

3. К микромиру относят - бактерии, вирусы, грибки, простейшие.

4. Патогенные микроорганизмы, которые способны вызвать заболевания как человека, так и животных.

5. Условно-патогенные это непатогенные микробы, которые  при определенных условиях (ослабленный организм, попадания в необычные для них места обитания) вызывают болезни.

6. Сапрофиты - это микроорганизмы не вызывающие заболевания. (полезные)

7. Иммунология- наука об иммунитете.

8. Иммунитет – это защитные механизмы организма от всего чужеродного.

9. Антонио Ван Левенгук.

10. Открыл фагоцитоз и обосновав клеточную теорию иммунитета.

11. Он доказал, что брожение (молочнокислое, спиртовое, уксуснокислое) не является химическим процессом, а его вызывают микроорганизмы. Опроверг теорию самозарождения; открыл явление анаэробиоза, т.е. возможность жизни микроорганизмов в отсутствие кислорода. Заложил основы дезинфекции, асептики и антисептики; открыл способ предохранения от инфекционных болезней с помощью вакцинации.

12. Открыл вирусы.

13. Микроорганизмы создали атмосферу, осуществляют кругоборот веществ и энергии в природе, расщепление органических соединений и синтез белка, способствуют плодородию почв, образованию нефти и каменного угля, выветриванию горных пород, многим другим природным явлениям.

С помощью микроорганизмов осуществляются важные производственные процессы - хлебопечение, виноделие и пивоварение, производство органических кислот, ферментов, пищевых белков, гормонов, антибиотиков и других лекарственных препаратов.

14. 1929 г. А.Флеминг открыл пенициллин.

15. рассматривает свойства патогенных и условно - патогенных микробов, их роль в развитие инфекционного процесса и иммунного ответа, разрабатывает методы лабораторной диагностики и специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

Приложение №6

Домашнее задание:

  1. Конспект лекций;
  2. Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.
  3. Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗАРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВО"

Практическое занятие по дисциплине "Право" на тему "Правовые отношения"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств....

Методическое пособие по теме "Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов".

Данное методическое пособие по учебной дисциплине «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности средне...

Методическая разаработка комбинированного занятия Учение об иммунитете

В данной методической разработке рассматривается строение органов иммунной системы их физиология , виды иммунитета. Данная тема является основополагающей для современного представления о нервно-гумора...

Методическая разаработка практического занятия Методы изучения наследственности человека

Методическая разарботка к практическому занятию "Методы изучения наследственности человека"  предназначена  для  студентов специальности 31.02.01. Лечебное дело, способствует...